Руководящий документ РД 52.88.699-2008
"Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений"
(введен в действие приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 16 октября 2008 г. N 387)
3 апреля 2009 г.
Дата введения 1 января 2009 г.
Взамен Порядка действий организаций
и учреждений Росгидромета
при возникновении опасных
природных (гидрометеорологических
и гелиогеофизических) явлений,
утвержденного приказом Росгидромета
от 15.10.99 N 104, и изменения N 1,
утвержденного приказом Росгидромета
от 17.09.2004 N 118
Введение
В соответствии со ст. 9 (пункт 2) Федерального закона "О гидрометеорологической службе" от 19 июля 1998 г. N113-ФЗ [1] и пунктом 5.4.11 "Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372 [2], Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ее территориальные органы осуществляют выпуск экстренной информации об опасных природных явлениях, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и нанести ущерб окружающей среде.
Настоящий руководящий документ устанавливает порядок действий организаций и учреждений Росгидромета, а также АНО "Гидрометеорологическое бюро Москвы и Московской области", АНО "Метеоагентство Росгидромета" и территориальных метеоагентств при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений.
В настоящем руководящем документе учтены положения:
- федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3609, 2002, N 26, 2516; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N6, ст. 638) [1];
- федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648, 2002 N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2006, N 52, ст. 5498; 2007 N 45, ст. 5418) [3];
- постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3262; 2005, N 50, ст. 5321; 2006, N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581) [2];
- постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256) [4].
1 Область применения
Настоящий руководящий документ устанавливает порядок действий и обязанности межрегиональных территориальных управлений (территориальных органов) Росгидромета, федеральных государственных учреждений (управлений и центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), научно-исследовательских учреждений (НИУ), подведомственных Росгидромету и участвующих в оперативном обеспечении потребителей (далее - организации Росгидромета), а также АНО "Московское ГМБ", АНО "Метеоагентство Росгидромета" и территориальных метеоагентств:
- по определению региональных перечней и критериев опасных природных явлений (ОЯ);
- по подготовке и передаче экстренной информации об угрозе возникновения ОЯ (штормовых предупреждений) или возникновении ОЯ (штормовых оповещений);
- по сбору сведений и передаче информации о последствиях воздействия ОЯ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем руководящем документе использованы ссылки на следующие стандарты и нормативный документ Росгидромета:
ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения
РД 52.04.567-2003 Положение о государственной наблюдательной сети
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем руководящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1
чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [3]. |
Примечание - ЧС подразделяются по размерам территории их распространения, количеству пострадавших или величине материального ущерба на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные [5].
3.1.2
природная чрезвычайная ситуация; природная ЧС: Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Примечание - Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника и масштабам. |
3.1.3
опасное природное явление; ОЯ: Гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб [1]. |
Примечания
1 К гидрометеорологическим явлениям относятся:
- метеорологические явления - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере;
- гидрологические явления - природные процессы и явления, возникающие в гидросфере (за исключением акватории морей и океанов);
- агрометеорологические явления - метеорологические, гидрологические явления или их сочетания, оказывающие воздействие на производство сельскохозяйственной продукции;
- морские гидрометеорологические явления - метеорологические и гидрологические явления, или их сочетания, возникающие на акваториях морей и океанов.
2 К гелиогеофизическим явлениям относятся природные процессы и явления, возникающие в верхней атмосфере Земли и околоземном космическом пространстве (ОКП).
3.1.4
источник природной чрезвычайной ситуации; источник природной ЧС: Опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация |
3.1.5
наблюдательная сеть: Система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства [1]. |
3.1.6
организация наблюдательной сети; ОНС: Некоммерческая с правом юридического лица организация Росгидромета, выполняющая оперативно-производственные (производство наблюдений за гидрометеорологическими процессами и загрязнением окружающей среды, сбор, обработку и передачу информации, техническое и сервисное обслуживание средств измерений, обеспечение потребителей информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении) и специальные (исполнительные, контрольные) функции в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на территории своей деятельности. К ОНС относятся ГУ УГМС, ГУ ЦГМС-РСМЦ, ГУ ЦГМС-Р и ГУ ЦГМС и ГУ ВС (по РД 52.04.567). |
3.1.7 оперативно-прогностические подразделения; ОПП: структурные подразделения ОНС, ответственные за выпуск штормовых предупреждений и оповещений, а также АНО "Московское ГМБ".
3.1.8 наблюдательное подразделение; НП: структурная единица ОНС (станции, посты, в т.ч. гидрометеорологические, авиаметеорологические, агрометеорологические, снеголавинные, селестоковые и др.), непосредственно выполняющая наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением в одном или нескольких закрепленных стационарных или подвижных пунктах наблюдений, первичную обработку результатов наблюдений и передачу их, а также экстренной информации (штормового оповещения об ОЯ) по утвержденной схеме(6), а также пункты наблюдений, входящих в состав АНО "Метеоагентство Росгидромета" и территориальных метеоагентств.
