В соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.
Директор Департамента |
А. Зырянова |
Методические рекомендации
по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования
I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации направлены на оказание методической поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации полномочий по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.
Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают нормативы затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями, устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Применительно к дошкольному образованию Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ содержит нормы, позволяющие выделить услуги, оказываемые дошкольными образовательными организациями (государственными/муниципальными), которые могут быть включены в перечень:
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях;
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
- осуществление присмотра и ухода за детьми.
С 1 января 2014 г. вступают в силу пункт 3 части 1 статьи 8 и пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, закрепляющие новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий за счет бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение реализации дошкольных общеобразовательных программ в муниципальных образовательных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1, статьи 8). Иные расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет бюджетов муниципальных образований (пункт 1 части 1, статьи 9).
В связи с вышеизложенным в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований рекомендуется принятие комплекса нормативных правовых актов, определяющих порядки расчетов объемов требуемого финансового обеспечения не только реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и создания условий для присмотра и ухода, а также установления компенсации части родительской платы для отдельных категорий родителей (законных представителей). Такими нормативными правовыми актами должны стать:
- на уровне субъекта Российской Федерации:
1) методика расчета нормативов затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях;
2) методика расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях;
3) порядок установления среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования;
4) порядок обращения за получением компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и порядок ее выплат;
- на уровне учредителя*(1):
1) методика расчета нормативов затрат на оказание услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях;
2) методика расчета размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях;
3) методика расчета нормативов затрат на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, из категорий семей, для которых установлены льготы по снижению или отмене родительской платы;
4) порядок установления категорий родителей (законных представителей), которые освобождаются от оплаты услуг по присмотру и уходу или для которых размер платы снижается, а также порядок снижения размера платы.
II. Подходы к установлению нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определяет требования к кадровому обеспечению образовательного процесса, которые, наряду с требованиями к предметно-пространственной среде и материально-техническому обеспечению реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программа), являются основанием для определения необходимых затрат, учитываемых при расчете нормативов финансового обеспечения. За счет бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников, осуществляющих в соответствии с ФГОС ДО реализацию Программы:
- воспитатели, в том числе старшие воспитатели;
- прочие педагогические работники, с учетом требований примерных образовательных программ дошкольного образования, в том числе руководители, работники, инструкторы по физкультуре, концертмейстеры, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители физического воспитания, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, методисты и пр.;
- учебно-вспомогательный персонал, в том числе младшие воспитатели, помощники воспитателей и пр.;
- административно-управленческий и обслуживающий персонал, за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми.
При разработке требований к кадровому обеспечению реализации Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из требований ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологических нормативов, сложившейся специфики работы в дошкольных образовательных организациях региона, а также региональных факторов, определяющих возможности и потребности в кадровом обеспечении дошкольных образовательных организаций.
Разрабатываемые требования должны учитывать:
- направленность групп (в том числе для групп коррекционной, комбинированной и оздоровительной направленности);
- режим пребывания детей в группе (количество часов пребывания в сутки);
- возраст воспитанников;
- число групп в образовательной организации;
- другие особенности реализации Программы.
На основании разработанных требований к кадровому обеспечению, а также требований к материально-техническому обеспечению реализации основной образовательной программы дошкольного образования и предметно-пространственной среды на уровне субъекта Российской Федерации разрабатываются нормативы затрат, учитываемые при определении объемов субвенций, передаваемых местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
Следует обратить внимание, что согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к расходам органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут быть отнесены расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. В этой связи в нормативы затрат на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования не может быть включена заработная плата персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и пр.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункту 3 статьи 8" следует читать "пункту 3 части 1 статьи 8"
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается использовать при расчете нормативов затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях следующую методику*(2).
Методика
расчета нормативов затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образовании в муниципальных дошкольных образовательных организациях
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая методика устанавливает порядок определения нормативных затрат на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программы) на основе принципа нормативного финансирования в расчете на одного воспитанника.
1.2. Норматив затрат на реализацию Программы - гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств в год в расчете на одного воспитанника, необходимый для реализации Программы, включая:
- расходы на оплату труда работников, реализующих Программу;
- расходы на средства обучения и воспитания;
- прочие расходы (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в том числе связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности.
