Регламент
представления территориальными органами МЧС России информации об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях
(Регламент - 3-2011)
(утв. МЧС России)
Перечень сокращений
АБД ДТП - автоматизированная база данных о реагировании ПСП на ДТП;
АСР - аварийно-спасательные работы;
АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
АХОВ - аварийно химически опасное вещество;
ГАСИ - гидравлический аварийно-спасательный инструмент;
ДТП - дорожно-транспортное происшествие;
ПП - первая помощь;
ПСП - пожарно-спасательные подразделения;
ПЧ - пожарная часть;
ФАД - федеральная автомобильная автодорога;
Центр ДТП - Центр мониторинга ликвидации последствий ДТП (ФГБУ ВНИИ ГОЧС ФЦ).
1. Общие положения
Настоящий регламент разработан в соответствии с приказом МЧС России от 04.09.2007 г. N 474 "О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий" и определяет объём, порядок представления, сбора и учета территориальными органами МЧС России информации об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, а также состав передаваемой информации, ее форму, форматы и сроки представления.
1.1. Объектом регламента является информация об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП.
1.2. Предметом регламента являются процессы сбора, учета, хранения, передачи, получения, обработки, защиты и использования информационных ресурсов, представляющих сведения об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП.
1.3. Сбор и учет сведений об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП осуществляется с целью создания территориально-распределенной системы информационного обеспечения и методической поддержки осуществления мероприятий в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП - многоуровневой структуры автоматизированных рабочих мест в центральном аппарате МЧС России, профильных организациях центрального подчинения, региональных центрах, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальных и местных гарнизонах пожарной охраны (фактически - существующих рабочих мест с доступом к сети Internet).
1.4. Общее методическое руководство и контроль деятельности всех категорий пользователей системы в части полноты, качества и своевременности сбора, учета и представления информации об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП осуществляет Центр мониторинга ликвидации последствий ДТП.
1.5. В целях выполнения оперативных заданий и иных распоряжений руководства МЧС России в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП, Центр ДТП имеет право запрашивать необходимую информацию от территориальных органов управления МЧС России, непредусмотренную электронными формами системы, но прямо или косвенно относящуюся к области системы спасения пострадавших в ДТП, путём рассылки соответствующих запросов с определенными формами посредством электронного уведомления, либо системы электронного документооборота.
1.6. Отношения подчиненности и ответственности категорий пользователей системы определяются в соответствии с действующей в МЧС России организационной структурой (федеральный центр - региональный центр - главное управление - территориальный гарнизон - местный гарнизон - отряд - подразделение).
1.7. Законодательную и нормативную правовую базу Регламента составляют:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти";
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794;
Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. N 725;
Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 г. N 30;
Приказ МВД России и МЧС России от 13.08.2003 г. N 636/478 "Вопросы взаимодействия дежурных частей системы МВД России и дежурных служб МЧС России по обмену информацией о происшествиях и чрезвычайных ситуациях";
Приказ МЧС России от 04.09.2007 г. N 474 "О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий";
Приказ Минздравсоцразвития России "О первой помощи" N 353н от 17.05.2010 г.;
Приказ МЧС России "Об утверждении Норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года" N 125 от 25.07.2006 г.;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "425"
Приказ МВД России "О внесении дополнений в нормы, утвержденные приказом МВД России от 20.12.1993 г. N 550" N 1079 от 23.12.1999 г.;
Примерное положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП (согласовано заместителями Министров МВД России, МЧС России и Минздрава России от 17.04.2003 г.);
1.8. Регламент может быть скорректирован с учётом развития методик и программного обеспечения учета сведений об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП, а также с учетом полноты представления исходной и выходной информации о реагировании ПСП на ДТП.
