1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по организации деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с решением коллегии МЧС России от 7.04.2011 и п. 1.3 организационно-финансового плана МЧС России реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" в 2011-2012 годах.
1.2. Методические рекомендации определяют основные направления деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) в субъектах Российской Федерации.
1.3. Наибольшая эффективность деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате ДТП, достигается за счет осуществления комплекса мероприятий организационного, методического, технического и другого характера, и направленного на предотвращение возникновения ДТП с тяжелыми последствиями, ликвидацию последствий и минимизацию ущерба от таких ДТП.
1.4. Нормативную основу Методических рекомендаций составляют:
Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" N 151-ФЗ от 22.08.1995 г.
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" N 68-ФЗ от 21.12.1994 г.
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 г.
Федеральный закон "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 267-ФЗ от 25.11.2009 г.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан N 5487-I от 22.07.1993 г.
Указ Президента Российской Федерации "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" N 773 от 2.07.2005 г.
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" N 334 от 24.03.1997 г.
Приказ МВД России и МЧС России от 13.08.2003 г. N 636/478 "Вопросы взаимодействия дежурных частей системы МВД России и дежурных служб МЧС России по обмену информацией о происшествиях и чрезвычайных ситуациях";
Приказ МЧС России от 04.09.2007 г. N 474 "О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий";
Приказ Минздравсоцразвития России "О первой помощи" N 353н от 17.05.2010 г.
Примерное положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП (согласовано заместителями Министров МВД России, МЧС России и Минздрава России от 17.04.2003 г.).
1.5. К основным направлениям деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации, относятся:
1. Организация взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области повышения безопасности дорожного движения;
2. Организация реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия;
3. Повышение технической готовности сил и средств к выполнению задач по ликвидации последствий ДТП;
4. Организация подготовки и аттестации личного состава пожарно-спасательных подразделений на право выполнения работ по ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте;
5. Организация взаимодействия с общественными формированиями, объединениями и организациями осуществляющими деятельность в области повышения безопасности дорожного движения, снижения рисков возникновения ДТП и минимизации их последствий;
6. Ведение статистического учета в области организации деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации.
2. Организация взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области повышения безопасности дорожного движения
2.1. Организация планирования мероприятий и взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами управления других министерств и ведомств, принимающих участие в повышении безопасности дорожного движения, включает:
разработку и утверждение Положения (соглашения) о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразвития России и сил субъекта Российской Федерации, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в субъекте Российской Федерации;
рассмотрение на коллегиях территориальных органов МЧС России вопросов совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП, реализацию принятых решений;
участие представителей МЧС России в работе комиссии субъекта РФ по повышению безопасности дорожного движения с инициированием рассмотрения и реализации проблемных вопросов и иных инициатив, направленных на развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП;
участие в планировании и реализации федеральных, региональных целевых и иных программ в области повышения безопасности дорожного движения в части, касающейся деятельности территориальных органов МЧС России и направленной на развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в ДТП;
организацию взаимодействия территориальных органов МЧС России с территориальными органами управления ГИБДД МВД России, Минздравсоцразвития России, пожарно-спасательных подразделений и других экстренных служб при ликвидации последствий ДТП (оповещение, взаимодействие на месте ДТП, информационный обмен).
2.2. Организация реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия включает:
разработку плана прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации в соответствии с "Методическими рекомендациями по разработке планов прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации" от 20.05.2010 г., утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном;
организацию действий подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при ликвидации последствий ДТП в соответствии с "Методическими рекомендациями по организации действий подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий" от 09.06.2009 г. N 2-4-60-7-18.
2.3. Повышение технической готовности сил и средств к выполнению задач по ликвидации последствий ДТП предполагает повышение уровня оснащенности пожарно-спасательных подразделений аварийно-спасательным инструментом и специальной техникой путем рационального планирования и соответствующих поставок:
по планам поставок материально-технического обеспечения регионального центра МЧС России;
в рамках реализации федеральных, региональных целевых и иных программ в области повышения безопасности дорожного движения в субъекте Российской Федерации;
в рамках реализации протоколов между МЧС России и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и совместных планов развития материально-технической базы пожарных и спасательных подразделений;
за счет привлечения внебюджетных источников финансирования и иной, приносящей доход деятельности, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.4. Нормы положенности оснащения пожарных подразделений гидравлическим аварийно-спасательным инструментом регламентированы приказом МЧС России "Об утверждении Норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года" N 125 от 25.07.2006 приказом МВД России "О внесении дополнений в нормы, утвержденные приказом МВД России от 20.12.1993 г. N 550" N 1079 от 23.12.1999 г.