3.1.11
экстренная информация: Незамедлительно передаваемые штормовые предупреждения и (или) штормовые оповещения, а также незамедлительно передаваемая информация о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан и наносить ущерб окружающей среде [1]. |
3.2 В настоящем руководящем документе применены следующие сокращения:
АНО "Московское ГМБ" |
- автономная некоммерческая организация "Гидрометеорологическое бюро Москвы и Московской области" |
АСПД |
автоматическая система передачи данных |
АСВР |
- аварийно-спасательные и восстановительные работы |
ВС |
- военизированная служба Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы |
ВСВ |
- всемирное скоординированное время (равное среднему гринвичскому времени) |
ГМБ |
- гидрометеорологическое бюро |
ГМЦ |
- гидрометеорологический центр |
КА |
- космический аппарат |
|
|
МЧС России |
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
МРЛ |
- метеорологический радиолокатор |
НИУ |
- научно-исследовательское учреждение |
НИЦ |
- научно-исследовательский центр |
НП |
- наблюдательное подразделение |
ОКП |
- околоземное космическое пространство |
ОНС |
- организация наблюдательной сети |
ОПО |
- оперативно-производственная организация |
ОПП |
- оперативно-прогностическое подразделение |
ОЯ |
- опасное природное явление |
Росгидромет |
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
Роскосмос |
- Федеральное космическое агентство |
РСЧС |
- единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
РЦПОД |
- региональный центр приема и обработки спутниковых данных - структурное подразделение ЦГМС-РСМЦ |
Территориальный орган |
- межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
ГУ УГМС |
- Государственное учреждение "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" |
УГМК |
- Управление гидрометеорологии и кадров |
УМЗА |
- Управление мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ |
УГМАВ |
- Управление геофизического мониторинга активных воздействий и государственного надзора |
ФГУ "Калининградский ЦГМС" |
- федеральное государственное учреждение "Калининградский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" |
ЦГМС-Р |
- центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями |
ЦГМС-РСМЦ |
- центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями специализированного центра Всемирной службы погоды |
ЦГМС |
- центр (областной, республиканский, краевой, окружной) по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
ЧС |
- чрезвычайная ситуация. |
4 Общие положения
4.1 Важнейшей задачей Росгидромета является прогнозирование и обнаружение ОЯ, предупреждение органов государственной власти, органов управления РСЧС, Вооруженных Сил Российской Федерации, отраслей экономики и населения об этих явлениях с целью предотвращения гибели людей и снижения экономического ущерба.
Решение этой задачи возложено:
- на наблюдательные подразделения (НП) - в части обнаружения ОЯ и оповещения о них;
- на оперативно-прогностические подразделения (ОПП) - в части прогнозирования ОЯ, подготовки и выпуска штормовых предупреждений и штормовых оповещений.
4.2 На основании настоящего руководящего документа территориальные органы разрабатывают для подведомственных организаций наблюдательной сети (ОНС) по своей зоне ответственности проект "Положения о порядке действий ОНС при угрозе возникновения и возникновении ОЯ". В нем должны содержаться:
- перечень и критерии ОЯ по обслуживаемой территории;
- перечень и последовательность действий ОНС при угрозе возникновения и возникновении ОЯ;
- порядок выпуска штормовых предупреждений и штормовых оповещений об ОЯ.
4.3 На основании Положения, разработанного территориальным органом, подведомственные им центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (ЦГМС-Р), центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями специализированного центра Всемирной службы погоды (ЦГМС-РСМЦ) и центры (областные, республиканские, краевые, окружные) по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС) разрабатывают проекты "Инструкции действия дежурной смены при угрозе возникновения и возникновении ОЯ".
ГУ УГМС, ФГУ "Калининградский ЦГМС, НИУ, участвующие в оперативном обеспечении потребителей, а также АНО "Московское ГМБ" разрабатывают проекты "Инструкции действия дежурной смены при угрозе возникновения и/или возникновении ОЯ" на основании настоящего руководящего документа.
4.4 В проекте "Инструкции действия дежурной смены при угрозе возникновения и возникновении ОЯ" должны быть отражены:
- зона ответственности применительно к существующему административно-территориальному делению;
- время ответственности в течение суток (если данное ОНС работают не в круглосуточном режиме) и организация, заменяющая ОНС, в остальное время суток;
- установленные перечень и критерии ОЯ;
- порядок действий дежурного прогнозиста при угрозе возникновения и возникновении ОЯ;
- порядок действий дежурного прогнозиста при проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ (АСВР).
4.5 Разработанные территориальными органами, ОНС, НИУ и АНО "Московское ГМБ" проекты положений и инструкций утверждаются руководителями указанных учреждений и организаций и вводятся в действие их приказами.
