Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Рубикон" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "ММВБ - Информационные Технологии" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "ул. Савушкина" (номер извещения 0372200067813000050) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, положения документации об Аукционе не соответствуют требованиям Закона о размещении заказов.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 26.08.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 328 427 590 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 25.09.2013.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно пункту 2 Технического задания все работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями контракта, Технического задания и нормативно-технической документации (приложение N 1 к Техническому заданию) и других нормативно-технических документов, действующих на момент производства работ.
При этом требования к товарам, указанным в Приложении N 3, установлены настоящим Техническим заданием, а также приложениями к нему.
В приложении N 1 к Техническому заданию установлен перечень нормативно-технических документов, которым, в том числе, должен соответствовать товар, используемый при выполнении работ.
1. В Приложении N 3 по позициям "Камни бортовые 100.20.8" к показателю "отклонение от линейного размера" Заказчиком установлено требование: "до 4 мм". Вместе с тем, по мнению Заявителя, отклонение от линейного размера устанавливается по длине, ширине, высоте. При этом из Приложения N 3 не усматривается, что именно необходимо указать в заявке на участие в Аукционе. Вместе с тем, согласно разъяснению положений документации об Аукционе, размещенном на Официальном сайте 20.09.2013, указанное требование установлено для всех линейных размеров камней.
Таким образом, довод Заявителя о том, что из Приложения N 3 не усматривается, что именно необходимо указать в заявке на участие в Аукционе в отношении показателя "отклонение от линейного размера" по позициям "Камни бортовые 100.20.8", не нашел своего подтверждения.
2. По позициям "Поребрик 1 ГП", "Поребрик ГПВ", "Поребрик 2 ГП", "Поребрик 3 ГП" Приложения N 3 установлено следующее требование: "величина впадин на торцевых гранях - до 5 мм". При этом, по мнению Заявителя, в соответствии с ГОСТом 6666-81"Камни бортовые из горных пород" значение указанного показателя составляет 5 мм. Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что пунктом 2.7 ГОСТа 6666-81"Камни бортовые из горных пород" установлено, что величина впадин на торцевых гранях не должна превышать значения "5 мм".
Таким образом, значения вышеуказанных показателей, установленные Заказчиком в Приложении N 3 по позиции "Поребрик ГК 8", "Поребрик 1 ГП", "Поребрик ГПВ", "Поребрик 2 ГП", "Поребрик 3 ГП" соответствуют требованиям ГОСТа 6666-81 "Камни бортовые из горных пород".
3. По мнению Заявителя, для переустройства бытовой канализации, переустройства сетей водопровода, устройства ливневой канализации, выноса тепловых сетей из-под пятна застройки и защите тепловых сетей, при переустройстве трамвайных линий, а также при переустройстве КЛ-0,4,10 кВ, газопровода низкого и среднего давления, монтаже и регулировке коверов и защите газопроводов используется смесь песка среднего, крупного и повышенной крупности (модуль крупности от 2,0 до 3,5). В то же время в документации об Аукционе указано, что для переустройства бытовой канализации, переустройства сетей водопровода, устройства ливневой канализации, при переустройстве КЛ-0,4,10 кВ, газопровода низкого и среднего давления, монтаже и регулировке коверов и защите газопроводов должен использоваться только средний, для выноса тепловых сетей из-под пятна застройки и защите тепловых сетей, при переустройстве трамвайных линий используется смесь песка - только крупный и повышенной крупности.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что документацией об Аукционе не установлены требования об использовании по указанным позициям только среднего песка или песка крупного и повышенной крупности.
