Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2013 г. N 85-АПГ13-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Еременко Т.И.,
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Бернгарда Р.X. о признании недействующими отдельных положений приложения N 1 к постановлению Правительства Калужской области от 15 октября 2009 г. N 434 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений и среднего уровня кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" по апелляционной жалобе Бенгарда Р.Х. на решение Калужского областного суда от 17 июня 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Бернгарда Р.Х по доверенности Липатову Э.Д., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Калужской области по доверенности Котовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Калужской области от 15 октября 2009 г. N 434, опубликованным 30 октября 2009 г. в издании "Весть", N 407-408 (6245-62-46), утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений и среднего уровня кадастровой стоимости указанных земель по муниципальным районам (городским округам) Калужской области по состоянию на 1 января 2008 г.
Согласно приложению N 1 к названному постановлению утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в сумме ... руб. (строка 41246), а также земельного участка с кадастровым номером ... в сумме ... руб. (строка 41269).
Бернгард Р.Х., являющийся собственником данных земельных участков, находящихся в садоводческом товариществе "Заря", расположенном по адресу: ... район, муниципальное образование сельское поселение ...", обратился в областной суд с заявлением о признании недействующими указанных выше положений.
В обоснование заявленных требований ссылался на нарушения установленной федеральным законодательством процедуры проведения кадастровой оценки земельных участков.
Полагает, что расчёты установлены с нарушением требований Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждённой приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26 августа 2002 г. N П/307, а также Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215.
Решением Калужского областного суда от 17 июня 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Бернгард Р.Х. ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением требований материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Калужской области, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калужской области и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности принятого судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калужской области.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 257 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда в обжалуемой части.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что результаты кадастровой оценки земель утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной законодательством.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со статьёй 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчётов и полученных результатов является полномочием Роснедвижимости, осуществляемым в процессе проверки Отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель (пункты 9.8-9.12 Административного регламента).
Проверка Отчёта производится Роснедвижимостью до утверждения результатов кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом территориальное управление Роснедвижимости представляет органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения именно те результаты кадастровой оценки, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена проверка, и которые в качестве результатов, согласованных Роснедвижимостью, направлены после проверки в территориальное управление Роснедвижимости для представления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9.9 Административного регламента).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что непосредственные работы по государственной кадастровой оценке земельных участков и составление Отчёта об определении кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Калужской области проводились в период с октября 2008 года по апрель 2009 года ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков был проверен Росреестром (правопреемником Роснедвижимости) на соответствие Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждённой приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307.
По результатам проверок, проведённых в соответствии с Административным регламентом, и устранения выявленных нарушений Росреестром принято решение в виде акта проверки в период с 1 июля по 10 июля 2009 г. отчёта определения кадастровой стоимости земельных участков N 4 о соответствии Отчёта указанной выше методике, которое сопроводительным письмом от 15 июля 2009 г. направлено в Управление Роснедвижимости по Калужской области.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по Калужской области представило в орган исполнительной власти субъекта сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Пунктами 11.2, 11.3 Административного регламента предусмотрено, что перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утверждённых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение. По результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает решение о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утверждённых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, либо, в случае наличия каких-либо расхождений между утверждёнными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатами и результатами, представленными на такое утверждение, о несоответствии полностью или частично данных результатов.
Таким образом, из приведённых положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена проверка и в отношении которых принято решение о соответствии отчёта установленной законом методике.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемым нормативным правовым актом утверждена кадастровая стоимость земельных участков, определённая в соответствии с требованиями приведённых федеральных правовых норм, что подтверждается протоколом проверки N 2 Управления Роснедвижимости по Калужской области, правильно признал требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции Бернгарда Р.Х. в суде первой инстанции, которой в решении дана надлежащая правовая оценка на основании приведённых законоположений и установленных по делу фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что требования, предусмотренные Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждённой приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307, при определении кадастровой оценки земельных участков выполнены.
Апелляционная жалоба не содержит доказательств, опровергающих выводы суда, основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в силу чего её доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Калужского областного суда от 17 июня 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бернгарда Р.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Е.В. Горчакова |
|
Т.И. Еременко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2013 г. N 85-АПГ13-5
Текст определения официально опубликован не был