Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2013 г. N 74-АПГ13-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.B. и Ерёменко Т.И.,
при секретаре Строилове А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Егоровой А.А. и Седалищева Н.И. об отмене регистрации Корякина А.И. в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва по Амгино-Майскому одномандатному избирательному округу N 31 по апелляционной жалобе Седалищева Н.И. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2013 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
на 8 сентября 2013 г. назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) пятого созыва.
Решением Амгино-Майской окружной избирательной комиссии Амгино-Майского одномандатного избирательного округа N 31 (далее - ОИК) от 8 июля 2013 г. N 4/1-1 Корякин А.И. зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) по указанному округу.
Егорова А.А. и Седалищев Н.И., зарегистрированные кандидатами по этому же избирательному округу, обратились в суд с заявлениями об отмене названного решения ОИК по тем основаниям, что кандидат Корякин А.И., занимающий должность первого заместителя председателя Государственного комитета по ценовой политике - региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия), при проведении предвыборной агитации использовал преимущества своего должностного положения, выразившиеся:
в привлечении в служебное время государственных служащих Корбан А.В., Николаевой Л.С. и Златиной E.Л. для осуществления деятельности, способствующей его выдвижению;
в использовании вертолёта, услуги которого были оплачены генеральным директором ООО СК "Главэнергострой" Немировским С.Ю.;
в осуществлении агитационных выступлений с участием звёзд якутской эстрады - "Сарыан", "Ботулло", певца Егора Степанова, также оплаченных генеральным директором ООО СК "Энергострой" Немировским С.Ю.
Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе судей просит в апелляционной жалобе Седалищев Н.И.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Статьёй 40 упомянутого акта установлены ограничения, связанные с должностным или служебным положением при проведении предвыборной агитации. Согласно п. 5 этой статьи под использованием преимуществ должностного или служебного положения в целях применения названного закона в том числе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий.
Неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения предусмотрено подп. "в" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в качестве основания для отмены регистрации кандидата.
Пунктом 2 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных средств (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Установление факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией влечёт отмену регистрации кандидата в соответствии с подп. "г" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
В ходе разбирательства по делу судом не установлено фактов неоднократного использования кандидатом Корякиным А.И. преимуществ своего должностного или служебного положения, а также фактов подкупа избирателей кандидатом либо иными лицами по его поручению.
Установлено, что вертолет, на использование которого кандидатом Корякиным А.И. указали заявители, принадлежит авиакомпании "Илин". Услуги названной авиакомпании по предоставлению вертолета оплачены Корякиным А.И. из средств его избирательного фонда согласно договору уступки права требования о выполнении авиационных работ, заключённому между кандидатом и ООО СК "Главэнергострой".
Не нашёл своего подтверждения и довод о привлечении кандидатом Корякиным А.И. руководителя центра занятости населения Николаевой Л.С., секретаря отдела социальной защиты населения Златиной Е.Л., главы администрации муниципального образования с. Петропавловск Корбан А.В. к осуществлению ими в служебное время деятельности, способствующей выдвижению кандидата.
Суд не согласился с утверждениями об осуществлении агитационных выступлений в поддержку кандидата Корякина А.И. при проведении публичного мероприятия - концерта с участием звёзд якутской эстрады - "Сарыан", "Ботулло", певца Егора Степанова.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд счёл недоказанными факты подкупа избирателей, а также неоднократного использования преимуществ своего должностного или служебного положения кандидатом Корякиным А.И.
С учётом указанного вывод суда об отсутствии оснований для отмены решения ОИК о регистрации данного кандидата является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований - законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
В заседание Судебной коллегии не представлены документальные данные, которые могли бы повлиять на выводы суда, изложенные в судебном постановлении.
Мнения заявителей о допущенных Корякиным А.И. нарушениях носят вероятностный, предположительный характер.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Седалищева Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Ерёменко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2013 г. N 74-АПГ13-25
Текст определения официально опубликован не был