Методические указания о составе материалов, представляемых для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений
МДС 11-18.2005
Второе издание
(с изменениями и дополнениями)
Настоящие Методические указания входят в систему организационно-методических документов по оказанию инжиниринговых услуг при реализации инвестиционно-строительных проектов.
Методические указания приводят оптимальный порядок подготовки материалов, представляемых, в случае необходимости для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
Методические указания предназначены для специалистов, участвующих в инвестиционно-строительной деятельности.
Методические указания (первое издание) согласованы Главгосэкспертизой России (письмо от "4" сентября 2002 N 24-3-11/1042).
Изменения и дополнения, внесенные во второе издание Методических указаний выделены в Содержании и Введении, а включенные в разделы - приведены в приложении С.
Введение
В соответствии с положениями п. 3.1.2 "Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре" (утв. постановлением Госстроя СССР от 2.02.88 N 167), одной из функций заказчика в области обеспечения проектно-сметной документации является "организация в установленном порядке согласования, утверждения и переутверждения проектно-сметной документации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 16"
Статьей 744 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ". Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе дополнительной сметы (п. 2 статьи 744) или пересмотра сметы (п. 3 статьи 744).
Кроме того, положениями части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ установлено: "Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Таким образом, внесение изменений в рабочую документацию, вызвавших изменение стоимости строительства более чем на десять процентов, а также существенное изменение принципиальных, ранее утвержденных, проектных решений служат основанием для пересмотра сметы (сводного сметного расчета стоимости) и переутверждения проектно-сметной документации.
Настоящие Методические указания разработаны на основе законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов, с целью упорядочения процесса подготовки и состава документов и материалов, представляемых в орган, утвердивший проектно-сметную документацию, для принятия решения о переутверждении проектно-сметной документации.
Первое издание Методических указаний нашло достаточно широкое применение в проектной сфере. По данным Главгосэкспертизы России ежегодно представляется на экспертизу около 200 проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений, в процессе создания которых возникла потребность в переутверждении проектно-сметной документации.
Учитывая достаточно быстрое обновление законодательной и нормативной правовой базы, специалистами ФГУП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" подготовлено второе издание Методических указаний, которое может применяться вплоть до установления Правительством Российской Федерации порядка внесения изменений в проектную документацию согласно положениям части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Методические указания разработаны специалистами ФГУП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект".
Контактные телефоны: 157-31-16, 157-60-87.
1. Область применения
Настоящие Методические указания определяют состав и содержание проектных и других материалов, а также содержат рекомендации по их оформлению при представлении на рассмотрение предложений о переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений и предназначены для применения государственными заказчиками (государственными органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), заказчиками (инвесторами), проектными и строительными организациями, экспертными органами и другими участниками инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
2. Нормативные ссылки
В настоящих Методических указаниях использованы ссылки на законодательные и нормативные правовые акты, приведенные в приложении А.
3. Определения
В настоящих Методических указаниях применены термины и определения, приведенные в приложении Б.
4. Общие положения
4.1. Переутверждение проектно-сметной документации осуществляется при внесении в рабочую документацию в процессе ее разработки и при строительстве изменений, приводящих к изменению утвержденной общей стоимости строительства более чем на десять процентов и/или меняющих характер и содержание строительных работ, предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией.
4.2. К основным факторам, обосновывающим необходимость подготовки предложений о переутверждении проектно-сметной документации относятся:
а) изменение проектных решений, связанное с изменением мощности, пропускной способности, вместимости и других характеристик объекта, повлекшее соответствующее изменение сметной стоимости строительства;
б) введение новых законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов, содержащих нормативные требования по охране труда, технике безопасности, охране окружающей среды (типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда и др.) и внесение изменений в действующие акты и документы;
в) изменение налогового законодательства, тарифов, пошлин и т.д. на ввозимые оборудование, материалы, изделия, машины и механизмы;
г) изменение исходных данных и технических условий, выданных органами местной администрации и государственного надзора;
д) внесение изменений в проектную документацию по решению заказчика на основе нового задания на проектирование или дополнения к ранее утвержденному заданию на проектирование;
е) изменение условий строительства в силу природных условий, техногенных обстоятельств и других факторов, вызвавшее увеличение сметной стоимости строительства по независящим от проектной организации причинам;
ж) увеличение стоимости технологического и инженерного оборудования, не связанное с повышением его производительности или изменением других характеристик (например, изменение условий поставки);
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов и подпунктов приводится в соответствии с источником
и) выявленные в процессе строительства работы, не учтенные в технической документации;
к) ошибки и недоработки проектных, изыскательских, научно-исследовательских и др. организаций.
Примечания:
1. Инфляционные процессы не являются основанием для переутверждения проектной документации и учитываются индексами изменения цен, выдаваемыми региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) или устанавливаемыми службами государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Изменения в рабочую документацию вносятся в соответствии с положениями ГОСТ СПДС 21.101-97, а в проектно-сметную документацию на основании дополнения к заданию на проектирование, утвержденного заказчиком. При этом, если изменения затрагивают принципиальные проектные решения, они подлежат повторному согласованию с инстанциями, согласовавшими ранее утвержденную проектно-сметную документацию.
