Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2013 г. N 3304/13
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреева Е.И., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Находкинско-Михайловской государственной районной инспекции Находкинской государственной зональной инспекции Государственной морской инспекции Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Приморскому краю о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.12.2012 по делу N А51-9559/2012 Арбитражного суда Приморского края.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., Президиум установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Морская судоходная компания "Востоктранссервис" (далее - общество "Востоктранссервис") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Находкинско-Михайловской государственной районной инспекции Находкинской государственной зональной инспекции Государственной морской инспекции Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Приморскому краю (далее - инспекция) от 26.04.2012 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.06.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 10.12.2012 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, заявленное требование общества "Востоктранссервис" удовлетворил.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора инспекция просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В отзыве на заявление общество "Востоктранссервис" просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как принятый в соответствии с действующим законодательством.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и в отзыве на него, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией по делу об административном правонарушении в отношении общества "Востоктранссервис" установлено, что 07.03.2012 рыболовное судно "Уверенный", бортовой номер В0561 вышло из порта Моряк-Рыболов для осуществления промышленного рыболовства и в 19 часов 20 минут судового времени пересекло Государственную границу Российской Федерации на выезд из Российской Федерации (вышло из территориального моря Российской Федерации и вошло в исключительную экономическую зону Российской Федерации). В исключительной экономической зоне по разрешению от 13.02.2012 N 184-2012-ПР, выданному данному обществу, 07.03.2012 было выловлено 1500 килограммов минтая, 08.03.2012 - 20 400 килограммов минтая.
Обществу "Востокранссервис" выданы разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов от 13.02.2012 N 33-2012-П и N 184-2012-ПР, согласно которым оно вправе в период с 13.02.2012 по 31.05.2012 осуществлять на рыбопромысловом участке 6106.1 (подзона Приморье южнее 47° 20') прибрежное и промышленное рыболовство по вылову 100 тонн минтая с использованием рыболовного судна "Уверенный" (порт приписки Владивосток). В разрешении N 184-2012-ПР указаны реквизиты договора аренды судна от 16.01.2012 N 3-16/01/2012.
Данный договор заключен между обществом с ограниченной ответственностью "Морской Бриз" (далее - общество "Морской Бриз") и обществом "Востоктранссервис". Предметом договора является передача обществу "Востоктранссервис" во временное пользование судна "Уверенный" с экипажем с предоставлением услуг по управлению судном и по его техническому содержанию (обслуживанию) и эксплуатации для вылова биоресурсов в подзоне Приморье - в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с разрешением на добычу водных биологических ресурсов.
Общество "Морской Бриз" обладает разрешением на вылов водных биоресурсов от 12.01.2012 N 72-2012-НО, согласно которому оно вправе в период с 12.01.2012 по 31.12.2012 осуществлять на рыбопромысловом участке 6106.1 (подзона Приморье южнее 47° 20') промышленное рыболовство по вылову 50 тонн камбалы и 5 тонн терпуги с использованием судна "Уверенный". Также этому обществу было выдано разрешение на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации от 19.01.2012 N 363/149 на срок с 20.01.2012 по 31.12.2012 для судна "Уверенный".
Письмом Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Приморскому краю от 29.02.2012 по заявлению общества "Морской Бриз" в названное разрешение на пересечение границы было внесено дополнение - "Субфрахтователь: ЗАО "Востоктранссервис". В последующем, как следует из письма управления от 27.03.2012 N 21/703/2/1-1893, данное дополнение аннулировано, а действие самого разрешения приостановлено с 03.04.2012.
Инспекция указала на то, что общество "Востоктранссервис" не подавало заявки на оформление разрешений на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации на рыболовное судно "Уверенный" для промысловой деятельности и не имело таких разрешений; совершило пересечение границы без осуществления в отношении судна пограничных и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации на выезд из Российской Федерации и на въезд в Российскую Федерацию.
Учитывая эти обстоятельства, инспекция пришла к выводу о том, что обществом "Востоктранссервис" нарушены правила пересечения
Государственной границы Российской Федерации транспортным средством - судном "Уверенный", установленные в статьях 9 и 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1).
