Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2013 г. N 72-АПГ13-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко, В.И. Анишиной,
при секретаре М.И. Паршиной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Филоновой Н.И. об отмене постановления окружной избирательной комиссии по Петровскому одномандатному избирательному округу N 8 от 20 июля 2013 года N 8/24 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу N 8 Филоновой Н.И." и понуждении зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края, принятии подписных листов и продлении срока для сбора подписей по апелляционной жалобе Филоновой Н.И. на решение Забайкальского краевого суда от 21 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 31 мая 2013 года N 152, опубликованным в газете "Забайкальский рабочий" от 03 июня 2013 года N 105 (26323), назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва на 8 сентября 2013 года.
Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 25.04.2013 года N 82/637-1 "О формировании окружных избирательных комиссий для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва 8 сентября 2013 года" возложены на Петровск-Забайкальскую городскую территориальную избирательную комиссию.
Постановлением окружной избирательной комиссии по Петровскому одномандатному избирательному округу N 8 от 20 июля 2013 года N 8/24 Филоновой Н.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу N 8, так как документы на выдвижение представлены Филоновой Н.И. после окончания срока их подачи для выдвижения на основании пунктов 1, 2, 11 статьи 22 Закона Забайкальского края "О выборах депутатов Законодательного собрания Забайкальского края". Впоследствии Постановлением этой же окружной избирательной комиссии N 10/26 от 23 июля 2013 года в указанное постановление в связи с допущенной технической ошибкой внесены изменения и дополнения.
Не согласившись с указанным постановлением избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, Филонова Н.И. обратилась в суд с заявлением об его оспаривании, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято избирательной комиссией в нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 22 закона Забайкальского края "О выборах депутатов Законодательного собрания Забайкальского края", поскольку данная норма права не регламентирует сроки подачи документов для выдвижения кандидата, в свою очередь окружной избирательной комиссией была официально размещена информация о том, что подписные листы кандидатов принимаются до 24 июля 2013 года включительно, тем самым указав предельный срок для выдвижения кандидатов. Кроме того, полагала, что окружная избирательная комиссия намеренно ввела ее в заблуждение относительно сроков представления документов, предоставив копию Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания с пунктами 30-35, не регламентирующих сроки подачи документов на регистрацию. По ее мнению, также ей незаконно было отказано в открытии лицевого счета, что препятствовало сбору подписей избирателей. Филонова Н.И. просила суд отменить постановление N 8/24 от 20 июля 2013 года, обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания, принять подписные листы, продлить срок для сбора подписей.
Решением Петровск - Забайкальского городского суда Забайкальского края от 26 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 17 августа 2013 года указанно решение суда отменено и дело передано для рассмотрения в Забайкальский краевой суд по правилам первой инстанции.
В судебном заседании Филонова Н.И. поддержала заявленные суду требования.
Представители окружной избирательной комиссии по Петровскому одномандатному избирательному округу N 8 Кулаков И.Н., Лю Ю.И. просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Забайкальского краевого суда от 21 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Филонова Н.И. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, частям 1 статьи 21 Закона Забайкальского края от 06.12.2012 года N 753-ЗЗК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами в депутаты Законодательного Собрания края непосредственно либо в составе краевого списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и Законом края. Непосредственное выдвижение кандидатов в депутаты Законодательного Собрания края может быть осуществлено путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пункт "в"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (пункт "в.2").
Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктами 3, 5 части 5 статьи 30 закона Забайкальского края от 06.12.2012 года N 753-ЗЗК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края".
Судом установлено, что у Филоновой Н.И., на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствуют справка о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов; справка о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов (пункт 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ); подписные листы с подписями избирателей, собранными в период сбора подписей, то есть до 18 июля 2013 года; протокол об итогах сбора подписей в двух экземплярах (подпункт 1 части 1 статьи 29 Закона N 753-ЗЗК); первый финансовый отчет и справка банка об остатке денежных средств на счете (пункт 12 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ, пункт 2 части 1 статьи 29 Закона N 753-ЗЗК, пункт 4.7 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 14 марта 2013 года N 81/619-1), уведомление об отсутствии иностранных счетов (пункт 1.6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Поскольку Филоновой Н.И. в избирательную комиссию представлен не весь перечень документов, требуемый федеральным и краевым законодательством, в установленные законом сроки, избирательная комиссия обоснованно отказала заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с исчислением срока для предоставления в избирательную комиссию необходимых документов и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления и удовлетворению заявленных требований.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу пункта 9 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней.
В соответствии с частью 11 статьи 22 закона N 753-ЗЗК период, включающий в себя выдвижение кандидатов, краевых списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов при выборах депутатов Законодательного Собрания края, составляет 45 дней.
В силу статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ временной период, включающий в себя выдвижение кандидатов и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, следует исчислять со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Поскольку постановление Законодательного Собрания Забайкальского края "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва" опубликовано 3 июня 2013 года, то период, включающий в себя выдвижение кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, истекал 18 июля 2013 года.
Как усматривается из материалов дела, Филоновой Н.И., заявление о согласии баллотироваться в депутаты, а также копия паспорта, копия диплома, копия трудовой книжки, сведения о размере и источниках дохода были сданы в окружную избирательную комиссию по Петровскому одномандатному избирательному округу N 8 19 июля 2013 года в 17 часов 45 минут, что подтверждается актом о приеме документов (л.д. 5).
Таким образом, заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, а также иные представленные Филоновой Н.И. документы для уведомления о своем выдвижении были сданы в окружную избирательную комиссию по истечении предельного срока выдвижения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 21 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Филоновой Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2013 г. N 72-АПГ13-13
Текст определения официально опубликован не был