Настоящее Положение введено в действие указанием МПС РФ от 20 января 1999 г. N Л-40у с 1 марта 1999 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает единый порядок разработки (в том числе пересмотра и отмены), согласования, утверждения, учета, издания и распространения нормативных правовых актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте.
Требования настоящего Положения распространяются на все департаменты и управления МПС России, железные дороги и другие предприятия, организации и учреждения федерального железнодорожного транспорта (далее - предприятия).
1.2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" установлен следующий перечень видов нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования по охране труда:
государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ);
отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ);
санитарные правила (СП);
санитарные нормы (СН);
гигиенические нормативы (ГН);
санитарные правила и нормы (СанПин);
строительные нормы и правила (СН и П);
правила безопасности (ПБ);
правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);
инструкции по безопасности (ИБ);
правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М);
межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации);
правила по охране труда отраслевые (ПОТ О);
типовые (отраслевые) инструкции по охране труда (ТОИ);
отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации).
1.3. Порядок подготовки нормативных правовых актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте должен соответствовать: Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. N 1009 (указание МПС России от 05.09.97 N 318 Пр-у); Правилам подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Министерством путей сообщения Российской Федерации, утвержденным приказом МПС России от 20.07.98 г. N 15Ц; Положению о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методическим указаниям по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 01.07.93 г. N 129 (указание МПС России от 01.10.93 г. N 526пр-у); настоящему Положению и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и МПС России.
1.4. В настоящем Положении использованы следующие понятия:
нормативный правовой акт по охране труда - акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда*;
правила по охране труда - нормативный правовой акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения администрацией предприятий при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производства (правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения)*;
инструкция по охране труда - нормативный правовой акт, устанавливающий требования по охране труда для работников при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятий, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности (инструкции по охране труда по профессиям и на отдельные виды работ могут быть типовые и для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места)*;
санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности**;
правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации инструкции по безопасности - нормативные правовые акты, устанавливающие требования к объектам подконтрольных органам государственного и ведомственного надзора;
отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) - документы, устанавливающие требования к организации работ служб охраны труда, обучению, контролю за соблюдением безопасности труда и другим организационным, техническим и экономическим вопросам по охране труда.
1.5. Координация проведения работ по разработке нормативных правовых актов по охране труда и организационно-методическое руководство осуществляется отделом охраны труда Департамента социальной политики и охраны труда МПС России.
Непосредственное руководство разработкой государственных, межотраслевых и отраслевых нормативных правовых актов по охране труда осуществляют соответствующие департаменты и управления МПС России.
1.6. Разработка государственных, межотраслевых и отраслевых нормативных правовых актов по охране труда должна проводиться научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями, высшими учебными заведениями (далее - организации-разработчики) по планам научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ, перспективным планам разработки и пересмотра нормативных правовых актов по охране труда на железнодорожном транспорте и планам нормотворческой деятельности МПС России.
Разработка правил и инструкций по охране труда может производиться с привлечением профессиональных союзов или иных общественных организаций.
1.7. Непосредственное руководство разработкой стандартов и инструкций для работников предприятий осуществляют руководители соответствующих предприятий.
Разработка стандартов и инструкций предприятий должна проводиться по годовым планам мероприятий и программам по охране труда. Для разработки могут привлекаться организации и отдельные специалисты, имеющие опыт работы в области охраны труда.
Наличие инструкций по охране труда не отменяет необходимость изложения требований безопасного выполнения работ в технологических картах, техническо-распорядительных актах железнодорожных станций, инструкциях по выполнению работ, инструкциях по эксплуатации оборудования, механизированного инструмента.
1.8. Руководители департаментов, начальники управлений МПС России и начальники железных дорог должны информировать подведомственные предприятия о действующих и вновь вводимых правилах, типовых инструкциях и других нормативных правовых актах по охране труда, а также оказывать помощь в их приобретении.
1.9. Контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда должен осуществляться в соответствии с Положением о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным МПС России 23.03.98 N ЦСР-543.
2. Порядок разработки отраслевых правил по охране труда
2.1. Департаменты и управления МПС России, организующие разработку правил (далее - заказчик) определяют ведущую организацию-разработчика и, при необходимости, организации - соисполнители.
