Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приложение 2. Методика контроля состояния и анализа износа контактного провода

Приложение 2
к Правилам от 12 июля 1993 г. N ЦЭ-197

 

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ И АНАЛИЗА ИЗНОСА КОНТАКТНОГО ПРОВОДА

 

1. Осмотры и измерения

 

1.1. Контроль состояния и износа контактного провода выполняется с периодичностью, предусмотренной приложением 5. Контроль заключается в визуальном осмотре провода и измерении его износа. Цели контроля: определение расхода нового провода на замену изношенного и по данным измерения удельного износа провода сравнение этих показателей с нормативами и данными других районов, дистанций и дорог, разработка рациональных мер по увеличению срока службы провода, предупреждение обрывов провода при уменьшении его сечения своевременным снижением, натяжения и вставками в зонах местных износов, планирование замены изношенного контактного провода.

1.2. Визуальный контроль с выборочным измерением износа выполняется на протяжении всей длины провода, при этом оценивается состояние рабочей поверхности провода и обращается внимание на

допущенные при монтаже или эксплуатации изгибы контактного провода и на его износ в этих местах,

места, где поверхность трения провода имеет электродуговой износ;

наличие местного и волнообразного износа;

наличие задиров поверхности трения, в том числе у фиксаторов в кривых малого радиуса и зоне подхвата на воздушных стрелках,

наличие крупных поджогов провода, где имело место короткое замыкание на электроподвижном составе, производится трогание и разгон электроподвижного состава, на подъемах и изолирующих сопряжениях анкерных участков;

наличие заметных металлургических дефектов провода.

1.3. Измерения износа выполняются ручным или автоматизированным способом. При ручном способе высота сечения контактного провода измеряется микрометрами, штангенциркулями, измерительными скобами, электронными толщиномерами и другими приборами с погрешностью не более 0,1 мм. Перевод высоты сечения h в износ S производится с помощью табл. П 3.1-П 3.4 приложения 3.

Порядок применения автоматизированных устройств контроля износа контактного провода для каждого типа их датчика определяется специальной инструкцией.

1.4. При обнаружении в нескольких местах анкерного участка износа сечения контактного провода 25% и более измеряется износ на всем протяжении в середине пролетов и у зажимов фиксирующих, стыковых, средней анкеровки и питающих, а также в точках заметного повышенного износа.

У зажимов выполняются замеры с обеих сторон и записывается значение, соответствующее наибольшему износу. На отходящих ветвях сопряжений анкерных участков, не взаимодействующих с токоприемниками, выполняется только визуальный контроль состояния провода без измерения износа.

1.5. При двух контактных проводах они обозначаются "левый" и "правый" относительно направления счета километров независимо от номера пути и направления движения поездов по нему.

2. Регистрация измерений

 

2.1. Результаты замеров из рабочего блокнота или регистрограммы переносятся в книгу состояния контактного провода (форма ЭУ-85) в направлении счета километров, при этом выявляются точки с резко увеличившимся износом или вызывающие сомнение с целью заострить внимание работников для последующей проверки.

Допускается вместо заполнения книги хранить регистрограммы износа или распечатки с полной их обработкой и указанием всех данных, предусмотренных в Книге состояния контактного провода.

2.2. Запись по каждому анкерному участку осуществляется следующим образом.

 

Номер графы

Содержание графы

1

Номера опор

2

Номера струн между опорами по направлению счета километров, где проведены замеры

3

Характеристика мест замера: V - средняя анкеровка, ПС - питающий зажим, СТ - стыковой зажим, ШТ - шунт

4-13

Результаты измерений по годам и датам замеров

14-17

Отметки о замене контактного провода и вставках с указанием их границ

 

Результаты замеров двойного контактного провода записывают дробью: в числителе - для левого провода, в знаменателе - для правого.

Минимальные значения высоты сечения провода выделяются и по ним проверяется соответствие фактического натяжения компенсаторами нормативному. Значения высоты, соответствующие износу более 30% сечения, выделяют другим цветом для особо тщательного контроля.

2.3. По результатам измерения для каждого анкерного участка подсчитывается среднее арифметическое значение высоты контактного провода , при этом не учитываются все замеры по вставкам и вызывающие сомнения.

Для двойного контактного провода подсчет ведется по каждому проводу отдельно.

