Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Обязательное
Указания по технической эксплуатации портов с замерзающей акваторией
1. Общие положения
1.1. При технической эксплуатации гидротехнических сооружений, акваторий и судоходных каналов морских портов в случае замерзания их акватории следует применять комплекс дополнительных организационных, технических и технологических мероприятий по эффективному использованию методов и средств, предназначенных для преодоления ледовых затруднений.
Указанные мероприятия по технической эксплуатации необходимо разрабатывать с учетом требований к эксплуатации, изложенных в РД 31.31.21-81.
1.2. В каждом порту, на акватории которого в зимний период образуется ледяной покров, рекомендуется разрабатывать, в развитие настоящих Указаний, дополнительные руководящие материалы по технической эксплуатации гидротехнических сооружений, акватории и судоходных каналов, в том числе Инструкцию по защите гидротехнических сооружений от действия льда.
При этом следует учитывать географическое расположение, климатические и гидрометеорологические характеристики района, а также планировочные и конструктивные особенности гидротехнических сооружений данного порта.
1.3. Каждый морской порт должен быть надлежащим образом подготовлен к работе в зимних условиях, для чего необходимо провести следующие мероприятия:
приказом начальника порта ежегодно, в зависимости от фактических ледовых условий, должны устанавливаться даты ледового периода навигации; приказом начальника порта должны быть определены порядок и меры безопасности при устройстве и использовании пешеходных и проездных мостков через переправы на акватории порта, при очистке от льда и снега территории причалов, дорог, переездов, проходов, железнодорожной колеи и рельсовых крановых путей, стрелочных переводов, разрывов между штабелями;
портом должны быть составлены технологические карты на переработку отдельных видов грузов с учетом зимних условий.
1.4. Для обеспечения противопожарной готовности объектов порта в зимнее время пожарные гидранты должны быть теплоизолированы, а пожарные майны на акватории должны быть постоянно чистыми от льда.
2. Режим эксплуатации портовых гидротехнических сооружений
2.1. Отбойные устройства причальных сооружений должны быть расположены выше уровня образования нароста льда на переменном уровне воды. В этом случае, когда это невозможно осуществить, должны быть предусмотрены специальные отбойные устройства, приспособленные для работы в условиях обледенения причальных стенок.
2.2. В отбойных устройствах, главным образом щитовых, при расположении их в зоне переменного уровня воды, должны быть предусмотрены средства предотвращения образования нароста льда между причалом и контактной поверхностью устройства (см. таблицу).
2.3. Вылет отбойных устройств при расположении их выше переменного уровня воды должен превышать толщину образующегося на лицевой стенке причала нароста льда. Размеры нароста льда устанавливаются приближенным методом по указаниям РД 31.31.21-81.
2.4. Запрещается заваливать отбойные устройства снегом. Собранный на территории порта загрязненный снег должен вывозиться в установленные места свалок.
2.5. В тех случаях, когда сооружения или их отдельные элементы могут быть повреждены льдом, следует систематически применять охранные меры: околку льда, поддержание незамерзающих майн и др. С затапливаемых в период паводка участков территории порта заблаговременно должно быть убрано все оборудование, которое может быть повреждено ледоходом. Перечень сооружений, подлежащих защите, и оборудования, подлежащего эвакуации, а также необходимые мероприятия по защите сооружений и оборудования от воздействия льда должны устанавливаться распоряжением по порту.
2.6. Работоспособность специализированных причальных сооружений для приема судов типа Ро-Ро, паромов и т.п., а также других причальных сооружений, оборудованных собственной аппарелью, должна быть обеспечена применением специальных противоледовых средств, приведенных в таблице.
2.7. Причальные сооружения железнодорожных переправ должны обеспечивать точную стыковку парома с подъемно-опускным мостом в ледовой обстановке. С этой целью должны быть устранены следующие явления, препятствующие точной стыковке: скопление и смерзание битого льда в ложе парома и особенно под подъемно-опускным мостом; обледенение отбойных устройств на переменном уровне воды; образование нароста льда и ледяной консоли из льда, примерзшего к лицевой поверхности причального сооружения.
