Письмо Федеральной службы судебных приставов от 30 апреля 2013 г. N 12/01-12249-АП
В соответствии с пунктом 4.3 плана работы ФССП России на первое полугодие 2013 года Федеральной службой судебных приставов проведено обобщение и анализ опыта территориальных органов ФССП России (далее - территориальных органов) при принудительном исполнении требований исполнительных документов о сносе самовольно возведенных строений и обязании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей освободить незаконно занимаемые помещения.
В настоящее время действия по принудительному исполнению требований исполнительных производств анализируемых категорий регулируются положениями ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об Исполнительном производстве" (далее - Закон), регулирующей общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия.
Также, при осуществлении вышеуказанных действий судебными приставами-исполнителями применяются: положения главы 16 Закона (регулирующей порядок взыскания расходов по совершению исполнительных действий), статей 17.14, 17.15, 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (устанавливающих ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве и за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), а также ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (устанавливающую ответственность за неисполнение решения суда или иного судебного акта).
Кроме того, порядок действий судебного пристава-исполнителя по рассматриваемой категории исполнительных производств неоднократно раскрывался в поручениях и информационных письмах ФССП России (от 03.05.2011 N 12/01-10370-ВВ, от 15.08.2011 N 12/01-19986-ТИ, от 11.11.2011 N 12/01-27683-ТИ, от 21.08.2012 N 12/01-20407-ТИ).
Исходя из информации, представленной территориальными органами, а также имеющегося опыта исполнения требований исполнительных производств об осуществлении сносов незаконных построек, осуществляемых в городе Сочи и Краснодарском крае, считаю необходимым.
Осуществлять исполнительные действия по сносу самовольно возведенных строений и обязании освободить незаконно занимаемые помещения производить в строгом соответствии с требованиями законодательства, а также в соответствии с вышеуказанными информационными письмами и поручениями ФССП России.
Обращаю внимание, что любые допущенные должностными лицами ФССП России нарушения прав сторон исполнительного производства могут повлечь за собой как соответствующие исковые заявления к ФССП России, так и вызвать широкий общественный резонанс.
Порядок действий судебного пристава-исполнителя, указанный в ст. 105 Закона, предусматривает следующие этапы, осуществляемые в определенной очередности при неисполнении должником судебного решения самостоятельно:
- вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства, установление срока для добровольного исполнения;
- вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора;
- вынесение требования и установление нового срока для исполнения;
- применение к должнику мер административной ответственности, предусмотренных статьями 17.14 и 17.15 КоАП РФ;
- применение к должнику мер административной ответственности предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ (в случае неисполнения в установленный строк ранее наложенных административных штрафов);
- дальнейшее применение к должнику вышеуказанных мер и санкций;
- если должником является юридическое лицо, привлечение должностных лиц должника к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.
Немаловажным фактором, способствующим фактическому исполнению требований рассматриваемых исполнительных документов, является информирование должника о всех возможных для него неблагоприятных последствиях неисполнения судебного решения, а именно: взыскание исполнительского сбора, штрафа, расходов по совершению исполнительных действий, а также привлечение к административной и уголовной ответственности.
Так, путем применения данной меры, в добровольном порядке и в короткий срок были исполнены требования 46 исполнительных документов о сносе эллингов в прибрежной зоне города Сочи, неисполнявшихся до этого времени в течение длительного периода времени.
Законодательством предусмотрено, что расходы по совершению необходимых исполнительных действий могут также быть понесены взыскателем или иными лицами, с их последующим взысканием с должника. Данные действия проводятся в порядке изменения порядка и способа исполнения судебного решения, согласно положениям ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем вынесения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.
Фактическому исполнению способствует участие в осуществлении сносов местных администраций публично-правовых образований, а также осуществления ими сносов самовольных строений собственными силами (Санкт-Петербург, Москва). При этом на судебного пристава-исполнителя возлагается лишь надлежащее процессуальное документирование совершаемых исполнительных действий.
В случаях неисполнения должником требований об осуществлении сноса незаконной постройки и отказа взыскателя от ее осуществления, исполнительные действия проводятся за счет средств федерального бюджета. В данном случае судебному приставу-исполнителю необходимо принимать обеспечительные меры, направленные на возможность последующего взыскания данных расходов с должника.
Важным моментом, на который следует обратить внимание является вопрос надлежащего фиксирования судебным приставом-исполнителем юридического факта, подтверждающего надлежащий снос самовольной постройки.
Ключевым документом, подтверждающим надлежащее исполнение будет являться составленный судебным приставом-исполнителем акт совершения исполнительных действий по осуществлению сноса и полное отражение в нем всей ситуации, возникающей по итогам завершения сноса самовольной постройки. Также, следует принимать меры по ознакомлению с данным актом взыскателя и проставлении на нем соответствующей отметки.
К числу дополнительных материалов, подтверждающих факт сноса, может быть отнесена фото и видео фиксация исполнительных действий и их результатов, однако они не могут быть основными материалами, подтверждающими снос.
Так, в Адлерском районном отделе судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю, на основании представленных должником фотографий, фактическим исполнением требований исполнительных документов окончены два исполнительных производства о сносе незаконных построек. Как установлено впоследствии, соответствующий снос должником осуществлен не в полном объеме. Данный факт, в свою очередь, явился основанием для возбуждения уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 и ч. 1 ст. 292 УК РФ.
При установлении того, что по оконченному фактическим исполнением исполнительному производству судебным приставом-исполнителем приняты не все меры, постановление об окончании подлежит незамедлительной отмене старшим судебным приставом и по возобновленному исполнительному производству принимается весь комплекс необходимых мер.
К мероприятиям общеорганизационного характера, совершаемых в рамках рассматриваемых исполнительных производств, можно отнести следующие действия.
В случае установления факта незаконного подключения должников к системам газового, водного и электроснабжения, информирование администрации для принятия соответствующих мер реагирования, а в случае отсутствия своевременной реакции доведения информации о факте незаконного подключения до органов прокуратуры.
Вынесение запрета проведения регистрационных действий относительно сносимых объектов и земельных участков под ними, практикующийся в Краснодарском крае. В случае применения данных мер исключается возможность должника по затягиванию непосредственного исполнения, путем изменения его правового статуса (например, получения кадастрового номера), переоформления спорного объекта на третьих лиц, залога, регистрации в подлежащих сносу постройках граждан и т.п.
Заслуживает внимания опыт Кировской области по оплате работ по сносу незаконной постройки за счет передачи осуществляющим снос организациям строительных материалов, оставшихся от сносимого объекта, на основании соответствующего судебного решения.
В заключение следует отметить, что немаловажную роль в добровольном исполнении являлось разъяснение должникам позиции службы судебных приставов о неотвратимости исполнения решения суда, проводимое как посредством активного освещения действий судебных приставов-исполнителей в средствах массовой информации, так и подготовки и вручения сторонам исполнительного производства памятки об их правах и обязанностях, последствиях неисполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, а также неисполнений решения суда.
|
А.О. Парфенчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 30 апреля 2013 г. N 12/01-12249-АП
Текст письма официально опубликован не был