Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 20 сентября 2011 г. N 430-ПП
Государственная программа
города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг."
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг."
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы
До недавнего времени управление земельными ресурсами и объектами недвижимости осуществлялось тремя департаментами, входящими в Комплекс имущественно-земельных отношений.
Департамент земельных ресурсов города Москвы распоряжался земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. К полномочиям Департамента имущества города Москвы относилось управление объектами недвижимого имущества, относящимися к нежилому фонду, а жилищный фонд находился в ведении Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Управление неразрывно связанными составляющими единого объекта недвижимости, включающего земельный участок и расположенные на нем здания, строения, сооружения, осуществлялось из разных центров. Департаменты изолированно собирали, накапливали, создавали информацию об объектах управления в ведомственных информационных системах, слабо интегрированных между собой. Комплексный информационный массив, позволяющий при управлении учитывать все особенности единого объекта, отсутствовал.
Отсутствие единого центра принятия решений, целостной информации об объектах управления приводили к несогласованности решений, забюрократизированности процесса их принятия.
Имущественно-земельная политика прошлых лет строилась по принципу сохранения в собственности города максимального количества объектов, без учета соотношения доходности их использования и затрат города на их содержание.
Кроме того, приватизация объектов недвижимости, задействованных в конкурентном секторе экономики, в частности в торговле, бытовом обслуживании, и не используемых для государственных нужд города, осуществлялась неактивно.
Регистрация права государственной собственности города Москвы осуществлялась на объекты, которые в силу федерального законодательства не подлежат отнесению к собственности города, в частности, в городской собственности находятся помещения, необходимые для эксплуатации многоквартирных домов (подвалы и др.), относящиеся к общей долевой собственности собственников жилых помещений этих домов.
Насущной остается проблема формирования земельных участков под жилыми домами, которые также должны находиться в общей долевой собственности собственников жилых помещений этих домов, в целях взимания земельного налога с таких участков.
Кроме того, актуальна проблема стимулирования собственников объектов недвижимости к своевременному оформлению земельно-правовых отношений и дальнейшему использованию в соответствии с установленным разрешенным использованием земельных участков.
2. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации Государственной программы
Государственная программа города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг." (далее - Государственная программа) разрабатывается в целях повышения эффективности принимаемых решений об использовании имущества города Москвы на основе анализа полноценного информационного массива в отношении объектов, находящихся на территории города Москвы.
3. Характеристика мероприятий Государственной программы
Достижение поставленной цели - формирование структуры собственности и системы управления имуществом, позволяющих полностью обеспечить исполнение государственных функций, максимизировать пополнение доходной части бюджета города Москвы и снизить расходы городского бюджета на содержание имущества, - осуществляется путем реализации ряда мероприятий:
- инвентаризация территорий города Москвы (получение полной и достоверной информации о землях и земельных участках, составляющих территорию города Москвы, и расположенных на них объектах капитального строительства и некапитальных объектах в разрезе административно-территориального деления города Москвы);
- создание Поземельного реестра - земельного баланса территории города Москвы;
- управление земельными ресурсами (создание системы эффективного использования земли для реализации социальных задач, городских инфраструктурных проектов в совокупности с увеличением доходов городского бюджета за счет земельных платежей);
- создание Реестра собственности города Москвы;
- управление имуществом города Москвы (формирование эффективной системы управления имуществом, направленной на надлежащее обеспечение государственных функций и снижение доли участия государства в конкурентных сферах экономики);
- управление и реформирование государственных организаций (государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений) в целях решения социально-экономических задач города Москвы, оптимизации структуры имущества городских организаций;
- управление находящимися в городской собственности пакетами акций и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ в целях повышения их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, снижения доли участия государства в конкурентных сферах экономики.
Паспорта подпрограмм Государственной программы приведены в приложении 1 к Государственной программе города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.".
Реализация Государственной программы обеспечивается комплексом мероприятий по правовому, организационному, финансовому, информационному и методическому обеспечению. Для единого подхода к выполнению системы программных мероприятий, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на реализацию Государственной программы, необходимо четкое взаимодействие между всеми исполнителями Государственной программы.
Государственная программа включает в себя задачи и мероприятия с учетом действующих административно-территориальных границ города Москвы. По мере формирования нормативно-правовой базы изменения административно-территориальных границ города Москвы Государственная программа подлежит соответствующему уточнению (как по содержанию и наполнению работ, так и по ресурсному обеспечению).
Ответственный исполнитель-координатор Государственной программы:
- координирует деятельность соисполнителей Государственной программы в процессе ее реализации;
- совместно с соисполнителями принимает решение о внесении изменений в состав мероприятий, сроки их реализации, объемы бюджетных ассигнований (в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы в целом) при условии, что планируемые изменения не оказывают влияния на основные параметры, не приведут к ухудшению плановых значений целевых индикаторов, увеличению объемов финансовых средств или сроков исполнения программы;
- подготавливает сводный годовой отчет о реализации Государственной программы и представляет его в Правительство Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы;
- несет ответственность за реализацию Государственной программы в целом.
Ответственные исполнители Государственной программы:
- рассматривают предложения соисполнителей о корректировке подпрограмм и принимают соответствующее решение;
- организуют реализацию Государственной программы;
- проводят оценку эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителями;
- запрашивают у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности и подготовки отчета о ходе реализации Государственной программы, и предоставляют контрольным органам сведения, необходимые для мониторинга;
- несут ответственность за достижение целевых индикаторов, показателей и конечных результатов Государственной программы.
Соисполнители подпрограмм:
- разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения подпрограмм;
- осуществляют реализацию мероприятий подпрограмм, в отношении которых они являются ответственными исполнителями;
- представляют ответственному исполнителю Государственной программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности подпрограммы и подготовки отчета о ходе ее реализации;
- готовят при необходимости предложения по корректировке перечня мероприятий подпрограммы на очередной финансовый год, уточняют затраты на осуществление мероприятий подпрограммы, а также механизм реализации подпрограммы;
- осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию подпрограммы в пределах своей компетенции;
- осуществляют контроль исполнения государственных контрактов и эффективного расходования средств, выделяемых на реализацию мероприятий подпрограммы.
Соисполнители Государственной программы ежегодно представляют ответственному исполнителю-координатору годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации подпрограммы.
Годовой отчет должен содержать:
- перечень конкретных результатов, достигнутых за отчетный период;
- перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;
- анализ факторов, повлиявших на ход реализации Государственной программы;
- данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий Государственной программы;
- прогноз ожидаемых итогов реализации Государственной программы с учетом достигнутых результатов;
- предложения по дальнейшей реализации Государственной программы. Предложения по дальнейшей реализации Государственной программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки Государственной программы.
