Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной комиссии РФ
от 2 октября 2013 г. N 198-2-6
Проект
Концепция
взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий с политическими партиями и общественными организациями в области развития правовой культуры и повышения электоральной активности молодых избирателей Российской Федерации до 2018 года
1. Общие положения
Деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в области повышения правовой культуры избирателей, в том числе молодых, является неотъемлемой частью мероприятий по подготовке и проведению выборов и референдумов.
Государственная политика в этой области имеет уже сложившую традицию и практику: Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 228 была одобрена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, включавшая перечень программных мероприятий на период с 1995 по 1999 год.
Начиная с 2000 года деятельность ЦИК России и созданного для реализации указанной Федеральной программы Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в этой области строилась в соответствии с комплексами мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации и ежегодными сводными планами мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Значительное место в этой деятельности занимала и занимает работа с молодыми гражданами Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет.
Избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации регулярно принимались соответствующие региональные программы повышения правовой культуры избирателей и обучения организаторов выборов, в реализации которых активное участие принимали территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований, иные избирательные комиссии.
В период действия Федеральной программы были заложены исходные законодательные, административные, информационные и научные основы современной, отвечающей требованиям международных стандартов избирательной системы Российской Федерации.
28 декабря 2007 года было принято постановление ЦИК России N 83/666-5 "О проведении Дня молодого избирателя", в соответствии с которым была определена дата проведения ежегодных мероприятий для молодых избирателей - третье воскресенье февраля. Начиная с 2008 года в рамках указанного проекта избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации организуется широкий спектр мероприятий, направленных на развитие правовой культуры и повышение электоральной активности молодых избирателей, в том числе просветительского характера (олимпиады, семинары, викторины, классные часы, циклы правовых лекториев, заседания молодежных политических клубов), ознакомительного характера (дни открытых дверей в избирательных комиссиях, выставки публикаций, фотографий, плакатов на тему избирательного процесса), развлекательного характера (конкурсы, "ярмарки молодежных идей", интерактивные игры).
В целях совершенствования государственной политики в области образования и науки, в том числе и юридического образования, принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образовании и науки", регулирующий вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных на решение правовых задач, стоящих перед государством и обществом.
Таким образом, развитие правовой культуры и повышение электоральной активности молодых избирателей остается одним из приоритетных направлений в деятельности ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий и является составной частью мероприятий по подготовке и проведению выборов всех уровней: федеральных, региональных, муниципальных.
В настоящее время работа в этом направлении осуществляется в соответствии с Планом работы ЦИК России на 2013 год, концепцией обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации в 2013-2015 годах, Сводным планом основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации на 2013 год.
Распоряжением Председателя ЦИК России В.Е. Чурова от 10 апреля 2008 года N 88-р образована Экспертная группа при Председателе ЦИК России по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными организациями и молодежными объединениями "с целью повышения уровня экспертных оценок, обеспечения контроля за соблюдением избирательных прав граждан, информационно-аналитического и организационного обеспечения взаимодействия ЦИК России с политическими партиями, общественными организациями и молодежными объединениями".
Кроме того, постановлением ЦИК России от 23 июня 2010 года N 208/1406-5 при ЦИК России создан Общественный научно-методический консультативный совет, состоящий из 12-ти секций, в том числе секции по вопросам обеспечения избирательных прав молодежи и студентов, в состав которой входят представители органов государственной власти, учебных и научных учреждений, молодежных организаций. В направления ее работы входят вопросы молодежных избирательных комиссий, привлечение молодежи и студенчества к участию в избирательном процессе и ряд других.
Вместе с тем предварительный обзор практики указанной работы позволяет выявить ряд проблем, связанных с недостатками в организационных и содержательных параметрах сложившейся системы, в том числе:
действующая система охватывает достаточно ограниченный круг участников;
система не предоставляет возможности оперативного и содержательного изменения учебных программ, подготовки доступных для широкого круга пользователей учебно-методических материалов, в том числе с использованием современных информационных технологий, адаптированных для восприятия молодыми людьми;
система использует методики, не всегда позволяющие в необходимом формате и объеме доносить необходимую информацию до избирателей;
система не использует в полной мере свои просветительские и пропагандистские возможности и не направлена на их развитие.