Ведущая организация-разработчик совместно с организациями-соисполнителями составляет техническое задание на разработку правил по охране труда (далее - правил).
В техническом задании на разработку правил должны предусматриваться следующие разделы:
основание для разработки документа;
срок выполнения;
цели и задачи разработки;
характеристика объекта разработки;
перечень основных требований, устанавливаемых правилами;
взаимосвязь с другими нормативными правовыми актами по охране труда;
источники информации;
работы, выполняемые организациями-соисполнителями;
дополнительные требования;
перечень департаментов и управлений МПС России, железных дорог и предприятий, которым должен быть разослан проект правил на отзыв;
перечень департаментов и управлений МПС России и других предприятий, с которыми должен быть согласован проект правил.
При возникновении разногласий между организацией-разработчиком и организациями-соисполнителями при разработке технического задания окончательное решение принимает заказчик.
Техническое задание утверждает - заказчик по согласованию с Департаментом социальной политики и охраны труда МПС России и Департаментом условий и охраны труда Минтруда России.
2.2. Первая редакция проекта правил разрабатывается в соответствии с утвержденным техническим заданием. Рекомендации по построению содержанию и изложению отраслевых правил по охране труда и формы титульного листа и последней страницы (листа согласования) даны в Методических указаниях по разработке отраслевых правил по охране труда, приведенных в приложении 1 к настоящему Положению.
Проект первой редакции правил подписывают руководители и исполнители организаций-разработчиков.
2.3. Первая редакция проекта правил с пояснительной запиской и (или) сопроводительным письмом, подписанными заказчиком, направляется на рассмотрение в департаменты и управления МПС России, на железные дороги и предприятия, указанные в техническом задании.
Первая редакция проекта правил, во всех случаях, должна быть направлена на рассмотрение в:
Департамент социальной политики и охраны труда;
Департамент безопасности движения и экологии;
Департамент здравоохранения;
Управление военизированной охраны;
причастные департаменты и управления, область деятельности которых может иметь отношение к требованиям разрабатываемых правил;
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта;
Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей.
2.4. Департаменты, управления МПС России, железные дороги и другие предприятия должны не позднее чем через 1 месяц со дня получения проекта направить организации-разработчику отзыв.
Организация-разработчик на основании полученных отзывов при участии организаций-соисполнителей составляет сводку отзывов, которую подписывают руководитель подразделения организации-разработчика и исполнители.
2.5. Организация-разработчик и организации-соисполнители на основании сводки отзывов составляют окончательную редакцию проекта правил.
При наличии разногласий по проекту правил заказчик проводит согласительное совещание. Решение совещания оформляется протоколом, подписанным участниками совещания.
При наличии разногласий по окончании согласительного совещания по отдельным пунктам проекта правил в протоколе совещания участники могут записать особое мнение. Окончательное решение по разногласиям принимает заказчик.
2.6. Окончательная редакция проекта правил с пояснительной запиской и копией протокола совещания по рассмотрению разногласий (если такое совещание проводилось), подписанные разработчиком и согласованные с заказчиком направляются на дальнейшее согласование в департаменты и управления МПС России, указанные в техническом задании.
Окончательная редакция проекта правил, во всех случаях, должна быть направлена на согласование в:
Департамент социальной политики и охраны труда;
Департамент безопасности движения и экологии;
Департамент здравоохранения;
Управление военизированной охраны;
Юридическое управление;
причастные департаменты и управления МПС России, область деятельности которых регламентируется требованиям разрабатываемых правил;
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта;
Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей.
Согласование проекта правил по охране труда должно быть проведено в срок, не превышающий 30 дней со дня получения проекта.
При наличии замечаний они должны быть направлены в тот же срок заказчику.
После согласования с департаментами и управлениями МПС России проект правил направляется на согласование в Минтруд России.
2.7. Согласованный проект правил в подлиннике представляется заказчиком на утверждение руководителю МПС России.
2.8. Учет и регистрацию утвержденных правил осуществляет Юридическое управление МПС России.
2.9. Введение в действие утвержденных правил осуществляется указанием МПС России, подготовленным соответствующим департаментом (управлением). В указании о введении должен быть установлен срок введения правил, мероприятия по их внедрению, а также указание об отмене ранее принятых нормативных правовых актов.
