Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение I
Многолетний план
действий Сообщества по содействию более безопасному использованию сети Интернет
План мероприятий
План мероприятий в сочетании с рекомендациями по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства представляет собой средство реализации Европейского подхода к более безопасному использованию сети Интернет, основанного на саморегулировании отрасли, фильтрации, рейтинговой оценке и осведомленности. Европейский парламент, Совет ЕC и Государства-члены ЕС выразили желание оказать значительную поддержку этому подходу, принимая во внимание более широкий европейский контекст Боннской декларации, одобренной министрами 29 Европейских стран.
Целями плана мероприятий являются:
- стимулирование участников (со стороны отрасли и пользователей) разрабатывать и внедрять подходящие системы саморегулирования,
- оказание финансовой помощи посредством проведения демонстраций и стимулирования применения технических средств,
- предупреждение и информирование родителей и преподавателей, в особенности через их объединения,
- поддержание объединения и обмена опытом и лучшими достижениями на Европейском и международном уровнях, особенно со странами-кандидатами и вступающими в ЕС странами*(14),
- продвижение согласования действий по всей Европе и между заинтересованными участниками отрасли,
- обеспечение совместимости подходов, принятых в Европе, и подходов, принятых в других странах.
После первоначального этапа, охватывающего период с 1 января 1999 г. по 31 декабря 2002 г., будет организован второй этап, охватывающий период времени с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2004 г. Он будет построен на работе по достижению целей, установленных в четырех планах действий первоначального этапа, с необходимыми корректировками, сделанными исходя из накопленного опыта и в связи с влиянием новых технологий и их взаимодействием, а также обеспечением взаимодействия с другими программами Сообщества, в частности:
(i) область более безопасного использования будет расширена, особенно с целью усиления защиты детей и несовершеннолетних в новых онлайновых технологиях, в том числе информации, содержащейся в мобильных и широкополосных сетях, онлайновых играх, передаче файлов в сети peer-to-peer, текстовых и расширенных сообщениях, а также во всех формах общения в реальном времени, таких как чаты и мгновенные сообщения;
(ii) проведение активных действий по обеспечению охвата незаконного и вредного контента, а также информации, вызывающей сомнение, особенно в области защиты детей и несовершеннолетних; особое внимание необходимо уделять преступлениям против детей, таким как детская порнография, торговля детьми, а также расизм и насильственные преступления;
(iii) будет поощряться более активное участие контент-индустрии и медиа-индустрии, а также будет расширяться сотрудничество с поддерживаемыми государством органами в данной области;
(iv) будет поощряться расширение сетей между участниками проекта путем осуществления различных действий, например, в области создания систем горячих линий, систем рейтинговой оценки контента, саморегулирования и повышения осведомленности;
(v) будут предприняты шаги по включению стран-кандидатов и вступающих в ЕС стран в непрерывную деятельность и шаги по обмену опытом и новыми технологиями, а также по усилению связи и поощрению совместного с третьими странами проведения схожей деятельности, особенно со странами, в которых незаконный контент размещается или производится, а также с международными организациями*(14).
1. Первое направление плана мероприятий. Создание безопасной среды
Сотрудничество с отраслью промышленности и полноценная работа системы саморегулирования являются существенными элементами сокращения потока незаконного контента в Интернете.
1.1. Создание Европейских сетей горячих линий
Эффективным способом прекращения распространения незаконных материалов является создание Европейской сети центров (известных как горячие линии), которые позволяют пользователям сообщить о контенте, с которым они столкнулись в ходе использования сети Интернет, и который они считают незаконным. Уголовное преследование и наказание лиц, виновных в распространении незаконного контента, по-прежнему будут осуществлять государственные правоохранительные органы, в то время как целью деятельности горячих линий является выявление незаконного материала и прекращение его распространения. При этом необходимо учитывать различия в национальных правовых системах и культурное своеобразие.
В настоящее время горячие линии существуют только в некоторых Государствах-членах ЕС. Необходимо стимулировать создание горячих линий, чтобы их деятельность распространялась на Союз как географически, так и лингвистически. Необходимо также создать механизм по обмену информацией между внутригосударственными горячими линиями, между Европейской сетью и горячими линиями третьих стран.
Для того чтобы данная сеть работала в полную силу своего потенциала, необходимо усилить сотрудничество между отраслью промышленности и правоохранительными органами, обеспечить сотрудничество на территории всей Европы, повысить эффективность работы при помощи обмена информацией и опытом.
