Разработка и реализация программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий предусмотрена утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) (п. 12 приложения N 1 к Стратегии), которая одной из стратегических целей определяет "переход к комплексному подходу к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны путем выделения их в отдельный единый объект государственного управления", с вытекающими из нее стратегическими задачами:
- "нормативное правовое обеспечение практики разработки и реализации программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны", предусматривающее разработку "предложений в типовые макеты комплексных стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и программ развития муниципальных образований, обеспечивающих в качестве самостоятельного компонента разработку и реализацию программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий" (ответственный исполнитель - Минэкономразвития России);
- "разработка и реализация программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации и программ развития приморских муниципальных образований" (ответственные исполнители - субъекты Российской Федерации).
Соответствующие позиции по разработке и реализации программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий включены в механизмы реализации утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации стратегий социально-экономического развития Северо-Западного, Южного и Уральского федеральных округов на период до 2020 года, в планы мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития упомянутых федеральных округов, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также в утвержденную Президентом Российской Федерации Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (от 8 февраля 2013 г. N Пр-232, п. 9 г).
По результатам проведенной Минэкономразвития России в 2011-2012 годах НИР в рамках мероприятий государственного заказчика-координатора федеральной целевой программы "Мировой океан" были подготовлены предложения по структуре и содержанию упомянутого прибрежно-морского компонента типовых макетов стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации и программ развития приморских муниципальных образований, примерному набору целевых индикаторов для мониторинга хода реализации этого компонента, а также проект методических рекомендаций по разработке этого прибрежно-морского компонента. Была проведена апробация разработанных документов в применении к Ленинградской области. Инвентарный номер отчета НИР "Разработка методического обеспечения и рекомендаций по комплексному планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны" (шифр темы 1902-17-11, исполнитель - ФГБОУ ВПО "Российский государственный гидрометеорологический университет") в Федеральном центре по непубликуемым источникам информации Федерального государственного автономного научного учреждения "Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти" Минобрнауки России (далее - ФЦНИИ ФГАНУ "ЦИТиС") N 02201351574.
Доработанные по результатам апробации Методические рекомендации по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации, адаптированные к подготовленному Минрегионом России проекту Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, были направлены Минэкономразвития России в Минрегион России (от 4 июня 2013 г. N 11112-ОС/Д17и).
Минэкономразвития России направляет доработанную редакцию Методических рекомендаций по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации. Указанный материал также размещен на Интернет-сайте Минэкономразвития России по адресу: www.economy.gov.ru в разделе "Деятельность / Направления / ФЦП, ФАИП и ВЦП / Информационные материалы".
Также Минэкономразвития России в 2012 году была реализована НИР "Разработка инструментария морского акваториального (пространственного) планирования и предложений по его применению на примере Балтийского моря" (шифр темы 1901-17-12, исполнитель - ОАО "Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов", инвентарный N 02201354432 отчета в ФЦНИИ ФГАНУ "ЦИТиС"). Указанный отчет размещен на Интернет-сайте Минрегиона России по адресу: www.minregion.ru в разделе "Основные направления деятельности /Стратегическое планирование /Территориальное планирование".
Результатом работы стала разработка методических документов и рекомендаций по созданию отечественной нормативной правовой базы в сфере разработки схем морского акваториального (пространственного) планирования как эффективного способа функционального зонирования и стратегической оценки возможностей использования морских акваторий, сопряженных с документами территориального планирования Российской Федерации и стыкующихся с соответствующими документами Евросоюза. Это соответствует поставленной в Стратегии задаче (приложение N 4 "Перспективные пути развития основных видов морской деятельности Российской Федерации", позиция "Управление морским природопользованием").
Приложение: Методические рекомендации по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации на 42 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
Ю.М. Колочков |
Методические рекомендации
по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии
социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации
Введение
Субъекты Российской Федерации осуществляют развитие своих территорий, прежде всего, используя механизм разработки и реализации стратегий и программ социально-экономического развития. В предыдущих нормативных методических документах, посвященных стратегиям и программам социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденные приказом Минрегиона России от 27 февраля 2007 г. N 14; Типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 17 июня 2002 г. N 170 (утратил силу согласно приказу Минэкономразвития России от 21 декабря 2010 г. N 666)), морские отрасли экономики, ресурсы морской среды отдельно не выделялись. Однако в силу особого значения прибрежных зон для развития регионов и страны в целом, специфики эколого-экономических взаимодействий, связанной с наличием акватории, а также усиливающихся конфликтов пользования и природных ограничений развития данных пространств в последние годы в России возникает прибрежное и морское управление как новая сфера государственного управления. При этом прибрежная зона рассматривается как самостоятельный объект управления, и используемые подходы отличаются от управленческих практик, применяемых к континентальным территориям.
Глобальные тенденции таковы, что экономическое значение морей и океанов продолжает возрастать. Однако сложившийся к настоящему времени в стране подход к освоению морской среды, при котором не учитываются взаимосвязи между отдельными отраслями и их влияние на состояние морской среды в целом, является односторонним и не способствует устойчивому развитию регионов. Отсутствие технологий преодоления конфликтности между видами пользования, недостаточное внимание проблемам сохранения качества морской среды на базе экосистемного подхода, рассматривающего эту среду как единое целое, а происходящие в ней процессы во взаимосвязи, снижает эффективность развития отраслей, использующих природные ресурсы морей и океанов. Поэтому при разработке Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации (далее - Стратегия приморского субъекта) в соответствии со Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р, выделяется отдельный прибрежно-морской компонент, рассматривающий приморские территории и прибрежные акватории в рамках самостоятельного единого объекта государственного управления.
В целом, Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее - Стратегия субъекта) должна быть направлена на согласование и взаимную увязку интересов территориального и отраслевого развития, что особенно важно для приморских регионов, где в рамках единого объекта стратегического планирования объединяются приморские территории и прибрежные акватории.
В рамках поставленной задачи, связанной с разработкой методического обеспечения и рекомендаций по комплексному планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны, согласование целей и задач развития морской деятельности с общими целями и задачами социально-экономического развития приморского региона определяет необходимость "вписывания" прибрежно-морского компонента в общее содержание Стратегии приморского субъекта. При подготовке данных Методических рекомендаций в качестве целевого объекта для их учета принимался подготовленный Минрегионом России проект Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, что позволит более полно учесть специфику приморских регионов в рамках создания системы государственного стратегического планирования.
Совершенствование управления морским и прибрежным природопользованием является актуальной задачей для повышения эффективности использования потенциала морской деятельности. Необходимость этого определяется задачами инновационного развития приморских регионов Российской Федерации, диверсификации морской деятельности за счет более полного и эффективного использования морских и прибрежных ресурсов и пространств, а также необходимостью разработки превентивных мер по обеспечению сохранения качества морских побережий и акваторий при интенсификации морской и прибрежной хозяйственной деятельности.
Инструментом реализации такого подхода должно стать включение в региональные стратегии и программы социально-экономического развития всех приморских субъектов Российской Федерации и их приморских муниципальных образований специального прибрежно-морского компонента, направленного на обеспечение инноваций и достижение синергии за счет скоординированного развития морской деятельности и ее береговой инфраструктуры. Координация действий, направленных на развитие различных видов морской деятельности, с одной стороны, и создание обеспечивающей эти виды деятельности береговой инфраструктуры, с другой, позволяет преодолеть фрагментарность стратегического планирования социально-экономического развития приморских территорий. Включение прибрежно-морского компонента в стратегии социально-экономического развития приморских регионов в рамках общего процесса государственного стратегического планирования направлено на обеспечение баланса между получением кратковременной сиюминутной экономической выгоды и достижением долговременных целей инновационного развития, определяемых Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Для формализации понятия "морская деятельность" будем считать, что в состав гражданской морской деятельности входят:
- морской транспорт, в составе которого выделяются морское судоходство и портовое хозяйство;
- рыбное хозяйство, включающее промышленное рыболовство, искусственное воспроизводство и переработку морских гидробионтов, а также вспомогательные и обслуживающие производства;
- добыча минеральных ресурсов и разведка недр морского дна;
- судостроительная промышленность;
- морская инженерия (гидротехническое строительство, прокладывание трубопроводов, кабелей, берегозащитные мероприятия);
- морская научно-исследовательская деятельность;
- морская туристско-рекреационная сфера, включающая морской туризм, оздоровительную и лечебную деятельность на морских побережьях;
- мероприятия по обеспечению безопасности морской деятельности;
- мероприятия по обеспечению безопасности населения приморских регионов и смягчению последствий от морских стихийных бедствий;
- мероприятия по сохранению морских природных систем и рациональному использованию их ресурсов, защите морской среды от загрязнения;
- подготовка кадров для сферы морской деятельности.
