Письмо Ассоциации российских банков от 28 октября 2013 г. N А-01/5-606
Ассоциация российских банков с участием банков - членов АРБ проанализировала проект приказа ФНС России "Об утверждении Порядка направления в банк поручений налоговых органов, используемых при взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, а также решений налоговых органов о приостановлении действия, об отмене приостановления действия и отзыве поручений налоговых органов на бумажном носителе".
С целью организации наиболее оптимального порядка бумажного документооборота между банками и налоговыми органами Ассоциацией подготовлено заключение на вышеуказанный проект приказа (прилагается).
Ассоциация надеется, что предложения банковского сообщества будут учтены ФНС России при доработке проекта приказа "Об утверждении Порядка направления в банк поручений налоговых органов, используемых при взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, а также решений налоговых органов о приостановлении действия, об отмене приостановления действия и отзыве поручений налоговых органов на бумажном носителе", а также выражает уверенность в дальнейшем эффективном сотрудничестве с ФНС России.
Приложение: на 3 л.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Заключение Ассоциации российских банков
на проект приказа ФНС России "Об утверждении Порядка направления в банк поручений налоговых органов, используемых при взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, а также решений налоговых органов о приостановлении действия, об отмене приостановления действия и отзыве поручений налоговых органов на бумажном носителе"
Ассоциация российских банков совместно с банками - членами АРБ проанализировала проект приказа ФНС России "Об утверждении Порядка направления в банк поручений налоговых органов, используемых при взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, а также решений налоговых органов о приостановлении действия, об отмене приостановления действия и отзыве поручений налоговых органов на бумажном носителе" (далее - Порядок) и сообщает следующее.
1. В п. 1 Порядка содержатся ссылки на нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), на основании которых был разработан Порядок.
Предлагаем в п. 1 Порядка дополнительно дать ссылку на п. 5 ст. 46 НК РФ, поскольку именно в этом пункте НК РФ определены общие правила направления банку поручения на продажу валюты (подп. 2.3 Порядка).
2. В п. 3 Порядка указано, что документы налогового органа направляются в банк на бумажном носителе только при невозможности их направления в банк в электронной форме.
При этом в Порядке не конкретизируется, в каких именно случаях отправление документа в электронной форме невозможно. Это создает предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций между участниками налоговых правоотношений и может спровоцировать излишний бумажный документооборот между налоговыми органами и банками. На практике могут возникнуть ситуации, не позволяющие однозначно установить, имеется ли возможность направления в банк документа в электронной форме, и в такой ситуации банк не сможет определить, следует ли принимать к исполнению документы, направленные на бумажном носителе.
В связи с этим предлагаем в п. 3 Порядка указать перечень обстоятельств, свидетельствующих о невозможности направления документов налогового органа в банк в электронной форме (например, у банка не заключено соглашение с Банком России о получении поручений или решений налогового органа и о направлении сведений об остатках в электронном виде через Банк России).
В ином случае п. 3 Порядка необходимо изложить в следующей редакции: "Документы налогового органа направляются в банк на бумажном носителе или в электронной форме". Такая формулировка позволит исключить смысловую неоднозначность фразы "при невозможности их направления в банк в электронной форме", и банк в любом случае будет обязан принять к исполнению документы как в электронном виде, так и на бумажном носителе, что позволит налоговым органам более эффективно реализовывать полномочия, предусмотренные ст. 46 НК РФ.
3. В соответствии с абз. 8 п. 2 ст. 11 НК РФ под банком (банками) для целей налогообложения следует понимать коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России. Под данное определение не попадают обособленные подразделения кредитных организаций (филиалы).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абз. 8 п. 2 ст. 11" следует читать "абз. 9 п. 2 ст. 11"
В связи с этим предлагаем в Порядке уточнить, что документы налоговых органов направляются в адрес головного офиса кредитной организации и ее филиалов. Данная мера позволит многофилиальным банкам оптимизировать документооборот с налоговыми органами и эффективно выполнять обязанности в рамках исполнения требований ст. 46 НК РФ.
4. В соответствии с п. 4 Порядка при вручении документа налогового органа под расписку уполномоченному работнику банка на копии документа, которая возвращается должностному лицу налогового органа, вручившему документ, должна быть проставлена отметка о получении документа банком.