Кроме того, в ходе федеральных выборов 2011-2012 годов возник ряд новых общественных организаций и движений, не всегда использующих правомерные способы общественного контроля за выборами в стране.
В связи с этим возникла необходимость разработки Концепции взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий с политическими партиями и общественными организациями в области развития правовой культуры и повышения электоральной активности молодых избирателей Российской Федерации до 2018 года (далее - Концепция), учитывающей накопленный опыт, объединяющей существующие направления и формы указанной деятельности, и в то же время определяющей новые подходы и способы работы с молодыми избирателями.
2. Цели, задачи и методы реализации Концепции
Основные цели Концепции:
развитие правовой культуры молодых избирателей (в возрасте от 18 до 35 лет), обеспечение активного и осознанного участия молодежи в избирательных кампаниях, кампаниях референдума;
повышение уровня доверия молодых граждан Российской Федерации к российской избирательной системе, институту выборов и референдумов;
преодоление абсентеизма, формирование активной сознательной гражданской позиции;
информирование о деятельности ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных и участковых избирательных комиссий, направленной на реализацию конституционных прав граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Основные задачи Концепции:
повышение уровня информированности молодых граждан Российской Федерации об избирательном праве и избирательном процессе в Российской Федерации, практике проведения выборов и референдумов в Российской Федерации;
повышение доверия молодых граждан к российской избирательной системе и результатам ее деятельности;
содействие формированию активной гражданской позиции и высокой электоральной активности молодых граждан Российской Федерации;
подготовка квалифицированных молодых специалистов в области избирательного права и избирательного процесса, в том числе для работы в системе избирательных комиссий и включения в резерв составов избирательных комиссий;
создание эффективной современной информационно-коммуникативной и образовательной инфраструктуры в рамках избирательной системы Российской Федерации, учитывающей современные интернет-технологии и адаптированной к особенностям восприятия информации молодыми людьми.
Основной предмет Концепции - правоотношения, возникающие в ходе осознанной реализации молодыми гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права; преодоление абсентеизма; вовлечение молодежи в избирательный процесс, наблюдение за ходом подготовки и проведения выборов и подведения итогов голосования.
Методы:
разработка предложений по направлениям реализации Концепции и внесение их в ежегодные планы работы ЦИК России, сводные планы основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации, планы работы секции по вопросам защиты прав избирателей и взаимодействия с государственными органами, политическими партиями и иными общественными объединениями Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Экспертной группы при Председателе ЦИК России по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными организациями и молодежными объединениями, а также в тематические планы изданий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
проведение конкурсов среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий на лучшую организацию работы по отдельным направлениям реализации Концепции;
обобщение и изучение конструктивного опыта работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий, молодежных избирательных комиссий, молодежных парламентов по направлениям реализации Концепции, выявление наиболее эффективных форм указанной работы;
реализация специальных проектов в рамках направлений работы, указанных в Концепции;
подготовка и публикация аналитических, обобщающих и методических материалов по отдельным направлениям реализации Концепции.
Ожидаемые результаты:
преодоление политической апатии и формирование в среде молодых граждан Российской Федерации активной гражданской позиции;
повышение электоральной активности молодых избирателей Российской Федерации;
привлечение молодежи к работе в избирательной системе Российской Федерации (в составах избирательных комиссий и резерве составов избирательных комиссий);
распространение и публикация материалов, посвященных практике работы избирательных комиссий по различным направлениям реализации Концепции, в том числе размещение информации на интернет-сайтах избирательных комиссий.
3. Основные направления реализации Концепции
3.1. Молодой избиратель
Данное направление реализации Концепции направлено на формирование устойчивого интереса молодых граждан к политико-правовым формам собственной гражданской активности, развитие интереса к процессу организации и проведения выборов (референдумов), повышение осознания смысла и значения участия в выборах и референдумах. Принимая во внимание, что с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение граждан, органы государственной власти, государственные структуры, избирательные комиссии, политические партии не могут оставаться безразличными к их участию или неучастию в избирательном процессе.
Основными партнерами в реализации данного направления Концепции являются избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации, иные избирательные комиссии, а также высшие учебные заведения, общественные организации, проводящие специальные учебно-разъяснительные мероприятия для молодежи.