2. Термины и определения
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);
реагирование на ДТП - осуществление взаимосвязанных действий сил и средств ПСП при получении информации о факте ДТП: уточнение и анализ обстановки, принятие решения о выезде к месту ДТП и участие в ликвидации его последствий;
пострадавшие - граждане, травмированные (раненые), либо погибшие при ДТП;
погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток;
раненый - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения;
ДТП с пострадавшими - дорожно-транспортное происшествие, в котором погибли или были ранены люди;
опасный груз - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности;
пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску;
ведение АБД ДТП - поддержание базы данных в достоверном (актуальном) состоянии, оперативное внесение в нее всех появляющихся изменений в кодах, наименованиях или дополнительной информации, описывающей объекты и классификационные группировки;
информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
коэффициент тяжести последствий ДТП - количество погибших на 100 пострадавших, по данным ГУ ОБ ДД МВД России;
пожарно-спасательные подразделения (ПСП) - аварийно-спасательные формирования и подразделения противопожарной службы, либо совмещенные такие подразделения (пожарно-спасательные центы), независимо от ведомственной принадлежности;
реагирование ПСП на ДТП - факт выезда пожарно-спасательного подразделения на ДТП, независимо от доли дальнейшего участия в ликвидации последствий;
коэффициент реагирования ПСП на ДТП(k) - условный показатель количества реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП - количество ДТП, на которые выехали ПСП по отношению к числу ДТП с пострадавшими по данным ГУОБДД МВД России (с учётом совместных выездов на ДТП, выездов на ДТП без пострадавших, а также на ДТП с участием пешеходов), определяемый по соответствующей формуле (Приложение 1);
деблокирование - комплекс технологических операций, выполняемых ПСП с целью обеспечения доступа к людям, находящимся в блокированных транспортных средствах и оказания им помощи;
стабилизация транспортного средства - предотвращение движения или раскачивания транспортного средства с использованием специальных или подручных средств;
ликвидация вторичных поражающих факторов - тушение возгораний, возникших вследствие ДТП, обезвреживание и обеззараживание транспортных средств и зон заражения в случае воздействия токсичных, опасных химических и других веществ;
оказание первой помощи (ПП) - комплекс срочных действий и мероприятий по спасению жизни и здоровья пострадавших, проводимых на месте дорожно-транспортного происшествия до оказания медицинской помощи (мероприятий по оказанию первой помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2010 N 353н "О первой помощи");
работы, не требующие применения аварийно-спасательного инструмента и оборудования (АСИ) - организация освещения, ограждения места дорожно-транспортного происшествия, объездных путей (при необходимости), оповещения и связи;
иные работы - действия ПСП, связанные с буксировкой поврежденных транспортных средств в пункт назначения, транспортировкой пострадавших в пункты оказания медицинской помощи;
гидравлический аварийно-спасательный инструмент (ГАСИ) - переносной инструмент с гидроприводом, применяемый для извлечения (деблокирования) пострадавших при выполнении аварийно спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций (в том числе при ДТП);
автогородки - под оборудованными понимаются автогородки в (на) которых оборудованы уголки спасателя и пожарного, макеты транспортных средств, предназначенные для отработки простейших приёмов оказания помощи пострадавшим в ДТП силами участников и свидетелей ДТП, размещены первичные средства деблокирования и оказания помощи пострадавшим в ДТП, размещены информационные стенды (плакаты, другие наглядные пособия) обучающего характера, а также отражающие деятельность МЧС России в области ликвидации последствий ДТП и оказания помощи пострадавшим и пр.;
автошколы - под оборудованными понимаются автошколы в которых реализованы мероприятия аналогичные проводимым в автогородках (см. предыдущее определение), а также те автошколы, с которыми заключены соглашения (договора) на проведение занятий с категорией подготавливаемых водителей;
оператор - должностное лицо территориального органа МЧС России либо (отряда, подразделения), функцией которого являются ввод и редактирование информации по соответствующим блокам;
контролёр - должностное лицо территориального органа МЧС России, либо подчиненных ему подразделений, функцией которого является контроль за внесением данных, их проверка и утверждение;
администратор - должностное лицо регионального центра либо главного управления МЧС России, функцией которого являются: создание учетных записей контролеров и операторов, контроль выполнения требований Регламента всеми категориями пользователей, периодическое подтверждение полноты и достоверности внесенных сведений в части подчиненных территориальных органов МЧС России и соответствующих подразделений.
Главный администратор АБД ДТП - сотрудник Центра ДТП, функцией которого являются: создание учетных записей администраторов (при необходимости - всех категорий пользователей), сопровождение бесперебойного функционирования АБД ДТП, контроль выполнения требований Регламента всеми категориями пользователей.
3. Основы функционирования системы сбора и учёта сведений
Создание системы обосновывается необходимостью обеспечения функционирования и информационной поддержки новой формы оценки реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП и организации такой деятельности главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Система предназначена для функционирования в сети Интернет с использованием современных информационных технологий и программно-аппаратных средств.
Работа с системой реализовывается через специальный web-сайт. Вся информация хранится в единой централизованной базе данных. Для работы с системой необходимо подключение автоматизированного рабочего места (ПЭВМ) к сети Интернет.
Система базируется на реляционной модели данных, то есть на таблицах и связях между таблицами. Одна строка таблицы называется записью и содержит ряд полей (ячеек), характеризующих один и тот же объект или процесс.