Данная деятельность будет осуществляться в форме предложений по участию организаций (20-25) с целью создания Европейской сети горячих линий, связи между этой сетью и горячими линиями третьих стран, разработки общих подходов и стимулирования обмена ноу-хау и передовыми технологиями.
Представители сетевой промышленности (поставщики Интернет-доступа и услуг, операторы телекоммуникационных услуг, операторы государственных горячих линий) и пользователи должны оказывать помощь участвующим организациям. Они должны будут продемонстрировать прогрессивный и инновационный подход, в особенности в своем взаимодействии с государственными правоохранительными органами.
Целями второго этапа является завершение распространения зоны покрытия сети на Государства-члены ЕС; дальнейшее улучшение операционной эффективности сети; сближение с деятельностью по обеспечению осведомленности о более безопасном использовании Интернета, в частности по повышению общественной осведомленности о горячих линиях; предоставление практической помощи странам-кандидатам и вступающим в ЕС странам при организации горячих линий; адаптация практического руководства к новым технологиям; а также расширение связей с горячими линиями, существующими за пределами Европы*(14).
1.2. Поощрение развития саморегулирования и кодексов поведения
Для того чтобы сетевая промышленность могла внести существенный вклад в ограничение потока незаконного и вредного потока информации, необходимо поощрять развитие предприятиями саморегулирования, путем сотрудничества с прочими заинтересованными сторонами. Механизм саморегулирования должен обеспечивать высокий уровень защиты и решение вопроса об отслеживаемости.
В связи с межнациональным характером коммуникационных сетей усилить эффективность мероприятий саморегулирования на уровне Европейского Союза можно путем распределения государственных инициатив между органами, ответственными за их исполнение.
В соответствии с данным планом мероприятий необходимо разработать на Общеевропейском уровне руководства по кодексам практики, достигнуть консенсуса в отношении их применения и поддержать их реализацию. Данное направление реализуется через объявление тендера по выбору организации, которая сможет оказать помощь органам саморегулирования в разработке и введении в действие кодексов поведения. В связи с введением кодексов поведения, необходимо развивать систему зрительных обозначений "знаков качества сайтов", которые помогут пользователям определить провайдеров Интернет-услуг, придерживающихся кодексов поведения. Будут приняты меры, способствующие тщательному отслеживанию прогресса. Данные меры будут проводиться при тесном взаимодействии с общими руководящими принципами реализации на внутригосударственном уровне системы саморегулирования, что предложено рекомендациями Совета ЕС по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства.
На втором этапе будут предприняты дальнейшие мероприятия по оказанию помощи и внесению предложений для обеспечения координации на уровне Сообщества путем обеспечения сетевого взаимодействия соответствующих структур в рамках Государств-членов ЕС, а также путем систематического изучения и обсуждения соответствующих правовых и нормативных вопросов. Целью данных действий является оказание помощи в развитии сопоставимых методологий оценки саморегулирования, оказание помощи при адаптации практики саморегулирования к новым технологиям путем предоставления информации о соответствующих открытиях в области технологий и их способах применения; предоставление практической помощи странам-кандидатам и вступающим в ЕС странам, желающим учредить органы саморегулирования, а также расширение связей с органами саморегулирования, существующими за пределами Европы. Кроме того, будет предоставлена дополнительная помощь развитию системы знаков качества сайтов*(14).
2. Второе направление плана мероприятий. Разработка систем фильтрации и рейтинговой оценки
Для того чтобы стимулировать более безопасное использование Интернета, важно упростить идентификацию контента. Это может быть сделано путем введения системы рейтинговой оценки, которая описывает контент в соответствии с общепризнанными схемами (например, когда такие элементы как секс или насилие оцениваются по шкале), а также путем введения систем фильтрации, которые позволяют пользователю выбрать контент, к которому он/она желают получить доступ. Рейтинг может быть составлен провайдером контента или сторонней рейтинговой службой. Существует несколько допустимых систем фильтрации и рейтинговой оценки. Однако степень их развитости по-прежнему очень низка, и по-прежнему не достигнут тот уровень развития, который позволит пользователям быть уверенными в том, что контент, в котором они заинтересованы, и контент, с которым они не хотят сталкиваться, оценены соответствующим образом, а также что совершенно безобидный контент не заблокирован. Внедрение систем рейтинговой оценки европейскими провайдерами контента и пользователями остается низким.