Формы проведения мероприятий, посвященных вопросам повышения правовой культуры молодых избирателей:
проведение в высших* и общеобразовательных учреждениях во взаимодействии с избирательными комиссиями занятий по курсу "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации";
проведение конкурсов среди студентов и аспирантов вузов (юридических вузов и факультетов, правовых кафедр) на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса с последующим изданием сборника лучших работ;
проведение деловых игр, фестивалей, конкурсов, викторин, заседаний "круглых столов", выборов председателей студенческих советов и т.п.;
проведение в субъектах Российской Федерации мероприятий в рамках проекта "День молодого избирателя";
взаимодействие с общественными организациями инвалидов с целью оказания содействия в реализации избирательных прав молодым избирателям, имеющим инвалидность (например, проекты "Дорога на избирательный участок", "Помоги мне");
проведение в Дни бесплатной юридической помощи в России специализированных акций, направленных на разъяснение гражданам норм избирательного законодательства;
организация и проведение общественных открытых лекций и семинаров по отдельным вопросам избирательного права и процесса.
3.2. Молодой член избирательной комиссии, член молодежной избирательной комиссии
Данное направление реализации Концепции включает повышение уровня профессиональной подготовки молодых членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, иных избирательных комиссий), осуществление контроля за реализацией права участия молодых граждан в формировании участковых комиссий и включение в состав резерва участковых комиссий.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 октября 2012 года N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковые избирательные комиссии формируются сроком на пять лет. В связи с этим особую роль приобретает подготовка молодых специалистов для избирательной системы.
Значительный объем работы в области повышения правовой культуры молодых и будущих членов избирательных комиссий традиционно выполняется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в различных формах - организуются клубы молодых избирателей, осуществляется работа молодежных советов при избирательных комиссиях, молодежных избирательных комиссиях. Молодежные избирательные комиссии, создаваемые при избирательных комиссиях различного уровня, являются одним из источников кадрового резерва для избирательной системы.
Анализ практики работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации показал, что избирательные комиссии уделяют большое внимание работе с различными молодежными объединениями, в том числе клубами молодого избирателя, молодежными парламентами и правительствами, молодежными избирательными комиссиями и другими организациями.
С 2008 года при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации начали создаваться молодежные избирательные комиссии. По состоянию на 1 февраля 2013 года в субъектах Российской Федерации созданы 53 молодежные избирательные комиссии.
Цели формирования молодежных избирательных комиссий:
участие в организации и проведении выборов представителей общественных молодежных палат при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, молодежных парламентов при представительных собраниях муниципальных образований и иных органов ученического и молодежного самоуправления;
проведение мониторинга электоральной активности молодежи;
оказание содействия избирательным комиссиям в вопросах планирования и реализации мероприятий, связанных с подготовкой кадрового резерва организаторов выборов;
участие в реализации мероприятий по повышению правовой культуры молодых избирателей, других участников избирательного процесса.
3.3. Молодой парламентарий
Данное направление реализации Концепции подразумевает взаимодействие с представителями молодежных парламентов и содействие развитию института молодежного парламентаризма в России как одному из основных способов повышения политической активности молодежи.
Молодежный парламентаризм представляет собой систему представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы.
В настоящее время молодежные парламенты осуществляют свою деятельность на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В зависимости от поставленных целей и задач молодежные парламенты выбирают соответствующую сферу деятельности: реализация или формирование молодежной политики, то есть непосредственное проведение социально значимых мероприятий, и/или разработка нормативных актов, касающихся молодежной политики.
В 2004 году была создана Молодежная парламентская ассамблея при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, что можно считать признанием государством** важности и необходимости развития молодежных парламентов, а также готовности высших органов государственной власти способствовать этому развитию.
В 2004-2007 годах состоялись всероссийские форумы молодых парламентариев, на одном из которых, в 2005 году, были подготовлены Рекомендации по взаимодействию молодежных парламентских структур с избирательными комиссиями разного уровня. В 2012 году в Москве был открыт Центр молодежного парламентаризма, курирующий деятельность Молодежного парламента города Москвы (www.molparlam.ru). В настоящее время запущен интерактивный интернет-портал Всероссийского молодежного парламентского движения России - www.newparlament.ru.
