Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к указанию Государственного
агропромышленного комитета РСФСР
от 11 марта 1990 г. N 10
Методические рекомендации
по правовому обеспечению капитального строительства
Подрядное строительство в настоящее время осуществляется в соответствии с Правилами о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1988 года N 1550, а также Положением о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденным постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 3 июля 1987 года N 132/109.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления N 1550 следует читать как "26 декабря 1986 года"
Указанные Правила устанавливают (п. 12), что при заключении договора подряда заказчик и подрядчик в особых условиях к нему предусматривают также другие взаимные обязательства, руководствуясь при этом действующим законодательством, строительными нормами и правилами, исходя из проектов организации строительства и производства работ, конкретных условий строительства объектов.
Особые условия к договору подряда на капитальное строительство могут уточняться ежегодно, что предусмотрено п. 16 Правил.
Пунктом 37 Правил установлено, что при заключении договора подряда сторонами могут быть определены санкции за неисполнение таких обязательств, которые действующим законодательством не предусмотрены.
Подготовка проекта договора подряда на капитальное строительство и особых условий к нему является обязанностью подрядчика. Заказчик в течение 10 дней должен рассмотреть представленные подрядчиком проект договора и приложенные к нему документы, подписать их и возвратить подрядчику. Если у заказчика имеются возражения или он считает возможным дополнить договор и особые условия к нему, то выше подписи заказчика делается надпись "с протоколом разногласий". Подписанный заказчиком и с его печатью протокол разногласий прикладывается к договору, передаваемому подрядчику.
Госстрой СССР по согласованию с Госпланом СССР, Госбанком СССР и Промстройбанком СССР сообщил уточненный порядок заключения договоров подряда на капитальное строительство на 1990 год.
1. Заключение договоров подряда (субподряда) на строительство объектов, включенных в государственный заказ, их исполнение, а также передача проектно-сметной документации заказчиком (генеральным подрядчиком) генеральному подрядчику (субподрядчику) осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные Правилами о договорах подряда на капитальное строительство, Положением о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями и пунктами 2 и 3 письма Госстроя СССР от 28 июня 1988 г. N ЛЗ-2510-1.
2. По стройкам, не вошедшим в государственный заказ, проектно-сметная документация и документация, необходимая для заключения договора подряда (субподряда), могут передаваться заказчиком (генеральным подрядчиком) генеральному подрядчику (субподрядчику) в согласованные сторонами сроки, определенные в совместном документе, а не как это предусмотрено пунктами 17 и 18 Правил и пунктами 9, 10 Положения. В нем могут уточняться состав передаваемой документации, порядок и сроки заключения договоров подряда (субподряда) на строительство этих объектов и предусматриваться меры имущественной ответственности за нарушение согласованных сроков и комплектности передаваемой документации.
Если заказчиком (генеральным подрядчиком) и генеральным подрядчиком (субподрядчиком) не было принято согласованного документа, то состав, порядок и сроки передачи указанной документации определяются при заключении договора подряда (субподряда), а договор подряда (субподряда) в этом случае заключается в порядке и в сроки, указанные в пункте 19 Правил и пункте II Положения. Споры, возникшие при заключении договора подряда (субподряда), могут быть переданы на разрешение арбитража только при наличии об этом письменного согласия сторон.
При исполнении обязательств по договору подряда (субподряда) стороны руководствуются Правилами и Положением за исключением предусмотренных в них мер имущественной ответственности.
3. Рабочая документация на строительство жилых домов и других объектов социального назначения, разрабатываемая проектно-промышленно-строительными (проектно-строительными) объединениями, а также строительными, строительно-монтажными и другими организациями, осуществляющими строительство этих объектов и заключившими с проектными организациями договоры подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, должна передаваться в производство работ субподрядчику и заказчику в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 16 апреля 1988 г. N 476 "О совмещении проектирования и строительства жилых домов и других объектов социального назначения" по всем стройкам, включенным и не включенным в государственный заказ.
4. Что касается мер имущественной ответственности, предусмотренных Правилами о договорах подряда на капитальное строительство и Положением о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, то в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г. N 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям", они применяются за нарушение обязательств при сооружении объектов, включенных в государственный заказ.
При заключении договоров подряда (субподряда) на строительство предприятий (объектов), не вошедших в государственный заказ, меры имущественной ответственности за нарушение договорных обязательств должны определяться сторонами в заключаемом договоре подряда (субподряда).
Если договоры подряда (субподряда) на строительство предприятий (объектов), не вошедших в государственный заказ, заключены после принятия указанного постановления Совета Министров СССР без учета положений, изложенных в нем, то заказчик, генеральный подрядчик и субподрядчик вправе внести согласованные уточнения в особые условия к заключенному договору.