Копии указанных документов направляются в Росгидромет и Гидрометцентр России.
Изменения и дополнения в Инструкции вносятся письменными указаниями руководителей территориальных органов, начальников ОНС, директоров НИУ, генерального директора АНО "Московское ГМБ". Обо всех изменениях и дополнениях извещаются Росгидромет и Гидрометцентр России.
4.6 К Инструкциям, разработанным ОНС, НИУ и АНО "Московское ГМБ", прилагаются "Схемы штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ", в которых указывается очередность доведения, каналы и средства связи, используемые при доведении информации до потребителей.
"Схемы штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ" должны быть согласованы с администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации (или обслуживаемыми муниципальными образованиями) и утверждены руководителями указанных учреждений и организаций.
ЦГМС-Р, ЦГМС-РСМЦ, ЦГМС и НИУ представляют Инструкцию вместе со "Схемой штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ" и все последующие изменения к ней в соответствующий территориальный орган.
4.7 В НП, привлекаемых к выполнению наблюдений за ОЯ и передаче информации о них, должна быть разработана и утверждена начальником данного НП "Инструкция действия персонала при возникновении ОЯ и при получении штормового предупреждения об ОЯ от вышестоящей организации". Инструкция должна содержать:
- перечень и критерии ОЯ, установленные территориальным органом (ГУ УГМС или ФГУ "Калининградский ЦГМС");
- порядок действия персонала при получении от вышестоящей организации штормового предупреждения;
- порядок производства наблюдений за ОЯ;
- "Схема передачи штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ", в которой указывается очередность доведения информации до потребителей, каналов и средств связи, используемых для ее передачи.
5 Опасные природные явления (гидрометеорологические)
5.1 К опасным природным явлениям (гидрометеорологическим) относятся отдельные гидрометеорологические явления или их сочетания, воздействие которых может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить материальный ущерб.
5.2 Гидрометеорологические явления оцениваются как ОЯ при достижении ими определенных значений гидрометеорологических величин (далее - критериев).
Типовой перечень ОЯ, составленный с учетом рекомендаций Всемирной метеорологической организации (ВМО) [6], приведен в приложении А.
К ОЯ также относится сочетание (комплекс) гидрометеорологических явлений, каждое из которых в отдельности по интенсивности или силе не достигает критерия ОЯ, но близко к нему.
Типовой перечень и критерии гидрометеорологических явлений, сочетания которых образуют ОЯ, приведен в приложении Б.
5.3 На основании типовых перечней территориальные органы (совместно с ЦГМС-РСМЦ, ЦГМС-Р и ЦГМС), а также ГУ УГМС, ФГУ "Калининградский ЦГМС" разрабатывают региональные перечни и критерии ОЯ по обслуживаемым ими территориям с учетом природно-климатических особенностей и хозяйственно-экономических условий, поскольку критерии ОЯ могут сильно различаться в зависимости от особенностей региона и масштабов их последствий в каждом регионе [6].
При необходимости допускается выделение районов, значительно отличающихся по климатическим условиям от остальной части обслуживаемой территории, с установлением для них критериев ОЯ.
5.4 При разработке региональных перечней и критериев метеорологических, гидрологических и морских гидрометеорологических ОЯ следует учитывать, что климатическая повторяемость явлений должна составлять не более 10%, и что эти явления представляют угрозу безопасности людей и могут нанести значительный ущерб большинству отраслей экономики.
Агрометеорологические явления являются опасными, если они по критериям интенсивности и/или по продолжительности достигают критических значений независимо от их климатической повторяемости.
5.5 Разработанные проекты региональных перечней и критериев ОЯ по территории обслуживания направляются в Росгидромет для согласования и утверждаются руководителем территориального органа, ГУ УГМС и ФГУ "Калининградский ЦГМС".
5.6 Территориальные органы, ГУ УГМС и ФГУ "Калининградский ЦГМС" ежегодно к 1 октября текущего года направляют в Росгидромет предложения по уточнению региональных критериев ОЯ и внесению в них изменений.
6 Опасные природные явления (гелиогеофизические)
6.1 К опасным природным явлениям (гелиогеофизическим) относятся гелиогеофизические явления, воздействие которых может создавать угрозу здоровью и жизни экипажам пилотируемых космических аппаратов (КА) и самолетов, осуществляющих полеты в стратосфере, повлечь нарушение функционирования систем управления (в т.ч. связи и навигации) морских, воздушных и космических объектов и протяженных трубопроводов и линий электропередач (ЛЭП), а также высокий уровень ультрафиолетовой облученности окружающей среды, опасный для здоровья населения.
6.2 Гелиогеофизические явления оцениваются как ОЯ при достижении ими определенных значений (критериев), перечень которых приведен в приложении А.