2.4. По средней высоте с помощью таблиц износа определяется средний износ каждого провода на анкерном участке Su лев и Su прав, а затем для двойного провода - сумма износов двух проводов.

Подсчет среднего значения высоты сечения контактного провода следует проводить для каждого анкерного участка отдельно.

2.5. Данные о средней высоте и среднем износе контактного провода на тех анкерных участках, для которых выполнены сплошные измерения, район контактной сети ежегодно передает в дистанцию электроснабжения по следующей форме:

 

Сведения об износе контактного провода в ЭЧК -_________, ЭЧ -_____________
______________________________________________ ж.д. по измерениям 20___ г.

 

Наименование перегона или станции, номер пути

Номер анкерного участка

Средняя высота сечения провода , мм, по замерам

Средний износ провода Su, , по замерам

предыдущим 19___ г. левого/правого

последним 19___ г. левого/правого

предыдущим 19___ г. левого/правого

последним 19___ г. левого/правого

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

3. Анализ износа контактного провода и прогнозирование потребности

 

3.1. По данным, полученным от районов контактной сети, определяется средний износ провода на анкерном участке за период между измерениями:

 

;

 

;

 

,

 

где штрихом обозначены данные предыдущих измерений.

Средний удельный износ провода на данном анкерном участке перегона, проходов электроподвижного состава:

 

,

 

где Р - общее число проходов электроподвижного состава - электровозов и электросекций по данному перегону за период между измерениями износа независимо от числа поднятых токоприемников на электровозе или сцепе электросекций (электропоезде).

 

,

 

Число проходов электроподвижного состава:

где - число прошедших поездов с электрической тягой; а - кратность тяги (число электровозов в поезде); - число прошедших электропоездов; b - число секций в электропоезде.

Примечание. Электровоз, сформированный из трех секций, учитывается как полтора электровоза.

 

Данные о числе проходов электровозов (грузовых и пассажирских раздельно) и электропоездов (с указанием числа секций в поезде) по каждой зоне и каждому пути указываются по данным отделения дороги.

 

,

 

Средний удельный износ провода на данном перегоне по данному пути:

где n - число анкерных участков на перегоне; - длина анкерного участка, км.

 

,

 

Средняя удельная потеря меди контактного провода на перегоне, пробега электроподвижного состава:

Примечание. Если на участке имеются пути (направления), выделенные только для грузового и только для пассажирского движения, то значения должны быть подсчитаны раздельно для каждого из них.

 

,

3.2. По результатам измерений для трех анкерных участков каждого перегона определяют характер износа в пролетах между опорами. Для этого подсчитывают коэффициент неравномерности износа

 

,

 

где - средний износ контактного провода на анкерном участке; - среднее арифметическое значение износа контактного провода у фиксаторов данного анкерного участка.

При двойном контактном проводе:

 

,

 

Если коэффициент неравномерности не достигает 0,8, то следует принять меры по повышению качества токосъема в зоне фиксаторов. Если коэффициент неравномерности превышает 1,2, то необходимо принять меры по улучшению регулировки по высоте.

 

,

3.3. Средний удельный износ провода по данному пути зоны (несколько перегонов с одинаковым числом проходов электроподвижного состава):

где m - число перегонов в зоне; - длина перегона, км.

3.4. Остающийся срок службы контактного провода (раздельно левого и правого) в годах для каждого анкерного участка:

 

,

 

где - нормативное значение среднего износа провода, при котором осуществляется его замена (например, для провода МФ-100 - 30 ); - планируемое число проходов электроподвижного состава по данному перегону и пути на третий год после последних измерений износа провода.

По расчетному значению определяется календарный год, на который планируется замена изношенного контактного провода новым:

 

Наименование перегона или станции

Число проходов э.п.с. в год Ргод

Средний удельный износ , проходов э.п.с.

Средняя удельная потеря меди

,

т/млн. км пробега э.п.с.

Длина перегона станции

, км

Средний коэффициент неравномерности износа

 

 

 

 

 

 

 

где - календарный год, в котором выполнено последнее измерение износа провода.

3.5. Данные анализа износа представляются в службу электроснабжения дороги по следующей форме:

 

     Сведения об удельном износе контактного провода на перегонах и
      главных путях станций по ________________________ дистанции
                                    (наименование)
   электроснабжения _____________________ ж.д. за период _________ г.