Основной логической единицей хранения данных является Карточка Главного управления, а также фактов реагирования на ДТП, мероприятий иных функциональных модулей, в которой содержится вся необходимая информация. В базе данных Карточка представляется записями в нескольких таблицах: одной записью в основной таблице, а также несколькими записями в подчиненных таблицах, связанных с ведением журналов мероприятий.
Данные в таблицы вносятся в специальных экранах редактирования. Некоторые поля заполняются путём выбора нужного значения из выпадающего списка, остальные поля заполняются путём ввода числового или строкового значения с клавиатуры. Значения, выбираемые из выпадающего списка, хранятся в специальных справочных таблицах и могут быть изменены только Администратором.
4. Порядок представления, сбора и учета сведений об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП
4.1. На территориальном уровне сбор и учет сведений об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП осуществляется главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальными и местными гарнизонами пожарной охраны и подчиненными им подразделениями.
4.2. Старшее уполномоченное лицо территориального органа МЧС России, ответственное за сбор и учет сведений об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП, назначается приказом по Главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации. Копия такого приказа незамедлительно представляется в Центр мониторинга ликвидации последствий ДТП.
4.3. За основу, т.е. главную директорию учёта и анализа используется совокупность информационных ресурсов главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
4.4. Учету подлежат сведения:
о реагировании пожарно-спасательных подразделений на ДТП в субъекте Российской Федерации;
об организации деятельности территориальных органов управления МЧС России в области совершенствования систем спасения пострадавших в ДТП;
об организационном и техническом обеспечении пожарно-спасательных подразделений в субъектах Российской Федерации;
об образовательно-пропагандистской деятельности территориальных органов МЧС России и подготовка личного состава пожарно-спасательных подразделений.
4.4.1. Учёт сведений о реагировании пожарно-спасательных подразделений на ДТП в субъекте Российской Федерации осуществляется по следующим правилам, отступление от которых недопустимо:
1. Учёту подлежат сведения о каждом выезде на ДТП:
1) Выезд на ДТП с пострадавшими (ДТП в которых погибли или были ранены люди).
2) Выезд на ДТП без пострадавших (отмечаются соответствующим образом в карточке учёта).
3) Выезд на ДТП с пострадавшими (и без таковых), но не отнесенные к категории "ДТП с пострадавшими" в соответствии с правилами учёта ДТП, утвержденными Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 (ДТП возникшие: во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятиями выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.); в результате стихийных бедствий; вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке - расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.); в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости; в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба), при этом такие выезды отмечаются карточке учёта как "Выезд на ДТП без пострадавших".
2. На каждый выезд на ДТП заполняется соответствующая карточка выезда.
3. В случаях, когда на одно ДТП привлекались два и более пожарно-спасательных подразделения, заполняется одна карточка, в которой указываются сведения обо всех привлекаемых силах и средствах.
4. Карточка выезда на ДТП заполняется не позднее суток, следующих за отчётными.
5. Сведения о реагировании ПСП на ДТП считаются учтенными только в том случае, если они оформлены в соответствии с инструкцией по ведению АБД ДТП.
6. Ежемесячно, нарастающим итогом, старшее должностное лицо, отвечающее за организацию сбора, учета и представления сведений об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП, лично подтверждает достоверность внесенных сведений по соответствующей форме.
7. Учёт сведений о реагировании ПСП на ДТП предполагает внесение следующих данных:
общие сведения о ДТП - дата и время ДТП, дата и время получения вызова, выезда и прибытия спасателей к месту ДТП, источник получения сигнала, километр автодороги, муниципальное образование, адрес и координаты места ДТП;
сведения о работах, проводимых на месте ДТП подразделениями - наименование подразделения, в том числе психологической службы, применяемая техника и гидравлический аварийно-спасательный инструмент, работы, проводимые на месте ДТП (деблокирование пострадавших, оказание помощи пострадавшим, ликвидация вторичных поражающих факторов), время проведения аварийно-спасательных работ;
информация о последствиях ДТП, вид ДТП, количество поврежденных транспортных средств, количество людей в транспортных средствах - участниках ДТП, количество раненых, погибших, количество граждан, которым оказана помощь, деблокированных пострадавших (в том числе детей), количество транспортированных в лечебные учреждения, деблокированных погибших, извлеченных раненых, краткое описание работ.