В соответствии с данным направлением будут приняты меры, направленные на демонстрацию возможностей и ограничений систем фильтрации и рейтинговой оценки в реально существующей среде с целью поощрения создания общеевропейских систем и приобщения пользователей к использованию данных систем. Системы фильтрации и рейтинговой оценки должны быть сопоставимы на международном уровне, взаимозаменяемы, а также должны быть разработаны при содействии представителей сетевой промышленности, потребителей и пользователей.
2.1. Демонстрация возможностей фильтрации и рейтинговой оценки
Будет стимулироваться развитие систем рейтинговой оценки, сопоставимых на международном уровне и соответствующих европейским требованиям, гарантирующих, что фильтрация и рейтинговая оценка проводятся на уровне, обеспечивающем практическую работоспособность для пользователей, преподавателей и родителей. Для достижения высокого уровня развития необходимо охватить множество сайтов. Также необходимо предпринять меры по стимулированию применения рейтинговых оценок провайдерами контента. Рейтинговая оценка, проводимая независимыми третьими сторонами, гарантирует стандартизированный подход к рейтинговой оценке контента, и применяется в случаях, когда провайдеры контента не могут точно провести оценку, а также при необходимости удовлетворения специфических требований, предъявляемых предприятиями, студентами или учениками и конечными пользователями, которые не смогла выполнить рейтинговая оценка контента, проведенная провайдером.
После конкурса заявок будут отбираться проекты, содержащие рейтинговые оценки, соответствующие требованиями европейского контента, стимулирующие интеграцию рейтинговой оценки в процесс создания контента, а также демонстрирующие все преимущества данного технического решения. Особое внимание будет уделено практической ценности в "реальной жизни" с изучением большого количества потребностей простых пользователей. Также на этой стадии будут проводиться тестирования на предмет возможности обойти или отключить программное обеспечение фильтрации.
На втором этапе конкурса заявок будет проводиться оценка правильности работы и демонстрация систем рейтинговой оценки, созданных третьими сторонами.
С целью получения максимальной выгоды демонстрационных проектов, необходимо оценить их влияние, а также убедиться в распространении результатов их работы на всю Европу. Оценка демонстрационных проектов и распространение результатов по всей Европе будут являться предметами тендера.
Демонстрационные проекты, проводящиеся в соответствии с данным планом мероприятий, могут внести огромный вклад в деятельность по повышению осведомленности, предусмотренную 3 направлением плана мероприятий.
Участниками демонстрационных проектов являются сетевая промышленность (органы саморегулирования, провайдеры доступа к Интернету и провайдеры услуг, провайдеры контента, операторы сетей, фирмы программного обеспечения), пользователи, потребители, группы по защите прав граждан, а также правительственные органы, принимающие участие в регулировании сетевой промышленности, и правоохранительные органы.
В ходе второго этапа, особое внимание будет уделено вопросам сопоставительного анализа отдельных элементов программного обеспечения и сервисов систем фильтрации (в особенности вопросам производительности, удобства использования, устойчивости к хакерским атакам, удовлетворения требований европейского рынка и новых форм цифрового контента). Помощь в развитии технологий фильтрации будет оказываться исследовательскими программами Сообщества. Европейская Комиссия будет обеспечивать тесную взаимосвязь с деятельностью, направленной на фильтрацию в соответствии с Планом действий*(14).
На втором этапе будет проводиться работа по организации рейтинговой оценки самими провайдерами контента, а также по предоставлению информации пользователям о европейском программном обеспечении и сервисам фильтрации*(14).
2.2. Содействие заключению международных соглашений по системам рейтинговой оценки
Международное сотрудничество операторов и других заинтересованных сторон Европейского Союза и их партнеров в других регионах мира очень важно для оперативной совместимости систем рейтинговой оценки.
Уже ведется работа рядом органов, связанных с протоколами и с проектированием систем рейтинговой оценки по разным критериям. Важно, чтобы голос Европы был услышан в международных переговорах, и с этой целью проводились встречи по обмену мнениями.
На втором этапе будет оказываться содействие объединению представителей сетевой промышленности и заинтересованных сторон, таких как провайдеры контента, контролирующие органы и органы саморегулирования, организации программного обеспечения и организации рейтинговой оценки Интернета, а также ассоциации потребителей, в целях создания благоприятных условий для создания и внедрения систем рейтинговой оценки, удобных для провайдеров контента и потребителей как в восприятии, так и в использовании, обеспечивающих родителей и преподавателей Европы необходимой информацией для принятия решения в соответствии с их культурным и лингвистическим уровнем ценностей, а также учитывающих телекоммуникационные аудиовизуальные медиа и информационные технологии*(14).