2.5. Содержание гидравлического аварийно-спасательного инструмента (далее - ГАСИ) заключается в контроле его технического состояния и обеспечении готовности к использованию при проведении аварийно- спасательных работ.
Эксплуатационное содержание включает в себя работы, направленные на обеспечение функционального назначения элементов ГАСИ, а также мероприятия по проверке и оценке их состояния, а именно:
систематический контроль (инспектирование с проверкой работоспособности);
детальный осмотр, контроль, в том числе инструментальный, и выполнение работ по содержанию;
выполнение регламентных работ.
Систематический контроль включает мероприятия, необходимые для проверки и оценки эксплуатационного состояния ГАСИ, как плановые - ежедневная проверка работоспособности при приеме дежурства, так и внеплановые, т.е. вызванные аварийными и другими обстоятельствами - осмотр и проверка работоспособности после проведения АСР.
2.6. Организация подготовки и аттестации личного состава пожарно-спасательных подразделений является необходимым условием аттестации подразделений на право ведения аварийно-спасательных работ и его включения в План прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации.
2.7. Основными видами подготовки личного состава и подразделений к ликвидации последствий ДТП являются:
начальная подготовка;
повседневная подготовка;
переподготовка и повышение квалификации, специальная подготовка;
тактико-специальные учения.
2.8. Начальная подготовка спасателей может проводиться на базе учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, находящихся в ведении управлений (комиссий) по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, в пожарных частях, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы.
2.9. Повседневная плановая подготовка осуществляется в соответствии с положениями Сборника примерных программ первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России, "Программы подготовки подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России" и планов профессиональной подготовки пожарно-спасательных подразделений на год, в составе дежурных смен и караулов в период их дежурства или в составе подразделения во время проведения учебно-тренировочных сборов.
2.10. Переподготовка и повышение квалификации спасателей может осуществляться в учебно-тренировочных комплексах и центрах подготовки спасателей МЧС России.
2.11. Тактико-специальные учения являются наиболее эффективной формой подготовки пожарно-спасательных подразделений (в том числе во взаимодействии с другими экстренными службами) к ликвидации последствий ДТП.
2.12. Важнейшим вопросом подготовки учений является определение района его проведения применительно к особенностям условий географического расположения населенного пункта, города, субъекта Российской Федерации.
2.13. Район учения может включать территорию города, на которой осуществляется транспортный процесс, транспортные или другие объекты, на которых осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, заправка автотранспорта и другие транспортные операции, а также маршруты следования транспорта и, прежде всего, с опасными грузами. Отдельные вопросы учения могут отрабатываться на натурных участках, полигонах, в учебных городках, независимо от места их размещения.
2.14. Учения проводятся в целях:
привития и совершенствования практических навыков руководящим составом пожарно-спасательных подразделений, спасателями и органами управления территориальных органов МЧС России в осуществлении мероприятий, направленных на решение стоящих перед ними задач по своевременному прибытию к месту происшествия, спасению людей и имущества и скорейшей ликвидации последствий ДТП;
определения, а также уточнения ранее установленных обязанностей и функций должностным лицам, принимающих участие в ликвидации последствий ДТП;
отработки взаимодействия пожарно-спасательных подразделений с органами управления и силами, участвующими в ликвидации последствий ДТП на территории субъекта Российской Федерации;
анализа и оценки подготовленности соответствующих служб к действиям по ликвидации последствий ДТП;
проверки полноты и реальности планов действий при ликвидации последствий ДТП, а также должностных инструкций и действующих нормативных документов по указанным вопросам;
подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию системы ликвидации последствий ДТП.