7 Порядок выпуска экстренной информации
7.1 Выпуск экстренной информации об ОЯ (штормовых предупреждений, штормовых оповещений) осуществляет Росгидромет и его территориальные органы через подведомственные им организации, НИУ и АНО "Московское ГМБ".
Перечень организаций Росгидромета, ответственных за выпуск экстренной информации, а также зоны их ответственности приведены в приложении В.
7.2 Непосредственно подготовку и выпуск экстренной информации осуществляют оперативно-прогностические подразделения (ОПП) при угрозе возникновения и возникновении ОЯ в зоне ответственности. Подготовка и выпуск экстренной информации включает в себя:
- выявление зон потенциальной угрозы возникновения ОЯ;
- прогноз времени возникновения и интенсивности ОЯ;
- составление штормового предупреждения (штормового оповещения);
- передачу штормового предупреждения (штормового оповещения) потребителям.
7.3 ОПП, после подготовки штормового предупреждения (штормового оповещения) об угрозе возникновения и/или возникновения ОЯ и доклада его содержания руководителю организации, обязаны немедленно довести его содержание до:
- органов управления РСЧС, исполнительной власти (правительства) субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования и других потребителей в соответствии со "Схемой штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ", используя для этого все имеющиеся средства и каналы связи;
- в адреса учреждений Росгидромета.
7.4 Штормовые предупреждения и штормовые оповещения, составленные ОПП, выпускаются за подписью соответствующего руководителя или лица его замещающего.
7.5 Текст переданного потребителям штормового предупреждения или штормового оповещения фиксируют в специальном журнале с указанием времени его передачи, а также фамилии принявшего данное штормовое предупреждение или штормового оповещение.
7.6 При возникновении агрометеорологических ОЯ или штормовой погоды в районах рыбного промысла и транспортного судоходства, относящихся к зонам ответственности морских УГМС, руководители территориальных органов и ОНС должны направить администрации (правительству) субъекта Российской Федерации специальные доклады (донесения), в которых даются характеристики ОЯ и прогноз их развития.
О направленных докладах незамедлительно сообщается в УГМК или УМЗА Росгидромета (по принадлежности).
7.7 Предупреждения населения о чрезвычайных ситуациях (ЧС), связанных с ОЯ, осуществляются органами МЧС России в соответствии с соглашением [7], заключенным между МЧС России и Росгидрометом, на федеральном, региональном и территориальном уровнях.
7.8 В случае объявления на территории субъекта Российской Федерации ЧС, связанной с ОЯ, территориальный орган (ГУ УГМС или ФГУ "Калининградский ЦГМС") немедленно информирует об этом Росгидромет (УГМК, УМЗА, УГМАВ) и в донесении (телеграмме) представляет информацию о сложившейся гидрометеорологической обстановке и ее ожидаемом развитии.
Донесения о ходе мероприятий по обеспечению АСВР, сведения о гидрометеорологической обстановке передаются в Росгидромет не реже 1 раза в сутки, а по решению соответствующих комиссий (оперативных штабов) - в установленные ими сроки до их окончания.
7.9 НП составляют штормовое оповещение (штормовое сообщение) об ОЯ при возникновении ОЯ или при достижении значений гидрометеорологических величин критериев ОЯ, передают его потребителям и в учреждения Росгидромета в соответствии со "Схемой штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ".
Штормовое оповещение, направляемое НП в адреса учреждений Росгидромета, оформляется в виде телеграммы в соответствии с правилами, установленными в РД 52.04.567 для НП Росгидромета.
7.10 НП, расположенные в городах или в районных центрах, при получении из вышестоящей организации штормового предупреждения об ОЯ, обязаны немедленно довести эту информацию до городской (районной) дежурной службы РСЧС в соответствии со "Схемой передачи штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ".
8 Порядок составления и передачи штормовых предупреждений и штормовых оповещений об ОЯ в учреждениях Росгидромета
8.1 Штормовые предупреждения составляют ОПП по районам своей ответственности на основании детального анализа аэросиноптических материалов и информации, получаемой от сети станций и постов, в том числе ведомственных, а также от технических средств и метеорологических спутников.
Штормовые предупреждения составляют с максимально возможной заблаговременностью, независимо от того, предусматривались ОЯ, или нет в ранее разработанных прогнозах погоды.
8.2 ОПП, при угрозе возникновения ОЯ, обязаны немедленно составить штормовое предупреждение с указанием ожидаемого времени возникновения, продолжительности и интенсивности (значения характеристик) прогнозируемых ОЯ.
Штормовое предупреждение, составленное ОПП, после доведения его до потребителей, оформляется в виде телеграммы в соответствии с приложением Г и немедленно передается в вышестоящую прогностическую организацию и/или в территориальный орган.
