Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19.04.2013 N 08-0228-ВБ, письмо филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Сахалинской области от 05.03.2013 N 134 и проект ответа ФГБУ "ФКП Росреестра", сообщает следующее.
1. По вопросу о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об адресе ранее учтенного объекта недвижимости отмечаем.
Согласно пункту 68 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), сведения об адресе земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в государственный кадастр недвижимости вносится описание его местоположения.
На основании положений части 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. Представление дополнительных документов, заявлений от заинтересованного лица (заявителя) не требуется.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом о кадастре порядке документов, если иное не установлено Законом о кадастре.
Таким образом, сведения об адресе объекта недвижимости должны вноситься органом кадастрового учета в соответствии с представленными документами.
Вместе с тем полагаем, что для корректной привязки адресов объектов недвижимости к КЛАДР адрес объекта недвижимости (в том числе его структура) должен соответствовать адресному реестру.
2. По вопросу о внесении изменений в Закон о кадастре в части исключения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию из состава документов, представляемых для проведения государственного кадастрового учета, отмечаем.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимыми для кадастрового учета документами являются в том числе технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о таком объекте капитального строительства). При этом копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Согласно части 11 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным согласно Закону о кадастре требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698.
Состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, приведен в части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно части 5 статьи 41 Закона о кадастре местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Кроме того, на наш взгляд, в случае если в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о местоположении части земельного участка, в пределах которой располагаются здание, сооружение либо объект незавершенного строительства (координаты характерных точек границы части), указанные сведения могут использоваться в качестве сведений о местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке для целей составления кадастровых паспортов указанных объектов.
Также согласно приказу Минэкономразвития России от 28.12.2012 N 831 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории" (вступающему в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, формы, приведенные в приложениях N 1, 3-5 названного приказа, применяются с 01.07.2013) кадастровая выписка о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства будет включать в себя координаты характерных точек контура объекта недвижимости.
Кроме того, полагаем, что орган кадастрового учета должен предпринимать все предусмотренные действующим законодательством меры для получения необходимых сведений для выдачи кадастрового паспорта объекта недвижимости. До выдачи органом кадастрового учета заявителям кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или помещения названному органу, учитывая также, что ситуационный план является обязательной составной частью технического паспорта объекта недвижимости, необходимо направить запрос в организацию по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации для получения информации о границах здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или помещения (местоположении), необходимой для заполнения части кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или помещения, содержащей план расположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке или план расположения помещения на этаже (в том числе в рамках контрактных обязательств).
Также отмечаем, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 N 175 "Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является технический план, подготовленный в соответствии 6 # требованиями статьи 41 Закона о кадастре.
Учитывая изложенное, полагаем, что внесение изменений в Закон о кадастре в части исключения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию из состава документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета, не требуется.
3. По вопросу о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости отмечаем.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (до 01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения об объектах недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения (ранее учтенные объекты недвижимости), вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании документов, хранящихся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о кадастре.
При этом в срок до 01.01.2013 органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, должны были передать в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (приказ Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1), заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 45 Закона о кадастре:
если на день получения предусмотренного статьей 14 Закона о кадастре запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведения и документы о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости и право собственности на такой объект недвижимости не зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, орган кадастрового учета в установленный частью 9 статьи 14 Закона о кадастре срок выдает (направляет) уведомление в письменной форме об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. В данном уведомлении указывается орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о таком объекте недвижимости;
орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, выдает по запросу любого лица в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт такого объекта (ранее в части 9 статьи 45 Закона о кадастре была указана "выписка о ранее учтенном объекте недвижимости"). Выдача указанного кадастрового паспорта осуществляется за плату, размер которой устанавливается субъектом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также письмо Минэкономразвития России от 14.03.2013 N Д23и-674, в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, то внесение таких сведений органом кадастрового учета возможно следующими способами:
при получении органом кадастрового учета запроса о предоставлении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона о кадастре, при условии, что право собственности на такой объект недвижимости зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации (часть 6 статьи 45 Закона о кадастре);
при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре);
на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по его запросам (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре);
в порядке, установленном Законом о кадастре для постановки на государственный учет объектов недвижимости, с учетом особенностей, предусмотренных частью 8 статьи 45 Закона о кадастре, при условии отсутствия зарегистрированного права в установленном Законом о регистрации порядке (часть 8 статьи 45 Закона о кадастре).