2.15. К организации и проведению учения предъявляются следующие требования:
соответствие разрабатываемых для подготовки и проведения учения документов и действий его участников требованиям директивных и нормативных документов по вопросам ликвидации последствий ДТП;
учет особенностей в организации и осуществлении транспортного процесса на территории субъекта Российской Федерации и реальной готовности к действиям в условиях ДТП привлекаемых сил и средств, а также возможностей финансового и материально-технического обеспечения учения;
создание тактической обстановки на учении, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми категориями обучаемых;
исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу экономике и окружающей природной среде субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится соответствующее учение, ухудшению условий жизнедеятельности населения;
эффективное использование выделенных на подготовку и проведение учения финансовых и материальных средств.
2.16. В ходе учения целесообразно предусматривать выполнение практических мероприятий в целях:
привития практических навыков;
ознакомления с практическим опытом выполнения указанных мероприятий специалистов, на которых возлагается выполнение подобных мероприятий, что должно позволить не только изучить этот опыт, но и критически оценить его, предложить наиболее эффективные способы решения конкретных задач. При этом в определенной степени может быть реально повышена готовность пожарно-спасательных подразделений к ликвидации последствий ДТП уже в ходе учения;
уточнения временных показателей, заложенных в соответствующих планах действий, инструкциях и других нормативных документах;
испытания новой техники, специального оборудования, технических решений, технологий, предназначенных для ликвидации последствий ДТП.
2.17. Периодичность проведения учений определяется территориальными органами МЧС России, а в случае привлечения других экстренных служб - по согласованию с их органами управления.
2.18. Одной из составляющих профессиональной подготовки личного состава пожарно-спасательных подразделений к ликвидации последствий ДТП являются соревнования по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП.
Соревнования являются основной формой развития навыков, способствующих росту профессионального мастерства, повышающих массовость и управляемость движения, пропаганды деятельности МЧС России в данной области.
2.19. Эффективность соревнований обеспечивается проведением полноценного календаря спортивных и массовых мероприятий на муниципальном и региональном уровнях.
2.20. Соревнования по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП проводятся в соответствии с приказом МЧС России (многоэтапные), либо по планам территориальных органов МЧС России в целях:
практической отработки навыков по оказанию помощи пострадавшим в ДТП;
повышения и совершенствования уровня профессиональной подготовки личного состава пожарно-спасательных подразделений по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП;
сокращения временных показателей реагирования на ДТП;
обмена опытом, пропаганды приемов и способов спасания людей и оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
2.21. Соревнования проводятся среди всех подразделений федеральной противопожарной службы и аварийно-спасательных формирований МЧС России.
2.22. На соревнованиях, в рамках выполнения упражнений, спасатели отрабатывают наиболее полный сценарий ликвидации последствий ДТП (Приложение 3).
2.23. Аттестация пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - аттестация) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей".
После получения свидетельства пожарное подразделение (аварийно-спасательное формирование) получает право на проведение аварийно-спасательных работ и включается в План прикрытия автомобильных дорог.
2.24. В целях недопущения ситуаций, когда срок действия свидетельства истек и оснований для получения нового нет (не выполнены необходимые условия), либо оно находится на стадии оформления, следует заблаговременно организовывать работу по переаттестации личного состава и пожарно-спасательных подразделений.
2.25. Взаимодействие с общественными формированиями, объединениями и организациями, осуществляющими деятельность в области повышения безопасности дорожного движения, снижения рисков возникновения ДТП и минимизации их последствий, предполагает:
заключение соглашений о сотрудничестве с государственными и негосударственными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющих подготовку водителей, различных категорий населения в области культуры безопасности и жизнедеятельности, в том числе автошколы, автогородки, центры дополнительного образования и др. (далее - Организации);
оборудование в организациях уголков спасателя и пожарного, информационных стендов обучающего характера и отражающих деятельность МЧС России в области оказания помощи пострадавшим в ДТП;
размещение и оборудование в организациях первичных средств деблокирования и оказания помощи, натурных площадок с макетами аварийных транспортных средств, предназначенных для отработки действий и простейших приемов оказания помощи пострадавшим в ДТП силами участников и свидетелей ДТП.
2.26. Ведение статистического учета организации деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации, является одним из основных направлений деятельности территориальных органов МЧС России в области развития системы спасения лиц, пострадавших в результате ДТП.