По результатам оценки эффективности Государственной программы Правительство Москвы может принять решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий или Государственной программы в целом, начиная с очередного финансового года.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись бюджета города Москвы в части расходов, направляемых на финансирование государственных программ, осуществляется Департаментом финансов города Москвы в соответствии с законодательством города Москвы.
Внесение иных изменений в Государственную программу, оказывающих влияние на параметры Государственной программы, утвержденные Правительством Москвы, осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений Правительства Москвы, в том числе по результатам мониторинга реализации Государственной программы, в порядке, предусмотренном для утверждения проектов Государственной программы.
Размещение государственных заказов по реализации мероприятий подпрограммы осуществляют Единые комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы по принадлежности.
Контроль хода реализации подпрограмм осуществляют Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент финансов города Москвы.
4. Характеристика мер государственного регулирования Государственной программы
Государственное регулирование Государственной программы осуществляется путем взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы при разработке и реализации политики города Москвы в сфере имущественно-земельных отношений, включающих планирование, оперативный контроль и координацию взаимодействия с другими органами исполнительной власти города Москвы, общественными организациями и объединениями.
Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы приведена в приложении 5 к Государственной программе города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.".
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий Государственной программы
Доведение государственного задания не предполагается.
6. Информация об участии предприятий, организаций и внебюджетных фондов в реализации Государственной программы
Финансирование Государственной программы осуществляется исключительно за счет средств бюджета города Москвы.
7. Анализ рисков реализации Государственной программы
На решение задач и достижение целей Государственной программы могут оказать влияние внутренние и внешние риски.
Первая группа рисков - внутренние риски реализации Государственной программы:
- неэффективность организации и управления процессом реализации программных положений;
- низкая эффективность использования бюджетных средств;
- необоснованное перераспределение средств, определенных Государственной программой, в ходе ее исполнения;
- недостаточный уровень исполнительской дисциплины руководителей профильных организационных структур;
- отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации Государственной программы;
- длительный срок реализации Государственной программы и, как следствие, возрастание неопределенности по мере реализации Государственной программы способны снизить предполагаемую деловую активность инвесторов в городе Москве при реализации мероприятий Государственной программы.
Меры государственного регулирования и управления внутренними рисками:
- разработка и внедрение эффективной системы контроля реализации программных положений и мероприятий, а также эффективности использования бюджетных средств;
- проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации Государственной программы с привлечением независимых экспертов;
- проведение подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями Государственной программы, а также привлечение внешних профильных консультантов;
- осуществление процесса информирования ответственных исполнителей по отдельным мероприятиям Государственной программы с учетом допустимого уровня риска, а также разработка соответствующих регламентов и мер по контролю межведомственной координации в ходе реализации Государственной программы.
Вторая группа рисков - внешние риски реализации Государственной программы:
- возможности снижения темпов экономического роста, ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, кризиса банковской системы, что может негативно отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций;
- несовершенство системы нормативного правового регулирования имущественно-земельных отношений на федеральном уровне. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Государственной программы;
- риски природных и техногенных аварий и катастроф. В период реализации Государственной программы возможно возникновение аварий на отдельных предприятиях, негативных и опасных процессов и явлений природного характера. Вследствие этого могут возникнуть значительные негативные изменения в состоянии природных компонентов окружающей среды, которые, в свою очередь, негативно скажутся на показателях индустрии;
- финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования Государственной программы, вызванные возникновением бюджетного дефицита.
Наибольшее влияние на перспективы, объем и полноту реализации мероприятий Государственной программы оказывают внешние риски. В рамках реализации Государственной программы в целом и отдельных ее подпрограмм могут и должны быть внесены соответствующие изменения, касающиеся объемов и сроков реализации отдельных мероприятий и, возможно, доходов бюджета города Москвы.
Меры государственного регулирования и управления внешними рисками:
- проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды исполнения Государственной программы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий Государственной программы. Совершенствование механизма реализации Государственной программы, исходя из изменений во внутренней и внешней среде;
- оперативное реагирование и внесение изменений в Государственную программу, нивелирующие или снижающие воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей Государственной программы.
8. Методика оценки эффективности Государственной программы
Методика оценки эффективности Государственной программы включает необходимость проведения следующих мероприятий:
- оценка достижения запланированного значения каждого отдельного показателя. Оценивается как 100% выполнение конкретной задачи. Общая эффективность выполнения Государственной программы складывается из результатов по всем целевым показателям;
- оценка соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств. Оценивается как процентное отношение фактических (понесенных за период затрат) бюджетных средств к запланированному уровню бюджетных средств.
Оценка эффективности Государственной программы представляет собой совокупность показателей оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации Государственной программы, характеризующих успешность выполнения Государственной программы в экономической, социальной и экологической сферах, с учетом значений индикаторов Государственной программы. Эффективность Государственной программы оценивается с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Государственной программы, и возможных рисков.
Оценкой эффективности реализации Государственной программы является не только прямой эффект увеличения доходов бюджета города от управления имуществом, но и объем возможных расходов, которых удалось избежать.
Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы рассчитывается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 191-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" и постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. N 430-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг." и включает:
- степень достижения целей и решения задач Государственной программы в целом и ее подпрограмм;
- степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств.
Показатель степени достижения целей и решения задач Государственной программы в целом рассчитывается по формуле:
,
где:
- значение показателя степени достижения целей и решения задач Государственной программы в целом;
n - количество показателей (индикаторов) Государственной программы;
- соотношение фактического () и планового значения () i-го показателя (индикатора) Государственной программы, где для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений и где для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений;
i - порядковый номер показателя (индикатора) Государственной программы.
Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм Государственной программы учитывает показатели (индикаторы) эффективности Государственной программы, показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации и рассчитывается по формуле:
,
где:
- значение показателя степени достижения целей и решения задач k-й подпрограммы;
- количество показателей (индикаторов) k-й подпрограммы;
- соотношение фактического и планового значения i-го показателя (индикатора) k-й подпрограммы;
i - порядковый номер показателя (индикатора) k-й подпрограммы.
Расчет среднего показателя степени достижения целей и решения задач Государственной программы и подпрограмм в целом рассчитывается по формуле:
,
- значение среднего показателя степени достижения целей и решения задач Государственной программы и подпрограмм в целом;
- количество показателей степени достижения целей Государственной программы и подпрограмм;
- значение показателя степени достижения целей и решения задач Государственной программы в целом;
- сумма показателей степени достижения целей и решения задач подпрограмм.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств рассчитывается по формуле:
,
где:
ЭИС - эффективность использования бюджетных средств;
- запланированный объем затрат из средств бюджета города Москвы на реализацию Государственной программы;
- фактический объем затрат из средств бюджета города Москвы на реализацию Государственной программы.