2.8. Для предотвращения скопления и смерзания битого льда в ложе парома рекомендуется применять причальные паромные сооружения мостового типа с проемами для удаления битого льда на окружающую акваторию. Проемы должны иметь в плане плавные очертания и не создавать условий для скопления битого льда.
Для паромных сооружений, расположенных на акваториях с прочным неподвижным ледяным покровом, рекомендуется предусматривать средства поддержания ложа парома в незамерзающем состоянии, приведенные в таблице.
2.9. Специализированные причалы, снабженные береговой аппарелью, в портах со значительной амплитудой приливных колебаний уровня воды, должны быть оснащены техническими средствами, предотвращающими образование наледи и скопление льда под аппарелью.
2.10. Причалы и участки, специализированные по перегрузке контейнеров и лихтеров, должны обеспечиваться техническими средствами для очистки контейнеров и лихтеров от льда и снега.
2.11. Учитывая возможность работы гребнями винтами буксирных и ледокольных судов в непосредственной близости у причалов, следует особое внимание обращать на состояние дна у кордона. При проектировании новых причалов следует предусматривать крепление или защиту дна; при эксплуатации существующих причалов - проводить регулярные подводные осмотры и промеры. В случае необходимости проводить подсыпку песчано-гравийными грунтами или защиту каменной отсыпкой, возводимой до проектной глубины.
3. Режим эксплуатации акватории и судоходных каналов
3.1. Техническая эксплуатация замерзающих акваторий и судоходных каналов должна обеспечивать безаварийное плавание судов и минимальные затраты времени на проводку, швартовку и перестановку судов в ледовой обстановке.
3.2. На подходных к порту трассах, покрытых сплошным неподвижным льдом, рекомендуется создавать и поддерживать чистые от льда каналы с помощью ледоколов, а также составов, состоящих из ледокола с толкаемой ледокольно-ледоочистительной приставкой (ЛЛП).
3.3. Для ускорения весеннего вскрытия акватории порта и судоходного канала рекомендуется ослаблять ледяной покров посредством его зачернения торфяной или каменноугольной пылью, путем создания системы борозд с помощью ледовых стругов или взламывать ледяной покров с помощью судов или платформ на воздушной подушке или путем использования ледоколов для создания прорезей в ледяном покрове.
3.4. Для облегчения ледовых условий на акватории порта рекомендуется применять взлом ледяного покрова с помощью портовых ледоколов или буксиров ледовой категории и последующий сплав битого льда путем использования естественных факторов выноса льда (выносные течения, отжимной ветер) или с помощью технических средств, указанных в таблице.
3.5. Акватория и судоходные каналы порта должны быть оснащены исправно действующими средствами навигационного оборудования (СНО), обеспечивающими безопасное плавание и маневрирование судов в ледовой обстановке.
3.6. Режим работы СНО в замерзающих бассейнах, где навигация продолжается с помощью ледокольного флота, устанавливается указаниями РД 31.61.01-83.
3.7. Капитан порта, по просьбе Службы морского канала или Технического участка, должен выделять ледокол или буксир ледокольного типа для регулярной околки льда вокруг буев и обслуживания их при необходимости в ледовых условиях.
3.8. По акватории к судоходным каналам порта в ледовый период допускается плавание судов, имеющих соответствующие данному району мощность и ледовую категорию корпуса, регламентируемые Правилами Регистра СССР и другими действующими нормативными документами.
Начальниками портов должны ежегодно издаваться приказы, определяющие типы судов, которые могут приходить в порт в период зимней кампании без ограничений.
3.9. Предельная скорость движения судов на акватории и судовых каналах порта в ледовый период устанавливается капитаном порта в зависимости от сложности ледовой обстановки, сообщается судоводителям распоряжением капитана порта.