1.3. Методика разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федераций в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
1.4. Значения используемых коэффициентов и параметров определяются на уровне субъекта Российской Федерации самостоятельно*(3). При определении коэффициентов и параметров в том числе учитываются:
- особенности реализации дошкольных общеобразовательных программ в государственных и муниципальных организациях субъекта Российской Федерации;
- установленные ФГОС ДО требования к реализации дошкольных общеобразовательных программ;
- требования СанПиН 2.4.1.3049-13 в части наполняемости групп и продолжительности пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
- рекомендации по реализации Программ, установленные на уровне субъекта Российской Федерации, в случае их наличия.
Раздел 2. Порядок определения нормативов затрат на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В данном разделе представлены два варианта определения нормативных затрат на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, разработанные на основе различных методологических подходов.
Вариант N 1 определения нормативов затрат на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2.1. Расчет нормативов затрат на реализацию Программы осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников (пункт 2.2 настоящей методики);
- норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников (пункт 2.3 настоящей методики);
- норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда административно-управленческих и обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы (пункт 2.4 настоящей методики);
- норматив затрат на обеспечение расходов на средства обучения и воспитания, используемых при реализации Программы (пункт 2.5 настоящей методики);
- норматив затрат на обеспечение дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, реализующим Программу (пункт 2.6 настоящей методики).
2.2. Расчет норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников в расчете на услугу по реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО*(4) (пункт 2.2.1 настоящей методики);
, , , , , - дифференцирующие коэффициенты для расчета норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников в расчете на одного воспитанника (пункт 2.2.2 настоящей методики).
2.2.1. Норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников в расчете на услугу по реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО определяется по формуле:
,
где:
- расчетная потребность в количестве педагогических работников на оказание услуги по реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО. Рекомендуемый диапазон значений в расчете на одного воспитанника ;
- прогнозируемая среднемесячная заработная плата работников общего образования субъекта Российской Федерации на плановый финансовый период, скорректированная с учетом доплат за особые условия труда*(5), руб./мес;
12 - количество месяцев в календарном году;
- коэффициент, учитывающий начисления на выплаты по оплате труда на плановый финансовый период;
- коэффициент, учитывающий расходы на организацию дополнительного профессионального образования педагогических работников*(6). Рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на 1 воспитанника .
2.2.2. В состав дифференцирующих коэффициентов*(7) для расчета норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников входят следующие коэффициенты:
- коэффициент, учитывающий повышенную стоимость услуги по реализации программы в сельской местности;
- коэффициент, учитывающий возраст воспитанников;
- коэффициент, учитывающий длительность пребывания воспитанников в группе;
- коэффициент, учитывающий деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- коэффициент, учитывающий режим работы организации;
- коэффициент, учитывающий продолжительность работы организации.
2.3. Расчет норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников в расчете на услугу по реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО (пункт 2.3.1 настоящей методики);
, , , , , - дифференцирующие коэффициенты для расчета норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников (пункт 2.3.2 настоящей методики).
2.3.1. Норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников в расчете на услугу по реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО определяется по формуле:
,
где:
- прогнозируемое соотношение средней заработной платы учебно-вспомогательного персонала и педагогических работников на плановый финансовый период. Рекомендуемый диапазон значений в расчете на одного воспитанника ;
- расчетная потребность в количестве учебно-вспомогательных работников на оказание услуги по реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО. Рекомендуемый диапазон значений в расчете на одного воспитанника ;
- прогнозируемая среднемесячная заработная плата работников общего образования субъекта Российской Федерации на плановый финансовый период, скорректированная с учетом доплат за особые условия труда, руб./мес;
12 - количество месяцев в календарном году;
- коэффициент, учитывающий начисления на выплаты по оплате труда на плановый финансовый период.
2.3.2. В состав дифференцирующих коэффициентов для расчета норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников входят следующие коэффициенты:
- коэффициент, учитывающий повышенную стоимость услуги по реализации программы в сельской местности;
- коэффициент, учитывающий возраст воспитанников;
- коэффициент, учитывающий длительность пребывания воспитанников в группе;
- коэффициент, учитывающий деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников.
- коэффициент, учитывающий режим работы организации;
- коэффициент, учитывающий продолжительность работы организации.
2.4. Расчет норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда административно-управленческих и обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы, осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда административно-управленческих и обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы, в расчете на оказание услуги в соответствии с ФГОС ДО (пункт 2.4.1 настоящей методики);
, , , - дифференцирующие коэффициенты для расчета норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда административно-управленческих и обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы (пункт 2.4.2 настоящей методики).