1. Структура и содержание прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации
1.1. Общая структура Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации
Как уже отмечалось, прибрежно-морской компонент является составной частью Стратегии приморского субъекта и поэтому должен вписываться в общую методологию разработки Стратегии субъекта, рекомендованную для всех субъектов Российской Федерации. Согласно проекту Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, подготовленному Минрегионом России, разработка Стратегии субъекта осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится подготовка прогнозно-аналитических материалов Стратегии субъекта, которая осуществляется в нескольких блоках, различающихся назначением и внутренней структурой. В число блоков Стратегии субъекта входят:
- аналитический блок;
- блок целеполагания;
- сценарный блок;
- прогнозный блок;
- блок "Комплекс мер по реализации Стратегии".
Разработка аналитического блока Стратегии субъекта предполагает проведение комплексного анализа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в ходе которого должно быть определено его место в экономике соответствующего федерального округа и Российской Федерации, выполнены объективная оценка основных показателей социально-экономического развития, а также сравнительные оценки конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации по сравнению с другими регионами соответствующего федерального округа и Российской Федерации в целом. Содержание остальных блоков следует из их названий. Общие методические подходы для разработки этих блоков представлены в проекте Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Результаты прогнозно-аналитической стадии являются основой для подготовки документа государственного стратегического планирования "Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации". Согласно проекту Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, этот документ состоит из 12 основных разделов и является заключительным этапом процесса разработки Стратегии субъекта, в ходе которого осуществляется обобщение результатов всего комплекса работ, выполненных в рамках подготовки прогнозно-аналитических материалов Стратегии субъекта, представляющих собой ее научное обоснование и являющихся ее неотъемлемой частью.
В случае разработки Стратегии приморского субъекта в процесс на прогнозно-аналитической стадии добавляется разработка прибрежно-морского блока Стратегии. Полученные в ходе его разработки результаты агрегируются в соответствующие разделы собственно Стратегии.
1.2. Принципы формирования прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации
Общая схема формирования прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта представлена на рисунке 1.
Полученные на прогнозно-аналитической стадии подготовки Стратегии приморского субъекта результаты разработки ее прибрежно-морского блока увязываются с другими блоками Стратегии.
Цели и задачи развития регионального морехозяйственного комплекса, направленные на увеличение вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие региона и обеспечение национальных интересов в сфере морской деятельности, увязываются с общей системой целей развития региона в блоке целеполагания.
При разработке сценарного блока Стратегии приморского субъекта учитываются сценарии развития морской деятельности на соответствующих региональных направлениях национальной морской политики Российской Федерации. В качестве внешних прогнозных ориентиров развития приморские субъекты Российской Федерации учитывают положения Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, соответствующие отраслевые стратегии развития.
Перечень документов прогнозного характера для приморских субъектов Российской Федерации дополняется прогнозом развития регионального морехозяйственного комплекса. Прогнозные оценки динамики развития регионального морехозяйственного комплекса включаются в модуль отраслевых прогнозов, а территориального развития прибрежно-береговой инфраструктуры - в модуль прогноза территориального развития.
Основные приоритеты функционально-пространственного использования приморских территорий и прибрежных акваторий приморские субъекты Российской Федерации определяют с учетом перспектив развития регионального морехозяйственного комплекса, а также возможности использования потенциала морской деятельности для формирования морехозяйственных территориально-производственных кластеров, зон опережающего и зон территориального развития.
В прогнозном блоке с целью оптимизации использования морских пространств и предотвращения конфликтного использования прибрежной акватории прогноз территориального развития приморских субъектов Российской Федерации должен учитывать результаты функционального зонирования прибрежной акватории, полученные с использованием инструментов морского акваториального (пространственного) планирования.
Сферу рационального природопользования следует дополнить морской составляющей природного комплекса. Для приморских субъектов Российской Федерации особое внимание следует уделить рациональному использованию морских и прибрежных ресурсов, мерам по уменьшению антропогенного воздействия на прибрежную акваторию, решению проблем берегозащиты, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
В блоке Комплекс мер по реализации стратегии приморские субъекты Российской Федерации предусматривают необходимость разработки самостоятельной программы комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий согласно Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года и соответствующим пунктам планов мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития федеральных округов на период до 2020 года, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации. Одним из возможных мероприятий в сфере формирования нормативной правовой базы приморских субъектов Российской Федерации может стать разработка и принятие региональной морской политики действий, направленной на реализацию прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта.
Общую систему целевых индикаторов реализации Стратегии приморского субъекта следует дополнить целевыми индикаторами, подготовленными на стадии разработки прибрежно-морского блока и характеризующими развитие региональных морехозяйственных комплексов на основе комплексной оценки вклада морской деятельности в экономику и социальную сферу приморского региона.
Далее, разработанные в прибрежно-морском блоке предложения, рекомендации, прогнозные оценки и сценарии развития регионального морехозяйственного комплекса субъекта Российской Федерации, увязанные с другими блоками Стратегии, агрегируются в соответствующие разделы собственно Стратегии, формируя, таким образом, в совокупности с ее прибрежно-морским блоком, прибрежно-морской компонент Стратегии приморского субъекта, направленный на повышение эффективности использования потенциала морской деятельности в интересах социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации и достижения целей и задач национальной морской политики.
1.3. Структура прибрежно-морского блока Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации
Как уже отмечалось, основой для формирования прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта является разработка на прогнозно-аналитической стадии ее прибрежно-морского блока. Разработка прибрежно-морского блока должна основываться на комплексном межотраслевом подходе и быть направленной на реализацию конкурентных преимуществ приморских территорий, определяемых наличием морских ресурсов в широком смысле этого понятия, а также мультипликативным воздействием морской деятельности на другие виды хозяйственной деятельности. Комплексный подход, в том числе, должен учитывать экосистемный принцип, когда экологические параметры выступают как один из критериев выработки и принятия решений. Использование комплексного подхода при разработке прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта должно способствовать созданию оптимальной и эффективной пространственно-функциональной структуры регионального морехозяйственного комплекса, формированию зон территориального и акваториального развития, развитию новых видов морской деятельности, реализации целей и задач национальной морской политики.
Основными задачами разработки прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта являются:
- увеличение вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие региона;
- инновационное развитие морской деятельности;
- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приморских территорий;
- содействие развитию межрегионального сотрудничества и кооперации с учетом использования возможностей и потенциала морской деятельности;
- рациональное использование морских и прибрежных ресурсов;
- уменьшение рисков воздействия негативных природных и антропогенных факторов, связанных с приморским положением субъекта Российской Федерации;
- обеспечение экологической безопасности морских и прибрежных экосистем в условиях развивающейся морской деятельности;
- развитие морских наук, внедрение современных технологий и подготовка кадров в сфере морской деятельности;
- использование морского наследия как инструмента улучшения воспитательно-патриотической работы и совершенствования молодежной политики.
Прибрежно-морской блок Стратегии приморского субъекта имеет определенную структуру и содержит следующие разделы:
1. Комплексный анализ структуры, состояния и перспектив развития регионального морехозяйственного комплекса;
2. Цели и задачи развития регионального морехозяйственного комплекса, направленного на обеспечение национальных и региональных интересов в сфере морской деятельности;
3. Анализ состояния и качества морской окружающей среды, выявление острых экологических проблем и разработка рекомендаций по их решению;
4. Различные сценарии развития морской деятельности в регионе и прогнозные оценки параметров развития регионального морехозяйственного комплекса на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
5. Меры по формированию и развитию эффективного регионального морехозяйственного комплекса и увеличению вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие приморского субъекта Российской Федерации.
1.4. Примерное содержание разделов прибрежно-морского блока Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации
Содержание прибрежно-морского блока приводится в соответствии с разработанной выше структурой.
Раздел "Комплексный анализ структуры, состояния и перспектив развития регионального морехозяйственного комплекса", в целом, направлен на выявление путей создания эффективного регионального морехозяйственного комплекса. Морехозяйственный комплекс рассматривается при этом как единая межотраслевая система, обладающая синергетическим потенциалом и внутренним резервом для формирования зон опережающего и зон территориального развития.