2.27. Порядок и требования к ведению статистического учета определены "Регламентом представления территориальными органами МЧС России информации об организации деятельности в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях" (далее - Регламент).
2.28. Уполномоченное должностное лицо территориального органа МЧС России, ответственное за сбор и учет сведений назначается приказом по территориальному органу МЧС России (региональный центр, главное управление).
2.29. Контрольно-надзорные функции в области ведения статистического учета и выполнения требований Регламента, а также организационно-методическое сопровождение функционирования территориально-распределенной системы мониторинга деятельности территориальных органов МЧС России в области развития системы спасения пострадавших в результате ДТП осуществляет Центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)).
2.30. Требования Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в области ведения статистического учета и представления информации об организации деятельности в области развития системы спасения пострадавших в ДТП обуславливаются необходимостью контроля и мониторинга деятельности территориальных органов МЧС России в целях информационно-аналитического обеспечения органов управления МЧС России и рекомендуются к исполнению.
Методика
оценки эффективности деятельности территориальных органов МЧС России по организации спасения лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях
1. Общие положения
Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов МЧС России по организации спасения лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, разработана на основе Методических рекомендаций по организации деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации, и предназначена для использования:
территориальными органами МЧС России при подведении итогов деятельности в целях самоконтроля и корректировки основных направлений организации деятельности в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации;
сотрудников структурных подразделений центрального аппарата и организаций МЧС России, входящих в состав инспекторских и иных комиссий, осуществляющих проверку, контроль и оказание методической помощи территориальным органам МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Оценка деятельности осуществляется за конкретный период времени с целью установления фактического положения дел, изучения, проверки и оценки эффективности функционирования территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.
2. Основные вопросы (элементы) оценки и их показатели (критерии)
2.1. Основные вопросы оценки
1. Организация взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами управления других министерств и ведомств, принимающих участие в повышении безопасности дорожного движения.
2. Организация реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия
3. Рассмотрение на коллегиях территориальных органов МЧС России вопросов совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП, реализацию принятых решений.
4. Участие в комиссиях по повышению (обеспечению) безопасности дорожного движения
5. Участие территориального органа МЧС России в региональных целевых программах по повышению безопасности дорожного движения
6. Организация и осуществление профессиональной подготовки личного состава пожарно-спасательных подразделений в области реагирования на ДТП, аттестация личного состава и подразделений
7. Оснащение пожарно-спасательных подразделений аварийно-спасательным инструментом и оборудованием за счет иных средств (кроме федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов)
8. Организация взаимодействия с общественными формированиями, объединениями и организациями в области повышения безопасности дорожного движения, снижения рисков возникновения ДТП и минимизации их последствий.
9. Работа со средствами массовой информации (освещение по телевидению и в печати работы по предупреждению и ликвидации дорожно-транспортных происшествий).
10. Ведение статистического учета и представление информации о реагировании пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия.
2.2. Показатели оценки основных вопросов (элементов)
1. Организация взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами управления других министерств и ведомств, принимающих участие в повышении безопасности дорожного движения оценивается:
"Хорошо", если:
разработано и утверждено (подписано) Положение (соглашение) о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразвития России и сил субъекта Российской Федерации, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в субъекте Российской Федерации, в соответствии с "Методическими рекомендациями по организации действий подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий" от 09.06.2009 г. N 2-4-60-7-18;
количество выездов пожарно-спасательных подразделений на ДТП не ниже 80% от количества ДТП с пострадавшими, по данным органов управления ГИБДД МВД России, по субъекту Российской Федерации;
"Удовлетворительно", если:
Положение (соглашение) о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразвития России и сил субъекта Российской Федерации, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в субъекте Российской Федерации, разработано и утверждено со значительными отступлениями от "Методических рекомендаций по организации действий подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий" от 09.06.2009 г. N 2-4-60-7-18;
количество выездов пожарно-спасательных подразделений на ДТП в диапазоне от 60 до 80% от количества ДТП с пострадавшими, по данным органов управления ГИБДД МВД России, по субъекту Российской Федерации;
"Неудовлетворительно", если не выполнены условия по предыдущей оценке.