2.10. Размножение (издание) в необходимом количестве правил организует соответствующий департамент (управление) МПС России для рассылки правил департаментам, управлениям МПС России, железным дорогам и другим предприятиям.
Департамент социальной политики и охраны труда МПС России должен передавать в Минтруд России информацию о введении и отмене правил с приложением экземпляра утвержденных правил.
2.11. Департаменты, управления МПС России должны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять правила на соответствие требованиям государственных стандартов, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и при необходимости их пересматривать.
Правила также должны пересматриваться до истечения указанного срока:
при пересмотре законодательных актов, государственных стандартов и других нормативных правовых документов, утвержденных федеральными надзорами России;
по указанию вышестоящих органов;
при внедрении новой техники и технологии;
по результатам расследования производственного травматизма, аварий, катастроф.
Правила, подлежащие разработке или пересмотру, должны включаться в планы нормотворческой деятельности МПС России.
2.12. Информация о введении в действие утвержденных межотраслевых правил по охране труда объявляется указанием МПС России, подготовленным Департаментом социальной политики и охраны труда.
3. Порядок разработки типовых инструкций по охране труда
3.1. Департаменты и управления МПС России, организующие разработку типовых инструкций (далее - заказчик) определяет организацию - разработчика типовой инструкции по охране труда (далее - типовой инструкции). При необходимости, организация-разработчик может привлекать для выполнения работ соисполнителей (организации или отдельных специалистов).
Организация-разработчик составляет техническое задание на разработку типовой инструкции. В техническом задании на разработку типовой инструкции должны предусматриваться разделы в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения.
Техническое задание утверждает заказчик по согласованию с Департаментом социальной политики и охраны труда МПС России.
3.2. Первая редакция проекта типовой инструкции разрабатывается в соответствии с утвержденным техническим заданием. Рекомендации по построению, содержанию и изложению типовой инструкции и формы титульного листа и последней страницы (листа согласования) даны в Методических указаниях по разработке инструкций по охране труда, приведенных в приложении 2 к настоящему Положению.
Проект первой редакции типовой инструкции подписывают руководители и исполнители организации разработчика и соисполнители.
3.3. Первая редакция проекта типовой инструкции с сопроводительным письмом, подписанными заказчиком, направляется на отзыв в департаменты, управления МПС России, на железные дороги, другим предприятиям, указанным в техническом задании.
Первая редакция проекта типовой инструкции, во всех случаях, должна быть направлена на рассмотрение в:
Департамент социальной политики и охраны труда;
Департамент здравоохранения;
Управление военизированной охраны;
причастные департаменты и управления МПС России, область деятельности которых может иметь отношение к требованиям разрабатываемой типовой инструкции;
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта.
Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей.
3.4. Департаменты, управления МПС России, железные дороги и другие предприятия должны не позднее чем через 1 месяц со дня получения проекта типовой инструкции направить организации-разработчику отзыв.
Организация-разработчик на основании полученных отзывов при участии соисполнителей составляет сводку отзывов, которую подписывают руководитель подразделения организации-разработчика и исполнители.
3.5. Организация-разработчик и соисполнители с учетом отзывов составляют окончательную редакцию проекта типовой инструкции.
При наличии разногласий по проекту типовой инструкции заказчик проводит согласительное совещание. Решение совещания оформляется протоколом, подписанным участниками совещания.
При наличии разногласий по окончании согласительного совещания по отдельным пунктам проекта типовой инструкции в протоколе совещания участники могут записать особое мнение. Окончательное решение по разногласиям принимает заказчик.
3.6. Окончательная редакция проекта типовой инструкции, подписанная разработчиком и согласованная с заказчиком, направляется на дальнейшее согласование в департаменты, управления МПС России и другие предприятия, указанные в техническом задании.
Окончательная редакция типовой инструкции, во всех случаях, должна быть направлена на согласование в:
Департамент социальной политики и охраны труда;
Департамент здравоохранения;
Управление военизированной охраны;
Юридическое управление;
причастные департаменты и управления МПС России, область деятельности которых взаимосвязана с требованиями разрабатываемой типовой инструкции;
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта;
Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей.