В разделе должны быть предусмотрены:
- определение на основе анализа состояния регионального морехозяйственного комплекса и существующих планов и программ его развития перспективных условий развития морской деятельности, выделение морских отраслей специализации, осуществляющих основной вклад в экономику региона. Отраслевой анализ должен проводиться не только с точки зрения конкурентоспособности внутри Российской Федерации, но и с учетом ключевых внешних факторов, к которым относится степень включенности приморского региона в систему глобальных товарных и финансовых обменов;
- определение места приморского субъекта Российской Федерации в системе национальной морской деятельности и его роли в реализации национальной морской политики. Для выделения приоритетных отраслей целесообразно использование кластерного подхода, ориентированного на выявление системообразующих связей различных отраслей морской деятельности;
- разработка схем морского акваториального (пространственного) планирования, направленных на рациональное использование береговых и морских пространств (прибрежных акваторий) и сбалансированное территориальное и акваториальное развитие морской деятельности. Отраслевое развитие имеет соответствующую пространственную интерпретацию, отражением которой являются схемы акваториального и территориального планирования. Использование пространств (территорий и акваторий), аква-территориальная структура хозяйства должны основываться на стратегической оценке ресурсного потенциала и природного качества приморской территории и прибрежной акватории;
- определение возможностей, проблем и ограничений долгосрочного развития морехозяйственной деятельности с учетом внутренних и внешних факторов, включая оценку потенциального влияния трансграничных процессов и международных условий на развитие регионального морехозяйственного комплекса. На основании анализа стартовых условий и динамики целевых показателей впоследствии необходимо выявить факторы, обуславливающие тенденции развития, и на базе сценарного подхода определить основной вектор стратегического развития на долгосрочную перспективу. В зависимости от наличия и сочетания конкретных видов ресурсов и факторов производства и инвестиционной привлекательности определяются будущие направления стратегического развития;
- анализ проблем институционального характера, препятствующих эффективному развитию морской деятельности на ключевых для приморского субъекта Российской Федерации региональных и функциональных направлениях национальной морской политики. Анализ опирается на исследование системы управления региональным морехозяйственным комплексом, распределения полномочий и ответственности между различными уровнями и сферами управления;
- определение инфраструктурных потребностей территориального и акваториального развития приморского субъекта Российской Федерации с учетом его роли в реализации национальной морской политики и интересов социально-экономического развития самого приморского субъекта Российской Федерации. Развитие инфраструктурных проектов должно реализоваться синхронно во временном аспекте с проектами развития территорий (акваторий), планируемое размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры должно быть направлено на создание условий для производства продукции с максимальной добавленной стоимостью и ее поставки с минимальными издержками;
- определение потенциального вклада благоприятного инвестиционного климата, научно-инновационной среды и внедрения передовых технологий, развития малого и среднего предпринимательства в развитие морской деятельности. Увеличение вклада морской деятельности в инновационные процессы возможно через создание инновационной среды, включающее: реализацию пилотных проектов на основе разработанных инновационных технологий, обеспечение условий для тиражирования инноваций, поддержание необходимого уровня кадрового потенциала, а также информационной поддержки инновационных процессов и мониторинга продвижения инноваций;
- оценка вклада морской деятельности в развитие межрегиональных и внешнеторговых связей приморского субъекта Российской Федерации, способствующих более эффективному использованию возможностей морской деятельности для ускорения социально-экономического развития региона.
Структура данного раздела прибрежно-морского блока позволяет достаточно просто перенести его содержание в соответствующие разделы итогового документа - Стратегии приморского субъекта.
Разработка раздела "Цели и задачи развития регионального морехозяйственного комплекса, направленного на обеспечение национальных и региональных интересов в сфере морской деятельности" связана с необходимостью обоснования системы целей прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта.
Содержание данного раздела включает:
- анализ приоритетов развития регионального морехозяйственного комплекса в интересах социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации;
- формулировку и конкретизацию целей и задач приморского субъекта Российской Федерации по развитию морской деятельности, вытекающие из документов, определяющих национальную морскую политику, а также перспективы развития морской деятельности на уровне федерального округа;
- разработку и обоснование концепции долгосрочного развития регионального морехозяйственного комплекса;
- определение стратегических задач и этапов долгосрочного и среднесрочного развития регионального морехозяйственного комплекса;
- разработку системы целевых индикаторов реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта, оценки вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие приморского субъекта Российской Федерации.
Раздел "Анализ состояния и качества морской окружающей среды, выявление острых экологических проблем и разработка рекомендаций по их решению" должен дополнять разделы Стратегии приморского субъекта, связанные с экологическим развитием территории субъекта Российской Федерации и быть ориентирован на решение проблем, связанных с охраной и сохранением морской среды, обеспечением экологической безопасности побережий и прибрежных акваторий.
Содержание данного раздела включает:
- анализ текущего состояния и качества прибрежной акватории приморского субъекта Российской Федерации с учетом необходимости сохранения ее биологического разнообразия, ландшафтной и исторической ценности побережья;
- выявление основных источников антропогенного воздействия на прибрежную акваторию приморского субъекта Российской Федерации, включая наземные источники, расположенные в пределах площади водосборного бассейна рек, впадающих в море на территории приморского субъекта Российской Федерации;
- оценку воздействия различных видов морской деятельности на экологическое состояние приморских территорий и прибрежных акваторий, загрязнение окружающей среды, включая потенциальные риски увеличения антропогенного воздействия в результате развития регионального морехозяйственного комплекса;
- оценку пограничных эффектов с учетом международных соглашений и программ трансграничного и регионального сотрудничества в области охраны и защиты окружающей среды;
- оценку эффективности существующей системы экологического мониторинга и разработку предложений по ее совершенствованию, в том числе с учетом возможности оценки эффектов долговременного и кумулятивного воздействия и проведения процедуры стратегической оценки воздействия на морскую окружающую среду;
- разработку плана конкретных мероприятий по улучшению качества и состояния морской окружающей среды;
- разработку системы экологических индикаторов качества и состояния морской среды, дополняющих систему целевых индикаторов реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта в сфере рационального природопользования.
Раздел "Различные сценарии развития морской деятельности в регионе и прогнозные оценки параметров развития регионального морехозяйственного комплекса на среднесрочную и долгосрочную перспективы" прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта включает:
- разработку сценариев развития морской деятельности на соответствующем региональном направлении морской деятельности с учетом общего состояния мировой экономики и торговли, трансграничных процессов и международной ситуации, а также внутренних факторов, влияющих на развитие различных видов морской деятельности;
- получение прогнозных оценок параметров развития регионального морехозяйственного комплекса на среднесрочную и долгосрочную перспективы при различных сценариях развития морской деятельности;
- определение базовых прогнозов отраслевого и территориального развития регионального морехозяйственного комплекса.
Раздел "Меры по формированию и развитию эффективного регионального морехозяйственного комплекса и увеличению вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие приморского субъекта Российской Федерации" направлен на разработку предложений по:
- использованию в интересах развития регионального морехозяйственного комплекса особых экономических зон, зон территориального развития, морехозяйственных кластеров, других инструментов экономической политики;
- обеспечению безопасности населения приморских регионов и смягчения последствий от морских стихийных бедствий, сохранения морских природных систем и рационального использования их ресурсов, защиты морской среды от загрязнения;
- развитию межрегионального сотрудничества и кооперации в сфере морской деятельности и сохранения морской среды.
1.5. Формирование прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации
На заключительном этапе подготовки Стратегии приморского субъекта осуществляется обобщение результатов всего комплекса работ, выполненных в рамках подготовки ее прибрежно-морского блока. Ниже приводятся рекомендации по включению полученных при этом обобщении результатов непосредственно в Стратегию приморского субъекта. Эти рекомендации включают названия соответствующих разделов Стратегии приморского субъекта и примерное содержание относящихся к ним дополнений, связанных с рассмотрением приморских территорий и прибрежных акваторий как единого объекта стратегического планирования. Названия разделов приводятся в соответствии с проектом Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Во Вводной части Стратегии приморского субъекта рекомендуется поместить ссылку на Стратегию развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года и стратегию социально-экономического развития федерального округа Российской Федерации, в состав которого входит субъект Российской Федерации, устанавливающие для приморских субъектов Российской Федерации дополнительные требования к стратегии их социально-экономического развития.
В раздел 1 Стратегии приморского субъекта, отражающий место субъекта Российской Федерации в экономике федерального округа и Российской Федерации в целом, для приморских субъектов Российской Федерации рекомендуется включить результаты анализа его конкурентных преимуществ, связанных с возможностью использования потенциала морской деятельности, определить место приморского субъекта Российской Федерации в реализации национальной морской политики, а также проблемы и ограничения, препятствующие долгосрочному развитию регионального морехозяйственного комплекса.
В разделе 2 цели и стратегические задачи долгосрочного социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации должны отражать направления развития регионального морехозяйственного комплекса. Цели и задачи развития морской деятельности и повышения эффективности функционирования регионального морехозяйственного комплекса, сформулированные в рамках прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта, агрегируются в общую систему целей долгосрочного социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации.