8.3. Территориальные органы при получении из подведомственных ОНС штормовых предупреждений и оповещений об ОЯ, обязаны немедленно составить обобщенное штормовое предупреждение и направить его в виде телеграммы в соответствии с приложением Г.
8.4 При выявлении угрозы возникновения ОЯ в зоне ответственности подведомственного ЦГМС и при непоступлении от этого ЦГМС штормового предупреждения, дежурный прогнозист ЦГМС-РСМЦ, ЦГМС-Р уточняет, используя доступные средства связи, необходимость выпуска штормового предупреждения и согласовывает его содержание с дежурным прогнозистом данного ЦГМС.
8.5 Если ожидается, что ОЯ будет наблюдаться на части обслуживаемой территории или акватории, в штормовом предупреждении о возникновении ОЯ необходимо указать район его распространения, (например: на юге области, на побережье, в предгорьях и т.п.). При прогнозе ОЯ, связанных с развитием интенсивной конвекции (шквал, град, очень сильный дождь, сильный ливень, смерч), а также сильного тумана, заморозков и паводков может применяться термин "местами". При наличии условий возникновения смерчей допускается использование терминов "имеется опасность возникновения (формирования) смерчей" или "имеется опасность возникновения (формирования) смерча над морем и выхода его на сушу".
8.6 Если ОЯ возникло внезапно (не было предусмотрено), то немедленно составляется штормовое оповещение, в котором указывается время начала ОЯ, его интенсивность (значение характеристик), а также штормовое предупреждение о прогнозируемой продолжительности, максимальных значениях характеристик и о возможности распространения его на другие районы.
8.7 При необходимости уточнения времени возникновения, интенсивности или районов распространения ОЯ, составляют уточнение штормового предупреждения. Если последующий анализ аэросиноптических материалов показывает, что ожидавшееся ранее ОЯ не возникнет, то дается отмена штормового предупреждения с максимально возможной заблаговременностью.
8.8 В случаях, когда ОЯ прекратилось (окончилось), а затем оно вновь возникло спустя 6 ч и более, следует считать, что возникло новое ОЯ, о чем должно быть составлено новое штормовое предупреждение.
8.9 Обмен экстренной информацией об ОЯ между смежными территориальными органами и/или ОНС определяется планами информационной работы, составленных на основании заявок.
8.10 Порядок передачи штормовых предупреждений и штормовых оповещений об ОЯ в адреса прогностических органов национальных гидрометслужб определяется двусторонними соглашениями Росгидромета со службами этих стран.
9 Порядок представления оперативных и итоговых донесений об ОЯ
9.1 После окончания ОЯ территориальные органы, ГУ УГМС и ФГУ "Калининградский ЦГМС" обязаны немедленно доложить телеграммой в УГМК и/или УМЗА Росгидромета обобщенные сведения о виде, интенсивности (значении характеристик), продолжительности и районе распространения ОЯ, заблаговременности штормового предупреждения о нем (в соответствии с приложением Д). Заблаговременность предупреждений об опасных агрометеорологических явлениях, кроме заморозков, не указывается.
Кроме того, в донесении передаются сведения о социально-экономическом ущербе, нанесенном ОЯ, источнике получения указанной информации, о предупредительных мерах, принятых потребителями для уменьшения ущерба.
Сведения об ущербе должны направляться в УГМК Росгидромета и в другие адреса (в соответствии с приложением Д) не позже трехдневного срока после окончания ОЯ.
9.2 Для оценки интенсивности, масштабов распространения и определения последствий воздействия ОЯ, а также для подтверждения факта возникновения ОЯ (если ОЯ на станции не зафиксировано), сотрудники ОНС в обязательном порядке принимают участие в обследованиях районов его распространения (маршрутных, авиационных), проводимых органами исполнительной власти субъекта РФ или органами МЧС России.
Результаты обследования незамедлительно передают в УГМК Росгидромета и учитывают при итоговых донесениях.
Официальные подтверждения фактов возникновения ОЯ организациями Росгидромета без участия в проведении обследований их специалистов, не допускаются.
9.3 При продолжительном (несколько суток) ОЯ донесения о его развитии и влиянии на функционирование социальной и экономической сферы в субъекте (субъектах) Российской Федерации территориальные органы, ГУ УГМС и ФГУ "Калининградский ЦГМС" направляют по соответствующим адресам ежедневно к 09 ч московского времени.
9.4 Ежемесячно, не позднее 1 числа, территориальные органы, ГУ УГМС и ФГУ "Калининградский ЦГМС" представляют в Росгидромет (УГМК и УМЗА) телеграмму с итоговыми донесениями об ОЯ по форме, указанной в приложении Е, как раздел в докладе по итогам оперативно-производственной деятельности за месяц.