2.4.1. Норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда административно-управленческих и обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы, в расчете на оказание услуги в соответствии с ФГОС ДО определяется по формуле:
,
где:
- прогнозируемое соотношение средней заработной платы административно-управленческого, а также обслуживающего персонала и педагогических работников на плановый финансовый период*(8). Рекомендуемый диапазон значений в расчете на одного воспитанника ;
- расчетная потребность в количестве административно-управленческих и обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы, на оказание услуги в соответствии с ФГОС ДО. Рекомендуемый диапазон значений в расчете на одного воспитанника ;
- прогнозируемая среднемесячная заработная плата работников общего образования субъекта Российской Федерации на плановый финансовый период, скорректированная с учетом доплат за особые условия труда, руб./мес;
12 - количество месяцев в календарном году;
- коэффициент, учитывающий начисления на выплаты по оплате труда на плановый финансовый период.
2.4.2. В состав дифференцирующих коэффициентов для расчета норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда административно-управленческих и обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы, входят следующие коэффициенты:
- коэффициент, учитывающий количество групп в организации;
- коэффициент, учитывающий повышенную стоимость услуги по реализации программы в сельской местности;
- коэффициент, учитывающий возраст воспитанников;
- коэффициент, учитывающий деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников.
2.5. Норматив затрат на обеспечение расходов на средства обучения и воспитания, используемых при реализации Программы, устанавливается в размере 3000 - 8000 руб. в год в расчете на одного воспитанника либо в процентном отношении к нормативу затрат на оплату труда педагогических работников.
2.6. Норматив затрат на обеспечение дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, реализующим программу, в части оплаты приобретаемых услуг дополнительного профессионального образования и расходов, связанных с проживанием, проездом и прочими командировочными расходами, устанавливается в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации в размере 500 - 1000 руб. в год в расчете на одного воспитанника либо в процентном отношении к нормативу затрат на оплату труда педагогических работников.
Вариант N 2 определения нормативов затрат на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2.1. Расчет нормативов затрат на реализацию основной общеобразовательной программы Nобраз осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив затрат на оплату труда с начислениями педагогических работников; учебно-вспомогательного персонала; части административно-управленческих и обслуживающих работников;
- норматив затрат на обеспечение расходов на средства обучения и воспитания, используемых при реализации Программы;
2.2. Расчет норматива затрат на оплату труда осуществляется по возрастным группам в соответствии с реализуемыми программами (группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности, смешанные группы), а также коэффициентов удорожания на одного воспитанника, исходя из следующих показателей:
количество воспитанников в группе;
длительность пребывания детей в группе в течение дня;
средняя заработная плата воспитателей и помощников воспитателей согласно действующей в регионе системе оплаты труда (оклад, коэффициенты компенсационных и стимулирующих выплат);
нагрузка воспитателей (количество часов в неделю);
нагрузка помощников воспитателей (количество часов в неделю);
доплаты за работу с детьми-сиротами и лицами, имеющими отклонения в развитии (группы компенсирующей и оздоровительной направленности);
доля расходов на оплату труда административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала;
коэффициент доведения средней заработной платы воспитателей до средней по образованию в субъекте Российской Федерации.
Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в процентах к общему фонду оплаты труда учреждения. При этом имеется в виду, что расходы на эту группу персонала должны быть разделены на две услуги: "реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования" и "организация предоставления образования, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми", возможно деление пропорционально нормативным затратам на оплату труда по этим услугам.
2.3. Нормативы затрат на образование в дошкольных образовательных организациях в расчете на одного воспитанника по видам групп (s) и по возрастам воспитанников определяются по формуле:
где:
G - часы пребывания детей в группах (устанавливаются согласно п. 1.3 СанПиН 2.4.1.3049-13);
d - число дней работы групп в неделю;
Зп восп. - размер заработной платы воспитателя в соответствии с действующей в регионе системой оплаты труда;
К ср. экон. - коэффициент доведения средней заработной платы воспитателей до средней по образованию в субъекте Российской Федерации;
Зп пом.восп. - средний размер заработной платы помощника воспитателя в соответствии с действующей в регионе системой оплаты труда;
m - расчетная наполняемость групп (устанавливаются согласно п.п. 1.8 - 1.12 СанПиН 2.4.1.3049-13);
Dвосп. - число часов на ставку заработной платы в неделю: 36 часов*(9);
Dпом.восп. - число часов на ставку заработной платы в неделю: 40 часов;
Q - количество месяцев функционирования дошкольных организаций в год;
1,302 - коэффициент отчислений по социальному налогу;
s - коэффициент увеличения фонда оплаты труда на дополнительные расходы, связанные с заменой работников, уходящих в отпуск, на переподготовку и др.*(10);
к - коэффициент удорожания для сельской местности;
b - коэффициент увеличения фонда оплаты труда на административно-управленческий, учебно-вспомогательный, младший обслуживающий персонал;
у - коэффициенты удорожания по видам групп*(11);
r - региональные дополнительные коэффициенты (в соответствии с нормами регионального законодательства).
