Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 октября 2013 г. N 03-07-08/43655
Вопрос: Открытое акционерное общество (резидент РФ) приобретает товар, находящийся на территории Греции. После его прибытия на территорию Эстонии наше предприятие (заказчик) заключает договор на транспортно-грузовое обслуживание с организацией - резидентом Эстонии (исполнителем), в соответствии с которым исполнитель обязуется оказывать услуги по организации перевозки импортированных нами товаров железнодорожным транспортом от пограничной станции, расположенной на территории Российской Федерации (граница России и Эстонии) до станции назначения, расположенной на территории Российской Федерации.
Таможенное оформление импортированных товаров осуществляется в месте их прибытия на конечную станцию на территории РФ.
В этом случае просим дать разъяснения:
1. Подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством РФ указанная операция, и если да, то по какой ставке?
2. Должно ли ОАО в рассматриваемой ситуации выступать в качестве налогового агента по НДС?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по организации перевозки ввозимых товаров, оказываемых российской организации иностранной организацией, не являющейся налогоплательщиком государств - членов Таможенного союза, и сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.
Так, согласно положениям подпункта 4.1 пункта 1 и подпункта 5 пункта 1.1 указанной статьи 148 Кодекса; местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, оказываемых иностранными организациями за пределами территории Российской Федерации или между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
В то же время местом реализации указанных услуг, оказываемых иностранными лицами, не состоящими на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщиков, признается территория Российской Федерации в случае, если пункты отправления и назначения товаров находятся на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
Таким образом, в случае, если российская организация, приобретает у иностранной организации, не состоящей, на учете в российских налоговых органах, услуги по организации перевозки ввозимых товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, указанная российская организация является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость. При этом данная организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента соответствующие суммы налога, имеет право на вычет данных сумм в порядке, предусмотренном статьями 171, 172 и 174 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.