До начала очередного года реализации Государственной программы ответственный исполнитель по каждому показателю (индикатору) Государственной программы (подпрограммы) определяет интервалы значений показателя (индикатора), при которых реализация Государственной программы характеризуется:
- высоким уровнем эффективности;
- удовлетворительным уровнем эффективности;
- неудовлетворительным уровнем эффективности.
Нижняя граница интервала значений показателя (индикатора) для целей отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности не может быть ниже, чем значение показателя (индикатора), характеризующее степень достижения цели (решения задачи) на уровне 95% от планового значения показателя (индикатора) на соответствующий год; нижняя граница интервала значений показателя для целей отнесения Государственной программы к удовлетворительному уровню эффективности не может быть ниже, чем значение показателя (индикатора), характеризующее степень достижения цели (решения задачи) на уровне 75% от планового значения показателя на соответствующий год.
Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится ответственным исполнителем ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.
Государственная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если:
- значения 95% и более показателей Государственной программы и ее подпрограмм соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности;
- уровень финансирования реализации основных мероприятий всех подпрограмм Государственной программы (ЭИС) составил не менее 90%;
- не менее 95% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.
Государственная программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если:
- значения 80% и более показателей Государственной программы и ее подпрограмм соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности;
- уровень финансирования реализации основных мероприятий всех подпрограмм Государственной программы (ЭИС) составил не менее 70%;
- не менее 80% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.
Если реализация Государственной программы не отвечает приведенным выше критериям, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.
Инструментами контроля эффективности Государственной программы являются ежегодные отчеты, мониторинг промежуточных показателей, результаты научно обоснованных исследований и опросов об уровне удовлетворенности населения.
В настоящее время Государственная программа носит рамочный характер, определяющий основные направления развития имущественно-земельной политики в городе Москве. По итогам реализации каждого этапа Государственной программы возможна корректировка как отдельных подпрограмм, так и в целом всей Государственной программы с учетом мировых экономических тенденций, складывающейся внутренней экономической ситуации и планируемого расширения административно-территориальных границ города Москвы.
Предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов вносит в установленном порядке ответственный исполнитель по согласованию с соисполнителями.
Подпрограмма "Инвентаризация территории города Москвы"
1. Характеристика текущего состояния основные проблемы сферы реализации подпрограммы
На территории Москвы большое количество зданий, строений, сооружений, расположенных на землях, под которыми земельные участки не сформированы. Указанные территории не могут быть вовлечены в оборот иначе, чем через формирование земельных участков с последующим предоставлением гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные здания, строения, сооружения. Приоритетное право данных лиц на земельные участки закреплено в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Формирование участков под зданиями, строениями, сооружениями, постановка их на кадастровый учет и последующее оформление на них прав будут способствовать увеличению налогооблагаемой базы по земельному налогу, а также увеличению сборов арендной платы по земле.
Для принятия управленческих решений по способам вовлечения земель под зданиями, строениями, сооружениями, под которыми отсутствуют стоящие на кадастровом учете сформированные земельные участки, в результате инвентаризации должны быть классифицированы по функциональному назначению и по структуре собственников зданий, строений, сооружений, помещений в них.
Под объектами капитального строительства, находящимися в собственности города, формирование участков необходимо выполнить за счет средств бюджета города Москвы.
Для многоквартирных домов целесообразно выполнить проекты межевания жилых кварталов, которые в дальнейшем могут быть использованы при определении границ земельных участков.
С частными собственниками необходимо проводить разъяснительную работу о необходимости оформить земельно-правовые отношения, а также сформировать базу данных таких собственников для организации работы по взысканию неосновательного обогащения за пользование земельным участком без оплаты земельных платежей.
В действующих информационных системах привязка зданий, строений, сооружений к земельному участку осуществляется на основе пространственного анализа, а не посредством таблиц строгого соответствия.
Вместе с тем земельный участок и расположенные на нем капитальные строения и сооружения являются неразрывно связанными. Указанная связь должна быть отражена в информационных системах.
Земельный участок и расположенные на нем капитальные строения и сооружения должны рассматриваться как единый объект недвижимости при принятии управленческих решений.
Для решения проблем самовольного строительства данные о технически неучтенных объектах капитального строительства, а также объектах, у которых фактические технико-экономические показатели отличаются от данных предыдущей инвентаризации, должны быть сформированы в отдельный массив информации.
К земельным участкам должна быть привязана информация о документах, разрешающих строительство, выдаваемых разными органами власти. Наличие в одном месте сводной информации о всех необходимых для строительства документах (договор аренды с целью строительства, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство) позволит отделить участки, на которых стройка осуществляется законно, от незаконного строительства.
В настоящее время отсутствует актуальный реестр территории города Москвы, зданий и сооружений. Адресный реестр зданий и сооружений города Москвы (далее - Адресный реестр) является единственным официальным источником данных об адресах зданий и сооружений города Москвы (пункт 2.1 постановления Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 694-ПП "О вводе в промышленную эксплуатацию Адресного реестра зданий и сооружений города Москвы в составе информационного ресурса города Москвы и автоматизированной технологии его ведения").
Адресный реестр создавался на основе архивных данных ГУП МосгорБТИ об объектах капитального строительства, которые в период сплошной адресной инвентаризации, выполненной в 1998-2002 гг., являлись основой для осуществления работ по созданию полевых и дежурных адресных планов территорий учетных городских кварталов БТИ, являвшихся прообразом действующих в настоящее время цифровых адресных планов.
Адресный реестр используется во всех информационных системах Правительства Москвы и используется для присвоения адресов зданиям, строениям, сооружениям.
Вместе с тем адреса Адресного реестра не имеют точного соответствия адресам федеральной информационной адресной системы, используемой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1011-р "О федеральной информационной адресной системе", что является препятствием для организации полноценного информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.
Мероприятия, предусмотренные подпрограммой, также необходимо провести в отношении территорий, присоединенных к Москве с 1 июля 2012 г.
2. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации подпрограммы
Деятельность Правительства Москвы в сфере имущественно-земельных отношений направлена на использование земли как базового актива, обеспечивающего поступление средств в казну города, а также удовлетворяющего потребности граждан, организаций и государства в размещении объектов различного назначения - от жилых домов и административных зданий до улично-дорожной сети и природных комплексов. То же самое можно сказать и о прочем имуществе города Москвы.
Для наиболее эффективного использования имущества города Москвы необходимо провести масштабную инвентаризацию в городе Москве в целях вовлечения в оборот объектов имущества неиспользуемых, неэффективно используемых, а также используемых без оформленных прав. Инвентаризация в полной мере должна также затронуть присоединенную территорию.
Проведение такой инвентаризации позволит выявить земельные участки, которые могут быть вовлечены в гражданский оборот (предоставлены в законодательно установленном порядке гражданам и юридическим лицам), использованы для реализации отраслевых схем и дальнейшего социально-экономического развития города.