2.4. Норматив затрат на обеспечение расходов на средства обучения и воспитания, используемых при реализации Программы, устанавливается в абсолютном размере в рублях или в процентном отношении к нормативу затрат на оплату труда педагогических работников.
На основании разработанных нормативов затрат на уровне субъекта Российской Федерации разрабатывается методика расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях. Для определения соответствующих объемов субвенций могут быть использованы следующие методики:
Методика
расчета общего объема субвенции, предоставляемой местным бюджетам для осуществления государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях
Вариант N 1 расчета общего объема субвенции
1. Общий (годовой) объем субвенции, передаваемой органу местного самоуправления для осуществления государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на соответствующий финансовый год определяется по формуле:
,
где:
S - размер субвенции, необходимой муниципальному образованию для осуществления государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на соответствующий финансовый год;
i - порядковый номер услуги, оказываемой в муниципальном образовании, определяемый следующими особенностями реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО:
- возраст воспитанников;
- направленность групп;
- наличие у воспитанников ограничений по состоянию здоровья;
- продолжительность пребывания детей в группе в сутки;
- режим работы организации (дней в неделю; месяцев в году);
- количество групп в дошкольной образовательной организации;
- тип местности, в которой расположена дошкольная образовательная организация;
- количество воспитанников в муниципальном образовании, получающих в соответствующем финансовом году i-ю услугу по реализации Программы в муниципальной дошкольной образовательной организации соответствующего муниципального образования;
- нормативные затраты на реализацию Программы в рамках i-й услуги, определенные для соответствующего муниципального образования в соответствии с "Методикой расчета нормативов затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях" на соответствующий финансовый год.
Вариант N 2 расчета общего объема субвенции
Общий (годовой) объем субвенции, передаваемой органу местного самоуправления для осуществления государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на соответствующий финансовый год, определяется по формуле:
где:
- размер субвенции, необходимой муниципальному образованию для осуществления государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на соответствующий финансовый год;
N - Nобраз;
, , , , - нормативные затраты на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках i-й услуги, определенные на финансовый год в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности, смешанных группах в городской и сельской местности с учетом времени пребывания воспитанника в дошкольной образовательной организации;
, , , , - прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность воспитанников в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности, смешанных группах в городской и сельской местности;
n - количество возрастных групп.
III. Подходы к установлению нормативов финансового обеспечения организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей отнесены к полномочиям учредителя дошкольной образовательной организации. За базу расчета нормативов затрат на оказание услуг по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях должен приниматься норматив затрат на оплату труда работников, обеспечивающих предоставление указанных услуг, установленный региональным или муниципальным нормативным правовым актом*(12). Нормативы по финансовому обеспечению услуг должны также учитывать расходы на потребляемые образовательной организацией коммунальные услуги, а также оплату труда работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, приготовление продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, повара, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и др.). Рекомендуется для определения норматива затрат на оказание услуги по реализации Программы и созданию условий для осуществления присмотра и ухода использовать следующую модельную методику:
Методика
расчета нормативов затрат на оказание услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях
1. Методика расчета нормативов затрат на оказание услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях является рекомендуемой к использованию учредителем дошкольной образовательной организации при разработке методики расчета нормативов затрат, используемых при определении объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг.
2. Нормативны затрат на оказание услуги - гарантированный минимально допустимый объём финансовых средств в год в расчёте на одного воспитанника, необходимый для обеспечения осуществления организацией услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Указанные нормативы включают в себя:
- расходы на оплату труда работников, обеспечивающих организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам и создающих условия для осуществления присмотра и ухода;
- расходы на приобретение коммунальных услуг, потребляемых в процессе предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам и создания условий для осуществления присмотра и ухода;
- расходы на содержание зданий и строений дошкольной образовательной организации.