3.10. Скорость, угол подхода транспортных судов к причалам, число и мощность буксиров, участвующих в подготовке причала к постановке и швартовке транспортного судна, устанавливаются в зависимости от сложности ледовой обстановки, дедвейта транспортного судна и регламентируются специальными указаниями капитана порта.
3.11. При подготовке причала к постановке транспортного судна ледяной покров на акватории перед причалом на расстоянии 1,5 - 2,0 ширины корпуса швартующегося судна должен быть взломан, измельчен буксирами, а ледяные наросты, образующиеся на лицевой стенке причала на переменном уровне воды, должны быть удалены.
3.12. Судну к причалу следует подходить под углом 15 - 20°. Битый лед из пространства между бортом судна и причалом следует удалять с помощью буксиров-ледоуборщиков (см. таблицу). При отсутствии буксира-ледоуборщика удаление битого льда можно производить с помощью потоков, создаваемых гребными винтами одного буксира, в то время как другой буксир поджимает швартующееся судно к причалу. При швартовке транспортного судна к причалу в ледовых условиях в необходимых случаях, как исключение, разрешается работа его гребными винтами самым малым ходом.
3.13. При наличии на акватории порта прочного ледяного покрова толщиной более 0,5 м подготовка причала к постановке и швартовке транспортного судна должна включать прокладку ледоколом каналов на всем протяжении необходимого для постановки судна участка причального фронта на расстоянии 25 - 35 м от линии кордона и околку ледоколом береговой кромки канала таким образом, чтобы диаметральная плоскость ледокола составляла с причальной линией угол не более 30° при толщине льда до 50 см и не более 15° - 20° при большей толщине льда.
Приближение ледокола к линии кордона не должно быть меньше 2 м, при этом угол между диаметральной плоскостью (ДП) ледокола и причальной стенкой не должен быть более 5°. При толщине льда более 50 см подход ледоколов к причалам кормой запрещается.
3.14. В зимний период подготовка причалов к швартовке судов включает освобождение прикордонной линии причала от льда и снега и посыпка причала песком на всем его протяжении, где будут производиться работы по швартовке судов.
3.15. Во время стоянки судов у причалов в период низких температур должна предотвращаться возможность их примерзания к лицевой стенке во избежание повреждений сооружений и судна, путем оборудования стенки обогреваемыми щитами или путем изменения крена и дифферента судна посредством перекачки балласта. До устранения примерзания борта к лицевой стенке причала производство грузовых операций запрещается.
3.16. Очистка рейда от льда перед отводом транспортного судна от причала должна производиться с помощью ледокола аналогично п. 3.13 настоящих указаний.
Очистка рейда производится до наружного борта судна. Отвод судна от причала должен осуществляться с помощью буксиров. Как исключение допускается самостоятельный отход судна от причала с разрешения в каждом отдельном случае главного инженера порта.
3.17. Операции по подводу и отводу судов от причалов должны согласовываться с капитаном порта и проводиться под наблюдением дежурного капитана портнадзора. Сразу после отвода судна от причала дежурным капитаном портнадзора должен быть произведен осмотр причального сооружения.
Все замеченные повреждения и причины их возникновения должны быть отражены в акте, составленном в соответствии с требованиями раздела 3 настоящего РД.
3.18. Особенности выполнения ледокольных операций, особые меры предосторожности при стоянке судов на рейде и у причала в ледовых условиях, разрешение (запрещение) зимнего отстоя судов с указанием мест, отведенных для этой цели, а также места ледовых переправ (мостков), устанавливаемых через ледовые каналы, проложенные в припайном льду, организация прохода судов в районах ледовых переправ должны быть отражены в Обязательных постановлениях по порту.
3.19. Размеры операционной акватории в ледовый период определяются с учетом следующих особенностей выполнения маневровых операций в ледовой обстановке:
снижение маневренности и управляемости судов;
обеспечение безопасности стоящих у причала судов при выполнении маневровых операций в непосредственной близости от них;
использование портовых ледоколов в маневровых и швартовых операциях;
использование буксиров для удаления битого льда из пространства между судном и причалом при швартовке судов.