3. Третье направление плана мероприятий. Мероприятия по повышению осведомленности
Общественность принимает все больше участия в деятельности, связанной с Интернетом, и получает все больше преимуществ от новых услуг. В то же время существует некоторое недопонимание в том, как необходимо поступать с каждым аспектом сетевых коммуникаций; родители, преподаватели и дети должны быть осведомлены обо всех возможностях Интернета и его недостатках, а также не всегда имеют достаточные знания, чтобы оградить ребенка от нежелательного контента. Мероприятия по повышению осведомленности укрепляют уверенность родителей и преподавателей в безопасном использовании Интернета детьми.
Осведомленность также является важным компонентом мероприятий, предусмотренных 1 и 2 направлениями, так как действия сетевой индустрии, направленные на установление саморегулирования и систем фильтрации и рейтинговой оценки принесут пользу только тогда, когда пользователи и потенциальные пользователи будут осведомлены о них.
Европейский парламент призвал к реализации Европейской кампании и европейских информационных и просветительских программ, финансируемых из бюджета ЕС, информирующих родителей и всех людей, работающих с детьми (педагоги, социальные работники и т.д.) о самых надежных способах (в том числе и с технической точки зрения) защиты несовершеннолетних от контента, который может навредить их нормальному развитию.
Общеевропейские мероприятия, проводимые на базе действий, осуществляемых Государствами-членами ЕС, будут способствовать взаимодействию, особенно в части обмена информацией и опытом. План действий будет стимулировать проведение мероприятий по повышению осведомленности, основанных на передаче информации от провайдеров Интернет-доступа к потребителям, а также на подготовке материалов для образовательного сектора.
Инициативы по повышению осведомленности также будут опираться и на действия по повышению осведомленности, проводимые в рамках других программ, в частности программой MIDAS-NET, созданной в рамках INFO 2000. Если имеется более чем один способ передачи информации целевой аудитории, необходимо выбирать наиболее экономически выгодный вариант. При возможности и целесообразности предпочтение всегда нужно отдавать электронной рассылке.
Данные мероприятия будут проводиться в два этапа. На первом этапе будут выявлены все наилучшие способы достижения целей, на втором этапе будет оказана поддержка многообразным организациям - таким как объединения потребителей и прочие соответствующие ассоциации - в осуществлении мероприятий на национальном уровне.
3.1. Подготовка базы для проведения мероприятий по повышению осведомленности
На первом этапе конкурса заявок будет проведена предварительная подготовка - определение различных организаций, большинство соответствующих каналов, СМИ и контента, направленных на данную целевую организацию, подготовка базового материала, адаптация его под лингвистическое и культурное своеобразие, учет результатов проведения демонстрационных проектов в соответствии со вторым планом мероприятий, которые смогут внести огромный вклад в мероприятия по повышению осведомленности. Будет проведена подготовка плана реализации.
Целевой аудиторией данного направления являются родители и преподаватели, также в деятельность будут вовлечены представители индустрии (провайдеры Интернет-услуг, провайдеры контента) и различные объединения, например, объединения потребителей и образовательный сектор.
3.2. Поощрение реализации полномасштабных мероприятий по повышению осведомлённости
На втором этапе конкурса заявок будут отобраны инициативы для поддержки Сообществом последующих мероприятий во всех Государствах-членах ЕС, использующих многообразные организации и каналы, средства массовой информации и контента, определенных на подготовительном этапе. Целью мероприятий является поставить взрослых (родителей и педагогов) в известность о возможностях и недостатках Интернета, а также о средствах определения полезного контента и средствах блокировки вредного контента.
Проводимые мероприятия должны соответствовать потребностям Государств-членов ЕС и могут отличаться в связи с размером, населением, уровнем использования Интернет-услуг и т.д. Мероприятия будут разделяться на два подвида: мероприятия, направленные на работу с преподавателями и образовательным сектором, и мероприятия, направленные на работу с более широкой группой - общественностью (родители и дети).