Согласование проекта типовой инструкции по охране труда должно быть проведено в срок, не превышающий 30 дней со дня получения проекта.
При наличии замечаний они должны быть направлены в тот же срок заказчику.
3.7. Согласованный проект типовой инструкции в подлиннике представляется заказчиком на утверждение руководителю МПС России.
3.8. Учет и регистрацию утвержденных типовых инструкций осуществляет Юридическое управление МПС России.
3.9. Введение в действие утвержденной типовой инструкции осуществляется указанием МПС России, подготовленным соответствующим департаментом, управлением. В указании о введении типовой инструкции должен быть установлен срок ее введения, мероприятия по ее внедрению, а также указание об отмене ранее принятой типовой инструкции.
3.10. Размножение (издание) в необходимом количестве типовой инструкции организует соответствующий департамент, управление МПС России для рассылки типовой инструкции железным дорогам и другим предприятиям.
3.11. Департаменты, управления МПС России должны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять типовые инструкции на соответствие требованиям государственных стандартов, правил по охране труда, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и при необходимости их пересматривать.
Типовые инструкции также должны пересматриваться до истечения указанного срока:
при пересмотре отраслевых правил по охране труда;
по указанию вышестоящих органов;
при внедрении новой техники и технологии;
по результатам расследования производственного травматизма, аварий.
Типовые инструкции по охране труда, подлежащие разработке или пересмотру, должны включаться в планы нормотворческой деятельности МПС России.
3.12. Типовые инструкции могут быть изданы, размножены в виде отдельных брошюр или сборников.
3.13. На предприятиях федерального железнодорожного транспорта могут использоваться типовые инструкции других отраслей для работников соответствующих профессий (видов работ), которые должны быть введены в действие приказом по предприятию.
4. Порядок разработки инструкций по охране труда для работников предприятий
4.1. На предприятиях должны разрабатываться инструкции по охране труда для работников каждой профессии в отдельности или для работников нескольких профессий, объединенных одним технологическим процессом (далее - инструкции предприятия).
Инструкции предприятия разрабатываются в соответствии с перечнем, утвержденным руководителем предприятия на основании отраслевых правил, типовых инструкций, других нормативных правовых актов и документов.
Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций по охране труда. К разработке временных инструкций предъявляются те же требования, что и при разработке постоянных инструкций.
4.2. Перечень инструкций предприятия, подлежащих разработке или пересмотру, должны включаться в годовой план мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии с указанием сроков разработки и ответственных исполнителей.
При необходимости, предприятие может привлекать для разработки инструкций организации или отдельных специалистов.
4.3. Первую редакцию проекта инструкции предприятия разрабатывает ответственный исполнитель.
Рекомендации по построению, содержанию и изложению инструкции предприятий, а также формы первой и последней страниц даны в Методических указаниях по разработке инструкций по охране труда, приведенных в приложении 2 к настоящему Положению.
4.4. Проект первой редакции инструкции предприятия подписывает ответственный исполнитель и направляет на рассмотрение в подразделения предприятия, деятельность которых может иметь отношение к требованиям разрабатываемой инструкции, а при необходимости главным специалистам предприятия, инспекторам ведомственного или государственного надзора.
Первая редакция проекта инструкции предприятия, во всех случаях, должна быть направлена на рассмотрение:
главному инженеру предприятия;
инженеру по охране труда;
в профсоюзную организацию предприятия.
4.5. Подразделения предприятия и должностные лица должны не позднее чем через 30 дней со дня получения проекта направить ответственному исполнителю замечания по проекту инструкции.
Ответственный исполнитель собирает и обобщает замечания и предложения по проекту инструкции. На основании полученных замечаний разрабатывает окончательную редакцию проекта инструкции предприятия и подписывает ее.
При наличии разногласий по проекту инструкции главный инженер предприятия проводит совещание и принимает окончательное решение.
4.6. Окончательная редакция проекта инструкции предприятия должна быть согласована с инженером по охране труда, а при необходимости с инспекторами ведомственного или государственного надзора и с другими предприятиями, деятельность которых взаимосвязана с требованиями разрабатываемой инструкции.