3.20. Режим движения судов по судоходным каналам в ледовых условиях определяется указаниями СУДС (см. п. 8.1.7 настоящего РД).
3.21. Для повышения эффективности эксплуатации акваторий замерзающих портов следует применять технические средства для преодоления ледовых затруднений в соответствии с указаниями таблицы.
Таблица
Технические средства для преодоления ледовых затруднений
Назначение |
Наименование |
Краткое описание устройства или способа |
1. Создание чистых от льда каналов в сплошном неподвижном ледяном покрове |
Толкаемая ледоколом или буксиром ледокольно-ледоочистительная приставка (ЛЛП) |
ЛЛП - несамоходное судно, на днище которого с наружной стороны укреплены продольные ледорезные ножи и ледоразводящий клин. Кормовая оконечность ЛЛП снабжена сцепным, а носовая - буксирным устройствами, отсеки могут быть забалластированы. Для предотвращения образования ледяной чаши днище ЛЛП изнутри снабжено системой электрообогрева |
2. Разрушение ледяного покрова акватории |
а) Ледокол |
а) общеизвестно |
|
б) Буксир ледовой категории |
б) общеизвестно |
3. Разрежение и перемещение битого льда |
а) Ледокол |
а) см. п. 2а |
|
б) Буксир |
б) см. п. 2б |
|
в) Буксир-ледоуборщик |
в) Буксир-ледоуборщик представляет собой портовый буксир, дооборудуемый на ледовый период навесными ледозахватными приспособлениями в виде решеток, установленных с помощью шарниров с каждого борта в носовой части корпуса буксира. В нерабочем положении ледозахватные решетки располагаются параллельно бортовой обшивке корпуса над ватерлинией, а в рабочем - с помощью гидропривода устанавливаются перпендикулярно ДП буксира и на половину своей высоты погружаются в воду. |
4. Создание незамерзающих участков акватории (пожарных майн, майн вдоль причалов, в районе водомерных постов и т.п.) |
а) Пневматическая барботажная установка |
а) Пневматическая барботажная установка состоит из воздушного компрессора, подводящего и раздаточных перфорированных трубопроводов. Предназначена для использования в водоемах, обладающих тепловым потенциалом. |
|
б) Паровоздушная установка |
б) Паровоздушная установка отличается от пневматической (п. 4а) тем, что кроме воздушного компрессора она снабжена паровоздушным инжектором, соединенным с парокотельной установкой. Предназначена для использования в водоемах, лишенных запасов тепла. |
|
в) Использование сброса теплых очищенных промышленных или бытовых вод |
в) Подъем на поверхность теплых вод осуществляется с помощью пневматической барботажной установки (п. 4а) |
|
г) Теплоизоляция поверхности воды |
г) Теплоизоляция осуществляется с помощью подвспененного полистирола или керамзита (гранул, пластин). Толщина слоя изоляции 0,2 - 0,4 м (в зависимости от температуры наружного воздуха). |
5. Предотвращение и удаление наростов льда на стенках причалов |
а) ЛЛП (при ширине нароста свыше 0,5 м) |
а) см. п. 1 |
|
б) Паровоздушная установка (при любой ширине нароста) |
б) см. п. 4б |
|
в) Экраны с электрообогревом (при любой ширине нароста) |
в) Экран с электрообогревом выполнен в виде щитов, навешиваемых на ледовый период на лицевую стенку причала под отбойными устройствами. Высота экрана принимается равной перепаду уровней воды в зимний период. Передний лист экрана изготавливается из стали, задний - из импрегнированных битумом досок, а между ними укладываются электронагревательные кабели или ленты, соединенные с береговой электросетью. |
|
г) Покрытия лицевых стенок причалов веществами с малой адгезией ко льду (полиуретановые лаки и краски) |
г) Противообледенительные смазки и низкоэнергетические полимерные покрытия |
6. Удаление битого льда из пространства между стенкой причала и бортом швартуемого судна |
а) Буксиры |
а) Создание направленных потоков воды |
|
б) Пневматическая барботажная установка |
б) Создание поверхностного течения |