Кроме того, в заключаемых договорах подряда (субподряда) на строительство предприятий (объектов), включенных и не включенных в государственный заказ, следует предусматривать условия компенсации виновной стороной другой стороне убытков, образовавшихся в результате взимания платы в доход государственного бюджета за срыв предусмотренных в договорах подряда сроков ввода в действие предприятий (объектов). В эти убытки включаются и суммы, уплаченные за повышенный процент по банковским ссудам в связи с удлинением срока строительства.
Такой порядок возмещения указанных убытков установлен постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1989 г. N 809 "О некоторых мерах по улучшению положения дел в капитальном строительстве".
5. Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы, распределение суммы прибыли между заказчиком, генеральным подрядчиком и субподрядными организациями, полученной за счет экономии платы за введенные досрочно основные фонды, и перечисление средств на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов осуществляются в порядке предусмотренном постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1989 г. N 809.
Указанным постановлением Совета Министров СССР предложено осуществить в 1990 году переход подрядных строительных организаций на строительство "под ключ" вновь начинаемых жилых домов, школ и дошкольных учреждений.
Заказчикам при заключении договоров подряда на строительство объектов "под ключ" предусматривать передачу строительным организациям (сдачу в аренду, долевое участие в строительстве) складских помещений, необходимых для хранения оборудования, кабельной продукции и других материалов, ранее поставлявшихся заказчиком.
Этим же постановлением Совета Министров СССР установлено, что банки не принимают к финансированию вновь начинаемые стройки, продолжительность строительства которых превышает нормативную, а также переходящие стройки, по которым лимиты капитальных вложений и строительно-монтажных работ выделены в меньших объемах, чем это необходимо для завершения строительства в нормативные сроки.
Предприятиям и организациям рекомендовано направлять с согласия трудовых коллективов собственные средства на завершение строительства объектов, сооружение которых начато за счет государственных централизованных капитальных вложений.
Предприятия и организации, намечающие строительство (расширение) или реконструкцию объектов производственного назначении обязаны иметь к началу работ гарантированные источники финансирования или кредитования в размере полной сметной стоимости, обеспечивающие их строительство в нормативные сроки.
При несоблюдении предусмотренных в договорах подряда сроков ввода в действие объектов постановлением установлено, что:
по объектам, сооружаемым за счет государственных централизованных капитальных вложений и централизованных фондов министерств и ведомств взимается плата в государственный бюджет в размере 0,5 процента за каждый месяц нарушения сроков ввода в действие до фактической их сдачи в эксплуатацию - с заказчика от стоимости основных фондов с подрядчиков - от стоимости строительно-монтажных работ по не введенным в действие объектам;
по объектам, строящимся за счет средств предприятий, с них взимается плата в государственный бюджет за незавершенное строительство по не введенным в действие объектам в размере 6 процентов годовых до фактической их сдачи в эксплуатацию.
При заключении договоров подряда следует также иметь в виду, что перечисление средств на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов, предусмотренных в сметах на строительство, производится:
строительно-монтажным организациям - после ввода в действие этих мощностей и объектов в установленные сроки. Выплата средств на эти цели в виде аванса отменена;
заказчику и проектным организациям - после ввода в действие производственных мощностей и объектов в пределах до 50 процентов полагающихся средств, а остальная сумма перечисляется после полного освоения мощностей и объектов и выхода на проектные показатели в нормативные сроки. При несвоевременном освоении мощностей и объектов эта часть средств на премирование не перечисляется.
При досрочном вводе в действие производственных мощностей и объектов плата за вновь введенные основные фонды в период до планового срока ввода не взимается. Начисленные в виде платы за эти фонды средства распределяются между заказчиком, проектной, подрядной и субподрядными организациями пропорционально их вкладу и направляются в фонды развития производства, науки и техники, социального развития и материального поощрения (фонд оплаты труда).
Кроме того, письмом Государственного арбитража СССР от 17 мая 1989 г. N С-13-ОП-67 "О применении мер ответственности, предусмотренных Правилами о договорах подряда на капитальное строительство в связи с постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г. N 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям" даны разъяснения в следующем:
Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" установлено, что годовые планы разрабатываются и утверждаются предприятием самостоятельно исходя из его пятилетнего плана и заключаемых хозяйственных договоров. При этом стройки, на которых создаются мощности по государственному заказу, обязательны для включения в план, а значит, и для заключения договоров подряда на их строительство. По стройкам (объектам), не вошедшим в государственный заказ, предприятия вправе самостоятельно принимать решения по выбору партнеров и по заключению договоров подряда.
