Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Правилам от 12 июля 1993 г. N ЦЭ-197
МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ И АНАЛИЗА ИЗНОСА КОНТАКТНОГО ПРОВОДА
1. Осмотры и измерения
1.1. Контроль состояния и износа контактного провода выполняется с периодичностью, предусмотренной приложением 5. Контроль заключается в визуальном осмотре провода и измерении его износа. Цели контроля: определение расхода нового провода на замену изношенного и по данным измерения удельного износа провода сравнение этих показателей с нормативами и данными других районов, дистанций и дорог, разработка рациональных мер по увеличению срока службы провода, предупреждение обрывов провода при уменьшении его сечения своевременным снижением, натяжения и вставками в зонах местных износов, планирование замены изношенного контактного провода.
1.2. Визуальный контроль с выборочным измерением износа выполняется на протяжении всей длины провода, при этом оценивается состояние рабочей поверхности провода и обращается внимание на
допущенные при монтаже или эксплуатации изгибы контактного провода и на его износ в этих местах,
места, где поверхность трения провода имеет электродуговой износ;
наличие местного и волнообразного износа;
наличие задиров поверхности трения, в том числе у фиксаторов в кривых малого радиуса и зоне подхвата на воздушных стрелках,
наличие крупных поджогов провода, где имело место короткое замыкание на электроподвижном составе, производится трогание и разгон электроподвижного состава, на подъемах и изолирующих сопряжениях анкерных участков;
наличие заметных металлургических дефектов провода.
1.3. Измерения износа выполняются ручным или автоматизированным способом. При ручном способе высота сечения контактного провода измеряется микрометрами, штангенциркулями, измерительными скобами, электронными толщиномерами и другими приборами с погрешностью не более 0,1 мм. Перевод высоты сечения h в износ S производится с помощью табл. П 3.1-П 3.4 приложения 3.
Порядок применения автоматизированных устройств контроля износа контактного провода для каждого типа их датчика определяется специальной инструкцией.
1.4. При обнаружении в нескольких местах анкерного участка износа сечения контактного провода 25% и более измеряется износ на всем протяжении в середине пролетов и у зажимов фиксирующих, стыковых, средней анкеровки и питающих, а также в точках заметного повышенного износа.
У зажимов выполняются замеры с обеих сторон и записывается значение, соответствующее наибольшему износу. На отходящих ветвях сопряжений анкерных участков, не взаимодействующих с токоприемниками, выполняется только визуальный контроль состояния провода без измерения износа.
1.5. При двух контактных проводах они обозначаются "левый" и "правый" относительно направления счета километров независимо от номера пути и направления движения поездов по нему.
2. Регистрация измерений
2.1. Результаты замеров из рабочего блокнота или регистрограммы переносятся в книгу состояния контактного провода (форма ЭУ-85) в направлении счета километров, при этом выявляются точки с резко увеличившимся износом или вызывающие сомнение с целью заострить внимание работников для последующей проверки.
Допускается вместо заполнения книги хранить регистрограммы износа или распечатки с полной их обработкой и указанием всех данных, предусмотренных в Книге состояния контактного провода.
2.2. Запись по каждому анкерному участку осуществляется следующим образом.
Номер графы |
Содержание графы |
1 |
Номера опор |
2 |
Номера струн между опорами по направлению счета километров, где проведены замеры |
3 |
Характеристика мест замера: V - средняя анкеровка, ПС - питающий зажим, СТ - стыковой зажим, ШТ - шунт |
4-13 |
Результаты измерений по годам и датам замеров |
14-17 |
Отметки о замене контактного провода и вставках с указанием их границ |
Результаты замеров двойного контактного провода записывают дробью: в числителе - для левого провода, в знаменателе - для правого.
Минимальные значения высоты сечения провода выделяются и по ним проверяется соответствие фактического натяжения компенсаторами нормативному. Значения высоты, соответствующие износу более 30% сечения, выделяют другим цветом для особо тщательного контроля.
2.3. По результатам измерения для каждого анкерного участка подсчитывается среднее арифметическое значение высоты контактного провода , при этом не учитываются все замеры по вставкам и вызывающие сомнения.
Для двойного контактного провода подсчет ведется по каждому проводу отдельно.