9.5 Ежегодно до 10 января территориальные органы, ГУ УГМС и Калининградский ЦГМС представляют в Росгидромет (УГМК, УМЗА, УГМАВ), Гидрометцентр России и ВНИИГМИ-МЦД сведения обо всех наблюдавшихся в течение прошедшего года ОЯ, независимо от размеров нанесенного ими ущерба. В таблице установленной формы (приложение Е) приводятся характеристики наблюдавшихся ОЯ и данные о нанесенном ими ущербе.
9.6 Описание условий возникновения и развития ОЯ с приложением картографического материала, данных метеорологических КА и метеорологических радиолокаторов (МРЛ) приводятся лишь в случае уникальности наблюдавшегося ОЯ, несхожести его с ранее отмечавшимися, и если эти данные могут иметь определенную научную ценность.
Описание уникальных явлений направляется до 1 апреля только в Гидрометцентр России.
9.7 ЦГМС составляет "Годовой отчет о наблюдавшихся ОЯ" и представляет его в территориальный орган по форме (приложение Е).
10 Порядок обеспечения материалами космических съемок районов возникновения ОЯ
10.1 При возникновении ОЯ ГУ "НИЦ "Планета", РЦПОДы Западно-Сибирского и Дальневосточного УГМС, а также ОНС, исходя из имеющихся технических возможностей, обеспечивают материалами космических съемок оперативно-производственные организации (ОПО) Росгидромета.
10.2 Материалы космических съемок могут использоваться для обнаружения следующих ОЯ:
- наводнений;
- природных (лесных и тундровых) пожаров;
- последствий схода снежных лавин и селевых потоков;
- зон выпадения сильных ливней;
- районов образования льда, непроходимого судами и ледоколами в период навигации на судовых трассах;
- районов штормовых нагонных ветров;
- результатов действий или последствий ОЯ на земной или водной поверхности и перемещения (траекторий) циклонов.
10.3 ГУ "НИЦ "Планета", исходя из состояния бортовых измерительных комплексов и наземного комплекса приема и обработки данных, обеспечивает планирование и контроль исполнения заявок на съемку с российских метеорологических, океанографических и природно-ресурсных КА по районам ОЯ со сбросом информации на основные приемные центры (Москва, Обнинск, Новосибирск, Хабаровск) и на автономные пункты приема спутниковой информации (АППИ) ОНС Росгидромета.
10.4 ГУ "НИЦ "Планета", РЦПОД Западно-Сибирского и Дальневосточного УГМС и ОНС обеспечивают оперативный прием и обработку информации с российских КА, а также зарубежных метеорологических спутников.
10.5 ГУ "НИЦ "Планета" обеспечивает:
- планирование обслуживания в соответствии с заявкой, контроль исполнения заявок на включение бортовой научной аппаратуры российских метеорологических, океанографических и природно-ресурсных КА с максимальной периодичностью, исходя из технических возможностей и состояния бортовых комплексов;
- оперативное взаимодействие с организациями Роскосмоса и комплексами управления Минобороны России по корректировке программы съемок;
- координацию взаимодействия наземных служб ГУ "НИЦ "Планета" с РЦПОД Западно-Сибирского и Дальневосточного УГМС по вопросам приема, обработки и передачи данных по районам ОЯ;
- оперативную доставку данных в Росгидромет и его ОНС по каналам связи или нарочным;
- оперативную передачу данных потребителям в электронном виде с использованием существующих каналов связи, в том числе спутниковых и сети Интернет.
Информация с метеорологических спутников может быть представлена потребителям спустя 30 мин после приема с КА, а с океанографических и природно-ресурсных - спустя 2 ч после приема с КА.
10.6 По дополнительной договоренности ГУ "НИЦ "Планета" может проводить анализ передаваемых данных и их тематическую обработку, включая привязку изображений к картографической основе, наложение элементов гидрографической сети, населенных пунктов и т.п., привязку и подготовку тематических карт наблюдаемых явлений и др.
В зависимости от вида обработки указанные работы производятся в период времени от 1 ч до 1 сут.
10.7 В целях анализа материалов по районам возникновения ОЯ ГУ "НИЦ "Планета" по запросу осуществляет подбор спутниковых данных, хранящихся в архиве Центра.
10.8 Для обеспечения материалами космических съемок по району возникновения ОЯ ОНС Росгидромета направляют заявку в ГУ "НИЦ "Планета", в которой указываются вид ОЯ, географические координаты района ОЯ, названия населенных пунктов, рек и других объектов, период выполнения съемки и виды необходимой информации.
11 Обязанности ГУ "Гидрометцентр России", ГУ "ААНИИ", ГУ "ИПГ", АНО "Московское ГМБ"
11.1 ГУ "Гидрометцентр России"
11.1.1 При получении из территориального органа, ГУ УГМС и ФГУ "Калининградский ЦГМС" штормового предупреждения об ОЯ, дежурный прогнозист Гидрометцентра России обязан:
- продублировать и передать текст полученного штормового предупреждения в Росгидромет (УГМК, УМЗА, УГМАВ, а по окончанию установленного рабочего дня - ответственному дежурному Росгидромета);
- передать его по "Схеме доведения штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ", используя имеющиеся каналы и средства связи;
- в специальный журнал записать время передачи и фамилию принявшего информацию.