Инспекцией 13.04.2012 в отношении общества "Востоктранссервис" составлен протокол об административном правонарушении, 26.04.2012 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением инспекции, общество "Востоктранссервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что общество "Востоктранссервис" осуществляло вылов водных биоресурсов за пределами территориального моря Российской Федерации и пересекало Государственную границу Российской Федерации, не имея надлежащим образом полученного разрешения, и пришли к выводу о том, что инспекцией доказано наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты судов нижестоящих инстанций и удовлетворяя заявленное требование, счел, что общество "Востоктранссервис" на момент пересечения Государственной границы Российской Федерации имело действующее и выданное компетентным органом разрешение.
Между тем судом кассационной инстанции не учтено следующее.
Частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 этого Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения с учетом положений статей 1, 7 и 13 Закона N 4730-1 выражается в осуществлении хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее без уведомления, либо с уведомлением пограничных органов, но в нарушение установленного порядка, а также в неустановленном месте или в неустановленное время.
Из части 14 статьи 9 Закона N 4730-1 следует, что российские суда, осуществляющие рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации без перегрузки уловов водных биологических ресурсов на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, в случае ведения промысловой деятельности, целью которой является доставка уловов водных биологических ресурсов для реализации или производства из этих водных биологических ресурсов рыбной и иной продукции на территории Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов.
Порядок получения разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы, пространственные и временные пределы действия разрешения, а также порядок осуществления контроля в отношении таких российских судов определены Правилами получения разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации (далее - Правила) и Положением об осуществлении контроля в отношении российских рыбопромысловых судов, осуществляющих промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, получивших разрешение на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации (далее - Положение), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2007 N 560.
Согласно Правилам разрешение на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации выдается хозяйствующему субъекту, планирующему осуществлять промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации. При этом данное разрешение выдается на срок действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, который не может превышать срок действия документов, указанных в подпунктах "а" (в отношении аренды российского судна), "в" и "ж" пункта 3 Правил.
Данный порядок не предусматривает предоставления пользователю водными биологическими ресурсами права на пересечение Государственной границы Российской Федерации посредством внесения дополнений в уже выданное другому пользователю водных биологических ресурсов разрешение на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации.
Исходя из Положения судно пользователя водных биологических ресурсов, осуществляющего рыболовство с использованием разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации, находится в особом правовом режиме, при котором другой пользователь водных биологических ресурсов не имеет права осуществлять на этом судне какую-либо промысловую деятельность, пока первый пользователь не прибудет в установленный порт или портопункт, указанный в разрешении, и не пройдет определенные процедуры проверки и закрытия рейса по этому разрешению у пограничных органов. При этом непосредственно пересечение границы судном по разрешению на неоднократное пересечение границы в определенных координатах и в определенное время носит уведомительный характер.
Таким образом, ссылка суда кассационной инстанции на разрешение от 19.01.2012 N 363/149 на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации является неправомерной.
Кроме того, по смыслу главы Х Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации несколько судовладельцев не вправе одновременно эксплуатировать одно и то же судно от своего имени.
Пересечение Государственной границы Российской Федерации непосредственно связано с порядком пропуска через границу, который заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации. Основанием для пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Для осуществления рыболовства, связанного с пересечением Государственной границы Российской Федерации, помимо получения разрешения на неоднократное пересечение границы судном необходимо также выполнить все требования и процедуры, установленные законодательством, до непосредственного пересечения границы на выезд из Российской Федерации и после ее пересечения на въезд в Российскую Федерацию.
Из названых нормативных правовых актов следует, что разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешение на неоднократное пересечение границы взаимосвязаны. Право на добычу (вылов) водных биоресурсов конкретным субъектом не может быть реализовано при отсутствии у этого субъекта полученного в установленном порядке разрешения на неоднократное пересечение границы.
Материалами дела подтверждается, что в период спорных отношений рыболовное судно "Уверенный" оформлялось в пограничных органах обществом "Морской Бриз". Обществом "Востоктранссервис" судно "Уверенный" в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на выезд из Российской Федерации и на въезд в Российскую Федерацию не оформлялось. При этом рыболовство осуществлялось по разрешению, выданному обществу "Востоктранссервис".
Таким образом, общество "Востоктранссервис" нарушило порядок и условия получения разрешения на неоднократное пересечение границы, установленные Правилами и Положением, и тем самым нарушило правила пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о правомерности привлечения общества "Востоктранссервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, являются обоснованными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
Постановление суда кассационной инстанции от 10.12.2012 подлежит отмене в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.12.2012 по делу N А51-9559/2012 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.06.2012 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по данному делу оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.