Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2013 г. N 45-АПГ13-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Т.И. Ерёменко, Е.В. Горчаковой
при секретаре М.И. Паршиной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Воронкина В.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 1 пункта 16 Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года N 723-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области" (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 21 сентября 2012 года N 1036-ПП) по апелляционной жалобе Воронкина В.В. на решение Свердловского областного суда от 17 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения В.В. Воронкина, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя по доверенности Правительства Свердловской области Н.Г. Плинча, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Свердловской области 14 июня 2011 года принято постановление N 723-ПП, которым утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Постановление Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года N 723-ПП официально опубликовано в издании "Областная газета" от 29 июня 2011 года N 232-233 и в издании "Собрание законодательства Свердловской области" 2011 года N 6-2.
Воронкин В.В., будучи военнослужащим, уволенным с военной службы и принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обратился в Свердловский областной суд с заявлением о признании противоречащим Федеральному закону "О статусе военнослужащих" абзаца 1 пункта 16 Порядка в части словосочетания "за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания".
При этом заявитель сослался на то, что оспариваемая норма противоречит положениям части 2.1 статьи 15, статье 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и нарушает его право на получение жилья.
В судебном заседании Воронкин В.В. поддержал заявленные суду требования.
Представитель Правительства Свердловской области просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Свердловского областного суда от 17 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Воронкин В.В. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с пунктами "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов или предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 15.1).
В соответствии с абзацем 1 пункта 16 Порядка в случае отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности после его включения в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (за исключением случая, указанного в подпункте 3 пункта 15 настоящего Порядка), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу, предоставляется жилое помещение по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, либо единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, рассчитанная по нормативам, указанным в пункте 14 настоящего Порядка, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом жилое помещение предоставляется гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 18 квадратных метров.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу положений статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 1).
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций (пункт 5).
Общий объем субвенций определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, общей площади жилых помещений, которыми должны быть обеспечены указанные граждане, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для каждого субъекта Российской Федерации (пункт 6).
Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" принято Постановление от 21.04.2011 года N 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Абзацем первым пункта 16.2 вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153, установлено, что в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а"-"ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Анализ указанных норм, позволил суду прийти к обоснованному выводу о том, что Правительство Свердловской области, осуществляя правовое регулирование в пределах предоставленной компетенции, не снизило уровень правовых гарантий военнослужащих в социальной сфере, установленный Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Довод жалобы о том, что суду необходимо руководствоваться Федеральным законом "О статусе военнослужащих", имеющего большую юридическую силу, чем постановления Правительства РФ не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права, поскольку в силу ст. 15 названного закона порядок обеспечения граждан, уволенных с военной службы, определяется Федеральным Законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Таким образом, суд обоснованно исходил из системного анализа федерального законодательства при рассмотрении дела о соответствии норм областного и федерального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Свердловского областного суда от 17 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Воронкина В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2013 г. N 45-АПГ13-3
Текст определения официально опубликован не был