Мероприятия, направленные на работу с преподавателями, могут включать в себя семинары и подготовку специализированных печатных и мультимедийных материалов для распространения среди представителей профессии. Особые "дни сети" (серия специализированных мероприятий, направленных на повышение осведомленности пользователей) могут быть организованы при содействии с "Планом действий по обучению в информационном сообществе", который имеет широкую поддержку сетевой промышленности. Типичные мероприятия, направленные на работу с широкой общественностью, должны включать: создание веб-сайтов и распространение информационных материалов в школах, через провайдеров Интернет-доступа, через магазины и другие торговые точки по продаже компьютеров, поставщиков дисководов для чтения компакт-дисков по компьютерным журналам. Более специфическая информация может предоставляться в связи с приобретением оборудования или программного обеспечения, предназначенного для доступа в Интернет или провайдерами доступа к Интернету новым абонентам. Традиционные средства информации (пресса, телевидение) также должны использоваться для повышения осведомленности посредством пропагандистских кампаний и пакетов информационных материалов для журналистов. Специальные веб-страницы будут создаваться и поддерживаться, при содействии платформы европейских школьных сетей, которые были учреждены при поддержке министерств образования Государств-членов ЕС.
Целью Сообщества является оказание финансовой поддержки широко направленным мероприятиям по повышению осведомленности, а также обеспечение общей координации и обмена опытом, чтобы извлечение уроков из проведенных действий шло постоянно (например, путем адаптации распространяемого материала). Европейская Комиссия будет предпринимать дальнейшие действия по развитию экономически выгодных средств передачи информации большому количеству пользователей, в частности через разнообразные организации и электронные каналы распространения информации с целью передачи информации предполагаемым целевым группам*(14).
На втором этапе будет оказана поддержка процессу обмена лучшими достижениями в области нового инфокоммуникационного образования с помощью Общеевропейской сети, повышающей осведомленность о более безопасном использовании Интернета и новых онлайновых технологий, при поддержке
- комплексной межнациональной единой базы данных (веб-портал) соответствующей информации, баз данных по осведомленности и исследовательских ресурсов,
- использования исследований по инфокоммуникационному образованию всеми заинтересованными сторонами (например, органами образования, государственными и волонтерскими органами по обеспечению благополучия детей, объединениями родителей, органами Интернет индустрии, правоохранительными органами) при использовании детьми новых технологий для выявления образовательных и технологических средств защиты детей от возможного вреда*(14).
Сеть также будет предоставлять техническую поддержку странам-кандидатам и вступающим в ЕС странам, желающим проводить действия по повышению осведомленности и расширить такую деятельность за пределами Европы*(14).
4. Четвертое направление плана мероприятий: меры поддержки
4.1. Оценка правовых последствий
Работа Интернета проходит на всемирной основе. Право же действует по территориальному признаку - государственному, или в случае с правом Сообщества, действующем на территории Европейского Союза. Оно внесет огромный вклад в эффективную работу других мероприятий, посредством рассмотрения правовых вопросов, не затрагиваемых другими инициативами Сообщества, в том числе вопросов о том, как законы и процедуры применимы в данном случае.
При необходимости также будут организованы тендеры по оценке правовых вопросов, возникающих в связи с контентом или использованием Интернета, в соответствии с процедурой, установленной в Статье 5.
4.2. Взаимодействие с аналогичными международными инициативами
В рекомендациях по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства выражен призыв к Европейской Комиссии по развитию международного взаимодействия в различных областях, подпадающих под действие рекомендаций, в особенности в области обмена опытом и лучшими достижениями между операторами и другими заинтересованными сторонами в Европейском Союзе, а также с их партнерами в других регионах мира. Поэтому необходимо обеспечить соответствие европейских действий аналогичным инициативам, принимаемым в других частях мира. Достигнуть этой цели помогут постоянные консультационные встречи.
Европейской Комиссией будут организованы постоянные семинары и обучение по различным вопросам, охватываемым планом мероприятий, а также по нескольким вопросам одновременно. Участниками таких семинаров должны быть представители индустрии, пользователи, потребители, группы по защите прав граждан и государственные органы, задействованные в управлении индустрией и правоохранительные органы, а также ведущие эксперты и исследователи. Европейская Комиссия должна будет обеспечить широкое участие стран ЕЭЗ, третьих стран и международных организаций*(14).
4.3. Оценка влияния мер, проводимых Сообществом
Очень важно провести всестороннюю оценку того, были ли достигнуты цели плана действий и рекомендаций. Вероятные дальнейшие меры, которые будут предпринимать представители промышленности, учреждения Сообщества, Государства-члены ЕС или представители потребителей также должны быть определены с данной точки зрения. Оценка должна проводиться в соответствии с оценкой мер, предпринятых для защиты несовершеннолетних и человеческого достоинства, и будет осуществляться через тендеры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.