Как правило, инвентаризация проводится в случаях, когда правоустанавливающие документы на земельные участки и расположенные на них здания отсутствуют либо являются неполными, когда земельные участки не соответствуют их фактическому местоположению и площади, а также когда изменился правообладатель земельных участков. При проведении реорганизации юридического лица, когда необходимо составление разделительного баланса, договора о присоединении (слиянии), инвентаризация земельного участка является обязательной.
3. Характеристика мероприятий подпрограммы
Достижение поставленной цели - получение полной и достоверной информации о землях и земельных участках, составляющих территорию города Москвы, и расположенных на них объектах капитального строительства и некапитальных объектах (в разрезе административно-территориального деления города Москвы) - осуществляется путем реализации ряда мероприятий:
- инвентаризация имущества на территории города Москвы;
- проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории города Москвы;
- кадастровая оценка земельных участков на территории города Москвы;
- возмещение затрат ГУП МосгорБТИ на реализацию мероприятий по переводу в электронный вид информации технического учета о ранее учтенных объектах капитального строительства.
Сведения о планируемых значениях натуральных показателей подпрограммы Государственной программы приведены в приложении 2 к Государственной программе города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.".
4. Характеристика мер государственного регулирования подпрограммы
Государственное регулирование подпрограммы осуществляется путем регламентированного актами Правительства Москвы и иными правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы при разработке и реализации политики города Москвы в сфере имущественно-земельных отношений, включающих планирование, оперативный контроль и координацию взаимодействия с другими органами исполнительной власти города Москвы, общественными организациями и объединениями.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий подпрограммы
Доведение государственного задания не предполагается.
6. Информация об участии предприятий, организаций и внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется исключительно за счет средств бюджета города Москвы.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы
На реализацию подпрограммы "Инвентаризация территории города Москвы" в 2012-2016 гг. было предусмотрено ресурсное обеспечение в объеме 3 447 316,7 тыс. рублей.
В 2012 году было освоено бюджетных средств в размере 1 001 939,6 тыс. рублей (план - 1 611 324,7 тыс. рублей).
Для реализации мероприятий подпрограммы в 2013-2016 гг. за счет средств бюджета города Москвы запланировано финансирование в следующем размере:
2013 год - 1 267 043,5 тыс. рублей;
2014 год - 591 934,8 тыс. рублей;
2015 год - 61 500,0 тыс. рублей;
2016 год - 46 500,0 тыс. рублей.
В рамках указанного финансирования в том числе предусмотрено обеспечение мероприятий по переводу данных технического учета зданий и сооружений в электронный вид в целях обеспечения переноса сведений из архивов организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию города Москвы, в государственный кадастр недвижимости.
Обоснованием затрат подпрограммы является информация об ориентировочной стоимости мероприятий, необходимых для ее реализации.
Финансовое обеспечение в целом и детализированное по мероприятиям приведено в приложениях 3 и 4 к Государственной программе.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы
На реализацию данной подпрограммы в полной мере могут оказать влияние риски как внутренние, так и внешние, указанные в целом для Государственной программы.
Подпрограмма "Создание Поземельного реестра - земельного баланса территории города Москвы"
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации подпрограммы
Отчетные земельные балансы города Москвы начиная с 2000 года составляются в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2000 г. N 995 "Об утверждении Положения о составе и основных элементах порядка подготовки Сводного баланса имущества города Москвы".
Сведения, попадающие в указанные балансы, являются проекцией имеющихся документов, которые обновляются в основном в заявительном порядке и не содержат актуальной информации о сложившейся ситуации.
Существующий земельный баланс не позволяет оценить, какое количество земельных участков из поставленных на кадастровый учет можно вовлечь в оборот, т.к. в эту часть попали земельные участки, образованные для решения каких-либо временных задач (обеспечение строительства, размещение бытовых городков, разрытие на период ремонта подземных коммуникаций и т.п.), и земельные участки, пересекающиеся или наложенные друг на друга.
Нерешенным остается вопрос о формировании и постановке на кадастровый учет земельных участков на землях, не охваченных кадастровым учетом. В первую очередь остро стоит вопрос разработки проектов межевания. В настоящее время частично реализована задача межевания жилых кварталов.
Как следствие указанных проблем возникает проблема формирования земельных участков под капитальными объектами.
Ранее применяемая методика минимизации и формирования земельных участков под подошвами зданий, строений, сооружений в настоящее время оценивается как нерациональная с точки зрения пополнения государственного бюджета и неэффективная с точки зрения принятия управленческих решений об использовании государственного имущества.
В результате применения указанной методики выделилась категория земель, не вовлеченных в имущественный оборот или не пригодных для вовлечения в имущественный оборот.
Решение обозначенных проблем возможно за счет создания информационного ресурса, содержащего все объективные сведения о землях и земельных участках. В данном случае речь идет о создании Поземельного реестра - земельного баланса территории города Москвы.
2. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации подпрограммы
Приоритетом Правительства Москвы при реализации данной подпрограммы является создание информационной карты города Москвы, отражающей существующий и прогнозируемый баланс земель города Москвы в разрезе территориального и функционального использования. Кроме того, предполагается создание единой базы данных земельных участков, находящихся в собственности и пользовании города Москвы, в том числе и расположенных за пределами территории города. При этом важной задачей является также обеспечение постоянной актуализации земельного баланса города Москвы.
3. Характеристика мероприятий подпрограммы
Учитывая поставленные цели и задачи подпрограммы, для их достижения предполагается проведение следующего мероприятия:
передача в Управление Росреестра по Москве землеустроительной документации для внесения в Государственный фонд данных.
Сведения о планируемых значениях натуральных показателей подпрограммы Государственной программы приведены в приложении 2 к Государственной программе города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.".
4. Характеристика мер государственного регулирования подпрограммы
Государственное регулирование подпрограммы осуществляется путем регламентированного актами Правительства Москвы и иными правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы при разработке и реализации политики города Москвы в сфере имущественно-земельных отношений, включающих планирование, оперативный контроль и координацию взаимодействия с другими органами исполнительной власти города Москвы, общественными организациями и объединениями.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий подпрограммы
Доведение государственного задания не предполагается.
6. Информация об участии предприятий, организаций и внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется исключительно за счет средств бюджета города Москвы.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы
На реализацию подпрограммы "Создание Поземельного реестра - земельного баланса территории города Москвы" в 2012-2016 гг. было предусмотрено ресурсное обеспечение в объеме 10 100 тыс. рублей.
В 2012 году было освоено бюджетных средств в размере 8 499,0 тыс. рублей (план - 10 100,0 тыс. рублей).