2. Организация реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия оценивается:
"Хорошо", если:
План прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации разработан в соответствии с "Методическими рекомендациями по разработке планов прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации" от 20.05.2010 г., утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном.
в местных гарнизонах пожарной охраны и пожарных частях имеются выписки из Плана прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации;
коэффициент реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП не ниже 0,7;
"Удовлетворительно", если:
План прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации разработан со значительными отступлениями от требований "Методическими рекомендациями по разработке планов прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации" от 20.05.2010 г. утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном и не обеспечивает должного прикрытия автомобильных дорог;
выписки из Плана прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации имеются не менее чем в 80% от общего количества пожарных частях;
коэффициент реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП не ниже 0,5;
"Неудовлетворительно", если условия по предыдущей оценке выполнены менее чем на 80%, либо коэффициент реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП ниже 0,5.
3. Рассмотрение на коллегиях территориальных органов МЧС России вопросов совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП и реализация принятых решений оценивается:
"Хорошо", если:
рассмотрение вопросов совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП на коллегиях территориального органа МЧС России осуществляется не реже 1 раза в полгода;
установлен контроль реализации принятых решений;
следствием рассмотрения вопросов является инициирование и рассмотрение вопросов на комиссиях по повышению (обеспечению) безопасности дорожного движения в субъекте РФ;
"Удовлетворительно", если:
рассмотрение вопросов совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП на коллегиях территориального органа МЧС России осуществляется не реже 1 раза в год;
установлен контроль реализации принятых решений;
следствием рассмотрения вопросов является инициирование вопросов на комиссиях по повышению (обеспечению) безопасности дорожного движения в субъекте РФ;
"Неудовлетворительно", если не выполнено одно из условий по предыдущей оценке.
4. Участие в комиссиях по повышению (обеспечению) безопасности дорожного движения оценивается:
"Хорошо", если:
начальник Главного управления (его первый заместитель) является постоянным членом комиссии;
в Главном управлении имеются все регламентирующие деятельность комиссии документы (постановления, распоряжения, планы-графики работы);
в Главном управлении имеются все протоколы заседаний комиссии, иные документы, отражающие принятые решения и их реализацию;
инициируются вопросы развития системы спасения пострадавших в ДТП в плане повышения взаимодействия, оснащения пожарно-спасательных подразделений техникой и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;
принимаются и реализуются положительные решения в области оснащения пожарно-спасательных подразделений техникой и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;
"Удовлетворительно", если:
начальник Главного управления (его первый заместитель) является членом комиссии по согласованию;
в Главном управлении имеются не все регламентирующие деятельность комиссии документы (постановления, распоряжения, планы-графики работы);
в Главном управлении имеются не все протоколы заседаний комиссии, иные документы, отражающие принятые решения и их реализацию;
инициируются вопросы развития системы спасения пострадавших в ДТП в плане повышения взаимодействия, оснащения пожарно-спасательных подразделений техникой и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;
не принимаются положительные решения в области оснащения пожарно-спасательных подразделений техникой и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием, но Главным управлением предпринимаются попытки повторного обоснования необходимости таких мер;
"Неудовлетворительно", если начальник Главного управления (его первый заместитель) не является членом комиссии, либо не выполнены остальные условия по предыдущей оценке.
5. Участие территориального органа МЧС России в региональных целевых программах по повышению безопасности дорожного движения оценивается:
"Хорошо", если:
программа по повышению безопасности дорожного движения содержит мероприятия, направленные на повышение уровня подготовки специалистов и повышение оснащенности пожарно-спасательных подразделений техникой и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;
мероприятия, указанные в предыдущем условии взаимоувязаны по целям, качественному и количественному составу с предназначением и потребностями пожарно-спасательных подразделений;
мероприятия, указанные в первом условии выполняются своевременно, на высоком уровне и не являются первоочередными для сиквестирования в случае проведения таких мероприятий;
"Удовлетворительно", если:
программа по повышению безопасности дорожного движения содержит мероприятия, направленные на повышение уровня подготовки специалистов и повышение оснащенности пожарно-спасательных подразделений техникой и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;
"Неудовлетворительно", если не выполнено условие по предыдущей оценке.