В разделе 3 сценарный прогноз долгосрочного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации должен учитывать разработанные в рамках подготовки прибрежно-морского блока сценарии развития морской деятельности и прогнозные оценки развития регионального морехозяйственного комплекса, полученные с учетом определения роли приморского субъекта Российской Федерации в реализации государственной морской политики на ее соответствующих региональных и функциональных направлениях.
Результаты прогнозов позволяют осуществить выбор базового (целевого) сценария социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации. В ходе итерационных процедур осуществляется согласование результатов прогнозов экономического, социального и экологического развития, а также развития регионального морехозяйственного комплекса (выполняемого с позиций комплексного межотраслевого подхода) и территориального развития.
В разделе 4, определяющем основные направления и перспективы социального развития субъекта Российской Федерации, должны быть учтены возможности использования потенциала морской деятельности для повышения уровня и качества жизни населения приморских территорий за счет развития ориентированных на морские виды деятельности предприятий, создания новых рабочих мест, использования рекреационных возможностей, развития морских видов спорта, а также использования морского наследия как фактора воспитания молодежи, развития образования и культуры. Важное место должно быть уделено повышению безопасности населения приморских территорий и смягчению последствий от морских стихийных бедствий.
В разделе 5 "Основные направления и перспективы развития экономики субъекта Российской Федерации (в разрезе отраслевых комплексов, занимающих ведущие позиции в экономике субъекта Российской Федерации)" для приморского субъекта Российской Федерации рекомендуется дать в виде отдельного подраздела описание структуры регионального морехозяйственного комплекса, состояния и перспектив его развития, привести оценку вклада морской деятельности в экономику субъекта Российской Федерации, рассмотреть инвестиционную привлекательность новых направлений развития морской деятельности в регионе, оценить уровень инновационности и конкурентоспособности различных видов морской деятельности, составляющих региональный морехозяйственный комплекс, рассмотреть сценарии развития морской деятельности в регионе и привести прогнозные значения долгосрочного развития регионального морехозяйственного комплекса.
В разделе 6 Стратегии приморского субъекта, посвященном основным направлениям и перспективам развития инфраструктуры субъекта Российской Федерации, комплексный анализ инфраструктурных потребностей проводится с учетом определяемых национальной морской политикой Российской Федерации целей и задач по развитию существующих и перспективных видов морской деятельности (портовая инфраструктура, береговая инфраструктура по обеспечению разработки шельфовых месторождений углеводородов, рекреационная инфраструктура и т.п.).
В разделе 7, определяющем развитие научно-инновационной сферы приморского субъекта Российской Федерации, должен учитываться потенциал использования высокотехнологичных и наукоемких видов морской деятельности, таких как развитие судостроения, освоение шельфа, разработка навигационных систем и морского оборудования, использование генетических ресурсов морских организмов и т.п. Региональная морская наука должна быть ориентирована на внедрение и практическое использование результатов фундаментальных исследований, содействие формированию морехозяйственных кластеров, сохранение качества окружающей морской среды, подготовку кадров для обеспечения морских видов деятельности.
В разделе 8, ориентированном на формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства, рекомендуется проанализировать потенциальный вклад видов морской деятельности, наиболее перспективных для развития малого и среднего бизнеса, таких как рыболовство, рыбоводство и туристско-рекреационная сфера.
В разделе 9 приоритеты территориального развития приморского субъекта Российской Федерации дополняются основными приоритетами функционально-пространственного использования приморских территорий и прибрежных акваторий. Приводятся результаты анализа основных проблем территориального и акваториального развития субъекта Российской Федерации, полученные в том числе с использованием процедур функционального зонирования прибрежных акваторий (морского пространственного планирования).
В разделе 10 меры, направленные на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в приморском субъекте Российской Федерации, должны быть дополнены мероприятиями по охране и защите морской среды, сохранению морских и прибрежных экосистем.
В разделе 11 приоритетные направления развития межрегиональных и внешнеэкономических связей приморского субъекта Российской Федерации должны учитывать перспективы и возможности интеграции регионального морехозяйственного комплекса в международную морскую деятельность, а также необходимость развития межрегиональных связей для эффективного использования мультипликативного воздействия морской деятельности на смежные виды отраслей экономики, в том числе в рамках топливно-энергетического комплекса России, единой национальной транспортной системы.
Раздел 12 "Механизмы и инструменты реализации Стратегии" должен содержать предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, определяющей развитие морской деятельности, меры по формированию институциональной среды для ее развития в субъекте Российской Федерации, положения о разработке комплексной программы развития приморских территорий и прибрежных акваторий.
В состав приложений к Стратегии приморского субъекта включаются: табличные материалы, отражающие основные показатели развития морехозяйственного комплекса субъекта Российской Федерации; картографические материалы, отражающие перспективы территориального и акваториального развития субъекта Российской Федерации; перечень крупных морских инвестиционных проектов; комплекс мер по реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта.
Формирование прибрежно-морского компонента, направлено на инновационное развитие морской деятельности, эффективное использование морских и прибрежных ресурсов, увеличение вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие государства и его приморских регионов, охрану морской окружающей среды, гармонизацию интересов в сфере морской деятельности между федеральным центром и приморскими регионами путем увязки долгосрочных планов развития региональных морехозяйственных комплексов и прибрежной инфраструктуры приморских регионов с целями и задачами развития морской деятельности на различных региональных и функциональных направлениях национальной морской политики.
2. Методические подходы к разработке прибрежно-морского блока Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации
Разработка прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта основывается на общих методических подходах, изложенных в проекте Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. В то же время, для более полного учета системообразующих свойств морской деятельности и комплексного анализа процессов, происходящих на море и на суше, для разработки прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта целесообразно использование ряда дополнительных инструментов. Сформулированные ниже методические подходы к разработке прибрежно-морского блока конкретизируют содержание его соответствующих разделов, содержат рекомендации по использованию некоторых специфических инструментов комплексного анализа морской деятельности, систематизации исходных данных и полученных результатов с учетом возможности их представления в виде, удобном для анализа, а также рекомендации по возможному использованию различных показателей в качестве целевых индикаторов реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта.
Раздел "Комплексный анализ структуры, состояния и перспектив развития регионального морехозяйственного комплекса" в составе прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта, в целом, должен отражать морскую специфику региона, взаимосвязи между различными видами морской деятельности с учетом действия естественных и антропогенных факторов и составлять основу для дальнейшего процесса планирования.
При разработке прибрежно-морского блока, как уже отмечалось, к рассмотрению принимаются следующие виды морской деятельности:
- морской транспорт, в составе которого выделяются морское судоходство и портовое хозяйство;
- рыбное хозяйство, включающее промышленное рыболовство, искусственное воспроизводство и переработку морских гидробионтов, а также вспомогательные и обслуживающие производства;
- добыча минеральных ресурсов и разведка недр морского дна;
- судостроительная промышленность;
- морская инженерия (гидротехническое строительство, прокладывание трубопроводов, кабелей, берегозащитные мероприятия);
- морская научно-исследовательская деятельность;
- морская туристско-рекреационная сфера, включающая морской туризм, оздоровительную и лечебную деятельность на морских побережьях;
- мероприятия по обеспечению безопасности морской деятельности;
- мероприятия по обеспечению безопасности населения приморских регионов и смягчению последствий от морских стихийных бедствий;
- мероприятия по сохранению морских природных систем и рациональному использованию их ресурсов, защите морской среды от загрязнения;
- подготовка кадров для сферы морской деятельности.
Специализация регионального морехозяйственного комплекса основывается на пространственной дифференциации природных и экономических условий, которые являются предпосылками для организации определенных видов морской деятельности.
Морская специализация приморского субъекта Российской Федерации определяется с учетом вклада регионального морехозяйственного комплекса в развитие морской деятельности Российской Федерации и его роли в реализации национальной морской политики. При этом необходимо учитывать не только текущий уровень состояния регионального морехозяйственного комплекса, но и перспективы его развития, определяемые общими целями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации, а также национальной морской политикой. Анализ тенденций развития морской деятельности на соответствующем региональном направлении национальной морской политики проводится по видам морской деятельности и в комплексе, с учетом взаимодействия различных видов морской деятельности в рамках функционирования данного регионального морехозяйственного комплекса.
Важной характеристикой, определяющей приоритетность развития того или иного вида морской деятельности, является уровень концентрации трудовых и производственных ресурсов, создающий условия для формирования на территории соответствующего приморского субъекта Российской Федерации эффективного морехозяйственного кластера, в значительной степени определяющего его морскую региональную специализацию. Для выявления приоритетных видов морской деятельности на основе кластерного подхода может быть использован, так называемый, коэффициент локализации, рассчитываемый по занятости населения как:
IC= (Empgi/Empg)/(Empi/Emp),
где IC - коэффициент локализации;
Empgi - количество занятых в i-ом виде экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
Empg - общее количество занятых в субъекте Российской Федерации;
Empi - количество занятых в i-ом виде экономической деятельности в Российской Федерации;
Emp - общее количество занятых в Российской Федерации.