11.1.2 В случаях, когда из территориального органа, ГУ УГМС и ФГУ "Калининградский ЦГМС" штормовое предупреждение не поступило, но на основании анализа диагностических и прогностических материалов и результатов применения расчетных методов ожидается возникновение ОЯ, дежурный прогнозист Гидрометцентра России обязан незамедлительно провести консультацию (по телефону) с дежурным синоптиком соответствующего ОНС, в зоне ответственности которого ожидается и, согласовав с ним текст штормового предупреждения, передать его в порядке, изложенном в 10.1.1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "10.1.1" следует читать "11.1.1"
11.1.3 В тех случаях, когда на большей части территории субъекта (ряда субъектов) Российской Федерации в течение длительного времени (не менее 10 дней) складываются крайне неблагоприятные условия для производственной деятельности, развития, формирования и уборки урожая сельскохозяйственных культур, содержания животных на пастбищах, подготавливается специальный доклад, в котором наряду с оценкой условий дается прогноз их развития.
После согласования с УГМК Росгидромета, доклад должен быть передан руководству Росгидромета для принятия решения о последующей передаче его Росгидрометом в Правительство Российской Федерации и заинтересованные министерства (ведомства).
11.2 ГУ "ААНИИ"
11.2.1 В тех случаях, когда на основании анализа диагностических и прогностических материалов, информации арктических ОПП и/или научно-оперативных групп, в арктических морях, в морских устьях северных рек, или в Антарктике ожидается резкое изменение метеорологических, ледовых и гелиогеофизических условий или длительное сохранение гидрометеорологических условий, которые могут привести к ЧС и неблагоприятно повлиять на проведение морских операций в Арктике и Антарктике (существенно изменить сроки и маршруты ледовых проводок судов, повлиять на безопасность плавания и осложнить обстановку до уровня ОЯ в районах выгрузки судов при северном завозе, проведении экспедиционных работ в Арктике, Антарктике и т.п.), а также на проведение работ на континентальном шельфе арктических морей, ГУ "ААНИИ" обязано:
- доложить руководству Росгидромета, УМЗА и УГМАВ об ожидаемых изменениях или длительном сохранении неблагоприятных гидрометеорологических и гелиогеофизических условий, которые могут привести к возникновению ЧС природного и техногенного характера;
- по указанию руководства Росгидромета подготовить для представления в Правительство Российской Федерации, заинтересованные министерства и ведомства проект доклада о резком изменении метеорологических и ледовых условий (длительном сохранении неблагоприятных гидрометеорологических условий) с выводами о возможном их влиянии на производственную деятельность организаций и предприятий арктического региона.
11.2.2 В случае возникновения ЧС в арктических и антарктических районах и выполнения работ по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в указанных районах и на замерзающих морях ГУ "ААНИИ" проводит постоянный мониторинг гидрометеорологических условий и ледовой обстановки в районах проведения ликвидационных работ совместно с НИЦ "Планета", ГУ "Гидрометцентр России", арктическими территориальными органами и ГУ УГМС.
По результатам мониторинга составляется доклад руководству Росгидромета о складывающихся и прогнозируемых гидрометеорологических условиях и ледовой обстановке.
ГУ "ААНИИ" также осуществляет координацию действий организаций Росгидромета по гидрометеорологическому обеспечению подразделений МЧС России и других заинтересованных ведомств при проведении ликвидационных работ в случаях аварийных выбросов загрязняющих веществ и обнаружении экстремально высокого загрязнения окружающей среды в арктических и антарктических районах (совместно с Северо-западным филиалом НПЦ "Тайфун").
11.3 ГУ "ИПГ"
11.3.1 В случаях, когда на основании солнечной, геомагнитной и ионосферной информации с наземных станций и обсерваторий и по наблюдениям на КА, а также данных о потоках заряженных частиц ожидается или регистрируется ОЯ (гелиогеофизическое) или резкое ухудшение радиационной обстановки в ОКП, ГУ "ИПГ" обязано:
- представить руководству Росгидромета и в УГМАВ, а по окончанию установленного рабочего дня - ответственному дежурному Росгидромета экстренную информацию о возникновении ОЯ (гелиогеофизического) или резком изменении (ухудшении) радиационной обстановки и их влиянии на радиационную безопасность в ОКП;
- осуществлять в учащенном режиме обеспечение экстренной информацией Службы радиационной безопасности Минздравсоцразвития России в соответствии с согласованным с ним порядком;
- по окончании ОЯ (гелиогеофизического) подготовить доклад об его интенсивности, продолжительности и влиянии на радиационную безопасность в ОКП и представить его руководству Росгидромета во время утренних оперативных докладов.