Предлагаем уточнить, что в данном случае под "отметкой о получении документа банком" понимается не просто дата получения документа, а дата и время получения, от которого зависят сроки исполнения банком соответствующего документа, особенно если документ касается клиента банка, который расположен в другом часовом поясе.
5. В соответствии с п. 5 Порядка датой получения банком документа, направленного в банк заказным почтовым отправлением, является дата, указанная в уведомлении о вручении, а в случае невозможности вручения - шестой рабочий день со дня отправки заказного почтового отправления.
Данный порядок, очевидно, разработан на основе общего правила, введенного Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно которому в случае направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ).
Вместе с тем следует учитывать, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" установлены официальные сроки доставки корреспонденции между населенными пунктами Почтой России. В зависимости от местонахождения населенного пункта они колеблются от 3 до 11 календарных дней, не считая дня приема корреспонденции. При этом к контрольным срокам пересылки корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации добавляются сроки пересылки корреспонденции на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации, между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации и др.
Однако на практике сроки доставки корреспонденции Почтой России (причем не только из отдаленных регионов, но даже в границах одного региона или по внутригородской территории таких городов, как Москва и Санкт-Петербург) нередко составляют около месяца. Заказные почтовые отправления, как правило, доставляют в нормативно установленные сроки и в первоочередном порядке. Тем не менее, нельзя исключать ситуацию, когда заказное письмо налогового органа будет доставлено по почте спустя шесть рабочих дней и затем по каким-то причинам не будет вручено банку, который в указанный период мог проводить иные (помимо налоговых) платежи по спорным счетам клиента (исходя из того, что соответствующий документ налогового органа банком не был получен). Это может повлечь за собой предъявление к банку существенных претензий как со стороны клиентов, так и со стороны налоговых органов.
Учитывая, что банк не может влиять на сроки доставки документов Почтой России, считаем, что в случае неполучения банком документа налогового органа по независящим от банка причинам банк не может быть привлечен к ответственности за неисполнение данного документа.
С учетом вышеизложенного считаем целесообразным в п. 5 Порядка уточнить, что понимается под "невозможностью вручения" документа банку. В частности, предлагаем следующие варианты:
- указать, что "невозможность вручения" имеет место только в случае явно выраженного отказа банка от получения почтового отправления.
В этом случае текст п. 5 Порядка может быть изложен в следующей редакции: "_ а в случае невозможности вручения по причине отказа банка от получения почтового отправления...";
- предусмотреть иную редакцию текста п. 5 Порядка, из которой можно будет однозначно установить, что понимается под "невозможностью вручения".
Так, предлагаем установить, что датой получения заказного почтового отправления банком будет являться дата составления дубликата извещения, проставленная организацией почтовой связи.
В соответствии с п. 20.12 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного Приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п:
при невозможности вручить регистрируемое почтовое отправление, доставляемое по адресу, указанному на регистрируемом почтовом отправлении, извещение ф. 22 опускается в ячейку абонентского почтового шкафа, почтовые абонентские ящики, почтовый шкаф опорного пункта. При этом на накладной поименной ф. 16 в графе "Особые отметки" проставляется причина невручения и делается отметка: "Изв. оп. в п/я" (дата, время), которая подписывается работником, производившим доставку;
при неудачной попытке доставки регистрируемой письменной корреспонденции (почтовые карточки заказные, письма заказные, бандероли заказные, секограммы заказные, письма и бандероли с объявленной ценностью, подлежащие доставке), а также после доставки первичных извещений адресату (на письма и бандероли с объявленной ценностью, не подлежащие доставке, посылки) выписывается дубликат извещения ф. 22 на отправления, в котором проставляется отметка "Неудачная попытка вручения", дата, время доставки, подпись почтальона и указывается причина, по которой корреспонденция не была вручена адресату.
Необходимо учитывать, что банк не может влиять на сроки доставки документов Почтой России. В связи с этим в любом случае при неполучении банком документа налогового органа по независящим от банка причинам банк не может быть привлечен к ответственности за неисполнение данного документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 28 октября 2013 г. N А-01/5-606
Текст письма официально опубликован не был