Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Некоммерческой организации относительно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации и подготовке технического паспортов объектов капитального строительства и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем, полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее.
Позиция Департамента недвижимости относительно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации и подготовке технического паспортов объектов капитального строительства изложена в письме от 22 февраля 2013 г. N Д23и-449 (далее - Письмо).
При этом обращаем внимание, что Письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Дополнительно информируем, что частью 1 статьи 43, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) установлено, что с 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями Закона о кадастре и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются, в том числе не применяются нормативные правовые акты, указанные в обращении Некоммерческой организации "Федеративный союз инвентаризаторов России" от 11 марта 2013 г. N 10-ИД.
Статьей 22 Закона о кадастре установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости. При этом, в указанном перечне технический паспорт объекта капитального строительства в качестве документа, представляемого для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, отсутствует.
В настоящее время одним из документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, в том числе является технический план, форма и требования к оформлению которых установлены приказами Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке", от 29 ноября 2010 г. N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке", от 23 ноября 2011 г. N 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке", от 10 февраля 2012 г. N 52 "Об утверждении формы технического плана объекта незавершенного строительства и требований к его подготовке", от 30 сентября 2011 г. N 531 "Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения".
В указанных формах технических планов содержится вся необходимая информация об объекте недвижимости для целей внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о таком объекте, исходя из состава сведений государственного кадастра недвижимости, установленных статьей 7 Закона о кадастре.
Также обращаем внимание, что в соответствии с положениями статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений, в том числе в технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Вместе с тем, ответственность органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации за внесение заведомо ложных сведений в технический паспорт законодательством не установлена.
Таким образом, действующим законодательством в области кадастрового учета и кадастровой деятельности не предусмотрено для целей подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства и дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет обязанности осуществлять техническую инвентаризацию, технический учет и изготавливать технический паспорт объектов капитального строительства, а, следовательно, отсутствует необходимость правообладателям таких объектов недвижимости нести материальные и временные издержки по подготовке технических паспортов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. N 175 "Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" установлено, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Закона о кадастре.
Представление иных документов, в том числе технических паспортов объектов капитального строительства, Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время Минэкономразвития России ведется работа над проектом федерального закона N 54480-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", принятого Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении 11 декабря 2012 г., в соответствии с которым предусматривается установление запрета на использование технического паспорта при подготовке технического плана, изготовленного после 1 января 2013 г.
Также сообщаем, что Департаментом недвижимости разработан и направлен на согласование в Минюст России и Минфин России проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий отмену постановлений Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", от 10 сентября 2004 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства". В настоящее время получены положительные заключения Минюста России по результатам проведенной правовой и антикоррупционной экспертизы.
После согласования с Минфином России указанный проект постановления будет внесен в Правительство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 17 апреля 2013 г. N ОГ-Д23-2175 "Об осуществлении государственного технического учета и технической инвентаризации и подготовке технического паспортов объектов капитального строительства"
Текст письма официально опубликован не был