Созданные молодежью и поддержанные органами власти молодежные парламентские структуры представляют проблемы и интересы молодого поколения. Одним из направлений работы молодежных парламентских структур является участие в повышении активности молодежи в общественно-политической жизни страны, в развитии ее правовой культуры.
В последнее время молодежные парламенты, расширяя круг взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, стали проводить совместные мероприятия с избирательными комиссиями разного уровня. В ряде субъектов Российской Федерации проводятся выборы в молодежные парламентские структуры, организуются обучающие семинары и мероприятия по привлечению молодежи к участию в голосовании, в результате которых ощутимо повысилась активность молодых людей по участию в общественно-политической жизни своего региона.
Данное направление Концепции предполагает:
оказание организационного, консультационного и методического содействия в сотрудничестве молодежных парламентских структур и избирательных комиссий;
обеспечение возможности участия представителей молодежных парламентов в работе избирательных комиссий разного уровня;
участие в реализации комплексных программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по взаимодействию молодежных парламентских структур и избирательных комиссий.
3.4. Молодой кандидат
Данное направление реализации Концепции предполагает информационно-разъяснительную и организационно-методическую работу с молодыми гражданами, являющимися кандидатами на выборные должности или выдвинутые политическими партиями (избирательными объединениями) в составе списков кандидатов, по вопросам, связанным с их участием в избирательных кампаниях, кампаниях референдумов.
Практика проведения федеральных избирательных кампаний 2011-2012 годов, а также выборов в субъектах Российской Федерации в единые дни голосования свидетельствует о необходимости обучения и консультирования молодых кандидатов по широкому кругу вопросов, связанных с их участием в избирательных кампаниях, кампаниях референдумов, в связи с изменением законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации.
Показатели, характеризующие реализацию молодыми людьми своего пассивного избирательного права, в основном достаточно стабильны. И в списках кандидатов, выдвинутых политическими партиями, и выдвигаясь в порядке самовыдвижения, молодежь находит свое место, стремится участвовать в избирательном процессе и реализовать свое пассивное избирательное право, приобретает опыт политической борьбы.
Основная задача, связанная с формированием культуры ответственного и профессионального участия молодых граждан в избирательном процессе, - организовать систему их подготовки и переподготовки на базе современных учебно-информационных технологий по овладению знаниями в области избирательного законодательства, практическими навыками их применения, правомерного поведения в ходе проведения выборов.
3.5. Молодой наблюдатель
Данное направление реализации Концепции предполагает информационно-разъяснительную и организационно-методическую работу с молодыми гражданами Российской Федерации, представителями политических партий, общественных организаций, в соответствии с законодательством о выборах и референдумах принимающими участие в наблюдении за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательных комиссий в ходе подготовки и проведения выборов. Наблюдение за выборами имеет большое значение для повышения доверия граждан к вопросам формирования структур государственной власти, способствует защите избирательных прав граждан, прозрачности и открытости избирательного процесса. Основная цель наблюдения - соблюдение законности при проведении голосования и подсчете голосов.
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наблюдателем является гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума. Необходимо в рамках Концепции разработать и применять современные технологии обучения и информирования молодых граждан Российской Федерации, представителей политических партий, общественных организаций, в соответствии с законодательством о выборах и референдумах принимающих участие в наблюдении за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательных комиссий в ходе подготовки и проведения выборов.
3.6. Молодой журналист
Данное направление реализации Концепции направлено на информационно-разъяснительную и методическую работу с молодыми представителями средств массовой информации по вопросам информационного и медийного сопровождения избирательных кампаний.
Главное требование избирательного законодательства к информационной деятельности в ходе подготовки и проведения выборов состоит в том, чтобы она осуществлялась средствами массовой информации свободно, но была объективной, достоверной, обеспечивала равенство кандидатов и политических партий, участвующих в выборах.
Законодательство о выборах и референдумах содержит нормы и предписания, достаточно подробно регламентирующие деятельность общероссийских и региональных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, участвующих в информационном обеспечении выборов и референдумов в Российской Федерации. В связи с этим ЦИК России проводит подготовку представителей средств массовой информации, в том числе молодых журналистов. Например, в сентябре 2010 года в ЦИК России было организовано очно-дистанционное обучение представителей средств массовой информации по вопросам информационного сопровождения выборов. Всего в очно-дистанционном обучении приняло участие более 1500 журналистов из федеральных, региональных и местных СМИ, представлявших 83 субъекта Российской Федерации. В образовательной программе впервые принимали участие студенты факультетов журналистики и других смежных специальностей.