Для реализации мероприятий подпрограммы в 2013-2016 гг. финансирование из средств бюджета города Москвы не запланировано.
Обоснованием затрат подпрограммы является информация об ориентировочной стоимости мероприятий, необходимых для ее реализации.
Финансовое обеспечение в целом и детализированное по мероприятиям приведено в приложениях 3 и 4 к Государственной программе.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы
На реализацию данной подпрограммы в полной мере могут оказать влияние риски как внутренние, так и внешние, указанные в целом для Государственной программы.
Кроме того, данная подпрограмма потребует финансирования в части обеспечения технической поддержки по созданию и ведению актуальной информационной базы, которое предусмотрено в рамках Государственной программы города Москвы "Информационный город (2012-2016 гг.)".
Подпрограмма "Управление земельными ресурсами"
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации подпрограммы
По состоянию на 1 января 2011 г. площадь земель города Москвы составляла 108083 га.
27 декабря 2011 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на основании решений Московской городской Думы и Московской областной Думы от 7 декабря 2011 г. N 372 "Об утверждении Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью" принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью". В результате в границы Москвы включена существенная часть территории Московской области общей площадью около 148 тыс. га, и в итоге общая площадь Москвы составляет на данный момент 255 тыс. га.
В задачи Департамента городского имущества города Москвы входит решение вопросов оформления земельных отношений, в том числе на присоединенных территориях, вопросы землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, а также установления арендной платы за землю.
Размер арендной платы за земельные участки устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования, установленных для решения социальных задач и задач развития города.
Вклад административных округов в городскую копилку арендных платежей неравномерен. Наибольший вклад вносит самый дорогой округ - Центральный - 1194,2 млн. рублей (35% от общегородских поступлений арендных платежей в 2010 году). За ним идут Южный - 391,5 млн. рублей (11%), Западный - 373,6 млн. рублей (11%) и Северо-Восточный - 353,9 млн. рублей (10%) округа.
Вышеуказанное деление отражает как распределение земельных участков по стоимости в городе Москве (самый дорогой округ - Центральный - дает треть арендных платежей), так и земельный потенциал каждого округа в натуральном выражении (Южный, Западный и Северный округа - самые большие по площади).
С точки зрения распределения земель города Москвы по коммерческой привлекательности их можно условно разделить на 4 группы.
Первая группа - земли, возможные в основном для передачи в аренду или продажи в собственность (коммерчески привлекательные земли), составляют чуть более 28 тыс. га, из которых оформлено 19 тыс. га; потенциально возможно к оформлению - почти 9 тыс. га (32% от общей площади группы).
Вторая группа - земли, возможные в основном для оформления на праве постоянного (бессрочного) пользования (в основном это земли учреждений социальной сферы), составляют более 10 тыс. га и согласно данным баланса оформлены полностью. Однако это не так. Департамент городского имущества города Москвы продолжает формировать и оформлять земельные участки по объектам городской социальной инфраструктуры.
Такое расхождение между потенциально возможными к оформлению землями и фактически оформленными земельными участками вызвано тем, что последние годы мониторинг земель города Москвы велся на низком уровне. Это было обусловлено отсутствием в полном объеме материалов градостроительного межевания, правил землепользования и застройки.
Третья группа - земли некоммерческого использования (земли рекреации, улично-дорожная сеть и т.п.) - составляют чуть более 39 тыс. га, из которых оформлено почти 7 тыс. га (18% от общей площади группы).
Четвертая группа - земли жилой застройки - около 30 тыс. га, из которых оформлено немногим более 2 тыс. га (8% от общей площади группы).
Наибольшую долю в этой группе составляют земли промышленных предприятий и материально-технического снабжения (11,73%), предприятий транспорта (6,86%), сферы услуг и торговли - 2,27%.
В случае вовлечения всех этих земель в оборот можно получить до 11,4 млрд. рублей дополнительных доходов в виде арендной платы.
Однако основной проблемой остается то, что оформление договоров аренды носит заявительный характер. В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны от заключения договора и понуждение к заключению договора не допускается.
Анализ основных причин отказа в формировании земельных участков показал, что чаще всего отсутствует подтверждение заявленных границ материалами межевания или иными градостроительно-планировочными документами, не представляются документы о праве собственности на все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке.
2. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации подпрограммы
Являясь одновременно базисом производственной деятельности и объектом недвижимости, земля представляет собой один из важнейших ресурсов развития и функционирования города.
Применительно к условиям города Москвы как важнейшего экономического, индустриального и культурного центра России реальное осуществление земельной политики (со всеми необходимыми элементами обеспечения в виде вовлечения участков в хозяйственный, инвестиционный оборот, проведения инвентаризации городских земель, оценки земель и пр.) ведет к увеличению социального, производственного, налогового потенциала земли и превращению ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста города.
Для использования потенциала городских земель в полной мере необходимо:
- уточнить предельные показатели площадей, возможных для оформления, по каждой цели предоставления земельных участков, т.е. активизировать работы по инвентаризации земель города Москвы;
- в целях стимулирования собственников объектов недвижимости и арендаторов нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, к оформлению земельных участков в аренду дополнительно проработать с федеральными органами власти возможность внесения в законодательство изменений, направленных на ужесточение административной ответственности за использование земельного участка без правоустанавливающих документов. При этом размер административного штрафа должен устанавливаться в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей местоположение и вид использования земельного участка.
- решить вопрос о формировании земельных участков в многоэтажной жилой застройке с целью реализации собственниками помещений в многоквартирных жилых домах своего права на получение земельного участка в общую долевую собственность (при этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации" порядок реализации указанного права существенно упрощен);
- упростить процесс формирования земельных участков, в частности за счет снятия проблем с пересечениями границ земельных участков улично-дорожной сети города Москвы;
- активизировать процесс межевания территории города Москвы в целях увеличения темпов формирования земельных участков и их постановки на государственный кадастровый учет при сохранении высокого качества проводимых работ (в настоящее время проекты межевания застроенных территорий выполнены на кварталы площадью чуть более 16 тыс. га из более чем 53 тыс. га (31%);
- установить порядок определения площади земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, за исключением жилых, в целях эффективного и рационального использования земельных ресурсов в городе, в том числе и на присоединенной территории.
3. Характеристика мероприятий подпрограммы
Учитывая поставленные цели и задачи подпрограммы, для их достижения предполагается проведение следующих мероприятий:
- приобретение земельных участков, в том числе в рамках перераспределения между публичными собственниками;
- проведение работ по межеванию кварталов застроенных территорий и актуализации проектов разделения (межевания) земель застроенных территорий города;
- формирование земельных участков и обеспечение работ по постановке земельных участков на кадастровый учет;
- поэтапный переход на рыночную оценку при совершении сделок с земельными участками;
- претензионно-исковая работа, в том числе по расторжению договоров аренды при существенных нарушениях условий договора;
- оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений;
- оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности государственных казенных учреждений;
- проведение мероприятий по объектам землеустройства.