Коэффициент локализации, рассчитанный таким способом, представляет собой отношение удельного веса занятых в i-ом виде морской деятельности в общей структуре занятости субъекта Российской Федерации к удельному весу занятых в том же виде морской деятельности в целом по стране. В принципе, кроме численности занятого персонала для расчета коэффициента локализации могут быть использованы данные по валовой товарной продукции и основным промышленным фондам.
После определения приоритетных видов морской деятельности приморского субъекта Российской Федерации в рамках национального морехозяйственного комплекса целесообразно провести аналогичную оценку в разрезе муниципальных образований. Коэффициент локализации для i-ого вида морской деятельности для муниципального образования рассчитывается с использованием той же формулы с учетом ее модификации применительно к системе "муниципальное образование - субъект Российской Федерации".
Сопоставление коэффициентов локализации, полученных для отдельных муниципальных образований и для региона в целом, позволяет оценить уровень вовлеченности (степень участия) отдельного муниципального образования в реализации i-ого вида морской деятельности в составе регионального морехозяйственного комплекса (таблица 1).
Таблица 1. Приоритетность развития (коэффициент локализации) вида морской деятельности в субъекте Российской Федерации и его муниципальных образованиях и оценка уровня вовлеченности последних в формирование регионального морехозяйственного комплекса
Объект анализа |
Коэффициент локализации |
Уровень вовлеченности |
|||||
1-ый вид морской деятельности |
_. |
i-тый вид морской деятельности |
1-ый вид морской деятельности |
_. |
i-тый вид морской деятельности |
||
Субъект РФ в целом |
|
|
|
Х |
Х |
Х |
|
Муниципальные образования: |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||
_. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень вовлеченности муниципальных образований в реализацию региональной морской деятельности предлагается определять в соответствии со следующими критериями:
- вовлеченность муниципального образования малозначима, если коэффициент локализации n-ого муниципального образования для i-того вида морской деятельности меньше 0,8 и коэффициент локализации этого же вида морской деятельности для субъекта Российской Федерации меньше 1;
- существует потенциал для развития кластерных связей, если коэффициент локализации n-ого муниципального образования для i-того вида морской деятельности в интервале от 0,8 до 1, а соответствующий коэффициент локализации субъекта Российской Федерации больше 1;
- средний уровень вовлеченности - если коэффициент локализации n-ого муниципального образования для i-того вида морской деятельности в интервале от 1,0 до 1,25, а соответствующий коэффициент локализации субъекта Российской Федерации больше 1,25;
- высокий уровень вовлеченности - если оба показателя коэффициентов локализации для i-того вида морской деятельности выше 1,25.
Оценка уровня вовлеченности муниципальных образований в региональный морехозяйственный комплекс позволяет выделить, в том числе, производственно-хозяйственные комплексы, не расположенные непосредственно в береговой зоне, но играющие важную роль в функционировании регионального морехозяйственного комплекса в силу специфики структуры своей хозяйственной деятельности. В числе таких муниципальных образований, например, могут оказаться муниципальные образования, в хозяйственной структуре которых преобладают предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, обеспечивающие поставками своей продукции морской экспорт углеводородов, муниципальные образования, имеющие на своей территории крупные транспортно-логистические центры или промышленно-производственные зоны, функционирование которых непосредственно связано с морской портовой деятельностью.
Специфическим инструментом, используемым при разработке прибрежно-морского блока, является морское акваториальное (пространственное) планирование, направленное на функциональное зонирование акваторий и рациональное размещение конкурирующих природопользователей на ограниченных пространствах.
Если предыдущие части раздела были акцентированы на анализе отраслевой специфики территории, то эта его часть развивает территориальный подход в стратегическом планировании. Управление размещением производственных и социальных процессов (пространственных соотношений) должно закладываться на уровне стратегии социально-экономического развития региона с тем, чтобы определить рамки отраслевых экспансий и одновременно учесть потребности социальной сферы.
Схема морского акваториального (пространственного) планирования дополняет схему территориального планирования, осуществляя увязку основных параметров территориального и акваториального развития приморского субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу в рамках единого объекта государственного управления (планирования) и обеспечивая тем самым пространственное отражение стратегии и программ его социально-экономического развития.
Одной из общих мировых тенденций планирования в прибрежных зонах является дифференцированный подход к освоению и использованию прибрежных ресурсов: сочетание зон интенсивного и "нулевого" роста, с целью поддержания устойчивости развития территории, ее природно-ресурсного базиса*. Ключевым аспектом стратегии пространственного развития субъекта Российской Федерации является выделение внутрирегиональных зон опережающего развития, которые могут рассматриваться как территории локализации формирующихся кластеров в различных секторах экономики и видах деятельности, включая, в том числе, ее морскую составляющую. Особое место занимает установление и юридическое закрепление перечня ценных объектов и участков прибрежной зоны, требующих особого режима природопользования.
Определение возможностей, проблем и ограничений долгосрочного развития морехозяйственной деятельности с учетом внутренних и внешних факторов, включая оценку потенциального влияния трансграничных процессов и международных условий на развитие регионального морехозяйственного комплекса, направлено на выявление конкурентных позиций морских отраслей.
Одной из важнейших целей региональной политики государства является максимальное использование природных, в том числе ресурсных отличий региона, поскольку это позволяет специализироваться регионам на тех видах деятельности, в которых эффективность выше по объективным причинам и определяется уникальным природно-ресурсным потенциалом региона. Данное направление имеет для разработки прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта принципиально важное значение в силу уникальности их географического положения, прямого выхода к морским ресурсам, возможности использования потенциала морской деятельности в интересах ускорения своего социально-экономического развития. Для этих целей проводится анализ природно-ресурсного базиса региона, оценка сложившейся структуры морского хозяйства, тенденций и перспектив его развития.
В связи с необходимостью сжатия исходной информации и представления ее в виде, удобном для принятия решений, материалы для анализа могут быть приведены в табличной форме (таблица 2). Столбец 2 таблицы отражает основные значимые показатели для исходного анализа. Целесообразно привести источник информации (столбец 4).
Таблица 2. Исходные данные для оценки ресурсного потенциала прибрежной зоны
N |
Показатели |
Значение показателя (с использованием картографических материалов) |
Источник |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Длина береговой линии, коэффициент мористости |
|
|
2 |
Доля населения, проживающего в приморских муниципалитетах |
|
|
3 |
Количество приморских городов |
|
|
4 |
Площадь береговых пространств, занятых промышленными предприятиями |
|
|
5 |
Основные транспортные пути на акватории. Индикатор морских перевозок |
|
|
6 |
Участки морского дна с разведанными запасами по категориям. Перспективы развития нефтегазового комплекса |
|
|
7 |
Рыбопродуктивность акватории. Промысловое значение региона |
|
|
8 |
Участки, используемые под развитие марикультуры |
|
|
9 |
Длина береговой линии, отведенной под зоны отдыха, длина пляжей |
|
|
10 |
Индикатор туристической деятельности |
|
|
11 |
Морские и приморские ООПТ разного уровня. Площадь этих ООПТ к общей площади субъекта РФ |
|
|
12 |
Прибрежные зоны, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО |
|
|
13 |
Особо ценные и уязвимые участки прибрежных зон |
|
|
14 |
Уровень загрязнения морских акваторий |
|
|
15 |
Характеристики водопотребления и водоотведения |
|
|
16 |
Памятники морской культуры |
|
|
Выявление наиболее важных прибрежных ресурсов и их оценка позволяют определить приоритетные направления природопользования, максимально соответствующие природно-хозяйственной специфике района, и направления проведения природно-хозяйственного районирования.
Анализ и оценка ограничений, связанных с реализацией целей и задач, занимают особое место в стратегии регионального развития. Среди основных условий, регламентирующих и, следовательно, ограничивающих деятельность в прибрежной зоне, обычно выделяют: законодательство и нормативы, с особым акцентом на международную составляющую; специфический характер рисков в прибрежной зоне; недостаточную изученность природных процессов и необходимость получения достоверных и своевременных сведений о состоянии прибрежной зоны. Рассмотрение ограничений в рамках указанных направлений основывается на следующих положениях:
а) Единство морской среды вызывает объединение усилий в действиях различных стран. Россия, интегрируясь в мировое сообщество, является участницей международных договоренностей, которые, соответственно, должны транслироваться на региональный уровень. Региональным органам власти рекомендуется систематизировать комплекс международных требований к деятельности в прибрежной зоне и учесть их в стратегических документах.