Полагаем целесообразным продолжать работу по обучению и консультированию, а также тестированию молодых журналистов и представителей СМИ по вопросам их участия в информационном обеспечении выборов и референдумов в Российской Федерации.
3.7. Молодой правоохранитель
Данное направление реализации Концепции включает информационно-разъяснительную и организационно-методическую работу с молодыми представителями правоохранительных органов по вопросам, связанным с их участием в обеспечении безопасности и правопорядка, взаимодействием с избирательными комиссиями в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний.
Из всех правоохранительных органов особая роль в обеспечении законности при организации и проведении выборов отводится органам внутренних дел. Органы внутренних дел принимают практические меры по решению стоящих перед ними задач, вытекающих из норм избирательного законодательства. Органы внутренних дел оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий по подготовке и проведению выборов, их совместная деятельность осуществляется в формах организационно-правового и практического сотрудничества, которые постоянно развиваются и наполняются новым содержанием, исходя из требований избирательного законодательства.
Формы и механизм сотрудничества правоохранительных органов и избирательных комиссий определены Соглашением о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 декабря 2012 года и соответствующими соглашениями, заключенными избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации с территориальными органами МВД России.
Кроме того, на органы внутренних дел возложена обязанность по охране общественного порядка при проведении массовых агитационных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций). При этом организация подобного рода агитационных мероприятий и, соответственно, обеспечение избирательных прав граждан должно осуществляться на основе скоординированных действий органов внутренних дел и избирательных комиссий.
В целях повышения эффективности взаимодействия правоохранительных органов и избирательных комиссий представляется целесообразным постоянно повышать уровень правовой культуры молодых сотрудников правоохранительных органов.
3.8. Издательская и медийная деятельность
3.8.1. Молодежный раздел в СМИ
Данное направление Концепции предполагает совместную разработку, издание и опубликование в печатных изданиях ЦИК России ("Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", "Журнал о выборах") информационно-методических материалов по вопросам избирательного права и процесса, повышения правовой и политической культуры молодых избирателей, а также создание в "Журнале о выборах" специального "Молодежного раздела" и регулярное наполнение его соответствующими материалами, которые в адаптированной для молодежи форме преподносят необходимую информацию.
Средства массовой информации образуют важнейший институт формирования и распространения в общественном сознании различных представлений и мнений. Их влияние на динамику и структуру развития правового просвещения в избирательном процессе открывает широкие возможности для проведения активной государственной политики в данной области.
Решение этой задачи предполагает создание и размещение серии информационно-аналитических, просветительских и иных программ, рассчитанных на конкретные возрастные, социальные и территориальные группы избирателей. Материалы, направленные на повышение правовой культуры и электоральной активности молодых избирателей, должны разрабатываться с учетом особенностей восприятия и осознания информации молодыми людьми.
3.8.2. Молодежный интернет-ресурс
Данное направление Концепции предполагает создание на Интернет-сайте ЦИК России и сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации современных информационно-коммуникативных и образовательных ресурсов, учитывающих современные интернет-технологии и особенности восприятия информации молодыми гражданами, постоянное наполнение их соответствующими материалами.
В последние годы избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в работе с молодежью все активнее применяют современные формы взаимодействия с применением интернет-технологий, в том числе:
проводят интернет-конференции для председателей и членов избирательных комиссий, в том числе молодежных избирательных комиссий;
на своих интернет-сайтах создают разделы (страницы), на которых постоянно размещают информацию, адресованную молодым избирателям;
размещают видеоролики, интерактивные игры, викторины и конкурсы с целью привлечь к участию в выборах молодых избирателей, повысить уровень их правовой грамотности.
Вместе с тем в каждом субъекте Российской Федерации указанная работа проводится исходя из собственных возможностей, целей и задач (как правило, связанных с конкретными избирательными кампаниями), подчас носит ситуативный, временной характер, и в межвыборный период осуществляется нерегулярно. Необходимо осуществлять данную деятельность более системно и постоянно, обеспечивать наполнение интернет-ресурсов избирательных комиссий интересными, качественными информационно-разъяснительными материалами.