Сведения о планируемых значениях натуральных показателей подпрограммы Государственной программы приведены в приложении 2 к Государственной программе города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.".
4. Характеристика мер государственного регулирования подпрограммы
Государственное регулирование подпрограммы осуществляется путем регламентированного актами Правительства Москвы и иными правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы при разработке и реализации политики города Москвы в сфере имущественно-земельных отношений, включающих планирование, оперативный контроль и координацию взаимодействия с другими органами исполнительной власти города Москвы, общественными организациями и объединениями.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий подпрограммы
Доведение государственного задания не предполагается.
6. Информация об участии предприятий, организаций и внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется исключительно за счет средств бюджета города Москвы.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы
На реализацию подпрограммы "Управление земельными ресурсами" в 2012-2016 гг. было предусмотрено ресурсное обеспечение в объеме 17 396 015,4 тыс. рублей.
В 2012 году было освоено бюджетных средств в сумме 298 655,3 тыс. рублей (план - 3 332 236,7 тыс. рублей).
Для реализации мероприятий подпрограммы в 2013-2016 гг. за счет средств бюджета города Москвы запланировано финансирование в следующем размере:
2013 год - 3 129 971,9 тыс. рублей;
2014 год - 1 794 307,0 тыс. рублей;
2015 год - 1 829 620,9 тыс. рублей;
2016 год - 3 626 418,0 тыс. рублей.
Обоснованием затрат подпрограммы является информация об ориентировочной стоимости мероприятий, необходимых для ее реализации.
Финансовое обеспечение в целом и детализированное по мероприятиям приведено в приложениях 3 и 4 к Государственной программе.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы
На реализацию данной подпрограммы в полной мере могут оказать влияние риски как внутренние, так и внешние, указанные в целом для Государственной программы.
Подпрограмма "Создание Реестра собственности города Москвы"
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации подпрограммы
Сферой реализации подпрограммы являются городское имущество и механизмы его учета в Реестре собственности города Москвы для дальнейшего оформления права собственности города Москвы и вовлечения в гражданско-правовой оборот. Отсутствие актуального Реестра собственности создает трудности в оперативном принятии решений в связи с отсутствием актуальной информации об объектах имущества, находящегося в собственности города Москвы.
Информация об объектах недвижимости города в настоящее время находится в нескольких организациях, таких как: ГУП МосгорБТИ (адресный реестр, технические характеристики), ГУП "Мосгоргеотрест" (информация о протяженных инженерных коммуникациях), Департамент городского имущества города Москвы (кадастр земельных участков), Управление Росреестра по Москве (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастр недвижимости), Объединение административно-технических инспекций города Москвы (информация о переоборудовании и переустройстве помещений), Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы (энергообеспечение объектов), Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (информация о жилых объектах недвижимости), Мосгорстройнадзор (сведения об объектах нового строительства), префектуры административных округов города Москвы (информация о реализации инвестиционных контрактов), что создает трудности в оперативном сборе полной и достоверной информации о требуемом объекте.
2. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации подпрограммы
Основным приоритетом реализации подпрограммы является создание эффективной системы учета объектов собственности города Москвы "Реестр собственности города Москвы", которая консолидировала бы в себе полную и достоверную информацию о всех типах объектов, являющихся собственностью города Москвы, и обеспечивала бы возможность всем заинтересованным ее пользователям оперативно получать информацию в полном объеме, а также стать ядром для дальнейшего перехода Правительства Москвы и подведомственных организаций к электронному документообороту.
3. Характеристика мероприятий подпрограммы
Достижение поставленной цели - обеспечение полноты и достоверности информации об объектах собственности города Москвы - осуществляется путем реализации ряда мероприятий:
- формирование и актуализация информационной основы Реестра собственности города Москвы;
- обеспечение государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества.
Сведения о планируемых значениях натуральных показателей подпрограммы Государственной программы приведены в приложении 2 к Государственной программе города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.".
4. Характеристика мер государственного регулирования подпрограммы
Государственное регулирование подпрограммы осуществляется путем установления порядка централизованного учета всех типов объектов, являющихся собственностью города Москвы и расположенных на территории города Москвы, регламентированного актами Правительства Москвы и иными правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы, а также взаимодействия исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы при разработке и реализации политики города Москвы в сфере имущественно-земельных отношений.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий подпрограммы
Доведение государственного задания не предполагается.
6. Информация об участии предприятий, организаций и внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется исключительно за счет средств бюджета города Москвы.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы
На реализацию подпрограммы "Создание Реестра собственности города Москвы" в 2012-2016 гг. было предусмотрено ресурсное обеспечение в объеме 590 669,1 тыс. рублей.
В 2012 году было освоено бюджетных средств в размере 105 033,9 тыс. рублей (план - 108 300,0 тыс. рублей).
Для реализации мероприятий подпрограммы в 2013-2016 гг. за счет средств бюджета города Москвы запланировано финансирование в следующем размере:
2013 год - 115 300,0 тыс. рублей;
2014 год - 115 300,0 тыс. рублей;
2015 год - 122 218,0 тыс. рублей;
2016 год - 137 974,0 тыс. рублей.
Обоснованием затрат подпрограммы является информация об ориентировочной стоимости мероприятий, необходимых для ее реализации.
Финансовое обеспечение в целом и детализированное по мероприятиям приведено в приложениях 3 и 4 к Государственной программе.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы
На реализацию данной подпрограммы в полной мере могут оказать влияние риски как внутренние, так и внешние, указанные в целом для Государственной программы.
Кроме того, данная подпрограмма потребует финансирования в части обеспечения технической поддержки по созданию и ведению актуальной информационной базы, которое предусмотрено в рамках Государственной программы города Москвы "Информационный город (2012-2016 гг.)".
Подпрограмма "Управление имуществом города Москвы"
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации подпрограммы
Сферой реализации подпрограммы является городское имущество и механизмы его использования.
На протяжении длительного времени Правительство Москвы проводило комплекс мероприятий, ориентированный на повышение эффективности использования городского имущества.
Однако до настоящего времени остается ряд проблемных аспектов, связанных с необходимостью создания условий для повышения эффективности и прозрачности управления государственным имуществом, обеспечения его сохранности и целевого использования, в том числе с использованием современных информационных систем управления.
Также требуется увеличение поступлений в бюджет города Москвы максимально возможных в текущей экономической ситуации доходов от использования и продажи государственного имущества за счет применения рациональных инструментов управления.
Необходимо усовершенствование механизма доверительного управления, повышение эффективности использования доверительными управляющими имущества, переданного в доверительное управление.