При этом согласно части 8 статьи 45 Закона о кадастре для включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости, если он является ранее учтенным (то есть если он был учтен органом технической инвентаризации и (или) право на него было зарегистрировано в установленном законодательством порядке), вместо документа, указанного в пункте 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре, в орган кадастрового учета представляется указанная в части 9 статьи 45 Закона о кадастре выписка о соответствующем ранее учтенном объекте недвижимости (кадастровый паспорт ранее учтенного объекта недвижимости, выданный организацией, осуществляющей хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании).
Таким образом, из положений частей 8 и 9 статьи 45 Закона о кадастре следует, что орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, вправе и после 01.01.2013 выдавать кадастровые паспорта на ранее учтенные объекты недвижимости. Однако эти кадастровые паспорта выдаются не для цели государственной регистрации прав, а для государственного кадастрового учета (постановки на государственный кадастровый учет) таких объектов недвижимости.
При этом такие организации, как управляющая компания, товарищество собственников жилья и другие, не относятся к органам или организациям, осуществляющим хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства (и, в том числе, уполномоченным выдавать кадастровые паспорта), а, следовательно, ведение государственного кадастра недвижимости не может основываться на документах, предоставляемых этими организациями.
4. По вопросу о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель и виде разрешенного использования земельных участков отмечаем.
Ранее Росреестром рассматривался вопрос о выработке единообразной практики, связанной с осуществлением государственного кадастрового учета изменений земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида разрешенного использования таких земельных участков без изменения категории земель (в том числе имеющих разрешенное использование "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на иные виды разрешенного использования, предусматривающие возможность застройки соответствующих земельных участков).
Письмом Росреестра от 17.10.2012 N 14-8421-ГЕ в территориальные органы Росреестра, ФГБУ "ФКП Росреестра" и его филиалы для сведения и возможного использования в работе были направлены копии писем Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 21.09.2012 N Д23и-2786, Минэкономразвития России от 08.07.2011 N 14310-ИМ/Д23, а также Росреестра, направленные в Минэкономразвития России по данному вопросу (от 30.07.2010 N 14-5796-ГЕ, от 30.05.2011 N 14-3398-СВ, от 22.08.2012 N 14-6708-СВ).
В дополнение к указанному письму Росреестр направил в территориальные органы для сведения и возможного учета в работе копии судебных актов (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 11.05.2012 по делу N 33-2856-2012, постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.11.2011 N Ф09-7689/11, от 31.05.2012 N А71-4963/2011, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.09.2012 N А41-2265/12, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2012 N ВАС-1325/12, от 05.12.2012 N ВАС-12756/12, от 01.02.2013 N ВАС-17008/12), касающихся вопроса, связанного с изменением актами органов местного самоуправления вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, без изменения категории земель на иные виды разрешенного использования, предусматривающие возможность застройки соответствующих земельных участков (в частности, "дачное строительство") (письмо от 05.03.2013 N 14-1864-ГЕ).
5. По вопросу о статусе объектов капитального строительства, учтенных в переходный период применения Закона о кадастре, отмечаем.
Согласно Закону о кадастре, актам Минэкономразвития России в комментируемой сфере отношений ранее учтенными зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства и помещениями являются объекты учета:
государственный учет которых осуществлен в Порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 (далее - Порядок учета); государственный учет, в том числе технический учет, которых осуществлен до введения в действие Порядка учета, в ранее установленном законодательством порядке;
государственный кадастровый учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, условные номера.
Таким образом, всем объектам капитального строительства, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, учтенным до введения в действие Порядка учета или в период его действия, присваивается статус "ранее учтенные".
В соответствии с пунктом 55 Порядка временный статус сведений не присваивается в отношении созданных зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства.
Понятия "преобразуемый объект недвижимости" и "образование объекта недвижимости" даны в Законе о кадастре (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре).
Согласно части 4 статьи 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, согласно действующему законодательству всем созданным зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства в государственном кадастре недвижимости временный статус сведений не присваивается, временный статус будут носить в государственном кадастре недвижимости только объекты недвижимости, образованные в результате преобразования (например, в результате реконструкции объектов недвижимости).
