Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2013 г. N 60-АПГ13-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Горчаковой Е.В., Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Паршиной М.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным представлению заместителя прокурора Камчатского края, представителей Законодательного Собрания Камчатского края и губернатора Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 2 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., поддержавшей доводы апелляционного представления прокурора, Судебная коллегия установила:
законом Камчатского края от 27 марта 2013 года "О губернаторе Камчатского края" регулируются отношения, связанные с замещением должности высшего должностного лица Камчатского края (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Камчатского края) - губернатора Камчатского края, являющейся государственной должностью Российской Федерации.
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 6 и 10 статьи 3, статей 7 и 8 данного закона, предоставляющих губернатору Камчатского края трудовые права, гарантии и компенсации, ежемесячную доплату к пенсии и меры социальной поддержки в связи с прекращением исполнения своих полномочий.
Решением Камчатского краевого суда от 2 июля 2013 года заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворено частично, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в силу пункты 6 и 10 статьи 3 и статья 8 закона Камчатского края "О губернаторе Камчатского края", в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 7 закона отказано.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в той части, в которой суд отказал в удовлетворении заявления, а в апелляционных жалобах Законодательного Собрания и губернатора Камчатского края в той части, в которой заявление прокурора удовлетворено и принято по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления прокурора и жалоб, Судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявление прокурора и признавая оспариваемые им пункты 6 и 10 статьи 3 Закона "О губернаторе Камчатского края", суд посчитал, что вопросы компенсации расходов, связанных с переездом губернатора и членов его семьи в другую местность (пункт 6) и иные трудовые права, гарантии и компенсации (пункт 10) регулируются нормами трудового права, по вопросам, отнесённым к ведению федеральных органов государственной власти.
Между тем, проверяя указанные нормы на соответствие части 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ, суд не учёл правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2013 года N 7-П, о том, что избираемые лица на должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае высшее должностное лицо - губернатор края), не являются наёмными лицами, их правовой статус обусловлен самим актом избрания на выборах.
Компенсация расходов, связанных с переездом лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливается Федеральным законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии со статьёй 35 данного закона размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Устава Камчатского края губернатор является высшим должностным лицом края и наделяется полномочиями Законодательным Собранием Камчатского края.
Статьёй 13 Закона Камчатского края от 6 марта 2008 года "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета" установлены размер, условия и порядок предоставления компенсации работнику организации, финансируемой из краевого бюджета и членам его семьи, в случае переезда к новому месту жительства в другую местность.
Следовательно, пункт 6 статьи 3 закона "О губернаторе Камчатского края", предусматривающий возмещение расходов, связанных с переездом губернатора Камчатского края и членов его семьи в другую местность, на основании законодательства Камчатского края, принят в соответствии с полномочиями, предоставленными субъекту Российской Федерации федеральным законодательством.
В указанной части решение суда подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявления прокурора.
Пункт 10 статьи 3 закона "О губернаторе Камчатского края" подлежит оставлению без изменения. Однако данная норма подлежит признанию недействующей по иным мотивам.
Положение пункта 10 статьи 3 закона, касающееся предоставления губернатору края иных трудовых прав, гарантий и компенсаций, является неопределённым, поскольку допускает неоднозначное толкование.
В соответствии со статьями 7 и 8 закона "О губернаторе Камчатского края" прекратившему исполнение своих полномочий губернатору края установлены размер, условия и порядок ежемесячной доплаты к пенсии, а также меры социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации до устройства на новую работу, возмещение стоимости путёвки на санаторно-курортное лечение, возмещение расходов, связанных с проездом к месту отдыха, предоставление служебного автомобильного транспорта.
Согласно статьи 9 закона финансовое обеспечение реализации положений данного закона является расходным обязательством Камчатского края и осуществляется за счёт средств краевого бюджета.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 5 апреля 2013 года N 7-П указал, что законодательное установление, в частности, единовременной денежной выплаты депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при прекращении их полномочий, является полномочием самого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом законодатель должен учитывать, что такая гарантия, как единовременная денежная выплата, направлена на обеспечение депутатам дополнительных возможностей для адаптации к изменившимся в связи с прекращением депутатских полномочий жизненным обстоятельствам, а также обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Из оспариваемых прокурором положений статей 7 и 8 закона "О губернаторе Камчатского края" усматривается, что установленная ежемесячная доплата к пенсии и меры социальной поддержки губернатора края, прекратившего исполнение своих полномочий, не направлены на обеспечение дополнительных возможностей для адаптации к изменившимся в связи с прекращением полномочий жизненным обстоятельствам и носят бессрочный характер.
Кроме того, из анализа бюджетного законодательства Камчатского края, в частности законов об утверждении отчётов об исполнении государственного бюджета края следует, что бюджет края является дефицитным, субъект относится к числу дотационных регионов России.
Согласно Перечня субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых расчётная доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) из федерального бюджета по отношению к объёму собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в течение двух из трёх последних отчётных финансовых лет превышала 60 процентов, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 456, к числу таких субъектов отнесён Камчатский край.
Принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности края, а также низкие показатели уровня социальной защищённости населения, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что установление оспариваемыми нормами доплаты к пенсии, а также мер социальной поддержки губернатора края, прекратившего исполнение своих полномочий, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах, решение Камчатского краевого суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 7 закона "О губернаторе Камчатского края" подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления, а решение в части признания недействующей статьи 8 закона "О губернаторе Камчатского края" - оставлению без изменения, но по иным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 2 июля 2013 года в части признания недействующим пункта 6 статьи 3 Закона Камчатского края от 27 марта 2013 года "О губернаторе Камчатского края" отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора отказать, отменить решение в части отказа в признании недействующей статьи 7 закона края, удовлетворить заявление прокурора и признать статью 7 Закона Камчатского края от 27 марта 2013 года "О губернаторе Камчатского края" противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2013 г. N 60-АПГ13-7
Текст определения официально опубликован не был