Для составления данной части раздела требуется выделить общие (по отношению ко всему морскому пространству Российской Федерации) и специфические (по отношению к конкретному морю, участку побережья) требования, влияющие на стратегическое развитие приморских территорий и прибрежных акваторий. Для облегчения такого анализа может быть рекомендовано использование формы таблицы 3.
В качестве примера в таблице 3 показан документ, который во многом определяет стратегические действия в Балтийском море.
Таблица 3. Анализ законодательных и нормативных ограничений для действий в прибрежной зоне (пример)
Наиболее значимые нормативные документы, влияющие на стратегическое поле региона, необходимые для учета в стратегии |
Положения/статьи |
Влияние (ограничение, возможность, необходимость принятия определенных мер) |
Разделы стратегии, стратегические цели, учитывающие данные положения |
1 |
2 |
3 |
4 |
План действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю, 2007 г. |
- Естественные ландшафты и акватории: к 2012 г. создать принципы совместного широкомасштабного пространственного планирования для охраны морской среды и согласования различных интересов в отношении устойчивого использования прибрежной зоны; |
Необходимость внедрения инструментов морского пространственного планирования |
Раздел 9
|
- Эффективные меры реагирования на чрезвычайные ситуации: каждый субрегион должен иметь соответствующее оборудование и обученный персонал для защиты побережья |
Разработка мер по обеспечению безопасности побережий |
Раздел 10 |
Поскольку стратегия развития охватывает большой временной период, желательно учитывать документы, вероятность появления которых во время действия стратегии достаточно высока.
б) Согласно Требованиям к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденным Минрегионом России, при ее разработке рекомендуется учитывать риски, а именно направления и факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации.
Прибрежная зона является пространством, где особенно проявляются риски различной природы в силу: вероятности стихийных бедствий, связанных с морской средой, специфики экологических взаимосвязей, более высокой плотности основных производственных фондов и населения, что связано с особой, как правило, привлекательностью прибрежной зоны для развития различных отраслей хозяйства и проживания. В результате анализа регион должен составить свой перечень рисков, характерных для прибрежной зоны, с тем, чтобы учесть их в разрабатываемых документах. Возможные примеры приведены в таблице 4.
Таблица 4. Оценка рисков в прибрежной зоне
|
Риски (экономические, социальные, экологические) |
Показатели, оценка (высокий, средний, низкий) |
Разделы стратегии, рассматривающие данные риски |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Усиление конфликтов природопользователей |
|
|
2 |
Внешнеэкономические риски, связанные со специализацией морского региона в международном разделении труда |
|
|
3 |
Аварийное загрязнение нефтью |
|
|
4 |
Трансграничный о перенос загрязнений |
|
|
5 |
Эвтрофикация |
|
|
6 |
Эрозия берегов |
|
|
7 |
Повышение уровня моря, наводнения |
|
|
в) Стратегическое планирование должно базироваться на надежной информационной основе, построенной на современных принципах функционирования информационных систем, региональной диагностике. Стратегическое планирование должно опираться на научные исследования тенденций и факторов развития конкретных регионов. Это должно находить отражение в построении системы мониторинга, являющегося важной составной частью процесса стратегического планирования. Подбираемые для конкретного региона информационные системы и базы данных должны быть достаточными для прогнозирования ресурсной базы развития региона и бизнеса.
Важную роль при построении механизма планирования и управления играет учет особенностей морской среды. К таким особенностям, например, относится ее инерционность, поскольку возмущения различного типа, поступающие в океан, длительное время накапливаются, а затем могут проявляться губительными последствиями как для морской среды, так и для отдельных отраслей и предприятий. Отсутствие своевременных мер приводит, как правило, к существенно большей стоимости устранения последствий негативных изменений.
Поскольку процесс стратегического планирования цикличен, поддержание современного уровня знаний о процессах в прибрежной зоне должно входить составной частью в этот процесс.
Анализ проблем институционально-организационного характера, препятствующих эффективному развитию морской деятельности на ключевых для приморского субъекта Российской Федерации региональных и функциональных направлениях национальной морской политики, проводится для определения механизмов эффективного взаимодействия региональных органов государственной власти с другими уровнями управления и организациями, необходимого для достижения стратегических целей и задач развития морской деятельности.
Управление в береговой зоне должно осуществляться с использованием специфических экономических, правовых, организационных форм и методов на базе сочетания государственного отраслевого и территориального управления путем объединения приморских территорий и прибрежных акваторий в рамках единого объекта госуправления. Существенным моментом реализации данного подхода является необходимость доработки региональной нормативной базы по изменению функций управления социально-экономическим развитием региона с учетом морского компонента. Также возможно осуществление институциональных преобразований, необходимых для эффективного развития прибрежной зоны. Таким преобразованием институционального характера может стать создание площадок коммуникаций для диалога и согласования стратегических интересов хозяйствующих субъектов морской деятельности, соседних приморских субъектов Российской Федерации между собой, а также вовлечения общественности в выработку стратегических решений, связанных с развитием приморских территорий.
Повышенное внимание следует уделить развитию государственно-частного партнерства, предусматривающего широкое вовлечение предпринимательской инициативы населения и бизнеса в решение проблем регионального развития.
Потребности инфраструктурного территориального и акваториального развития определяются интересами социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации, а также той ролью, которую он играет в реализации национальной морской политики. Необходимое для обеспечения морской деятельности территориальное развитие связано, главным образом, с формированием портовой и транспортно-логистической инфраструктуры приморского региона и направлено на увеличение грузооборота морского транспорта, повышение эффективности использования экспортно-импортного и транзитного потенциалов приморского субъекта Российской Федерации, а также создание промышленных зон, непосредственно связанных с различными видами морской деятельностью. Предпочтение отдается крупным инвестиционным инфраструктурным проектам в сфере морской деятельности с участием федерального, регионального бюджетов, частных инвестиций. Проекты могут быть связаны, в том числе, с межрегиональным и международным сотрудничеством в области охраны морской среды и прибрежной зоны.
Определение потенциального вклада морской деятельности в развитие научно-инновационной среды и внедрение передовых технологий направлено на развитие наукоемких отраслей морской деятельности, развитие морских наук и подготовку высокопрофессиональных кадров для обеспечения морской деятельности. В рамках подготовки прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта следует проанализировать потребности предприятий и организаций морской деятельности региона в современных разработках и технологиях, необходимых для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг, обеспечения безопасности населения, получения объективной информации о состоянии морской среды, предотвращения загрязнения, внедрения элементов "зеленой экономики".
Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства осуществляется, в том числе, за счет социального развития субъекта Российской Федерации в процессе роста занятости, доходов в сфере морской деятельности и обслуживающей ее инфраструктуры, развития морской рекреации и туризма, сохранения материального и нематериального морского наследия, развития морских видов спорта и сохранения морских традиций.
Для выявления роли морской деятельности в создании благоприятного инвестиционного климата необходимо проанализировать трудности ведения бизнеса, возникающие при выполнении различных инвестиционных проектов, связанных с морской деятельностью, сформировать портфель региональных инвестиционных предложений в сфере морской деятельности, наметить меры, направленные на продвижение этих инвестиционных предложений для дальнейшей реализации. Следует отметить, что в силу специфики морской деятельности, международного морского права и национального законодательства в области регулирования морской деятельности условия ведения бизнеса могут содержать некоторые дополнительные условия, которые в условиях конкретного приморского региона могут положительно или отрицательно влиять на инвестиционную привлекательность региональной морской деятельности.
Важное значение для социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации имеет разработка предложений по увеличению вклада морской деятельности в развитие его межрегиональных и внешнеторговых связей, основанных на более эффективном использовании потенциала морской деятельности. Вклад межрегиональных связей приморских территорий становится все более весомым компонентом в отношениях России с зарубежными государствами. Также возрастает роль приморских регионов в формировании пояса добрососедства вдоль российской государственной границы. С целью поддержки социально-экономического развития приморского региона и России в целом в рамках прибрежно-морского блока разрабатываются рекомендации по более эффективному использованию транспортных, транзитных, добывающих, рекреационных и других возможностей морской деятельности. Развитие транспортных возможностей приморского региона может быть достигнуто за счет развития межрегиональных связей приморских и добывающих субъектов Российской Федерации, в том числе, путем повышения эффективности транспортировки углеводородов в рамках единого национального топливно-энергетического комплекса России. Транспортный потенциал приморских субъектов Российской Федерации следует рассматривать также в контексте системы существующих международных транспортных коридоров и возможности развития транзитных перевозок как самостоятельного вида транспортных услуг, отличающегося высоким уровнем технологичности и инноваций. Развитие таких сфер морской деятельности как туризм (в том числе круизный) и морская рекреация требуют для обеспечения туристических потоков налаживания деловых связей с различными регионами и странами, создания имиджа туристического региона, развития широкого информационного взаимодействия. Активное межрегиональное и международное сотрудничество ускоряет решение такой стратегической задачи морской деятельности, как освоение шельфовой зоны.
