Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 октября 2013 г. N 03-05-05-02/44194
Вопрос: В собственности ООО, осуществляющего комплексное строительство, находится земельный участок, имеющий более одного вида разрешенного использования: под многоэтажное строительство, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства гаражей и автостоянок.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, в случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.
Наибольшее значение для определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка имеет вид разрешенного использования - "под объекты торговли".
Пунктом 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ установлен повышающий коэффициент (*2) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального.
При таких обстоятельствах существует неопределенность относительно применения (неприменения) повышающего коэффициента (*2) при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, где доминирующим видом разрешенного использования, определяющим налоговую базу, является вид "под объектами торговли".
На основании изложенного общество просит разъяснить: правомерно ли применение повышающего коэффициента (*2) при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, при определении налоговой базы которого за основу принимается вид разрешенного использования, не связанный с жилищным строительством?
В случае правомерности применения повышающего коэффициента (*2), связанного с осуществлением жилищного строительства, общество просит разъяснить: существует ли возможность определения налоговой базы для участка в целях исчисления земельного налога исходя именно из вида разрешенного использования "для жилищного строительства", значение которого не является наибольшим?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Кодекса.
На основании пункта 15 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В соответствии со статьей 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Кодекса.
Так, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, размер налоговой ставки не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса).
При этом в отношении земельных участков, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, налоговая ставка устанавливается в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 390 Кодекса установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
При этом пунктом 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39, определено, что в случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.
Поэтому при исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, полагаем, что если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования величина налоговой базы и размер налоговой ставки определены в соответствии с видом разрешенного использования, не связанного с жилищным строительством, то исчисление земельного налога в отношении такого земельного участка должно осуществляться без применения коэффициента 2, установленного пунктом 15 статьи 396 Кодекса.
Таким образом, в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса, в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Заместитель директора Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Земельный налог (авансовые платежи по нему) в отношении участков, приобретенных (предоставленных) юрлицами в собственность для жилищного строительства, исчисляется следующим образом. В течение трехлетнего срока строительства начиная с даты госрегистрации прав на участки до госрегистрации прав на построенную недвижимость применяется коэффициент 2.
Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости в отношении участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к этим фонду и инфраструктуре) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Для прочих - не более 1,5%.
Если участок из земель населенных пунктов имеет более 1 вида разрешенного использования, нужно применять ставку, предусмотренную для того вида, которому соответствует определенная для данного объекта кадастровая стоимость.
Если налоговая база и ставка определены по виду разрешенного использования не для жилищного строительства, то коэффициент 2 не применяется.
Учитывается ставка, не превышающая 1,5% кадастровой стоимости.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 октября 2013 г. N 03-05-05-02/44194
Текст письма официально опубликован не был