Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2013 г. N 71-АПГ13-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко, Е.В. Горчаковой,
при секретаре М.И. Паршиной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Доренского Р.A. об оспаривании закона Калининградской области N 229 от 29.05.2013 года "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" по апелляционной жалобе Доренского Р.А. на решение Калининградского областного суда от 5 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по доверенности Калининградской областной Думы А.В. Кузнецова, представителя по доверенности Правительства Калининградской области А.В. Воробьева, председателя Гурьевского районного совета депутатов С.А. Куликова и его представителя по доверенности Т.П. Красной возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Калининградской областной Думой пятого созыва 23 мая 2013 года принят закон N 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории", который 29 мая 2013 года подписан Губернатором Калининградской области и официально опубликован в издании "Калининградская правда" N 92 от 31 мая 2013 года. Законом объединены территории муниципальных образований "Гурьевское городское поселение", "Болыпеисаковское сельское поселение", "Добринское сельское поселение", "Кутузовское сельское поселение", "Луговское сельское поселение", "Низовское сельское поселение", "Новомосковское сельское поселение" и "Храбровское сельское поселение", а общая территория Гурьевского муниципального района наделена статусом городского округа ("Гурьевский городской округ"). Этим же законом установлено, что в результате объединения поселений прекращаются полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений, а органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального района с 1 января 2014 года приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения городского округа.
Доренский Р.А. обратился в Калининградский областной суд с заявлением об оспаривании названного закона, ссылаясь на то, что закон противоречит положениям ст.ст. 12, 13, 83-85 Федерального закона N 131-ФЗ, поскольку органы государственной власти Калининградской области произвели изменение границ и преобразование муниципальных образований без согласия населения, выраженного путем голосования, что нарушает права заявителя на осуществление местного самоуправления.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности - Тонких О.С. поддержала заявленные суду требования.
Представитель Калининградской областной Думы Кузнецов А.В., представители Правительства Калининградской области Гора Е.Ю. и Воробьев А.В., представитель Гурьевского районного совета депутатов Калининградской области Куликов С.А. и его представитель по доверенности Красная Т.П. просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Калининградского областного суда от 5 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Доренский Р.А. просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Судом установлено, что 21 февраля 2013 года Гурьевским районным советом депутатов принято решение N 146 "Об инициативе объединения территорий поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района". По вопросу преобразования муниципальных образований Гурьевского муниципального района в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ на территории муниципального района были проведены публичные слушания. С учетом результатов публичных слушаний представительные органы муниципальных образований Гурьевского городского поселения, Болыпеисаковского, Добринского, Кутузовского, Луговского, Низовского, Новомосковского и Храбровского сельских поселений, расположенных на территории Гурьевского муниципального района, приняли решения о согласии на преобразование муниципальных образований, входящих в состав Гурьевского района Калининградской области, путем их объединения.
Гурьевским районным советом депутатов 5 апреля 2013 года было принято решение N 155 "О законодательной инициативе Гурьевского районного Совета депутатов", на основании которого в Калининградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы был внесен проект закона Калининградской области "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории".
Калининградской областной Думой пятого созыва 23 мая 2013 года принят закон N 229 "Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории".
Оспариваемым в настоящем деле законом N 229 образовано муниципальное образование "Гурьевский городской округ" путем объединения одного городского и семи сельских поселений (без изменения границ общей территории Гурьевского муниципального района).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что объединение территории Гурьевского городского поселения, Болыпеисаковского, Добринского, Кутузовского, Луговского, Низовского, Новомосковского и Храбровского сельских поселений без изменения границ иных муниципальных образований было осуществлено законом Калининградской области N 229 с соблюдением всех норм Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частью 7 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение.
В силу Федерального закона N 131-ФЗ объединение двух и более поселений, не влекущее изменение границ иных муниципальных образований осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из поселений.
Как усматривается из материалов дела, объединение территории Гурьевского городского поселения, Большеисаковского, Добринского, Кутузовского, Луговского, Низовского, Новомосковского и Храбровского сельских поселений проведено без изменения границ иных муниципальных образований, а мнение населения было выражено путем принятия решения представительными органами указанных муниципальных образований городского и сельских поселений.
Кроме того по вопросу преобразования муниципальных образований Гурьевского муниципального района на территории муниципального района были проведены публичные слушания с учетом результатов которых представительные органы муниципальных образований Гурьевского городского поселения, Большеисаковского, Добринского, Кутузовского, Луговского, Низовского Новомосковского и Храбровского сельских поселений, расположенных на территории указанного муниципального района, выразили такое согласие.
Ссылка в жалобе на то, что территория муниципального Гурьевского района, включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не может быть отнесена к территории, предназначенной для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры ввиду наличия земель сельскохозяйственного назначения несостоятельна, поскольку не свидетельствует о противоречии оспариваемых норм положениям федерального законодательства, предметом проверки которого является оспариваемый закон.
Довод жалобы о том, что ввиду наделения Гурьевского городского поселения статусом городского округа необходимо выражение мнения населения, выраженное путем голосования был предметом исследования в суде и не нашел подтверждения.
В соответствии с частями 1-3 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Поскольку преобразование указанных муниципальных образований произведено без изменения границ существующих образований, федеральным законодательством не установлено требования о проведении непосредственного голосования населения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 5 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Доренского Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2013 г. N 71-АПГ13-8
Текст определения официально опубликован не был