3. Расчет нормативов затрат на оказание услуги по реализации Программы и создание условий для присмотра и ухода осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив затрат на оплату труда работников, обеспечивающих организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам и создающим условия для осуществления присмотра и ухода, определяемый учредителем в соответствии с:
- методикой расчета нормативов затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях (см. раздел II);
- направленностью групп (в том числе для групп коррекционной, комбинированной и оздоровительной направленностей);
- режимом пребывания детей в группе (количество часов пребывания в сутки);
- возрастом воспитанников
- прочих особенностей создаваемых условий для осуществления присмотра и ухода за детьми.
- норматив затрат на приобретение коммунальных услуг. Порядок определения норматива затрат на приобретение коммунальных услуг устанавливается учредителем организации и учитывает особенности потребления коммунальных услуг при реализации различных Программ и создании условий для присмотра и ухода за детьми, обучающимися по ним, в образовательных организациях в зависимости от:
- направленности групп (в том числе для групп коррекционной, комбинированной и оздоровительной направленностей);
- режима пребывания детей в группе (количество часов пребывания в сутки);
- возраста воспитанников;
- прочих особенностей реализации Программы.
- норматив затрат на содержания зданий и строений дошкольной образовательной организации устанавливается на основе анализа данных заключенных договоров.
IV. Подходы к разработке порядка финансового обеспечения услуг по присмотру и уходу за детьми
Для определения достаточности средств на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми рассчитываемые нормативы затрат должны покрывать расходы, связанные:
- с приобретением продуктов питания;
- с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены.
Для расчета указанных нормативов затрат может быть использована следующая модельная методика:
Методика
расчета нормативов затрат на присмотр и уход за детьми в образовательных организациях
1. Методика расчета нормативов затрат на присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях является рекомендуемой к использованию на региональном и муниципальном уровнях при разработке нормативных правовых актов, определяющих размер взимаемой платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, а также при расчете соответствующего норматива затрат, определяющего размер компенсации расходов образовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу, категориям детей, с которых родительская плата не взимается.
2. Затраты на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми - объем финансовых средств в год в расчете на одного воспитанника, необходимый для оказания услуг по присмотру и уходу за детьми, осуществляемых образовательной организацией, включая:
- расходы на приобретение продуктов питания;
- прочие расходы, связанные с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены.
3. Расчет затрат на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми (), осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив затрат на приобретение продуктов питания (пункт 3.1 настоящей методики);
- норматив затрат на осуществление прочих расходов, связанных с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены (пункт 3.2 настоящей методики).
3.1. Нормативные затраты на приобретение продуктов питания (N_пп) складываются из стоимости суточного рациона питания одного ребенка в соответствии с установленными нормами СанПиН (приложения 10, 11 к СанПиН 2.4.1.3049-13) с учетом сезонности и для каждой категории питающихся. Ежедневное меню составляется на основе рекомендуемого набора продуктов питания с учетом калорийности для детей различного возраста и режима пребывания. Расчет нормативных затрат на приобретение продуктов питания производится по формуле:
,
где:
- норматив затрат на приобретение продуктов питания при оказании основной услуги по присмотру и уходу за детьми (пункт 3.1.1 настоящей методики);
, , , - дифференцирующие коэффициенты, учитывающие различия в рационе питания для отельных категорий детей, в том числе различия в рыночной стоимости потребляемых продуктов (пункт 3.1.2 настоящей методики).
3.1.1. Норматив затрат на приобретение продуктов питания при оказании основной услуги по присмотру и уходу за детьми определяется по формуле:
где:
- средняя рыночная стоимость приобретения единицы i-го продукта из рациона потребления детей, рублей;
- суточный объем потребления i-гo продукта в рационе детей, единиц;
D - планируемое количество дней посещения одним ребенком образовательной организации, работающей 5 дней в неделю 10 месяцев в году, на плановый финансовый год*(13).
3.1.2. В состав дифференцирующих коэффициентов для расчета норматива затрат на приобретение продуктов питания входят следующие коэффициенты:
- коэффициент, учитывающий возраст воспитанников;
- коэффициент, учитывающий режим работы организации;
- коэффициент, учитывающий продолжительность работы организации;
- коэффициент, учитывающий режим пребывания воспитанников.
3.2. Норматив затрат на осуществление прочих расходов, связанных с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены (), устанавливается в натуральном размере*(14) на год либо в процентном отношении к нормативу затрат на оплату труда работников, участвующих в оказании услуги по присмотру и уходу.
______________________________
*(1) В качестве учредителя образовательных организаций в целях настоящих рекомендаций понимаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, частные организации и индивидуальные предприниматели, реализующие образовательные программы дошкольного образования
*(2) Настоящая методика также распространяется на частные организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
*(3) Рекомендуемые диапазоны значений дифференцирующих коэффициентов содержатся в приложении к Методическим рекомендациям.