6. Организация и осуществление профессиональной подготовки личного состава пожарно-спасательных подразделений в области реагирования на ДТП по следующим элементам:
профессиональная подготовка пожарных и спасателей в области ликвидации последствий ДТП;
практические действия пожарно-спасательных подразделений в ходе ликвидации последствий ДТП;
проведение соревнований и учений в области ликвидации последствий ДТП.
6.1. Профессиональная подготовка пожарных и спасателей в области ликвидации последствий ДТП оценивается:
"Хорошо", если:
в пожарных подразделениях и аварийно-спасательных формированиях изучаются современные приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП с учетом совершенствующихся систем активной и пассивной безопасности, о чем свидетельствуют конспекты обучаемых и методический материал преподавателей;
объем и правила оказания первой помощи пострадавшим изучаются в соответствии с принятыми нормативными документами;
весь проверяемый личный состав владеет знаниями в области организации взаимодействия экстренных служб, четко знает правила ведения аварийно-спасательных работ при ДТП, особенности применяемого гидравлического аварийно-спасательного инструмента и оборудования, объем и способы оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
"Удовлетворительно", если:
выполнены первые два условия по предыдущей оценке;
80% проверяемого личного состава владеет знаниями в области организации взаимодействия экстренных служб, четко знает правила ведения аварийно-спасательных работ при ДТП, особенности применяемого гидравлического аварийно-спасательного инструмента и оборудования, объем и способы оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
"Неудовлетворительно", если не выполнены условия по предыдущей оценке.
6.2. Практические действия пожарно-спасательных подразделений в ходе ликвидации последствий ДТП оцениваются:
"Хорошо", если:
пожарно-спасательные подразделения и весь проверяемый личный состав показали высокие навыки работы с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом при выполнении упражнений по ликвидации последствий ДТП;
порядок, способы и приемы оказания первой помощи пострадавшим соответствуют требованиям, определяемым законодательными и иными нормативными актами;
"Удовлетворительно", если:
пожарно-спасательные подразделения и весь проверяемый личный состав показали достаточные навыки работы с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом при выполнении упражнений по ликвидации последствий ДТП, но были допущены незначительные недоработки, не оказавшие существенного влияния на выполнение поставленных задач;
порядок, способы и приемы оказания первой помощи пострадавшим, в целом, соответствуют требованиям, определяемым законодательными и иными нормативными актами, но имеются незначительные отклонения, несущественно влияющие на выполнение поставленных задач;
"Неудовлетворительно", если не выполнены требования по предыдущей оценке.
6.3. Проведение учений и соревнований в области ликвидации последствий ДТП оценивается:
"Хорошо", если:
учения по ликвидации последствий ДТП проводятся не реже одного раза в год и, в целом, организуются в соответствии с "Методическими рекомендациями по организации и проведению тактико-специальных учений по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия";
соревнования по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП проводятся ежегодно в соответствии с приказом МЧС России (многоэтапные), либо по плану территориального органа МЧС России;
"Удовлетворительно", если:
учения по ликвидации последствий ДТП проводятся не реже одного раза в 2 года, либо организуются без учета "Методических рекомендаций по организации и проведению тактико-специальных учений по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия";
соревнования по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП проводятся только в соответствии с приказом (распоряжением) МЧС России;
"Неудовлетворительно", если не выполнены условия по предыдущей оценке.