При этом на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что при выполнении работ по вышеуказанным позициям необходимо использовать песок определенной крупности.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование об использовании песка определенной крупности по вышеуказанным позициям, не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе содержится противоречие, а именно в приложении N 3 "Основные требования к товарам, используемым при выполнении работ" к Техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение N 3) по позициям "Песок природный средний", "Песок природный крупный", "Песок природный мелкий", "Песок природный" установлено требование к классу песка: "I-II". При этом в пункте 2 Технического задания указано: "Подрядчик обеспечивает показатель класса товаров, представляющих сыпучие строительные материалы, по ГОСТ 30108-94 равным II".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что по ГОСТ 30108-94 нормируется класс опасности материала. При этом в Приложении N 3 установлено требование к классу песка по качеству согласно ГОСТ 8736-93. Указанная позиция также отражена в разъяснении положений документации об Аукционе, размещенном на Официальном сайте 20.09.2013.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в совокупности требованиям, указанным по позициям "Песок природный мелкий", "Песок природный средний", "Песок природный крупный", "Песок природный", соответствует исключительно песок класса I.
Таким образом, довод Заявителя, согласно которому в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к классу песка, не нашел своего подтверждения. Вместе с тем, действия Заказчика установившего в Приложении N 4 противоречивые требования к товару, используемому при выполнении работ, в части установления Заказчиком в Техническом задании требований, расширяющих требования, установленные ГОСТом 8736-93, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
5. По мнению Заявителя, в Приложении N 3 содержатся требования к техническим характеристикам товара, которые противоречат требованиям ГОСТов. Так, например, в Приложении N 3 по позициям "Песок природный средний", "Песок природный крупный" к показателю "содержание в песке пылевидных глинистых частиц" Заказчиком установлено требование: "максимально 2 % по массе". Согласно ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ" значение показателя "содержание в песке пылевидных глинистых частиц" для среднего и крупного природного песка I класса составляет не более 2 %, для среднего и крупного природного песка II класса - не более 3 %.
В Приложении N 3 по позиции "Песок природный мелкий" к показателю "содержание в песке пылевидных глинистых частиц" Заказчиком установлено требование: "максимально 2 % по массе". Согласно ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ" значение показателя "содержание в песке пылевидных глинистых частиц" для мелкого природного песка I класса составляет не более 3 %, для мелкого природного песка II класса - не более 5 %.
В Приложении N 3 по позициям "Камни бортовые 100.20.8" к показателю "класс бетона по прочности на растяжение при изгибе" Заказчиком установлено требование: "не менее 4.0". Согласно ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" "Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе принимают не менее чем Btb 3,2 для камней марки БР 100.20.8".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные требования соответствуют требованиям ГОСТов.
Однако на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Техническом задании по позициям, в том числе, "Песок природный средний", "Песок природный крупный", "Камни бортовые 100.20.8" по ряду показателей установлены диапазоны значений, расширяющие диапазоны допустимых значений, установленные соответствующими ГОСТами.
Так, например, по позициям "Песок природный средний", "Песок природный крупный" в Приложении N 3 к показателю "содержание в песке глины в комках" установлено следующее требование: "не более 0,3% по массе". Вместе с тем, согласно ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ" установлено, что для крупного и среднего природного песка I класса указанный показатель составляет не более 0,25%, для крупного и среднего природного песка II класса - не более 0,5%.
В Приложении N 3 по позициям "Камни бортовые 100.20.8" к показателю "объем вовлеченного воздуха" Заказчиком установлено требование: "максимально 5%". Вместе с тем, согласно ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с применением воздухововлекающих добавок должен быть от 4 до 5%.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам товара, не соответствующие требованиям соответствующих ГОСТов, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в ходе размещения заказа ООО "ГорСтрой" обратился в ФАС России с жалобой на действия Заказчика, мотивированной, в том числе, тем, что Заказчиком в Приложении N 3 документации об Аукционе установлены требования к товару, не соответствующие требованиям ГОСТов (далее - жалоба ООО "ГорСтрой").
Комиссия, рассмотрев 26.08.2013 указанную жалобу, решила признать ее обоснованной в части неустановления надлежащих требований к характеристикам товара, используемого при выполнении работ, признать нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
На основании решения по делу от 26.08.2013 N К-1394/13, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "ГорСтрой", Заказчику выдано предписание, в соответствии с которым Заказчику предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 26.08.2013 по делу N К-1394/13.
