Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2013 г. N 53-АПГ13-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Т.И. Ерёменко, Л.B. Борисовой
при секретаре М.И. Паршиной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Кибуса С.А. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 5, 6, 11 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" по апелляционной жалобе Кибуса С.А. на решение Красноярского краевого суда от 24 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по доверенности Губернатора Красноярского края С.Б. Савельевой, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Закон Красноярского края от 02.11.2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" принят Законодательным Собранием Красноярского края 2 ноября 2000 года, 26 декабря 2012 года подписан первым заместителем Губернатора Красноярского края и 8 декабря 2000 года опубликован в официальном печатном органе - "Красноярский рабочий", N 228.
Кибус С.А. обратился в краевой суд с заявлением об оспаривании пунктов 5, 6, 11 статьи 17 закона Красноярского края от 02.11.2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям пунктов 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части установления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо их законных представителей заявительного порядка при постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении специализированного жилого помещения, а также в части предоставления им такого жилого помещения в порядке очередности.
В судебном заседании представитель Законодательного Собрания Красноярского края и представитель Губернатора Красноярского края просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Красноярского краевого суда от 24 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Кибус С.А. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Оспариваемыми в настоящем деле нормами предусмотрено, что формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным правительством края органом исполнительной власти края в области образования (п. 5 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года N 12-961).
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании следующих документов:
а) ходатайства законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся полностью дееспособными, заявления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения с указанием желаемого места предоставления жилого помещения в границах муниципального района или городского округа края, который является местом жительства указанных лиц, либо согласия на определение места предоставления жилого помещения по решению уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования;
б) копии паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего;
в) документов, подтверждающих постоянное проживание на территории края, в случаях отсутствия регистрации по месту жительства;
г) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с участием лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и их родителей;
д) документа органа, осуществлявшего до 1 января 1999 года регистрационную деятельность в отношении недвижимого имущества, о наличии (отсутствии) в собственности лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и их родителей жилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
е) справки уполномоченного органа местного самоуправления о наличии (отсутствии) заключенного с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и (или) его родителями договора социального найма жилого помещения или копии договора социального найма жилого помещения;
ж) копии правового акта органа опеки и попечительства о направлении лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на воспитание в учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о передаче его под опеку (попечительство), в приемную семью;
з) документов, подтверждающих факт отсутствия одного или обоих родителей (копия свидетельства о смерти одного или обоих родителей, справка органов ЗАГС о рождении (форма N 25), копия документа об оставлении лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в учреждении социальной защиты населения, воспитательном, лечебном и другом аналогичном учреждении, копия решения суда о лишении родителей родительских прав, об ограничении в родительских правах, признании недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими или объявлении их умершими, справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и (или) копия решения суда об установлении факта оставления лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, без попечения родителей);
и) документов, подтверждающих факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Копии документов, указанных в настоящем пункте, не заверенные организацией, выдавшей соответствующие документы, или нотариально, представляются с предъявлением оригинала.
В соответствии с пунктом 6 для включения в список законные представители, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления документы, указанные в подпунктах "а"-"в" пункта 5 настоящей статьи. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган местного самоуправления документы, указанные в подпунктах "г"-"и" пункта 5 настоящей статьи.
Уполномоченные органы местного самоуправления запрашивают с использованием межведомственного информационного взаимодействия документы (содержащиеся в них сведения), указанные в подпунктах "г"-"и" пункта 5 настоящей статьи, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные, либо муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами края, муниципальными правовыми актами, если указанные документы не представлены законными представителями, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по собственной инициативе.
Уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщают к ним ходатайства и заявления о предоставлении жилого помещения, а также документы, предусмотренные подпунктами "б"-"и" пункта 5 настоящей статьи, направляют заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме.
На основании пункта 11 решение о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями определяется законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемый закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий.
Анализируя положения федерального и краевого законодательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что установление оспариваемыми положениями закона края порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, какой-либо дополнительной обязанности для них по сравнению с федеральным законодательством не вводит.
Так, из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что право на получение специализированного жилого помещения предоставляется не всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, а лишь тем из них, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или хотя и выступают в роли таких лиц, но их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В случае отсутствия полной дееспособности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такое волеизъявление должно быть выражено их законными представителями, которые, в силу части 2 статьи 30 Гражданского кодекса РФ, обязаны выступать в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами.
Перечень документов, предусмотренный пунктом 5 статьи 17 закона края от 02.11.2000 года N 12-961 призван подтвердить соответствие лиц, претендующих на получение специализированного жилого помещения требованиям, установленным пунктом 1 статьи 8 Федерального закона 21.12.1996 года N 159-ФЗ, что также исключает возможность признания этого пункта противоречащим федеральному законодательству.
Таким образом, подача соответствующего заявления с приложением необходимых документов, в случае полной дееспособности таких лиц, является выражением их волеизъявления на предоставление специализированных жилых помещений, и необходимым условием реализации их права на это.
В части установления очередности предоставления специализированных жилых помещений сформированной в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению такими помещениями установленной пунктом 11 статьи 17 закона края N 12-961, суд пришел к выводу о том, что краевой законодатель ввел предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности, сформированной в соответствии с имеющимся списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом список детей-сирот осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений; при совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан, что не противоречит требованиям закона. При этом было учтено, что в соответствии с пунктом 11 ст. 17 закона Красноярского края от 20 декабря 2012 года решение о предоставлении указанным лицам, включенным в список, жилого помещения по договору специализированного помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в срок, не позднее 30 дней со дня достижения возраста 18 лет, либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях и т.д. при наличии его письменного заявления.
В связи с этим оснований полагать о нарушении прав указанных лиц в связи с очередностью предоставления жилья у судебной коллегии не имеется.
Довод жалобы о том, что установление заявительного порядка в целях получения жилья указанной категории граждан не соответствует требованиям федерального законодательства был предмет исследования в суде первой инстанции и не нашел подтверждения.
Заявительный характер предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей воспроизводит и ст. 8 Федерального Закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Красноярского краевого суда от 24 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кибуса С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.B. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2013 г. N 53-АПГ13-5
Текст определения официально опубликован не был