*(4) Под услугой по реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО понимается услуга по обучению и воспитанию детей в возрасте старше 5 лет в общеразвивающих группах с 12-часовым режимом пребывания, работающих 5 дней в неделю, 10 месяцев в году, в городской местности, в организациях с шестью группами.
*(5) В том числе за работу в сельской местности, коррекционных группах, с учетом районных коэффициентов и северных надбавок, в случае если такие надбавки установлены.
*(6) Включая расходы на оплату труда услуг дополнительного профессионального образования и расходы, связанные с прерыванием образовательной деятельности педагогического работника на время прохождения им обучения.
*(7) При установлении коэффициентов учитываются в том числе постановление Минтруда России от 21 апреля 1993 г. N 88 "Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)", постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
*(8) С учетом дифференциации оплаты труда отдельных категорий административно-управленческих и обсуживающих работников.
*(9) Установлено в соответствии с пунктом 2.3.2. постановления Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. N 88 "Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 2.3.2 Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. N 88
*(10) В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2008 г. N 03-2782 расходы на оплату труда должны быть рассчитаны с учетом оплаты замен, больничных листов, и других выплат.
*(11) См. таблицу 1 приложения к настоящим методическим рекомендациям.
*(12) В случае предоставление услуг частными организациями и индивидуальными предпринимателями должен быть утвержден локальный акт.
*(13) Определяется с учетом оценки количества дней пропуска детьми по различным причинам.
*(14) Величина норматива затрат определяется на уровне субъекта РФ и/или муниципального района (городского округа) на основании анализа структуры затрат дошкольных образовательных организаций.
Приложение
к методическим рекомендациям по реализации
полномочий органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по финансовому обеспечению
оказания государственных и муниципальных
услуг в сфере дошкольного образования
Состав
дифференцирующих коэффициентов* для расчета норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников
Коэффициент, учитывающий повышенную стоимость услуги по реализации программы в сельской местности (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,0 |
для воспитанников организаций, расположенных в городской местности |
1,25 -1,4 |
для воспитанников организаций, расположенных в сельской местности |
Коэффициент, учитывающий возраст воспитанников (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,6-2,0 |
для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 1 года |
1,1-1,3 |
для воспитанников в возрасте от 1 года до 3 лет |
1,0-1,1 |
для воспитанников в возрасте от 3 до 5 лет |
1,0 |
для воспитанников старше 5 лет |
Коэффициент, учитывающий длительность пребывания воспитанников в группе (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
0,45-0,65 |
для воспитанников, посещающих группы кратковременного пребывания (до 5 часов) |
0,7-0,95 |
для воспитанников, посещающих группы сокращенного дня пребывания (от 8 до 10 часов) |
1.0 |
для воспитанников, посещающих группы полного дня (от 10,5 до 12 часов) |
1,1-1,3 |
для воспитанников, посещающих группы продленного дня (от 13 до 14 часов) и группы круглосуточного пребывания |
Коэффициент, учитывающий деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1.0 |
для детей в группах общеразвивающей направленности |
1,1-1,2 |
для детей в группах с комбинированной направленностью |
1,2-1,5 |
для детей в группах с оздоровительной направленностью |
2,2-3,0 |
для детей с тяжелыми нарушениями речи, для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием, для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью легкой степени |
2,6-3,8 |
для глухих детей, для слепых детей |
4,0-6,0 |
для слабослышащих детей, для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата |
4,0-6,0 |
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени |
4,0-6,0 |
для детей с аутизмом |
4,0-6,0 |
для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) |
4,0-6,0 |
для детей с иными ограниченными возможностями здоровья |
Коэффициент, учитывающий режим работы организации (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,2-1,25 |
для воспитанников, посещающих организации с 7-дневным режимом работы |
1,1-1,2 |
для воспитанников, посещающих организации с 6-дневным режимом работы |
1,0 |
для воспитанников, посещающих организации с 5-дневным режимом работы |
Коэффициент, учитывающий продолжительность работы организации (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,08-1,18 |
для воспитанников, посещающих организации, работающие 12 месяцев в году |
1,0-1,1 |
для воспитанников, посещающих организации, работающие 11 месяцев в году |
1,0 |
для воспитанников, посещающих организации с иными режимами работы |
Состав
дифференцирующих коэффициентов для расчета норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно- вспомогательных работников
Коэффициент, учитывающий повышенную стоимость услуги по реализации программы в сельской местности (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,0 |