При наблюдении полного замирания сигналов в коротковолновом диапазоне подготовить и передать специальное оповещение основным потребителям, а также информировать УГМАВ Росгидромета.
11.4 АНО "Московское ГМБ"
11.4.1 На основании анализа диагностических и прогностических материалов, результатов применения численных методов, а также по радиолокационным данным дежурный синоптик ГМБ, если ожидается возникновение ОЯ в Москве и Московской области, обязан:
- составить штормовое предупреждение об ожидаемом ОЯ и, согласовав текст предупреждения с Гидрометцентром России, передать его за подписью генерального директора АНО "Московское ГМБ" потребителям в соответствии со "Схемой доведения штормового предупреждения и штормового оповещения об ОЯ", в УГМК Росгидромета, в Центральное УГМС и в ГУ "Московское ЦГМС-Р", а после окончания рабочего дня - ответственному дежурному Росгидромета, используя для этого имеющиеся средства связи;
- записать время передачи и фамилию принявшего информацию в специальный журнал.
11.4.2 Для оценки последствий воздействия ОЯ руководство АНО "Московское ГМБ" организует совместно с ГУ "Московский ЦГМС-Р" обследование районов его распространения. Результаты обследования представляются в УГМК Росгидромета.
12 Обязанности ответственного дежурного Росгидромета
12.1 По окончанию установленного рабочего дня ответственный дежурный Росгидромета является главным ответственным лицом по приему и передаче экстренной информации.
12.2 При получении из Гидрометцентра России, территориальных органов, ГУ УГМС, других учреждений Росгидромета штормового предупреждения о возникновении ОЯ, ответственный дежурный обязан доложить об этом по телефону соответствующему начальнику управления центрального аппарата или его заместителю (УГМК, УМЗА, УГМАВ) и по его указанию доложить руководителю Росгидромета.
12.3 При необходимости уточнения районов распространения и интенсивности ОЯ ответственный дежурный обязан связаться с территориальным органом, ГУ УГМС, Калининградским ЦГМС или непосредственно с ОНС и получить дополнительную информацию.
12.4 Ответственный дежурный обязан осуществлять контроль передачи штормовых предупреждений или штормовых оповещений ОЯ в МЧС России и другие министерства (ведомства) в соответствии с утвержденными схемами.
12.5 Перед началом рабочего дня ответственный дежурный обязан доложить руководителю Росгидромета (в его отсутствие - лицу, его замещающему) следующее:
- экстренную информацию об ОЯ, полученную в течение ночи, выходных или праздничных дней;
- о принятых мерах по доведению полученной информации до заинтересованных органов, организаций и учреждений.
Библиография
[1] Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3609; 2002, N 26, ст. 2516; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 6, ст. 638).
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3262, 10.03.2008, N 10 (1 ч.), ст. 896, постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404).
[3] Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2006, N 52(1), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418).
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации от 12.01.2004 N 2 ст. 121, от 06.06.2005 N 23 ст. 2269).
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640).
[6] Руководство по практике метеорологического обслуживания населения. - 2-е изд. - ВМО N 834 / Секретариат Всемирной Метеорологической Организации - Женева-Швейцария, 2000.
[7] Соглашение от 07 июня 2005 года "О взаимодействии при решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководящий документ устанавливает порядок действий организаций и учреждений Росгидромета, а также АНО "Гидрометеорологическое бюро Москвы и Московской области", АНО "Метеоагентство Росгидромета" и территориальных метеоагентств при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений.
К опасным природным явлениям относятся отдельные гидрометеорологические или гелиогеофизические явления или их сочетания, воздействие которых может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить материальный ущерб.
Руководящий документ РД 52.88.699-2008 вводится в действие 1 января 2009 г.
Руководящий документ РД 52.88.699-2008 "Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений" (введен в действие приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 16 октября 2008 г. N 387)
Текст документа официально опубликован не был
1 Разработан УГМК, УМЗА, УГМАВ Росгидромета, ГУ "Гидрометцентр России" и ГУ "ИПГ"
2 Разработчики В.А. Тренин, В.А. Мартыщенко, В.Н. Стасенко, Б.И. Филин, Г.К. Веселова, А.И. Страшная, П.М. Свидский
3 Введен в действие приказом Росгидромета от 16.10.2008 N 387
4 Зарегистрирован ЦМТР ГУ "НПО "Тайфун" за номером РД 52.88. 699-2008 от 25.08.2008
5 Взамен Порядка действий организаций и учреждений Росгидромета при возникновении опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлений, утвержденного приказом Росгидромета от 15.10.99 N 104, и изменения N 1, утвержденного приказом Росгидромета от 17.09.2004 N 118
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Росгидромета от 3 апреля 2009 г. N 62