Раздел "Цели и задачи развития регионального морехозяйственного комплекса, направленного на обеспечение национальных и региональных интересов в сфере морской деятельности" прибрежно-морского блока соответствует, в том числе по выбору методических приемов, блоку целеполагания, приводимому в проекте Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Последующее агрегирование целей и задач развития морской деятельности в состав общего блока целеполагания Стратегии приморского субъекта позволяет создать единую систему целей и задач социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации.
Процесс формирования целей и задач регионального развития должен происходить с учетом общих тенденций пространственного и отраслевого развития, при этом важное значение играет обеспечение совместных действий и поиск сфер и форм партнерства федеральных и региональных органов исполнительной власти, коммерческих организаций и общественности.
Формулирование стратегических задач должно вытекать из результатов предыдущего анализа, рассмотревшего потенциал и ограничения развития прибрежной зоны, и начинаться с формулирования приоритетных направлений и механизмов развития, среди которых могут быть:
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, направленное на создание благоприятных условий развития прибрежной зоны, привлечение инвестиций для проведения обновления и модернизации море- и берегохозяйственной деятельности (требует особой проработки в силу федерального ведения морских акваторий);
- содействие выполнению международных договоренностей Российской Федерации, связанных с использованием приморских территорий и прибрежных акваторий;
- осуществление комплексного подхода, обеспечивающего перспективное использование синергетических эффектов с участием морехозяйственного комплекса региона, проявляющихся во взаимовлиянии целей, наличии сопряженных результатов в реализации проектов различной направленности, и мультипликативных эффектов, способствующих росту экономики приморского региона;
- ориентация на опережающее развитие морских кластеров, морских секторов, которые могут играть роль точек роста - общенациональных, макрорегиональных, региональных и локальных, которые выполняют функции "ведущего звена" для экономической системы региона;
- инновационное развитие морской деятельности приморского субъекта Российской Федерации;
- создание приморских зон интенсивного использования (опережающего экономического развития), имеющих современную развитую инфраструктуру, готовых для размещения объектов прибрежного хозяйства, и одновременно выделение участков "нулевого роста";
- содействие повышению конкурентоспособности морских отраслей субъекта Российской Федерации, развитию экспортного потенциала, продвижению продукции морских отраслей хозяйства;
- разработка согласованных схем морского акваториального (пространственного) планирования, увязанных со схемами территориального планирования;
- развитие регионального законодательства для эффективного использования прибрежной зоны;
- создание благоприятных экономических условий и региональной инфраструктуры для развития научно-технической и инновационной деятельности;
- создание условий, способствующих восполнению дефицита высококвалифицированных кадров для морской деятельности.
Для решения проблем, возникающих на пути эффективного использования потенциала морской деятельности, в качестве стратегических задач могут рассматриваться: совершенствование существующей законодательной базы, определяющей функционирование системы управления регионом, изменение нормативной базы, определяющей эффективность функционирования морехозяйственного комплекса, создание систем информационного и организационного обеспечения.
С целями и задачами развития регионального морехозяйственного комплекса должна корреспондироваться система целевых ориентиров - показателей, которые должны быть достигнуты в результате реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта. Система целевых ориентиров прибрежно-морского компонента должна быть агрегирована в общую систему целевых ориентиров Стратегии приморского субъекта (аналогично целям и задачам).
Учитывая системообразующий характер морской деятельности, в состав целевых ориентиров прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта в дополнение к отраслевым показателям по приоритетным для приморского субъекта Российской Федерации видам морской деятельности должны быть включены комплексные показатели, характеризующие вклад всей морской деятельности в социальное и экономическое развитие приморского субъекта Российской Федерации.
В качестве целевых ориентиров, характеризующих уровень развития морской деятельности и ее вклад в экономическое развитие приморских субъектов Российской Федерации, могут быть использованы следующие показатели:
- объем портовых мощностей, всего и по видам грузов с учетом транспортной специализации портового комплекса (млн. тонн);
- объем перевалки морских грузов на метр причальной линии (тонн/метр (для контейнерных терминалов TEU/м));
- доля экспорта и импорта товаров и сырья с использованием морских видов транспорта, включая использование подводных трубопроводов, по отношению к общему объему экспорта и импорта (в процентах);
- доля грузовых и пассажирских перевозок с использованием морских видов транспорта в общем объеме перевозок (в процентах);
- процент реализации квот на добычу водных биологических объектов (в процентах);
- прирост производства в рыболовстве и рыбоводстве (в процентах к базовому году);
- изменение объема выпуска судостроительной промышленности (в процентах к базовому году);
- доля добычи углеводородов (нефти и газа) на шельфе к общей добыче (в процентах);
- количество туристов и отдыхающих, посетивших приморский субъект Российской Федерации с туристическими или рекреационными целями (в процентах по отношению к базовому году);
-прирост объема средств, получаемых за счет морской туристической и рекреационной деятельности (в процентах к базовому году);
- доля отгруженных товаров собственного производства, выполнения работ и оказания услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства) приморских муниципальных образований (в процентах от общего объема аналогичных товаров, работ и услуг приморского субъекта Российской Федерации);
- доля налоговых поступлений в региональный бюджет за счет всех видов морской деятельности от общей суммы налоговых поступлений (в процентах);
- доля инвестиций в основной капитал предприятий регионального морехозяйственного комплекса по отношению к общему объему инвестиций в экономику приморского субъекта Российской Федерации (в процентах).
В качестве целевых ориентиров вклада морской деятельности в социальное развитие приморских субъектов Российской Федерации могут быть использованы следующие показатели:
- доля населения, занятого на предприятиях морских отраслей, к общему числу занятого населения (в процентах);
- количество новых рабочих мест за счет формирования морехозяйственных кластеров (единиц),
- средняя заработная плата на предприятиях морских отраслей по отношению к средней заработной плате по приморскому субъекту Российской Федерации (в процентах);
- изменение количества населения, проживающего в приморских муниципальных образованиях (в процентах к базовому году);
- отношение среднего уровня зарегистрированной безработицы в приморских муниципальных образованиях к среднему уровню зарегистрированной безработицы по всей территории приморского субъекта Российской Федерации.
Набор конкретных целевых ориентиров реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта должен определяться с учетом специализации регионального морехозяйственного комплекса и отражать развитие наиболее значимых для данного приморского субъекта видов морской деятельности.
Разработка раздела "Анализ состояния и качества морской окружающей среды, выявление острых экологических проблем и разработка рекомендаций по их решению" направлена на обеспечение экологической безопасности при модернизации регионального морехозяйственного комплекса приморского субъекта Российской Федерации в процессе инновационного развития морской деятельности. Разработка экологического раздела должна осуществляется в соответствии с целями, задачами и принципами, определенными Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года.
Стратегическое планирование развития приморских территорий и прибрежных акваторий должно базироваться на принципах устойчивого развития. Сохранение и защита морской среды, рациональное использование морских и прибрежных ресурсов являются важными задачами реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта.
Формирование экологической составляющей прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта проводится в рамках разработки данного раздела прибрежно-морского блока и включает:
- комплексную оценку природного качества побережья приморского субъекта Российской Федерации с учетом экологического состояния, процессов берегоформирования, ресурсного потенциала и перспектив хозяйственного развития;
- анализ результатов инвентаризации береговой зоны с целью установления районов с неблагополучной экологической ситуацией для осуществления программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;
- определение рисков антропогенного характера, связанного с негативным воздействием на морскую среду в результате развивающейся морской деятельности, в том числе с учетом трансграничного взаимодействия, анализа кумулятивных последствий, результатов стратегической оценки воздействия на окружающую среду;
- разработку мер по уменьшению антропогенного воздействия морской деятельности на окружающую среду, обеспечивающих экологически ориентированный рост морской экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, внедрение принципов "зеленой экономики" в развитие регионального морехозяйственного комплекса;
- разработку мер по реабилитации и очистке береговой зоны на участках, подвергшихся интенсивному негативному воздействию в результате хозяйственной или иной человеческой деятельности;
- разработку предложений по развитию системы экологического мониторинга прибрежной акватории, совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере экологического сопровождения морехозяйственной деятельности.
В рамках экологического раздела также следует уделить внимание вопросам экологического воспитания, повышения уровня осведомленности населения приморских территорий о состоянии и качестве морской воды, создания коммуникационно-информационных площадок для обмена мнениями и широкой дискуссии по вопросам сохранения и защиты окружающей среды, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, эстетической ценности береговой зоны.