Отступления от ранее утвержденных проектных решений, без их оформления в установленном порядке, рассматриваются как действия, нарушающие установленный организационно-правовой порядок строительства объектов, и попадают под действие статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Об изменении пункта 4.3 см. пункт 2 приложения С
4.3. В соответствии с положениями пп. 3.5.9.1, 3.5.9.2 МДС 81-1.99 в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости непредвиденных работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.
Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации, например, в связи с введением в действие новых законодательных и нормативных правовых актов, следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.
4.4. Все стоимостные показатели в материалах предложений о переутверждении проектно-сметной документации приводятся:
а) для проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке с использованием сметно-нормативной базы 1991 или 1984 годов - в базисном уровне стоимости 1991 года. Пересчет текущих затрат осуществляется на основе индексов изменения стоимости (цен, затрат) в строительстве с учетом конкретных сроков вложения средств в строительство объекта;
б) для проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке с использованием сметно-нормативной базы 2001 года - в базисном уровне стоимости по состоянию на 01.01.2000. Пересчет текущих затрат в базисный уровень осуществляется в порядке, приведенном в подпункте "а" настоящего пункта.
Примечание: Обращается внимание, что в соответствии с постановлением Госстроя России "О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" от 08.04.2002 N 16, начиная с 01.01.2003 не допускается использование сметно-нормативной базы 1991 года (1984 года). По переходящим стройкам и объектам сметная документация обязательному пересчету не подлежит.
4.5. Предложения по переутверждению проектно-сметной документации и соответствующие материалы подготавливаются службами заказчика, или инженерной организацией*, которую заказчик привлекает на договорной основе в соответствии с положениями статьи 749 Гражданского кодекса Российской Федерации для оказания услуг такого рода, совместно с проектными и подрядными организациями. Предложения по переутверждению, материалы и проектная документация с внесенными изменениями направляются государственному заказчику (инвестору), утвердившему проектную документацию.
4.6. Государственный заказчик (инвестор) рассматривает полученные материалы, обеспечивает проведение государственной экспертизы и, в случае необходимости, переутверждение представленной проектно-сметной документации в соответствии с требованиями Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации.
5. Состав и содержание материалов, представляемых для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации
5.1. Материалы, направляемые государственному заказчику (инвестору), ранее утвердившему проектную документацию, для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации должны содержать:
5.1.1. Письмо с изложением причин пересмотра и переутверждения проектно-сметной документации, а также пояснения о принятых мерах по улучшению ее качества.
5.1.2. Пояснительную записку о пересмотре проектно-сметной документации, которая включает следующие сведения:
а) общие данные о внесенных изменениях в ранее утвержденную проектно-сметную документацию;
б) сведения об общем объеме произведенных затрат в проектирование и строительство объекта (итоговые данные накопительной ведомости);
в) основные причины, вызвавшие изменение сметной стоимости строительства.
5.1.3. К пояснительной записке прилагают:
а) характеристику состояния строительства на конец квартала, предшествующего дате представления материалов на рассмотрение, с указанием данных о произведенных затратах и о стоимости объектов строительства, переданных в основные фонды по главам, объектам и статьям сводного сметного расчета стоимости строительства (накопительная ведомость) по форме, приведенной в приложении В;
б) анализ причин изменения сметной стоимости строительства со ссылкой на новые технические условия, законодательные акты, нормы и правила проектирования, а также на другие документы, подтверждающие увеличение стоимости оборудования, строительно-монтажных работ и т.д. (см. пример, приведенный в приложении И);
в) сопоставительную ведомость изменения сметной стоимости, составленную по главам, объектам и статьям сводного сметного расчета стоимости по форме, приведенной в приложении Г. Пример оформления сопоставительной ведомости изменения сметной стоимости приведен в приложении Е;
г) сведения о причинах увеличения сметной стоимости строительства по пересмотренному проекту в целом по форме, приведенной в приложении Ж;
д) копии технических условий, решений органов государственной власти (федеральных, субъектов Российской Федерации и муниципальных) и других документов, подтверждающих необходимость изменения проектной документации и стоимости строительства, а также копии документов о дополнительном согласовании проекта строительства или отдельных его разделов (частей), необходимость в которых возникла при изменении ранее согласованных решений;
е) копии документов об утверждении и заключения органов экспертизы по ранее утвержденной проектно-сметной документации;
ж) комплект уточненной проектно-сметной документации;
и) данные о технико-экономических показателях строительства по пересмотренной и ранее утвержденной проектно-сметной документации по формам приложений К-Р.
Пояснительную записку подписывает начальник (директор) службы заказчика на строящемся объекте или директор инженерной организации (выполняющей часть функций заказчика по договору с последним).
Об изменении пункта 5.2 см. пункт 3 приложения С
5.2. После переутверждения проектно-сметной документации заказчик обязан проинформировать орган, выдавший разрешение (специальное разрешение) на строительство, о внесенных изменениях в проектную документацию, на основании которой производилась выдача разрешения (специального разрешения) на строительство.
Если изменения, внесенные в проектно-сметную документацию, затронули виды и параметры объектов строительства, условия их строительства и разрешенного использования земельных участков и т.д., то разрешение (специальное разрешение) на строительство указанных объектов подлежит повторной регистрации в соответствии законодательством Российской Федерации о градостроительстве и положениями пп. 13, 15 Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения.
______________________________
* В качестве инженерной организации может выступать генпроектировщик.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания о составе материалов, представляемых для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений МДС 11-18.2005 Второе издание (с изменениями и дополнениями)
Текст методических указаний официально опубликован не был