При этом в случае нарушения согласованных заказчиком (генеральным подрядчиком) и генеральным подрядчиком (субподрядчиком) сроков передачи проектно-сметной документации и документации, необходимой для заключения договора подряда (субподряда), могут применяться меры имущественной ответственности, предусмотренные п. 32 Правил о договорах подряда на капитальное строительство и п. 50 Положения о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, если они предусмотрены в указанном совместном документе.
При разрешении хозяйственных споров, возникающих при заключении и исполнении договоров подряда на капитальное строительство следует руководствоваться указанным разъяснением.
Однако, если стороны заключили договор по вновь начинаемым стройкам, не включенным в государственный заказ, но не определили в отдельном соглашении либо в договоре на строительство объекта сроки передачи проектно-сметной документации и документации, необходимой для заключения договора, не предусмотрели ответственность за нарушение установленных сторонами сроков передачи названной документации, с заказчика не могут быть взысканы санкции, указанные в пункте 32 Правил и пункте 50 Положения.
В связи с переводом многих организаций и предприятий на самофинансирование строительство жилых домов в подавляющем большинстве случаев будет финансироваться за счет хозрасчетного дохода.
В связи с этим подрядчик вправе потребовать от заказчика передачи ему десяти процентов вводимого в эксплуатацию жилья при условии, если это условие включено в заключенный между сторонами договор подряда.
В практике заключения и исполнения договоров подряда на капитальное строительство, а также при заключении и исполнении договоров субподряда выявилась необходимость усиления ответственности сторон за исполнение промежуточных этапов работ в установленные договорами сроки, а также уточнении, отклонении и усилении ответственности некоторых пунктов особых условий к таким договорам. Как показывает практика типичными дополнениями и уточнениями, включаемыми в особые условия, применимыми с учетом местных условий и конкретных особенностей той или иной стройки, могут быть следующими:
1. Подрядчик до начала планировочных и общестроительных работ на строительной площадке сдает по акту заказчику работы по срезке и складированию для рекультивации (улучшения) земель растительного слоя грунта.
В случае выполнения подрядчиком земляных работ без предварительной срезки и складирования в отведенных местах растительного слоя и без сдачи этой работы заказчику по акту подрядчик может быть оштрафован в размере 500 рублей.
Основание: СНиП 3.01.01-85, п. 1.3.
2. Подрядчик производит расчистку строительной площадки, предусмотренную проектом организации строительства и сводным сметным расчетом, освобождает ее от строений подлежащих сносу, производит вертикальную планировку и передает заказчику по акту для создания геодезической разбивочной основы за два месяца до согласованного срока передачи заказчиком подрядчику разбивочной основы.
За задержку в подготовке площадки подрядчик может быть оштрафован в сумме 100 рублей за каждый день просрочки.
Основание: СНиП 3.01.03-84, п. 1.7.
3. Рекомендуется в особых условиях указывать дату передачи подрядчику геодезической разбивочной основы. В соответствии с СНиП 3.01.03-84, п. 2.13 она должна быть передана не позднее, чем за 10 дней до начала выполнения строительно-монтажных работ.
4. В соответствии с СНиП 3.01.01-85, п. 7.7. при производстве работ без предварительного оформления акта об освидетельствовании предшествующих скрытых работ подрядчик может быть подвергнут штрафу со стороны заказчика в размере 100 рублей за каждый день от дня окончания скрытых работ до дня оформления акта.
5. При невыполнении квартальных заданий по строительно-монтажным работам подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере 150 рублей за каждый день квартала, в котором не выполнено квартальное задание и, кроме того, по 150 рублей в день после окончания квартала до дня восполнения допущенного отставания в истекшем квартале.
6. При выполнении работ по наружному электроснабжению силами сторонней монтажной организации по договору с заказчиком подрядчик за три месяца до установленного в договоре срока ввода объекта в эксплуатацию производит засыпку траншей и котлованов и планировку трассы прокладки электрокабеля и мест установки опор воздушной ЛЭП и передает эти трассы по акту заказчику. За каждый день просрочки подрядчик может быть оштрафован в сумме 150 рублей.
7. Подрядчик осуществляет строительство здания трансформаторной подстанции и сдает его заказчику по акту под монтаж оборудования не позднее 3 месяцев до установленного в договоре срока ввода объекта в эксплуатацию. За нарушение срока сдачи ТП под монтаж оборудования подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере 150 рублей за каждый день просрочки.
8. В случае строительства, реконструкции и технического перевооружения с применением большого количества оборудования и материалов, поставляемых заказчиком, может быть предусмотрена обязанность подрядчика построить за счет средств на временные здания и сооружения приобъектный склад для хранения оборудования, поступающего в адрес заказчика. Срок постройки такого склада должен быть указан с учетом срока начала поступления оборудования и материалов. За каждый день просрочки в строительстве такого склада может быть предусмотрена выплата подрядчиком штрафа в размере 8 процентов от стоимости подлежащего хранению в складе оборудования и материалов. Средства на такое строительство могут быть специально предусмотрены в сводном сметном расчете.
