Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя С.П. Маврина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина И.В. Шинкоренко вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, гражданину И.В. Шинкоренко было отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и о восстановлении общества.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И.В. Шинкоренко оспаривает конституционность статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По мнению заявителя, данная статья противоречит статьям 34 (часть 1), 35, 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации в той части, в какой она по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, допускает возможность признания решением налогового органа юридического лица прекратившим свою деятельность в том случае, если юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.В. Шинкоренко материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определяет порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от 6 декабря 2011 года N 26-П, Определение от 17 января 2012 года N 143-О-О), правовое регулирование, установленное данной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данное законоположение применяется с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, что направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц и реализацию ими права, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя, указанные в жалобе.
Проверка же законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу судебных актов, в том числе с точки зрения правильности применения судами правовых норм с учетом фактических обстоятельств, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шинкоренко Ивана Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя |
С.П. Маврин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся исключения юрлица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку на практике они позволяют признать в таком порядке недействующим юрлицо, если оно в течение последних 12 месяцев не представляло отчетность и не проводило операций хотя бы по одному банковскому счету.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Подобное правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в т. ч. о прекращении деятельности организаций), доверия к этим данным со стороны третьих лиц.
Это позволяет предотвратить недобросовестное использование фактически недействующих юрлиц и тем самым обеспечить стабильность гражданского оборота.
При этом лицам, чьи права затрагиваются таким исключением, предоставляется ряд гарантий.
В частности, соответствующие сведения публикуются в органах печати, размещаются на сайте ФНС России.
Также возможно направить заявление, препятствующие принятию решения об исключении недействующего юрлица из реестра.
Кроме того, данное исключение из реестра можно обжаловать. Это вправе сделать кредиторы или иные лица, чьи интересы затрагиваются.
С учетом этого нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 1346-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шинкоренко Ивана Васильевича на нарушение его конституционных прав статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Текст Определения официально опубликован не был