4. Выводы и предложения
Проблема вовлечения молодежи в избирательный процесс носит комплексный характер. Деятельность ЦИК России по вовлечению молодых граждан в избирательный процесс нацелена на непрерывный приток молодых, подготовленных, образованных кадров в различные сферы избирательного процесса.
Пройдя через систему молодежных парламентов, молодежных комиссий, общественных молодежных организаций, молодые люди приобретают не только опыт социализации, но и политического участия в жизни страны, не только практические навыки взаимодействия с представителями разных социально-демографических групп, но и мировоззренческие установки. Для дальнейшего развития просветительской работы в молодежной среде предстоит совершенствовать существующие и разрабатывать новые формы и методы работы, новые подходы и специализированные издания.
Молодым избирателям нужны знания в области избирательного законодательства, основ электоральной культуры и правомерного поведения в ходе избирательных кампаний и кампаний референдума. Добиться коренного улучшения положения дел в этой сфере можно только объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, системы избирательных комиссий, Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, политических партий, общественных объединений, учреждений образования и культуры, средств массовой информации, других органов и организаций.
В связи с этим представляется целесообразным в дальнейшем осуществлять работу ЦИК России с молодыми избирателями с учетом имеющегося опыта, вместе с тем - более комплексно, систематично и планомерно.
Для этого необходимо:
обобщить опыт работы ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий по проведению Дня молодого избирателя в 2008-2013 годах и внести предложения по организации и проведению Дня (недели, декады, месяца) молодого избирателя, предусмотрев перенесение даты проведения этого мероприятия на первую неделю сентября, приурочив его начало к Дню знаний - 1 сентября.
Обобщить и изучить практику работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий, молодежных избирательных комиссий, молодежных парламентов в области повышения правовой культуры и электоральной активности молодых избирателей Российской Федерации за пять лет (2009-2013 годы), выявить наиболее эффективные формы и методы этой работы и опубликовать данную информацию на Интернет-сайте ЦИК России, интернет-сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и сайтах партнеров.
В ходе проведения научно-практических конференций с членами молодежных избирательных комиссий, клубов молодых избирателей, посвященных 20-летию избирательной системы Российской Федерации, предусмотренных Планом работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на 2013 год:
обсудить проблемы и перспективы дальнейшей работы в области повышения правовой культуры и электоральной активности молодых избирателей Российской Федерации;
внести соответствующие предложения по направлениям реализации Концепции в План работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на 2014 год, Сводный план основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации на 2014 год, а также в тематические планы изданий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
внести предложения по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией Концепции, на заседаниях секции по вопросам защиты прав избирателей и взаимодействия с государственными органами, политическими партиями и иными общественными объединениями Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Экспертной группы при Председателе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными организациями и молодежными объединениями.
______________________________
* ЦИК России активно взаимодействует с высшими учебными заведениями. В настоящее время ЦИК России заключены договоры о сотрудничестве с 14 вузами страны (МГИМО, Московским государственным университетом приборостроения, МГЮА им. О.Е. Кутафина, Государственным университетом управления, Российским новым университетом, Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов, Военным университетом Минобороны России, Российским государственным социальным университетом, Московским гуманитарным экономическим институтом, Российской академией правосудия, Всероссийской государственной налоговой академией Минфина России, Московским государственным открытым университетом, юридическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова).
** Активную поддержку молодежному парламентаризму оказывает ЦИК России. В сентябре 2009 года в ЦИК России состоялось заседание "круглого стола" на тему "Развитие института молодежного парламентаризма в России как фактор политической активности молодежи"; в феврале 2010 года - заседание "круглого стола" на тему "Электоральная активность молодежи в аспекте деятельности молодежных парламентов России", организованного ЦИК России. Вопросы молодежного парламентаризма постоянно находятся в сфере внимания органов государственной власти, избирательных комиссий. Парламентские слушания по "молодежной теме", иные встречи стали традиционными и конструктивными.
<< Назад |
||
Содержание Выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 2 октября 2013 г. N 198-2-6 "О Концепции взаимодействия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.