7. Организация работы по оснащению пожарно-спасательных подразделений аварийно-спасательным инструментом и оборудованием за счет иных средств оценивается:
"Хорошо", если:
расчет количественных и качественных показателей необходимого оснащения пожарно-спасательных подразделений выполняется в соответствии с приказом МЧС России "Об утверждении Норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года" N 125 от 25.07.2006, приказом МВД России "О внесении дополнений в нормы, утвержденные приказом МВД России от 20.12.1993 г. N 550" N 1079 от 23.12.1999 г.;
организован постоянный мониторинг динамики оснащения пожарно-спасательных подразделений аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;
предпринимаются попытки инициирования поставок аварийно-спасательного инструмента и оборудования по планам поставок материально-технического обеспечения за счет средств федерального бюджета, в рамках реализации федеральных, региональных целевых и иных программ в области повышения безопасности дорожного движения в субъекте Российской Федерации, в рамках реализации протоколов между МЧС России и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и совместных планов развития материально-технической базы пожарных и спасательных подразделений;
организована постоянная работа по привлечению иных источников финансирования для оснащения пожарно-спасательных подразделений аварийно-спасательным инструментом и оборудованием (в том числе содержащихся за счет местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ);
"Удовлетворительно", если:
расчет количественных и качественных показателей необходимого оснащения пожарно-спасательных подразделений выполняется с отступлениями от требований приказа МЧС России "Об утверждении Норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года" N 125 от 25.07.2006, приказа МВД России "О внесении дополнений в нормы, утвержденные приказом МВД России от 20.12.1993 г. N 550" N 1079 от 23.12.1999 г.;
организован постоянный мониторинг динамики оснащения пожарно-спасательных подразделений аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;
имели место попытки инициирования поставок аварийно-спасательного инструмента и оборудования по планам поставок материально-технического обеспечения за счет средств федерального бюджета, в рамках реализации федеральных, региональных целевых и иных программ в области повышения безопасности дорожного движения в субъекте Российской Федерации, в рамках реализации протоколов между МЧС России и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и совместных планов развития материально-технической базы пожарных и спасательных подразделений;
имело место "разовое" (не постоянное) привлечение иных источников финансирования для оснащения пожарно-спасательных подразделений аварийно-спасательным инструментом и оборудованием (в том числе содержащихся за счет местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ);
"Неудовлетворительно", не выполнены условия по предыдущей оценке.
8. Организация взаимодействия с общественными формированиями, объединениями и организациями в области повышения безопасности дорожного движения, снижения рисков возникновения ДТП и минимизации их последствий оценивается:
"Хорошо", если:
на постоянной основе осуществляется взаимодействие общественными формированиями, объединениями и организациями в области повышения безопасности дорожного движения, снижения рисков возникновения ДТП и минимизации их последствий;
заключены соглашения о сотрудничестве с государственными и негосударственными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющих подготовку водителей, различных категорий населения в области культуры безопасности и жизнедеятельности, в том числе автошколы, автогородки, центры дополнительного образования и др.;
в автошколах и автогородках организованы уголки спасателя и пожарного, информационные стенды обучающего характера и отражающие деятельность МЧС России в области оказания помощи пострадавшим в ДТП;
размещены и оборудованы в организациях учебные первичные средства деблокирования и оказания помощи, натурные площадки с макетами аварийных транспортных средств, предназначенные для отработки действий и простейших приемов оказания помощи пострадавшим в ДТП силами участников и свидетелей ДТП;
"Удовлетворительно", если:
взаимодействие с общественными формированиями, объединениями и организациями в области повышения безопасности дорожного движения, снижения рисков возникновения ДТП и минимизации их последствий осуществляется не на постоянной основе;
не заключены соглашения о сотрудничестве с государственными и негосударственными учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющих подготовку водителей, различных категорий населения в области культуры безопасности жизнедеятельности, в том числе автошколы, автогородки, центры дополнительного образования и др.;
в автошколах и автогородках организованы уголки спасателя и пожарного, информационные стенды обучающего характера и отражающие деятельность МЧС России в области оказания помощи пострадавшим в ДТП;
"Неудовлетворительно", если не выполнены условия по предыдущей оценке.
9. Работа со средствами массовой информации (освещение по телевидению и в печати работы по предупреждению и ликвидации дорожно-транспортных происшествий) оценивается:
"Удовлетворительно", если работа организована, в средствах массовой информации субъекта РФ регулярно освещается работа пожарно-спасательных подразделений по ликвидации последствий ДТП, готовятся материалы для телепередач, периодически направляются материалы об участии пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП в печатные средства массовой информации;
"Неудовлетворительно", если не выполнены условия по предыдущей оценке.