2.4. По средней высоте с помощью таблиц износа определяется средний износ каждого провода на анкерном участке Su лев и Su прав, а затем для двойного провода - сумма износов двух проводов.
Подсчет среднего значения высоты сечения контактного провода следует проводить для каждого анкерного участка отдельно.
2.5. Данные о средней высоте и среднем износе контактного провода на тех анкерных участках, для которых выполнены сплошные измерения, район контактной сети ежегодно передает в дистанцию электроснабжения по следующей форме:
Сведения об износе контактного провода в ЭЧК -_________, ЭЧ -_____________
______________________________________________ ж.д. по измерениям 20___ г.
Наименование перегона или станции, номер пути |
Номер анкерного участка |
Средняя высота сечения провода , мм, по замерам |
Средний износ провода Su, , по замерам |
||
предыдущим 19___ г. левого/правого |
последним 19___ г. левого/правого |
предыдущим 19___ г. левого/правого |
последним 19___ г. левого/правого |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
3. Анализ износа контактного провода и прогнозирование потребности
3.1. По данным, полученным от районов контактной сети, определяется средний износ провода на анкерном участке за период между измерениями:
;
;
,
где штрихом обозначены данные предыдущих измерений.
Средний удельный износ провода на данном анкерном участке перегона, проходов электроподвижного состава:
,
где Р - общее число проходов электроподвижного состава - электровозов и электросекций по данному перегону за период между измерениями износа независимо от числа поднятых токоприемников на электровозе или сцепе электросекций (электропоезде).
,
Число проходов электроподвижного состава:
где - число прошедших поездов с электрической тягой; а - кратность тяги (число электровозов в поезде); - число прошедших электропоездов; b - число секций в электропоезде.
Примечание. Электровоз, сформированный из трех секций, учитывается как полтора электровоза.
Данные о числе проходов электровозов (грузовых и пассажирских раздельно) и электропоездов (с указанием числа секций в поезде) по каждой зоне и каждому пути указываются по данным отделения дороги.
,
Средний удельный износ провода на данном перегоне по данному пути:
где n - число анкерных участков на перегоне; - длина анкерного участка, км.
,
Средняя удельная потеря меди контактного провода на перегоне, пробега электроподвижного состава:
Примечание. Если на участке имеются пути (направления), выделенные только для грузового и только для пассажирского движения, то значения должны быть подсчитаны раздельно для каждого из них.
,
3.2. По результатам измерений для трех анкерных участков каждого перегона определяют характер износа в пролетах между опорами. Для этого подсчитывают коэффициент неравномерности износа
,
где - средний износ контактного провода на анкерном участке; - среднее арифметическое значение износа контактного провода у фиксаторов данного анкерного участка.
При двойном контактном проводе:
,
Если коэффициент неравномерности не достигает 0,8, то следует принять меры по повышению качества токосъема в зоне фиксаторов. Если коэффициент неравномерности превышает 1,2, то необходимо принять меры по улучшению регулировки по высоте.
,
3.3. Средний удельный износ провода по данному пути зоны (несколько перегонов с одинаковым числом проходов электроподвижного состава):
где m - число перегонов в зоне; - длина перегона, км.
3.4. Остающийся срок службы контактного провода (раздельно левого и правого) в годах для каждого анкерного участка:
,
где - нормативное значение среднего износа провода, при котором осуществляется его замена (например, для провода МФ-100 - 30 ); - планируемое число проходов электроподвижного состава по данному перегону и пути на третий год после последних измерений износа провода.
По расчетному значению определяется календарный год, на который планируется замена изношенного контактного провода новым:
Наименование перегона или станции |
Число проходов э.п.с. в год Ргод |
Средний удельный износ , проходов э.п.с. |
Средняя удельная потеря меди , т/млн. км пробега э.п.с. |
Длина перегона станции , км |
Средний коэффициент неравномерности износа |
|
|
|
|
|
|
где - календарный год, в котором выполнено последнее измерение износа провода.
3.5. Данные анализа износа представляются в службу электроснабжения дороги по следующей форме:
Сведения об удельном износе контактного провода на перегонах и
главных путях станций по ________________________ дистанции
(наименование)
электроснабжения _____________________ ж.д. за период _________ г.