для воспитанников организаций, расположенных в городской местности |
1,25-1,4 |
для воспитанников организаций, расположенных в сельской местности |
Коэффициент, учитывающий возраст воспитанников (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,6-2,0 |
для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 1 года |
1,1-1,3 |
для воспитанников в возрасте от 1 года до 3 лет |
1,0-1,1 |
для воспитанников в возрасте от 3 до 5 лет |
1,0 |
для воспитанников старше 5 лет |
Коэффициент, учитывающий длительность пребывания воспитанников в группе (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
0,5-0,7 |
для воспитанников, посещающих группы кратковременного пребывания (до 5 часов) |
0,75-0,95 |
для воспитанников, посещающих группы сокращенного дня пребывания (от 8 до 10 часов) |
1,0 |
для воспитанников, посещающих группы полного дня (от 10,5 до 12 часов) |
1,1-1,3 |
для воспитанников, посещающих группы продленного дня (от 13 до 14 часов) и группы круглосуточного пребывания |
Коэффициент, учитывающий деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,0 |
для детей в группах общеразвивающей направленности |
1,1-1,2 |
для детей в группах с комбинированной направленностью |
1,2-1,5 |
для детей в группах с оздоровительной направленностью |
2,2-3,0 |
для детей с тяжелыми нарушениями речи, для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием, для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью легкой степени |
2,6-3,8 |
для глухих детей, для слепых детей |
4,0-6,0 |
для слабослышащих детей, для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата |
4,0-6,0 |
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени |
4,0-6,0 |
для детей с аутизмом |
4,0-6,0 |
для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) |
1,5-2,0 |
для детей с иными ограниченными возможностями здоровья |
Коэффициент, учитывающий режим работы организации (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,2-1,25 |
для воспитанников, посещающих организации с 7-дневным режимом работы |
1,1-1,2 |
для воспитанников, посещающих организации с 6-дневным режимом работы |
1,0 |
для воспитанников, посещающих организации с 5-дневным режимом работы |
Коэффициент, учитывающий продолжительность работы организации (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,08-1,18 |
для воспитанников, посещающих организации, работающие 12 месяцев в году |
1,0 |
для воспитанников, посещающих организации с иными режимами работы |
Состав
дифференцирующих коэффициентов для расчета норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда административно-управленческих и обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы
Коэффициент, учитывающий количество групп в организации (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
2,1-3,1 |
для воспитанников, посещающих организации с одной группой |
1,2-1,8 |
для воспитанников, посещающих организации с двумя группами |
1,0-1,2 |
для воспитанников, посещающих организации с 3-4 группами |
1,0 |
для воспитанников, посещающих организации с 5-7 группами |
0,6-0,9 |
для воспитанников, посещающих организации с 8-11 группами |
0,5-0,8 |
для воспитанников, посещающих организации с 12 и более группами |
Коэффициент, учитывающий повышенную стоимость услуги по реализации программы в сельской местности. (рекомендуемый диапазонзначений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,0 |
для воспитанников организаций, расположенных в городской местности |
1,25 -1,4 |
для воспитанников организаций, расположенных в сельской местности |
Коэффициент, учитывающий возраст воспитанников (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,6-2,0 |
для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 1 года |
1,1-1,3 |
для воспитанников в возрасте от 1 года до 3 лет |
1,0-1,1 |
для воспитанников в возрасте от 3 до 5 лет |
1.0 |
для воспитанников старше 5 лет |
Коэффициент, учитывающий деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,0 |
для детей в группах общеразвивающей направленности |
1,1-1,2 |
для детей в группах с комбинированной направленностью |
1,2-1,5 |
для детей в группах с оздоровительной направленностью |
2,2-3,0 |
для детей с тяжелыми нарушениями речи, для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием, для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью легкой степени |
2,6-3,8 |
для глухих детей, для слепых детей |
4,0 -6,0 |
для слабослышащих детей, для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата |
4,0-6,0 |
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени |
4,0-6,0 |
для детей с аутизмом |
4,0-6,0 |
для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) |
1,5-2,0 |
для детей с иными ограниченными возможностями здоровья |
Состав
дифференцирующих коэффициентов* для расчета норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда работников, участвующих в оказании услуги по присмотру и уходу
Коэффициент, учитывающий количество групп в организации (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,1-1,3 |
для воспитанников, посещающих организации с 1-3 группами; |
1,0 |
для воспитанников, посещающих организации с 4-6 группами; |
0,7-0,9 |