9. С целью повышения ответственности подрядчика за подготовку фронта работ по монтажу оборудования в особых условиях может быть предусмотрена обязанность подрядчика об извещении заказчика письменно о дне приемки подрядчиком от заказчика (в пределах срока, установленного графиком передачи заказчиком подрядчику оборудования).
При непредставлении извещения до установленного срока передачи оборудования подрядчик выплачивает штраф в сумме 500 руб. согласно п. 28 Правил о договорах подряда на капитальное строительство.
10. За задержку в приемке оборудования от заказчика против сроков, указанных в графике передачи заказчиков подрядчику оборудования, может быть предусмотрена выплата подрядчиком заказчику штрафа в размере 8 процентов от стоимости оборудования, подлежащего передаче в монтаж.
11. Подрядчик обеспечивает выполнение монтажных работ, проведение индивидуального испытания смонтированного оборудования и передачу его по акту под наладку в сроки, предусмотренные в графике выполнения пуско-наладочных работ. За каждый день просрочки в передаче оборудования под наладку подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере 100 рублей.
12. В случае повреждения или утраты принятого от заказчика оборудования подрядчик восстанавливает или приобретает это оборудование вновь за свой счет в срок, установленный рабочей комиссией. За каждый день просрочки в передаче оборудования под наладку подрядчик может выплатить заказчику штраф в размере 150 рублей согласно п. 29 Правил о договорах подряда на капитальное строительство.
13. В случае, если рабочая комиссия, созванная заказчиком по письменной просьбе подрядчика для приемки объекта, установит, что объект не подготовлен подрядчиком для предъявления государственной приемочной комиссии, подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере 1000 рублей за каждый необоснованный созыв рабочей комиссии.
14. В случае непредставления рабочей комиссии исполнительной документации, предусмотренной в СНиП 3.01.04-87 и в СНиП 3.01.03-84, подрядчик выплачивает заказчику единовременный штраф в сумме 1000 рублей и, кроме того, по 250 рублей за каждый день от дня созыва рабочей комиссии и до дня передачи заказчику исполнительной документации.
15. Подрядчик в течение пяти дней после письменной просьбы о созыве рабочей комиссии передает заказчику по акту сохраняемые геодезические знаки, переданные ему заказчиком в составе геодезической разбивочной основы, схему их расположения и каталоги координат и высот этих знаков. При нарушении этого срока подрядчик может выплатить заказчику штраф в размере 1000 рублей и, кроме того, по 100 рублей за каждый день просрочки.
16. За неустранение недоделок по монтажу оборудования в срок, установленный рабочей комиссией, подрядчик может выплатить штраф в размере 250 рублей за каждый день просрочки.
17. За неустранение общестроительных недоделок в срок, установленный рабочей комиссией, подрядчик выплачивает заказчику штраф в размере 250 рублей за каждый день просрочки.
Кроме того, если в особых условиях имеются пункты об оказании заказчиком подрядчику услуг, то необходимо требовать включения в особые условия и пунктов о порядке оплаты и стоимости таких услуг. При этом следует иметь в виду, что подрядчик обязан возместить заказчику пропорциональную часть его затрат на содержание жилья, коммунального хозяйства и других объектов социальной сферы, если заказчик будет выделять подрядчику своих рабочих. За задержку оплаты платежных требований заказчика за оказанные им услуги подрядчик может быть подвергнут штрафу в размере 100 рублей за каждый день просрочки по основаниям, предусмотренным в п. 5 и в п. 6 Правил о договорах подряда.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 14 Правил о договорах подряда на капитальное строительство выполнение обязанностей заказчика по работам, на которые заключен договор субподряда, возлагается на генподрядчика, а обязанностей подрядчика - на субподрядчика.
В целях оказания практической помощи в правовом обеспечении капитального строительства к настоящим методическим рекомендациям прилагаются:
Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г. N 1550;
Правила финансирования и кредитования строительства, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 10 января 1987 г. N 39;
Типовой договор подряда на капитальное строительство, типовое дополнительное соглашение к договору подряда на капитальное строительство, типовые формы графика производства строительно-монтажных работ и квартальных заданий на производство строительно-монтажных работ, утвержденные постановлением Госстроя СССР, Стройбанка СССР и Госбанка СССР от 23 января 1987 г. N 13;
Положение о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденное постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 3 июля 1987 г. N 132/109.
<< Назад |
||
Содержание Указание Государственного агропромышленного комитета РСФСР от 11 марта 1990 г. N 10 "Правовое обеспечение капитального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.