3.6. На участках (несколько перегонов и станций с одинаковым числом проходов электроподвижного состава), где износ контактного провода не достиг 25%, для анализа износа выделяют 2-3 характерных анкерных участка, на которых проводятся замеры для анализа износа по приведенной методике.
3.7. В службах электроснабжения по данным дистанций составляется сводная справка о потребности в новом контактном проводе на наступающий и два последующих года и о расходовании провода в истекшем году для анализа, составления заявки, планирования капитального ремонта контактной сети. При необходимости определяют также средние значения i и для дороги в целом по направлениям (раздельно по постоянному и переменному току).
3.8. Определение удельного расхода контактного провода на ремонтно-эксплуатационные нужды и его составляющей - удельного расхода нового провода на замену изношенного в тоннах на 1 млн. км приведенного пробега раздельно для линий постоянного и переменного тока, для каждой дистанции и дороги в целом проводят по формулам:
, ,
где , - расход нового контактного провода, т, соответственно на замену изношенного и на восстановление; - приведенный годовой пробег электроподвижного состава, млн. км.
Приведенный годовой пробег электроподвижного состава:
,
где - годовой пробег, млн. км, электровозов данного рода тока по дороге в целом и по отделениям дорог; - годовой пробег, млн. км, электросекций данного рода тока по дороге в целом и по отделениям дорог. При наличии данных о среднесуточном пробеге, км, и рабочем парке электросекций годовой пробег определяется перемножением этих данных и умножением результата на ; - коэффициент приведения пробега электросекций к пробегу электровозов; в отношении износа контактного провода принимается равным 0,4.
3.9. Значение является показателем экономичности токосъема для хозяйства электроснабжения. Нормативные значения приведены в табл. П2. При обращении электровозов и электросекций и применении угольных вставок и металлокерамических пластин нормативное значение:
,
Таблица П2
Электроподвижной состав |
Значение , т/1 млн. км пробега э.п.с., при вставках (пластинах) на его токоприемнике |
|
угольных |
металлокерамических |
|
Электровозы постоянного тока |
1,092 |
1,785 |
То же переменного тока* |
0,03 |
- |
Электросекции постоянного тока |
0,468 |
0,745 |
То же переменного тока* |
0,03 |
- |
* Значение определено в основном расходами на восстановление. |
где - нормативное значение для электровозов с угольными вставками; - годовой пробег, млн. км, электровозов с угольными вставками; - нормативное значение для электровозов с металлокерамическими пластинами; - годовой пробег, млн. км, электровозов с металлокерамическими пластинами; - нормативное значение для электровозов с угольными вставками; - годовой пробег, млн. км, электросекций с угольными вставками.
Пример. Определить удельный расход нового контактного провода на замену изношенного на дороге в целом. Общий расход за рассматриваемый год составил 321,2 км. Замена проводилась только на линиях постоянного тока. Суммарный годовой пробег электровозов постоянного тока во всех видах движения в данном году составил 134,132 млн. км, суммарный годовой пробег электросекций постоянного тока составил 380,7 млн. км. Масса 1 км провода сечением 100 равна 0,89 т.
Рассчитаем параметры:
тт млн. км;
т/1 млн. км
приведенного пробега электровозов. Этот показатель ниже норматива, относящегося к угольным вставкам (см. табл. П2), равный 1,092 т/1 млн. км; следовательно, положение нормальное.
Аналогично рассчитывается для дистанций электроснабжения. При этом выявляются дистанции, где удельный расход провода превышает норматив.
3.10. В анализе, составляемом службой, должны выявляться причины превышения норматива и разрабатываться мероприятия по сокращению расхода контактного провода.
3.11. Автоматизированный способ проведения анализа и контроля состояния контактного провода с помощью персональных ЭВМ обеспечивает:
занесение и хранение данных анкерных участков и состояния на них контактного провода;
выполнение расчетов износа контактного провода, потери меди, прогнозируемого года смены проводов и других данных по отдельным анкерным участкам и по перегонам и станциям в целом;
получение информации о требуемых вставках по мере износа контактного провода;
контроль правильности вводимой информации;
возможности просмотра результатов расчетов и вывода их на печать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.