Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Информации, изложенной в обращении, недостаточно для подготовки обоснованного ответа (в частности не указаны кадастровый номер земельного участка, его адрес, реквизиты заявления о государственном кадастровом учете земельного участка, решений о приостановлении государственного кадастрового учета или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета).
Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
Позиция Минэкономразвития России по вопросу документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, изложена в письмах от 14 декабря 2012 г. N 27701-ПК/Д23и (размещено в информационно-справочных системах в сети "Интернет"), от 27 мая 2013 г. N ОГ-Д23-3067 "О государственном кадастровом учете изменений сведений о местоположении границ и площади земельного участка" (размещено на официальном сайте Минэкономразвития России www.economy.gov.ru).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) разработка схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - Схема) осуществляется в случае предоставления земельных участков для строительства (статья 30), для целей, не связанных со строительством (статья 34), а также приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (статья 36).
При этом пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса установлено, что, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования), установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются документы, указанные в пункте 23 Требований. При этом пунктом 27 Требований установлено, что если указанные в подпунктах 4, 5, 7 и 8 пункта 23 Требований документы были использованы при подготовке межевого плана, то в состав приложения межевого плана включаются подлинники или копии таких документов.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, Схема может быть включена в межевой план, подготавливаемый в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы земельного участка, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса.
Иные случаи изготовления Схем в связи с уточнением местоположения границ земельных участков, а следовательно, и включение таких Схем в межевой план законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка (пункт 70.1 Требований).
Необходимо отметить, что Законом о кадастре и Требованиями не установлены критерии обоснованности доводов, указываемых в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера".
Вместе с тем, по мнению Департамента недвижимости, в целях конкретизации обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, приводимого в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера", может быть указано следующее:
конкретные объекты искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка;
источник получения информации о существовании границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан);
меры, принятые для получения документов, подтверждающих местоположение границ уточняемого земельного участка.
Необходимо отметить, что позиция Росреестра по указанному вопросу совпадает с мнением Департамента недвижимости.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой план (в том числе, о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер.
Заместитель директора |
В.А. Яцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 июня 2013 г. N ОГ-Д23-3398 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был