Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 октября 2013 г. N 03-04-05/46281
Вопрос: С мая 2013 года сетью магазинов проводилась лотерея. Супруга выиграла главный приз - автомобиль. Юрист компании говорил нам, что нужно будет заплатить налог 13% (на основании разъяснений Минфина РФ), однако инспектор ФНС сказала, что раз выигрыш, то ставка налога 35%. С одной стороны, организаторы позиционируют данную лотерею как стимулирующую, с другой стороны, согласно Федеральному закону "О лотереях" от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ данная лотерея не может быть стимулирующей, так как право участия в ней было платным. Для участия в лотерее мы оплачивали покупки - только тогда нам выдавались купоны, таким образом, лотерея нестимулирующая в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О лотереях" N 138-ФЗ.
Является ли данная лотерея стимулирующей с точки зрения государства? Если данная лотерея нестимулирующая и может квалифицироваться в соответствии с ФЗ N 138-ФЗ как "лотерея, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи", можно ли тогда признать эту лотерею игрой, связанной с риском, и уплачивать налог на доход физического лица в размере 13%?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм выигрыша в стимулирующей лотерее и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Поскольку на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, к доходам от участия в такой лотерее применяются положения пункта 2 статьи 224 Кодекса, согласно которым налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, признаются налоговыми агентами в отношении таких доходов, выплачиваемых физическому лицу, и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса.
Так, согласно пункту 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Следовательно, обязанность по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных налогоплательщиком от участия в стимулирующей лотерее, возлагается на налогового агента.
Если выигрыш получен не в денежной форме, у налогового агента отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
В этом случае, учитывая положения подпункта 4 пункта 1 и пункта 2 статьи 228 Кодекса, налогоплательщик должен самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.