Дефицит площадей, находящихся в имущественной казне города Москвы и необходимых для их размещения органов власти и организаций, обуславливает необходимость рационализации использования и оптимизации состава такого имущества с учетом задачи обеспечения полномочий органов государственной власти.
2. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации подпрограммы
Главной целевой задачей подпрограммы "Управление имуществом города Москвы" является формирование эффективной системы управления имуществом, направленной на надлежащее обеспечение государственных функций и снижение доли участия государства в конкурентных сферах экономики.
Целевыми задачами раздела являются:
- повышение эффективности и прозрачности управления имуществом города Москвы;
- оптимизация состава имущества, находящегося в городской собственности, в том числе путем перераспределения, направленного на обеспечение имущественной основы деятельности государственных органов власти и организаций с учетом установленных требований, а также изъятие из казны неликвидных объектов недвижимости и незаконно включенных в казну;
- повышение поступлений в бюджет города Москвы доходов от использования и продажи государственного имущества за счет применения рациональных инструментов управления;
- оптимизация расходов на содержание имущества;
- улучшение инвестиционного климата в городе Москве;
- обеспечение экономической эффективности процесса приватизации имущества города Москвы.
3. Характеристика мероприятий подпрограммы
Учитывая поставленные цели и задачи подпрограммы, для их достижения предполагается проведение следующих мероприятий:
- оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений;
- оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности государственных казенных учреждений;
- обеспечение подготовки технической и иной документации, необходимой для дальнейшего вовлечения объектов в гражданско-правовой оборот;
- формирование и реализация эффективной политики по вовлечению в хозяйственный оборот объектов недвижимого имущества;
- обеспечение содержания и эксплуатации имущества города Москвы;
- энергосберегающие мероприятия.
Сведения о планируемых значениях натуральных показателей подпрограммы Государственной программы приведены в приложении 2 к Государственной программе города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.".
4. Характеристика мер государственного регулирования подпрограммы
Государственное регулирование подпрограммы осуществляется путем регламентированного актами Правительства Москвы и иными правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы при разработке и реализации политики города Москвы в сфере имущественно-земельных отношений, включающих планирование, оперативный контроль и координацию взаимодействия с другими органами исполнительной власти города Москвы, общественными организациями и объединениями.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий подпрограммы
Доведение государственного задания не предполагается.
6. Информация об участии предприятий, организаций и внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы осуществляется исключительно за счет средств бюджета города Москвы.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы
На реализацию подпрограммы "Управление имуществом города Москвы" в 2012-2016 гг. было предусмотрено ресурсное обеспечение в объеме 26 292 416,5 тыс. рублей.
В 2012 году было освоено бюджетных средств в размере 3 709 549,9 тыс. рублей (план - 6 131 509,7 тыс. рублей).
Для реализации мероприятий подпрограммы в 2013-2016 гг. за счет средств бюджета города Москвы запланировано финансирование в следующем размере:
2013 год - 5 440 184,7 тыс. рублей;
2014 год - 5 322 354,5 тыс. рублей;
2015 год - 5 957 548,1 тыс. рублей;
2016 год - 4 544 452,0 тыс. рублей.
Обоснованием затрат подпрограммы является информация об ориентировочной стоимости мероприятий, необходимых для ее реализации.
Финансовое обеспечение в целом и детализированное по мероприятиям приведено в приложениях 3 и 4 к Государственной программе.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы
На реализацию данной подпрограммы в полной мере могут оказать влияние риски как внутренние, так и внешние, указанные в целом для Государственной программы.
Подпрограмма "Управление и реформирование государственных организаций (государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений)"
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации подпрограммы
Сферой реализации подпрограммы в части управления и реформирования государственных учреждений является совершенствование правового положения государственных учреждений города Москвы в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", а также совершенствование механизма мониторинга и контроля за использованием имущества, закрепленного за государственными учреждениями на праве оперативного управления.
С точки зрения управления и реформирования государственных унитарных и казенных предприятий сферой реализации подпрограммы является оптимизация структуры, количества и имущества находящихся в собственности города Москвы государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, города Москвы (далее - ГУП) исходя из предоставленных нормативными правовыми актами Российской Федерации органам государственной власти города Москвы полномочий, а также совершенствование конкуренции на рынке товаров (услуг), реализуемых (выполняемых) ГУП, и создание условий привлечения негосударственных инвестиций в данную сферу деятельности.
Основными проблемами данных сфер являются:
- избыточность находящегося в пользовании ГУП имущества, не отвечающего целям создания и видам деятельности ГУП и при этом характеризующегося низким уровнем ликвидности и значительным износом;
- наличие у ГУП видов деятельности, осуществление которых не должно осуществляться коммерческими организациями или реализация которых является исключительным правом органов государственной власти;
- низкая экономическая эффективность деятельности ГУП и высокий уровень зависимости экономических показателей деятельности от инвестиций из бюджета города Москвы;
- отсутствие отраслевых планов (показателей) развития ГУП;
- неэффективное использование государственного имущества;
- отсутствие мотивационных стимулов к повышению эффективности и результативности деятельности государственных учреждений и их руководителей;
- отсутствие нормативов наделения учреждений имуществом на праве оперативного управления, в том числе по видам и сферам деятельности, а также разработанной системы показателей эффективности использования имущества, закрепленного за государственными учреждениями на праве оперативного управления.
2. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации подпрограммы
Основными приоритетами реализации подпрограммы являются:
- переход от непосредственного участия органов исполнительной власти города Москвы в экономике к созданию эффективной системы регулирования путем введения соответствующих регуляторов;
- оптимизация состава и объема городской собственности с учетом обеспечения максимальной экономической эффективности, реализации функций жизнеобеспечения и безопасности, социальных городских задач;
- создание эффективной системы государственных учреждений в целях обеспечения максимальных показателей выполнения государственного задания, обеспечения доступности и качества оказываемых государственных услуг, повышения эффективности использования имущества, закрепленного за государственными учреждениями на праве оперативного управления, экономической и финансовой самостоятельности государственных учреждений при соблюдении финансовой и бюджетной дисциплины.
3. Характеристика мероприятий подпрограммы
В целях решения поставленных задач предусмотрен комплекс мероприятий, а именно:
- управление и реформирование государственных организаций (государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений);
- разработка нормативов наделения государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы имуществом по видам и сферам деятельности соответственно;
- возмещение затрат Казенному предприятию города Москвы "Межотраслевой производственно-технический центр" на реализацию мероприятий по проведению ликвидационных процедур государственных унитарных предприятий города Москвы.
Сведения о планируемых значениях натуральных показателей подпрограммы Государственной программы приведены в приложении 2 к Государственной программе города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.".