4.7. Согласованный проект инструкции предприятия утверждает руководитель предприятия и профсоюзная организация. Инструкции вводятся в действие приказом руководителя предприятия. В приказе должен быть установлен срок введения инструкции, мероприятия по ее внедрению, а также указание об отмене ранее действующей инструкции.
4.8. Учет и регистрацию утвержденных инструкций предприятия осуществляет инженер по охране труда предприятия.
4.9. Издание (размножение) инструкций предприятия в необходимом количестве организует руководитель предприятия.
Инструкции предприятия могут быть размножены в виде брошюр, сборников или односторонних листов для вывешивания на рабочих местах или производственных участках.
Выдача инструкций руководителям подразделений предприятия производится инженером по охране труда с регистрацией в журнале учета, выдачи инструкции, приведенном в приложении 3 к настоящему Положению.
У руководителя подразделения предприятия должен постоянно храниться полный комплект инструкций для работников всех профессий подразделения, а также перечень этих инструкций, утвержденных руководителем предприятия.
Инструкции по охране труда должны храниться в доступном для работников месте или быть выданы на руки работнику при первичном инструктаже под расписку.
4.10. Инструкции предприятия должны не реже одного раза в 5 лет, а инструкций для работ с повышенной опасностью - не реже одного раза в 3 года проверяться на соответствие требованиям государственных стандартов, правил по охране труда, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и при необходимости пересматриваться.
Инструкции предприятия должны также пересматриваться до истечения указанного срока:
при пересмотре отраслевых правил, типовой инструкции;
при изменении технологического процесса или условий работы;
при использовании новых видов оборудования, материалов, приспособлений и инструмента;
по результатам расследования производственного травматизма и аварий
Ответственность за своевременную проверку и пересмотр инструкций несут руководители предприятий и подразделений-разработчиков.
4.11. Если в течение 5-ти (3-х) лет условия труда работников пред приятия не изменились, то приказом (распоряжением) по предприятию действие инструкции продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставится штамп "Пересмотрено", дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).
5. Порядок разработки других нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда
5.1. Государственные стандарты системы безопасности труда ГОСТ Р ССБТ должны разрабатываться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92.
Отраслевые стандарты системы безопасности труда ОСТ ССБТ и стандарты предприятия должны разрабатываться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.4-93.
Построение, изложение, оформление, содержание и согласование разрабатываемых стандартов ССБТ должно отвечать требованиям ГОСТ Р 1.5-92, ГОСТ 12.0.001-82.
5.2. Отраслевые санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), разрабатываются Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены и Сетевым центром санитарно-эпидемиологического надзора по заданию Департамента здравоохранения МПС России, а также по заданиям других департаментов и управлений в соответствии с требованиями системы санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, согласовываются в части охраны труда с Департаментом социальной политики и охраны труда МПС России и утверждаются и вводятся в действие Главным санитарным врачом железнодорожного транспорта.
5.3. Отраслевые правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), устанавливающие требования к объектам подконтрольных органам государственного и ведомственного надзора, могут разрабатываться по заданию Департамента безопасности движения и экологии, Департамента электрификации и электроснабжения, Управление военизированной охраны МПС России в соответствии с их компетенцией.
Порядок разработки, изложения и содержания этих документов должен соответствовать требованиям, предъявляемым соответствующими органами государственного надзора в порядке, установленном МПС России и согласовываться с Департаментом социальной политики и охраны труда МПС России.
5.4. Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации), устанавливающие организационные, технические и экономические требования по охране труда могут разрабатываться по заданию Департамента социальной политики и охраны труда МПС России, а также по заданию других департаментов и управлений МПС России по согласованию с Департаментом социальной политики и охраны труда МПС России.
Железные дороги, отделения железных дорог и другие предприятия при необходимости могут на основании отраслевых документов разрабатывать организационно-методические документы по охране труда, учитывающие специфику местных условий, в порядке, установленном железной дорогой.
Положение о порядке разработки и утверждения нормативных документов по охране труда на железнодорожном транспорте, утвержденное МПС России от 27.12.94 N ЦСР-307 считать утратившим силу.
_____________________________
* Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 01.07.93 г. N 129.
** Положение о Государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 625.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о порядке разработки и утверждения нормативных правовых актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Министерством путей сообщения РФ 21 декабря 1998 г. N ЦСР-619)
Текст положения официально опубликован не был