3.6. На участках (несколько перегонов и станций с одинаковым числом проходов электроподвижного состава), где износ контактного провода не достиг 25%, для анализа износа выделяют 2-3 характерных анкерных участка, на которых проводятся замеры для анализа износа по приведенной методике.

3.7. В службах электроснабжения по данным дистанций составляется сводная справка о потребности в новом контактном проводе на наступающий и два последующих года и о расходовании провода в истекшем году для анализа, составления заявки, планирования капитального ремонта контактной сети. При необходимости определяют также средние значения i и для дороги в целом по направлениям (раздельно по постоянному и переменному току).

3.8. Определение удельного расхода контактного провода на ремонтно-эксплуатационные нужды и его составляющей - удельного расхода нового провода на замену изношенного в тоннах на 1 млн. км приведенного пробега раздельно для линий постоянного и переменного тока, для каждой дистанции и дороги в целом проводят по формулам:

 

, ,

 

где , - расход нового контактного провода, т, соответственно на замену изношенного и на восстановление; - приведенный годовой пробег электроподвижного состава, млн. км.

Приведенный годовой пробег электроподвижного состава:

 

,

 

где - годовой пробег, млн. км, электровозов данного рода тока по дороге в целом и по отделениям дорог; - годовой пробег, млн. км, электросекций данного рода тока по дороге в целом и по отделениям дорог. При наличии данных о среднесуточном пробеге, км, и рабочем парке электросекций годовой пробег определяется перемножением этих данных и умножением результата на ; - коэффициент приведения пробега электросекций к пробегу электровозов; в отношении износа контактного провода принимается равным 0,4.

3.9. Значение является показателем экономичности токосъема для хозяйства электроснабжения. Нормативные значения приведены в табл. П2. При обращении электровозов и электросекций и применении угольных вставок и металлокерамических пластин нормативное значение:

 

,

 

Таблица П2

 

Электроподвижной состав

Значение , т/1 млн. км пробега э.п.с., при вставках (пластинах) на его токоприемнике

угольных

металлокерамических

Электровозы постоянного тока

1,092

1,785

То же переменного тока*

0,03

-

Электросекции постоянного тока

0,468

0,745

То же переменного тока*

0,03

-

* Значение определено в основном расходами на восстановление.

 

где - нормативное значение для электровозов с угольными вставками; - годовой пробег, млн. км, электровозов с угольными вставками; - нормативное значение для электровозов с металлокерамическими пластинами; - годовой пробег, млн. км, электровозов с металлокерамическими пластинами; - нормативное значение для электровозов с угольными вставками; - годовой пробег, млн. км, электросекций с угольными вставками.

Пример. Определить удельный расход нового контактного провода на замену изношенного на дороге в целом. Общий расход за рассматриваемый год составил 321,2 км. Замена проводилась только на линиях постоянного тока. Суммарный годовой пробег электровозов постоянного тока во всех видах движения в данном году составил 134,132 млн. км, суммарный годовой пробег электросекций постоянного тока составил 380,7 млн. км. Масса 1 км провода сечением 100 равна 0,89 т.

Рассчитаем параметры:

тт млн. км;

т/1 млн. км

приведенного пробега электровозов. Этот показатель ниже норматива, относящегося к угольным вставкам (см. табл. П2), равный 1,092 т/1 млн. км; следовательно, положение нормальное.

Аналогично рассчитывается для дистанций электроснабжения. При этом выявляются дистанции, где удельный расход провода превышает норматив.

3.10. В анализе, составляемом службой, должны выявляться причины превышения норматива и разрабатываться мероприятия по сокращению расхода контактного провода.

3.11. Автоматизированный способ проведения анализа и контроля состояния контактного провода с помощью персональных ЭВМ обеспечивает:

занесение и хранение данных анкерных участков и состояния на них контактного провода;

выполнение расчетов износа контактного провода, потери меди, прогнозируемого года смены проводов и других данных по отдельным анкерным участкам и по перегонам и станциям в целом;

получение информации о требуемых вставках по мере износа контактного провода;

контроль правильности вводимой информации;

возможности просмотра результатов расчетов и вывода их на печать.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.