4.4.2. Учёт сведений об организации деятельности территориальных органов управления МЧС России в области совершенствования систем спасения пострадавших в ДТП предполагает внесение сведений:
1. об участии представителей МЧС России в комиссиях по безопасности дорожного движения;
2. о рассмотрении проблемных вопросов реагирования на ДТП на коллегиях территориальных органов МЧС России;
3. о содержании протоколов заседаний вышеперечисленных мероприятий;
4. об инициативных проектах по вопросу повышения качества реагирования на ДТП подразделений.
4.4.3. Учет сведений об организационном и техническом обеспечении пожарно-спасательных подразделений в субъектах Российской Федерации предполагает внесение сведений:
1. о количестве личного состава подразделения;
2. об аттестованности личного состава и подразделения в целом;
3. о количественных и качественных показателях оснащенности гидравлическим аварийно-спасательным инструментом;
4. о количестве основной и специальной техники подразделения, применяемой при ликвидации последствий ДТП (стоящей в расчете, а также резервной техники и техники, находящейся в ремонте).
4.4.4. Учет сведений об образовательно-пропагандистской деятельности территориальных органов МЧС России и подготовка личного состава пожарно-спасательных подразделений предполагает внесение информации:
1. О мероприятиях по пропаганде безопасности дорожного движения в средствах массовой информации;
2. О наличии и составе уголков безопасности дорожного движения в автошколах и автогородках (название автошколы (автогородка), наличие методического материала по вопросу безопасности дорожного движения и проведения аварийно-спасательных работ на месте ДТП);
3. О проводимых и запланированных учениях (дата, место проведения, исходные данные, замысел учений, привлекаемые силы и средства и т.д.).
Регламент представления территориальными органами МЧС России сведений об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП
N пп |
Наименование донесения |
Кто представляет |
Кому представляется |
Периодичность и сроки представления |
Форма |
1. |
Сведения о реагировании ПСП на ДТП |
Сотрудники всех категорий, имеющие идентифицирующие учётные записи пользователей АБД ДТП |
Внесением данных в АБД ДТП (при отсутствии возможности - уполномоченным лицам территориальных органов МЧС России, гарнизонов пожарной охраны, назначенным приказами по ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) |
Ежедневно, в течение суток, следующих за отчётными |
1 |
2. |
Сведения об организации деятельности территориальных органов управления МЧС России в области совершенствования систем спасения пострадавших в ДТП |
Уполномоченные лица территориальных органов МЧС России, назначенные приказами по ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, имеющие идентифицирующие учётные записи пользователей АБД ДТП с соответствующими правами доступа |
Внесением данных в АБД ДТП |
По мере изменения сведений, но не реже одного раза в квартал, и не позже 1 числа месяца, следующего за отчетным периодом (при отсутствии изменений - осуществляется контрольная сверка) |
2 |
3. |
Сведения об организационном и техническом обеспечении пожарно-спасательных подразделений в субъектах Российской Федерации |
Уполномоченные лица территориальных органов МЧС России, назначенные приказами по ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, имеющие идентифицирующие учётные записи пользователей АБД ДТП |
Внесением данных в АБД ДТП |
По мере изменения сведений, но не реже одного раза в квартал, и не позже 1 числа месяца, следующего за отчетным периодом (при отсутствии изменений - осуществляется контрольная сверка) |
3 |
4. |
Сведения об образовательно-пропагандистской деятельности территориальных органов МЧС России и подготовка личного состава пожарно-спасательных подразделений |
Уполномоченные лица территориальных органов МЧС России, назначенные приказами по ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, имеющие идентифицирующие учётные записи пользователей АБД ДТП |
Внесением данных в АБД ДТП |
По мере изменения сведений, но не реже одного раза в квартал и не позже 1 числа месяца, следующего за отчетным периодом (при отсутствии изменений - осуществляется контрольная сверка) |
4 |
5. |
Сведения о полноте и достоверности внесенных в АБД ДТП данных, выполнении контрольных сверок |
Старшее должностное лицо главного управления МЧС России отвечающее за организацию учёта деятельности в области развития системы спасения пострадавших в ДТП, назначенное приказом и имеющее строго конфиденциальную учётную запись |
Внесением данных в АБД ДТП (строго под своей учётной записью) |
Ежемесячно, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным |
5-контроль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент представления территориальными органами МЧС России информации об организации деятельности в области совершенствования системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (Регламент - 3-2011) (утв. МЧС России)
Текст регламента официально опубликован не был
Письмом МЧС России от 22 июля 2020 г. N 91-136-12 настоящий документ признан утратившим силу с 22 июля 2020 г.