для воспитанников, посещающих организации с 6-12 группами; |
0,6-0,8 |
для воспитанников, посещающих организации с 12 и более группами; |
Коэффициент, учитывающий возраст воспитанников (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,3-1,5 |
для воспитанников в возрасте до 3 лет; |
1,0 |
для воспитанников в возрасте старше 3 лет |
Коэффициент, учитывающий режим работы организации (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,2-1,25 |
для воспитанников, посещающих организации с 7-дневным режимом работы |
1,1-1,2 |
для воспитанников, посещающих организации с 6-дневным режимом работы |
1,0 |
для воспитанников, посещающих организации с 5-дневным режимом работы |
Коэффициент, учитывающий продолжительность работы организации (рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на одного воспитанника) | |
1,08-1,18 |
для воспитанников, посещающих организации, работающие 12 месяцев в году |
1,0 |
для воспитанников, посещающих организации с иными режимами работы |
Состав
дифференцирующих коэффициентов для расчета норматива затрат на приобретение продуктов питания
Коэффициент, учитывающий возраст воспитанников (рекомендуемый диапазон значений коэффициента) | |
0,75-0,9 |
для воспитанников в возрасте до 3 лет |
1,0 |
для воспитанников в возрасте старше 3 лет |
Коэффициент, учитывающий режим работы организации (рекомендуемый диапазон значений коэффициента) | |
1,3-1,4 |
для воспитанников, посещающих организации с 7-дневным режимом работы |
1,1-1,2 |
для воспитанников, посещающих организации с 6-дневным режимом работы |
1,0 |
для воспитанников, посещающих организации с 5-дневным режимом работы |
Коэффициент, учитывающий продолжительность работы организации (рекомендуемый диапазон значений коэффициента) | |
1,1-1,2 |
для воспитанников, посещающих организации, работающие 12 месяцев в году |
1-1,1 |
для воспитанников, посещающих организации, работающие 11 месяцев в году |
1,0 |
для воспитанников, посещающих организации с иными режимами работы |
Коэффициент, учитывающий режим пребывания воспитанников (рекомендуемый диапазон значений коэффициента) | |
0,8-0,9 |
для воспитанников, посещающих группы с режимами пребывания до 10,5 часов |
1,0 |
для воспитанников, посещающих группы с режимами пребывания от 11 до 12 часов |
1-1,1 |
для воспитанников, посещающих группы с режимами пребывания более 12 часов |
Таблица 1
Коэффициенты удорожания по видам групп
Группы общеразвивающей направленности |
1 |
Смешанные группы общеразвивающей направленности |
1 |
Группы компенсирующей направленности |
1,2 |
Группы оздоровительной направленности |
1,2 |
Группы комбинированной направленности |
1,06 |
______________________________
* При установлении коэффициентов учитываются, в том числе, рекомендации постановления Минтруда России от 21 апреля 1993 г. N 88 "Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)", постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно новому Закону об образовании органы госвласти регионов устанавливают нормативы затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней таких услуг определяется высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований. Учитываются установленные Правительством РФ требования.
Применительно к дошкольному образованию Закон содержит нормы, позволяющие выделить услуги, которые могут быть включены в перечень. Речь идет об обеспечении прав на получение доступного и бесплатного образования, о создании условий для присмотра и ухода за детьми, для их содержания и т. п.
С 1 января 2014 г. начнет действовать новое распределение полномочий. За счет субъекта реализуются дошкольные общеобразовательные программы в муниципальных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам. Включаются расходы на оплату труда, на приобретение учебных пособий, средств обучения, игрушек. Иные затраты, в том числе на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, покрываются из бюджетов муниципальных образований.
Таким образом, необходимо разработать комплекс нормативных правовых актов, определяющих объемы финансового обеспечения не только реализации основной общеобразовательной программы, но и создания условий для присмотра и ухода, а также установления компенсации части родительской платы для отдельных категорий лиц.
Перечислены виды актов. На уровне региона - методика расчета нормативов затрат на обеспечение реализации прав на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных организациях; методика расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам; порядок установления среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми; процедура обращения за получением компенсации части платы. Определены виды актов, разрабатываемых на уровне учредителя. В их числе - порядок установления категорий родителей, которые освобождаются от оплаты услуг по присмотру и уходу или для которых соответствующая сумма снижается.
Приводятся подходы к установлению и методика расчета нормативов финансового обеспечения реализации прав на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных организациях.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2013 г. N 08-1408 "О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", декабрь 2013 г., N 24, в журнале "Образование в документах", апрель 2014 г., N 4