|
в) Буксир-ледоуборщик |
в) см. п. 3в |
7. Защита каналов и акваторий от битого дрейфующего льда, поступающего из проливов, притоков и т.п. |
а) Шандоры |
а) Многоопорные балки, перемещаемые в вертикальной плоскости, предназначенные для удержания припая вдоль судоходных трасс |
|
б) Боны |
б) Боны стационарные из бревен, связанных между собой тросами. Крайние бревна закреплены якорями. Боны раздвижные, изготовленные из металлических бочек, укрепленных на якорях с помощью подвижных тросов и грузов-противовесов, обеспечивают пропуск судов и задержание битого льда |
|
в) Ледоудерживающие и ледонаправляющие дамбы и острова |
в) Дамбы и острова возводят из традиционных строительных материалов, а в условиях Арктики - из льда или из грунта с сохранением мерзлого ядра. |
8. Ускорение весеннего вскрытия акватории и предотвращение затворов льда |
а) Ледоколы |
а) см. п. 2а |
|
б) Ледовые струги |
б) Ледовый струг представляет собой раму с укрепленными на ней резцами, буксируемую по ледяному покрову вездеходом-амфибией. Вырезает в ледяном покрове борозды глубиной до 0,5 м. |
|
в) Зачернение ледяного покрова |
в) Распыление торфяной или каменноугольной пыли, золы и т.п. веществ на ледяном покрове в весенний период. |
9. Удаление битого льда из тупиковых зон специализированных причалов |
а) Буксир-ледоуборщик |
а) см. п.3в |
|
б) Ледонаправляющая стенка |
б) Ледонаправляющая стенка возводится в тупиковой части ложа причального сооружения морского парома, имеет в плане криволинейную форму и способствует удалению битого льда под воздействием потока, создаваемого гребными винтами швартующегося судна (парома, судна типа Ро-Ро). |
|
в) Импульсная пневматическая барботажная установка |
в) Импульсная пневматическая барботажная установка отличается от описанной установки (п. 4а) тем, что перфорированные трубопроводы уложены параллельно друг другу и в них поочередно подается сжатый воздух, за счет чего создается "бегущая волна" |
|
г) Потокообразующая установка |
г) Потокообразующая установка выполнена в виде безнапорного пропеллерного насоса, имеющего корпус с избыточной плавучестью. Установка мощностью 30 кВт создает поток длиной до 150 - 200 м с расходом около 2 |
10. Предотвращение заполнения льдом прирельсовых канавок железнодорожных и подкрановых путей |
а) Электрический обогрев |
а) Укладка на дно канавки гибкой электронагревательной ленты или коаксиального кабеля |
|
б) Заполнение канавки эластичным веществом |
б) Заполнение канавок пенополиуретаном или т.п. веществами |
3.22. Все технические противоледовые средства до начала ледостава должны быть приведены в готовность. Обслуживание системы обогрева щитов лицевых стенок причалов и других электроприборов, механизмов и сетей должно осуществляться персоналом порта. После окончания ледового периода противоледовые средства рекомендуется демонтировать или законсервировать до следующего зимнего периода.
3.23. Для контроля ледовой обстановки и состояния каналов в ледяном покрове на подходах и на акватории порта в течение всего ледового периода в каждом порту при службе капитана порта должна быть организована система наблюдения и оповещения.
3.24. Для обеспечения безотказной работы водомерных постов они должны быть снабжены средствами борьбы с обледенением и вмерзанием движущихся частей в ледяной покров.
3.25. Службой капитана порта в течение всего периода ледовой навигации должен вестись Журнал, в котором должны отражаться: ледовая обстановка на подходах и акватории порта, а также у причалов; время, затрачиваемое на швартовку, перестановку и отшвартовку судов в ледовых условиях; перечень и эффективность работы применяемых противоледовых средств и методов; повреждения судов и гидротехнических сооружений, обусловленные ледовой обстановкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.