В связи с тем, что Комиссией выявлены нарушения, аналогичные нарушениям, выявленным по делу от 26.08.2013 N К-1394/13, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком предписание, выданное по делу от 26.08.2013 N К-1394/13 не исполнено надлежащим образом.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего предписание, нарушают пункт 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В Приложении N 3 по позициям "Асфальтобетонная смесь горячая крупнозернистая пористая марка 1", "Асфальтобетонная смесь горячая мелкозернистая плотная тип Б марка 1", "Асфальтобетонная смесь горячая мелкозернистая плотная тип А марка 1" к показателю "температура при отгрузке" Заказчиком установлено требование: "не менее 120 оС".
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 9128-2003 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродросные и асфальтобетон. Технические условия" температура при отгрузке для горячих асфальтобетонных смесей составляет 145-155 оС.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в Приложении N 3 допущена техническая ошибка, а именно: значение показателя "не менее 120 оС" устанавливается для показателя "температура при укладке". Указанная позиция также отражена в разъяснении положений документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к техническим характеристикам товара нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в нарушение части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее ее суть.
7. В Приложении N 3 установлены требования к характеристикам товара "Битум нефтяной дорожный БНД 60/90", "Битум нефтяной дорожный 90/130", в том числе "растяжимость при 0°С: не менее 3,5", "температура хрупкости: не выше минус -15". При этом Заказчиком не установлены единицы измерения для указанных показателей, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, 20.09.2013 на Официальном сайте размещено разъяснение положений документации об Аукционе, согласно которому "в соответствии с ГОСТ 22245-90, указанным в приложении N 1 к ТЗ, единица измерения температуры размягчения по кольцу и шару в °С, единица измерения растяжимости при 25°С в см, единица измерения растяжимости при 0°С в см, единица измерения температуры хрупкости и температуры вспышки в °С".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не влияет на результаты размещения заказа.
8. В разделе "Люк легкий" Приложения N 3 установлены требования к весу люка легкого, а именно: "45 кг". Вместе с тем, согласно ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия" масса 45 кг соответствует легкому малогабаритному люку. При этом масса люка легкого должна составлять 60 кг. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несоответствии требований, указанных в Приложении N 3 требованиям ГОСТа 3634-99, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
9. По мнению Заявителя, в Приложении N 1 Заказчиком некорректно указаны названия нормативно-технических документов. Так, например, Заказчиком указано "ГОСТ 30412-96 "Дороги автомобильные. Методы измерений неровностей оснований и покрытий". Вместе с тем, ГОСТ 30412-96 имеет название "Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий".
Вместе с тем, согласно разъяснению положений документации об Аукционе, размещенному на Официальном сайте 20.09.2013, Заказчик подтвердил наличие ошибок при указании ГОСТов.
Некорректное указание в документации об Аукционе названий ГОСТов, в соответствии с которыми необходимо заполнить заявку на участие в Аукционе, нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
10. По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении 1 не указаны иные нормативно-технические документы, которыми необходимо руководствоваться, а именно: ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные" - определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов, ГОСТ 8020-90 "Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что разъяснение положений документации об Аукционе от 20.09.2013 содержит информацию, согласно которой Заказчик подтверждает необходимость руководствоваться, в том числе, вышеуказанными нормативно-техническими документами при заполнении заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное разъяснение изменяет суть документации. Следовательно, действия Заказчика, разместившего на Официальном сайте разъяснение положений документации, изменяющее ее суть, нарушает часть 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
Указанные в пунктах 3, 10 настоящего решения нарушения Закона о размещении заказов содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, нарушения, указанные в пунктах 4, 5, 6, 7, 8, 9 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Рубикон" обоснованной в части неустановления надлежащих требований к характеристикам товара, используемого при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 9 статьи 17, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 24.09.2013 N К-1604/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушении.
5. Направить материалы по делу от 24.09.2013 N К-1604/13 в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о наличии признаков состава преступления в действиях должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 сентября 2013 г. N К-1604/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был