Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 августа 2013 г. N 03-07-08/92779
Вопрос: ООО (применяет общую систему налогообложения) заключает договор с Заказчиком - нерезидентом РФ на оказание услуг по организации международной перевозки грузов по договору транспортной экспедиции.
Товар ввозится на территорию РФ из зарубежного государства морским путем, на территории РФ осуществляется погрузка груза в железнодорожный подвижной состав, и далее по железной дороге следует по территории РФ, Казахстана, Узбекистана и Туркмении в Афганистан.
Обязанности ООО по организации данной перевозки следующие:
- организация предоставления железнодорожного подвижного состава (вагонов) на станцию погрузки (порта) на территории РФ. При этом вагоны не принадлежат ООО на праве собственности или аренды, а привлекаются у собственника;
- оказание платежно-финансовых услуг - оплата железнодорожного тарифа по территории РФ и зарубежных государств. При этом услуги по оплате железнодорожного тарифа по территории зарубежных государств для ООО оказывает исполнитель - нерезидент РФ.
В связи с этим просим разъяснить: возникают ли обязанности налогового агента по НДС у ООО в случае:
- если ООО является покупателем услуг (оплата провозной платы/железнодорожного тарифа при международной перевозке) по договору транспортно-экспедиционного обслуживания с организацией, нерезидентом РФ, не состоящей на учете в налоговых органах РФ?
- если ООО является продавцом услуг (организация предоставления вагонов; оплата провозной платы/железнодорожного тарифа при международной перевозке) по договору транспортной экспедиции с организацией, нерезидентом РФ, не состоящей на учете в налоговых органах РФ?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализаций работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.
На основании подпункта 5 пункта 1.1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых иностранной организацией в отношении товаров, перевозимых между пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается. Поэтому российская организация, приобретающая данные услуги у иностранной организации, не является налоговым агентом, обязанным исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в российский бюджет по этим услугам.
Что касается транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией в отношении товаров, перевозимых между пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации, то местом реализации таких услуг согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации и такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость по ставкам налога, предусмотренным статьей 164 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Департаменте, утвержденному приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 169, консультационные услуги Департаментом не оказываются и конкретные хозяйственные ситуации не рассматриваются.
Заместитель директора Департамента |
Н.A. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.