6. По вопросу о соответствии бумажного документа документу, оформленному в электронном виде на электронном носителе, отмечаем.
Согласно пункту 16 требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412:
в случае, если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, межевой план оформляется в форме электронного документа, заверенного электронной подписью подготовившего межевой план кадастрового инженера;
в случае, если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представляется в орган кадастрового учета в виде бумажного документа, межевой план также оформляется в виде бумажного документа и в электронной форме на электронном носителе. При этом межевой план в форме электронного документа, заверенного электронной подписью кадастрового инженера, и в электронной форме оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
В соответствии с пунктом 13 требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403 (далее - Требования к подготовке технического плана здания), технический план оформляется на бумажном носителе, а также на электронном носителе в виде электронного документа. Технический план, необходимый для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет здания, может быть оформлен в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью кадастрового инженера. В указанном случае представление в орган кадастрового учета технического плана на бумажном носителе не требуется.
Согласно пункту 12 требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583, технический план оформляется на бумажном носителе, а также на электронном носителе в виде электронного документа. Технический план, необходимый для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке помещения на государственный кадастровый учет, может быть оформлен в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью кадастрового инженера. В указанном случае представление в орган кадастрового учета технического плана на бумажном носителе не требуется.
В соответствии с пунктом 12 требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693:
в случае, если заявление о государственном кадастровом учете сооружения представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, технический план оформляется в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью подготовившего технический план кадастрового инженера;
в случае, если заявление о государственном кадастровом учете сооружения представляется в орган кадастрового учета в виде бумажного документа, технический план также оформляется в виде бумажного документа и в электронной форме на электронном носителе.
Согласно пункту 13 требований к подготовке технического плана объекта незавершенного строительства, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 10.02.2012 N 52:
в случае, если заявление о государственном кадастровом учете сооружения представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, технический план оформляется в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью подготовившего технический план кадастрового инженера;
в случае, если заявление о государственном кадастровом учете сооружения представляется в орган кадастрового учета в виде бумажного документа, технический план также оформляется в виде бумажного документа и в электронной форме на электронном носителе.
Учитывая изложенное, действующими нормативными правовыми актами предусмотрена обязательность представления в орган кадастрового учета вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в виде бумажного документа межевого плана (технического плана) как в виде бумажного документа, так и в электронной форме на электронном носителе.
При этом полагаем, что в случае, если заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости представлено в орган кадастрового в виде бумажного документа с приложением межевого плана в электронной форме на электронном носителе, не соответствующего по содержанию межевому плану, оформленному в виде бумажного документа, орган кадастрового учета вправе принять решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
7. По вопросу о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об адресе объекта капитального строительства отмечаем.
В соответствии с пунктом 39 Требований к подготовке технического плана здания:
сведения об адресе здания вносятся в раздел "Характеристики здания" технического плана здания на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса объектам недвижимости. Заверенная кадастровым инженером копия такого акта помещается в приложении технического плана здания;
при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания в соответствующие строки раздела "Характеристики здания" технического плана здания вносится описание местоположения здания с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, улицы (проспекта, шоссе, переулка, бульвара и т.д.). При этом дополнительно указываются вид муниципального образования (муниципальный район, городской округ, поселение и т.д.) и тип (вид) городского (город, поселок) либо сельского (село, деревня и т.д.) поселения.
Согласно пункту 28 требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583, сведения об адресе помещения вносятся в раздел "Характеристики помещения" технического плана помещения, при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса помещения в соответствующие строки раздела "Характеристики помещения" технического плана помещения вносится описание местоположения помещения с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального, образования, населенного пункта (город, село и т.д.), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар и т.д.), номера здания (сооружения). При этом дополнительно указываются вид муниципального образования (муниципальный район, городской округ, поселение и т.д.) и тип (вид) городского (город, поселок) либо сельского (село, деревня и т.д.) поселения.
Таким образом, сведения об адресе объекта капитального строительства вносятся в технический план на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса объектам недвижимости, а не на основании иных документов (например, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
Кроме того, по проекту ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" на письмо филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Сахалинской области от 05.03.2013 N 134 имеются многочисленные замечания редакционного характера.
И.о. начальника Управления |
Н.С. Лещенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20 мая 2013 г. N 14-02398-ГЕ "О предоставлении информации"
Текст письма официально опубликован не был