4. Характеристика мер государственного регулирования подпрограммы
Государственное регулирование подпрограммы осуществляется путем регламентированного актами Правительства Москвы и иными правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и города Москвы при разработке и реализации политики города Москвы в сфере имущественно-земельных отношений, включающих планирование, оперативный контроль и координацию взаимодействия с другими органами исполнительной власти города Москвы, общественными организациями и объединениями.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий подпрограммы
Доведение государственного задания не предполагается.
6. Информация об участии предприятий, организаций и внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В целях реализации подпрограммы планируется привлечение независимых консультантов:
- для выработки модели реформирования предприятий, имеющих основополагающее положение на рынке товаров. Потребность в привлечении независимых консультантов связана с необходимостью всестороннего анализа имеющихся в мировой практике моделей деятельности градообеспечивающих предприятий и применения для ГУП города Москвы категории "А" наиболее эффективных способов реформирования;
- для разработки нормативно-методических документов и информационно-аналитических баз данных в целях проведения исследований, направленных на обеспечение управления имуществом города Москвы.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы
На реализацию подпрограммы "Управление и реформирование государственных организаций (государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений)" в 2012-2016 гг. было предусмотрено ресурсное обеспечение в объеме 517 559,0 тыс. рублей.
В 2012 году было освоено бюджетных средств в размере 256 699,8 тыс. рублей (план - 336 586,0 тыс. рублей).
Для реализации мероприятий подпрограммы в 2013-2016 гг. за счет средств бюджета города Москвы запланировано финансирование в следующем размере:
2013 год - 140 145,6 тыс. рублей;
2014 год - 14 104,0 тыс. рублей;
2015 год - 13 553,5 тыс. рублей;
2016 год - 5 700,0 тыс. рублей.
Обоснованием затрат подпрограммы является информация об ориентировочной стоимости мероприятий, необходимых для ее реализации.
Финансовое обеспечение в целом и детализированное по мероприятиям приведено в приложениях 3 и 4 к Государственной программе.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы
Основными рисками подпрограммы являются:
- возможность снижения темпов экономического роста, ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, кризиса банковской системы, что может повлечь за собой сокращение объема бюджетных инвестиций;
- финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования подпрограммы, вызванные возникновением бюджетного дефицита или дополнительных затрат на реализацию подпрограммы в процессе проведения работ;
- возможность принятия дополнительных управленческих решений, направленных на обеспечение достижения иных показателей, не входящих в состав индикаторов подпрограммы, выполнение которых необходимо для реализации других городских программ;
- увеличение сроков принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность подпрограммы.
Подпрограмма "Управление находящимися в городской собственности пакетами акций и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ"
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации подпрограммы
Сферой реализации подпрограммы является совершенствование принятой Правительством Москвы модели корпоративного управления хозяйственными обществами с долей города Москвы в уставном капитале в целях улучшения показателей их финансово-хозяйственной деятельности, увеличения уровня налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Москвы и дальнейшего повышения капитализации пакетов акций, находящихся в государственной собственности города Москвы, в том числе сокращение (приватизация) хозяйственных обществ с долей города в целях повышения эффективности управления (с 431 общества в 2011 году до 60 обществ к 2016 году).
2. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации подпрограммы
Приоритетом при реализации подпрограммы является создание эффективной системы корпоративного управления в целях обеспечения защиты интересов города Москвы как акционера при принятии решений органами управления хозяйственных обществ с долей города Москвы в уставном капитале, а также повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности хозяйственных обществ с долей города в уставном капитале и снижение доли участия государства в конкурентных сферах экономики.
3. Характеристика мероприятий подпрограммы
В целях решения поставленных задач предусмотрено мероприятие:
управление находящимися в городской собственности пакетами акций и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ.
Сведения о планируемых значениях натуральных показателей подпрограммы Государственной программы приведены в приложении 2 к Государственной программе города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.".
4. Характеристика мер государственного регулирования подпрограммы
Совершенствование существующей системы корпоративного управления хозяйственными обществами с долей города Москвы в уставном капитале.
Концентрация усилий на управление крупными, экономически эффективными и высоко капитализированными обществами в жизненно важных для города сферах деятельности.
Эффективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных обществ с долей города Москвы, сохранность городского имущества и предотвращение действий, направленных на нанесение ущерба городу как акционеру.
Улучшение всех основных финансовых показателей деятельности обществ с долей города Москвы (выручка, чистая прибыль, стоимость чистых активов, выплата), увеличение капитализации находящихся в государственной собственности города Москвы пакетов акций.
Увеличение уровня налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Москвы и дальнейшее повышение капитализации пакетов акций, находящихся в государственной собственности города Москвы.
Снижение издержек, связанных с управлением хозяйственными обществами с долей города Москвы в уставном капитале.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий подпрограммы
Доведение государственного задания не предполагается.
6. Информация об участии предприятий, организаций и внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Привлечение к управлению специализированных управляющих компаний, а также профессионалов в качестве независимых директоров и представителей города Москвы в органах управления хозяйственных обществ с долей города в уставном капитале.
Привлечение крупнейшими предприятиями с долей города средств для финансирования реализуемых ими инвестиционных проектов и программ посредством размещения ценных бумаг и финансовых инструментов на организованных рынках.
Формирование на базе городского имущества крупных специализированных холдинговых компаний с привлечением стратегических инвесторов.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов подпрограммы
На реализацию подпрограммы "Управление находящимися в городской собственности пакетами акций и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ" в 2012-2016 гг. было предусмотрено ресурсное обеспечение в объеме 123 600,0 тыс. рублей.
В 2012 году было освоено бюджетных средств в размере 2 940,0 тыс. рублей (план - 10 000 тыс. рублей).
Для реализации мероприятий подпрограммы в 2013-2016 гг. за счет средств бюджета города Москвы запланировано финансирование в следующем размере:
2013 год - 28 400 тыс. рублей;
2014 год - 28 400 тыс. рублей;
2015 год - 28 400 тыс. рублей;
2016 год - 28 400 тыс. рублей.
Обоснованием затрат подпрограммы является информация об ориентировочной стоимости мероприятий, необходимых для ее реализации.
Финансовое обеспечение в целом и детализированное по мероприятиям приведено в приложениях 3 и 4 к Государственной программе.
8. Анализ рисков реализации подпрограммы
Главными рисками подпрограммы являются:
- отсутствие интереса со стороны крупных стратегических инвесторов;
- отсутствие интереса потенциальных инвесторов к низколиквидным и малодоходным пакетам акций;
- нежелание хозяйственных обществ внедрять корпоративные стандарты;
- неблагоприятная экономическая ситуация в стране.
<< Приложение Приложение |
Приложение 1. >> Паспорта подпрограмм |
|
Содержание Постановление Правительства Москвы от 24 сентября 2013 г. N 640-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.