В системе целевых ориентиров прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта в области экологического развития, сохранения и защиты окружающей среды могут быть использованы следующие показатели:
- доля валового регионального продукта, выделяемая на проведение экологических и природоохранных мероприятий, связанных с сохранением и защитой морской среды (в процентах);
- доля инвестиций, выделяемых на берегозащитные мероприятия, по отношению к общему объему инвестиций на проведение экологических и природоохранных мероприятий (в процентах);
- доля побережья, обеспеченного берегозащитными сооружениями (в процентах по отношению к побережью, нуждающемуся в защите);
- доля электроэнергии, получаемой за счет возобновляемых источников энергии на морских акваториях и в прибрежной зоне (ветровые, приливные и т.п.) в общем производстве электроэнергии (в процентах);
- сброс в водоемы (включая прибрежную акваторию) неочищенных сточных вод (в процентах к общему сбросу сточных вод);
- экономия свежей воды (в процентах к общему расходу воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения);
- индекс загрязнения морской воды в прибрежных акваториях (класс качества морской воды);
- индекс сапробности морской воды в прибрежных акваториях (класс качества воды);
- количество имеющихся судов природоохранного назначения (единиц);
- доля объектов морской рекреационной инфраструктуры, имеющих национальные или международные экологические сертификаты ("Голубой флаг", EMAS, ISO и др.) (в процентах);
- количество общественно-научных мероприятий по темам, связанным с экологией, сохранением и защитой морской окружающей среды (количество мероприятий не ниже регионального уровня в год) (единиц).
Раздел "Различные сценарии развития морской деятельности в регионе и прогнозные оценки параметров развития регионального морехозяйственного комплекса на среднесрочную и долгосрочную перспективы" ориентирован на определение стратегических направлений модернизации и развития регионального морехозяйственного комплекса. Модернизация и развитие морехозяйственного комплекса должны отвечать интересам социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации и обеспечивать достижение целей и задач национальной морской политики
Развитие регионального морехозяйственного комплекса во многом определяется глобальными процессами, формирующими условия развития морской деятельности. Сценарии развития морской деятельности на соответствующем региональном направлении национальной морской политики разрабатываются с учетом глобальных тенденций развития мировой экономики и торговли, общей экономической и политической ситуации, прогнозных оценок потребностей в товарах и услугах, предоставляемых различными видами морской деятельности, а также сложившейся структуры хозяйственных международных и межрегиональных связей. Рассматриваемые сценарии должны опираться на сценарии морской деятельности, рассматриваемые в документах стратегического планирования более высокого уровня, в частности, в стратегиях социально-экономического развития соответствующих федеральных округов. При разработке сценариев развития морской деятельности следует учитывать потенциальные факторы роста и ограничения долгосрочного развития регионального морехозяйственного комплекса, анализ которых содержится в первом разделе прибрежно-морского блока.
Для каждого сценария развития морской деятельности разрабатываются прогнозы развития регионального морехозяйственного комплекса на среднесрочную и долгосрочную перспективы, позволяющие получить количественные значения целевых показателей реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта в условиях различного воздействия определяющих развитие морской деятельности внутренних и внешних факторов.
Сопоставление полученных прогнозных оценок целевых показателей реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта со значениями целевых ориентиров позволяет выбрать базовый прогноз, который в дальнейшем является основой для включения параметров отраслевого и территориального развития регионального морехозяйственного комплекса в соответствующие модули прогнозного блока Стратегии приморского субъекта.
Разработка этого сценарно-прогнозного раздела должна обеспечить обоснование потребностей отраслевого и территориального развития, а также различных мер, направленных на достижения сформулированных целей и задач реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта в рамках базового сценария развития морской деятельности.
Определяемые базовым прогнозом значения целевых показателей морской деятельности представляют по сути качественные и количественные характеристики планируемого состояния сферы морской деятельности в регионе в будущем.
Конкретный перечень мероприятий, направленных на реализацию прибрежно-морского компонента в рамках Стратегии приморского субъекта, разрабатывается в последнем разделе прибрежно-морского блока "Меры по формированию и развитию эффективного регионального морехозяйственного комплекса и увеличению вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие приморского субъекта Российской Федерации".
Предлагаемые для реализации мероприятия должны определяться потребностями развития регионального морехозяйственного комплекса в соответствии с базовым сценарием развития морской деятельности и обеспечивать достижение целевых показателей развития морехозяйственного комплекса, установленных базовым прогнозом. Модернизация регионального морехозяйственного комплекса должна предусматривать использование самых современных технологий, особенно в таких наукоемких отраслях морской деятельности как судостроение, добыча минеральных ресурсов на морском шельфе и разведка недр, морское приборостроение, морская инженерия. Разработка перечня мероприятий должна проводиться с учетом состояния и распределения трудовых ресурсов. В случае необходимости в перечень мероприятий следует включить меры, направленные на подготовку кадров и привлечение высококвалифицированных специалистов в отрасли морской деятельности, в том числе по рабочим специальностям. Предлагаемые инвестиционные проекты должны содействовать реализации основных положений Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и быть ориентированы на рациональное использование природных ресурсов, сохранение благоприятной окружающей среды, внедрение элементов "зеленой экономики".
Разработка перечня мероприятий должна учитывать возможность получения синергетического эффекта за счет использования кластерной политики, создания зон опережающего развития и особых экономических зон.
Для каждого мероприятия должна быть выполнена оценка ожидаемых результатов его реализации. Для количественной оценки ожидаемых результатов реализации мероприятия рекомендуется использовать показатели, входящие в набор целевых ориентиров прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта. Унификация систем целевых показателей для конкретных мероприятий и прибрежно-морского компонента в целом повышает возможность контроля в процессе проведения стратегического планирования развития морехозяйственной деятельности. Сумма целевых показателей различных мероприятий должна обеспечивать достижение соответствующего целевого ориентира прибрежно-морского компонента. Например, сумма новых рабочих мест в результате реализации всех мероприятий, влияющих на данный показатель, должна соответствовать значению целевого показателя увеличения занятости при реализации прибрежно-морского компонента и т.п.
Разработанный перечень мероприятий используется для составления перечня основных инвестиционных проектов, который является приложением к Стратегии приморского субъекта. В перечень также могут быть включены мероприятия, предусматривающие реализацию мер по совершенствованию организационных условий и нормативных возможностей. Разработанный и сбалансированный перечень мероприятий прибрежно-морского компонента в дальнейшем должен быть использован как основа для разработки комплексной программы развития приморских территорий и прибрежных акваторий.
Важной задачей устойчивого развития приморских территорий и прибрежных акваторий является повышение безопасности населения приморских регионов, а также уменьшение экономического ущерба от негативного воздействия морских стихийных бедствий. Перечень мероприятий по повышению устойчивости функционирования приморских территорий может включать программы создания систем оповещения о стихийных бедствиях, инженерные проекты по защите берегов, развитие коммуникационных программ, направленных на обучение правилам поведения при стихийных бедствиях. Разработанные ранее рекомендации по решению острых экологических проблем должны быть реализованы в данном разделе в виде конкретных проектов, направленных на решение этих проблем, улучшение природоохранной деятельности, совершенствование системы оказания экологических услуг.
Создание эффективного регионального морехозяйственного комплекса требует развития потенциала приморских территорий и прибрежных акваторий, направленного на улучшение использования существующих методов, средств и ресурсов за счет развития человеческих и организационных возможностей.
Совершенствование человеческих возможностей должно быть ориентировано на воспитание и формирование лучшего представления о приморских территориях и прибрежных акваториях как едином природном, социальном и экономическом пространстве, развитие общего экологического образования, создание системы профессиональной подготовки. Развитие человеческого потенциала предполагает создание механизмов общественных связей, а также системы общественных и профессиональных организаций, вовлеченных в процесс комплексного управления. Развитие потенциала включает, кроме того, проведение научных исследований, которые являются необходимой базой и основой для выработки и принятия управленческих решений.
Развитие организационных возможностей направлено на создание оптимальной структуры хозяйственной системы прибрежной зоны, наиболее полно отвечающей целям и задачам развития морехозяйственной деятельности, сформулированным в рамках прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта.
Одной из важнейших задач, связанных с оптимизацией хозяйственно-экономической структуры приморских территорий и прибрежных акваторий, является гармонизация отношений пользователей различными ресурсами прибрежной зоны. Мероприятия прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта должны способствовать уменьшению уровня конфликтности, объективно возникающей между различными пользователями из-за их конкурентного отношения к использованию ресурсов.
_____________________________
* Под природно-ресурсным базисом следует понимать совокупность природных ресурсов и природных условий территории (акватории).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 февраля 2013 г. N Д17и-904 "О Методических рекомендациях по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был