10. Ведение статистического учета и представление информации о реагировании пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия оценивается:
"Хорошо", если:
ведение статистического учета осуществляется в соответствии с требованиями "Регламента представления территориальными органами МЧС России информации об организации деятельности в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях";
приказом по Главному управлению назначены уполномоченные должностные лица, ответственные за сбор, учет, представление сведений и взаимодействие с Центром мониторинга ликвидации последствий ДТП;
проверяемый личный состав показал хорошие знания требований Регламента и работы с автоматизированной базой данных о реагировании пожарно-спасательных подразделений на ДТП;
все требования центрального аппарата МЧС России и Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в области ведения статистического учета и представления информации об организации деятельности в области развития системы спасения пострадавших в ДТП выполнены в полном объеме и в установленные сроки;
"Удовлетворительно", если:
ведение статистического учета осуществляется в соответствии с требованиями "Регламента представления территориальными органами МЧС России информации об организации деятельности в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях";
приказом по Главному управлению назначены уполномоченные должностные лица, ответственные за сбор, учет, представление сведений и взаимодействие с Центром мониторинга ликвидации последствий ДТП;
проверяемый личный состав показал удовлетворительные знания требований Регламента и работы с автоматизированной базой данных о реагировании пожарно-спасательных подразделений на ДТП, при этом были допущены ошибки, незначительно влияющие на процесс в целом;
требования центрального аппарата МЧС России и Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в области ведения статистического учета и представления информации об организации деятельности в области развития системы спасения пострадавших в ДТП выполнены в полном объеме, при этом допущено отклонение от установленных сроков;
"Неудовлетворительно", если не выполнены требования по предыдущей оценке.
3. Общая оценка эффективности деятельности территориальных органов МЧС России по организации спасения лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях
Общая оценка территориальному органу МЧС России, по результатам проверки, определяется:
"Хорошо", если по результатам проверки по вопросам N 1, 2, 6 и 10 получены оценки "Хорошо", N 3, 4, 5, 7 - 9 получены оценки не ниже "Удовлетворительно";
"Удовлетворительно", если по вопросам N 1, 2, 6 и 10 получены оценки не ниже "Удовлетворительно" или не более чем два вопроса (N N 3, 4, 5, 7 - 9) оценены "Неудовлетворительно";
"Неудовлетворительно", если по одному из вопросов N 1, 2, 6 и 10 получена оценка "Неудовлетворительно" или три и более вопросов (N N 3, 4, 5, 7-9) оценены "Неудовлетворительно".
Математический аппарат для ранжирования территориальных органов МЧС России в соответствии с методикой оценки (рейтинг Главного управления МЧС России)
Ранжирование территориальных органов МЧС России производится на основании рейтингов в соответствии с критериями оценки, их содержания и значимости.
Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки соответствующего вопроса, умноженный на значимость (удельный вес) критерия. Для территориальных органов МЧС России осуществляется расчет итогового рейтинга. Итоговый рейтинг рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки.
Территориальному органу МЧС России, набравшему наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер, далее по порядку.
Ранжирование территориальных органов МЧС России осуществляется в соответствии со следующими критериями, сумма значимостей которых равна 100:
Наименование критерия |
Значимость критерия, % |
Организация взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами управления других министерств и ведомств, принимающих участие в повышении безопасности дорожного движения. |
15 |
Организация реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия. |
30 |
Рассмотрение на коллегиях территориальных органов МЧС России, вопросов совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП; реализация принятых решений. |
10 |
Участие в комиссиях по повышению (обеспечению) безопасности дорожного движения |
4 |
Участие территориального органа МЧС России в региональных целевых программах по повышению безопасности дорожного движения. |
5 |
Организация и осуществление профессиональной подготовки личного состава пожарно-спасательных подразделений в области реагирования на ДТП, аттестация личного состава и подразделений. |
15 |
Оснащение пожарно-спасательных подразделений аварийно-спасательным инструментом и оборудованием за счет иных средств (кроме федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов). |
5 |
Организация взаимодействия с общественными формированиями, объединениями и организациями в области повышения безопасности дорожного движения, снижения рисков возникновения ДТП и минимизации их последствий. |
2 |
Работа со средствами массовой информации (освещение по телевидению и в печати работы по предупреждению и ликвидации дорожно-транспортных происшествий). |
2 |
Ведение статистического учета и представление информации о реагировании пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия. |
12 |
Заместитель Министра Российской Федерации |
А.П. Чуприян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации (утв. МЧС России)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был