Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к ст. 2.4. гл. 1
Инструкция
по расследованию и учету пожаров на объектах ОАО "Газпром"
Проведение дознания по делам о пожарах, официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на объектах ОАО "Газпром" ведет Государственная противопожарная служба МВД России, осуществляющая свою работу на основе Федерального закона "О пожарной безопасности", "Положения о Государственной противопожарной службе МВД России" утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.93 г. N 849 и нормативных актов МВД, регламентирующих их деятельность.
1. Общие положения
1.1. Настоящая "Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах ОАО "Газпром" (далее Инструкция) определяет порядок ведомственного сообщения, расследования, учета и отчетности по пожарам на объектах ОАО "Газпром".
1.2. Инструкция разработана на основе действующей "Инструкции о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации",1994 г., рег. N 638.
1.3. Требования настоящей Инструкции распространяются на объекты ОАО "Газпром".
Пожар, происшедший на объекте или в здании, но арендуемых другими организациями, должен расследоваться этими организациями с участием представителей объекта ОАО "Газпром". Такой пожар учитывается в отчетных документах сторонней организации и объектом ОАО "Газпром".
1.4. Термины и определения, используемые в Инструкции, приведены в приложении 4.4.
1.5. Целью служебного расследования пожара является:
- выяснение обстоятельств, причин (непосредственных и коренных) и условий, способствовавших возникновению и развитию пожара, а также последствий и величины ущерба от пожара (прямого и косвенного);
- оценка воздействия пожара на строительные конструкции и оборудование, в том числе систем важных для безопасности;
- выявление нарушений правил пожарной безопасности и отклонений от требований нормативных документов, допущенных при эксплуатации, строительстве и проектировании объекта, которые способствовали возникновению и развитию пожара;
- оценка работы установок пожаротушения, пожарной сигнализации, действий персонала и пожарной охраны при ликвидации пожара;
- определение ответственности персонала объекта за происшедший пожар;
- разработка на основе выводов расследования дополнительных организационных и технических мероприятий по предупреждению возникновения пожаров и повышению пожарной безопасности объекта;
- оказание содействия ГПС в проведении расследования пожара.
2. Сообщение о пожаре
2.1. Сообщения о пожаре, явившимся причиной или следствием нарушения в работе технологического оборудования, передаются в порядке, установленными соответствующими инструкциями на местах.
В случае угрозы безопасности объекта (технологической установки) при пожаре (возможности возникновения в результате пожара, аварии или газосероводородо-опасной ситуации) передача информации производится в соответствии с "Положением о порядке объявления аварийной обстановки".
2.2. Оперативное сообщение о пожаре (загорании), не связанном с нарушением в работе производственного объекта или угрозой его безопасности, передается в порядке, установленном "Положением о порядке передачи оперативной информации о работе объекта в Центральное диспетчерское Управление и фирму "Газобезопасность" ОАО "Газпром" по форме приложения 4 указанного документа (приложение 4.1).
Это сообщение передает начальник сметы объекта (дежурный диспетчер) дежурному диспетчеру ОАО "Газпром" по прямым каналам связи не позднее 20 минут после обнаружения пожара (загорания).
В течение 1 суток после обнаружения пожара в ОАО "Газпром" по телефаксу 719-33-45 (Фирма "Газобезопасность") передается уточненное сообщение, подписанное главным инженером и представителем местных подразделений Государственной противопожарной службы, по форме приложения 4.1.
3. Порядок расследования пожара
3.1. После ликвидации пожара руководство объекта обязано:
- оценить характер пожара и его последствий для уточнения состава комиссии;
- обеспечить сбор объяснительных записок персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев, лиц, причастных к возникновению пожара, для последующей передачи в комиссию по расследованию;
- сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации;
- прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей и защитой материальных ценностей;
- запретить вскрытие и разборку технологического оборудования или приборов, которые явились источником возникновения пожара, до прибытия на место пожара комиссии по расследованию;
- принять меры по сохранению диаграмм регистрирующих приборов, осциллограмм, магнитные записи оперативных переговоров, оперативных журналов, распечаток ЭВМ, имеющих отношение к пожару;
- подготовить на основании первичных материалов графики изменения параметров работы систем и оборудования, срабатывания технологических защит, блокировок, необходимых для расследования пожара;
- подготовить схемы (фотографии) и описание места пожара;
- вызвать, при необходимости, представителей заводов изготовителей, проектных, конструкторских, научно исследовательских и др. организаций;
- подготовить необходимую проектную документацию, протоколы испытаний, осмотров, проверок, инструкции по эксплуатации и т.д., а также информацию по аналогичным пожарам.
3.2. Пожар, явившийся причиной или следствием нарушения в работе технологического оборудования расследуется, в соответствии с настоящей Инструкцией.
3.3. Пожар, не связанный с нарушением в работе технологического оборудования, должен быть расследован комиссией, назначенной приказом руководителя объекта (предприятия).
При пожаре, затрагивающем несколько подразделений, председателем комиссии должен быть назначен главный инженер предприятия или его заместитель.
Во всех случаях расследования пожара (включая п. 3.2) в состав комиссии должны быть включены представитель инспекторской службы, ответственный за надзор за состоянием пожарной безопасности объекта, и (по согласованию) представитель (представители) ГПС.
Представители инспекции Госгортехнадзора России включаются в состав комиссии по их требованию.
При необходимости расследование может проводиться с привлечением в состав комиссии специалистов (экспертов) заводов изготовителей оборудования, проектных, конструкторских, научно исследовательских и других компетентных организаций.
В зависимости от характера и тяжести пожара состав комиссии может быть определен также приказом ОАО "Газпром".
3.4. Расследование пожара должно быть начато в течение 1 суток от момента его ликвидации и закончено в пятнадцатидневный срок. Срок расследования может быть продлен руководителем, назначившим комиссию, по обоснованному решению комиссии по расследованию.
3.5. Регламент и порядок работы комиссии определяет ее председатель.
3.6. При расследовании пожара комиссия устанавливает причины и обстоятельства возникновения и развития пожара; действия персонала и пожарной охраны; последствия пожара и нанесенный ущерб; эффективность существующих систем предотвращения пожара и противопожарной защиты; противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом.
3.7. Расследование проводится путем:
детального осмотра места пожара с составлением описания (протокола) и схемы места пожара; изучения материалов, подготовленных и собранных администрацией объекта после ликвидации пожара и переданных в комиссию;
проведения, при необходимости, дополнительного опроса персонала и участников ликвидации пожара (взятия письменных объяснений);
изучения проектной, эксплуатационной, нормативной и др. документации.
При расследовании рассматриваются и отражаются в акте расследования следующие вопросы:
- место и время (дата, час.мин.) возникновения пожара;
- время (час.мин.) и способ обнаружения пожара;
- время (час.мин.) от момента обнаружения пожара до вызова пожарной охраны и ее прибытия;
- время (час.мин.) ликвидации пожара;
- меры по тушению пожара, принятые персоналом объекта и пожарным подразделением (с подробным изложением);
- технологическое оборудование и приборы, явившиеся причиной пожара и его развития;
- системы и средства обнаружения и тушения пожара (противопожарное водоснабжение, автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация, первичные средства пожаротушения, их работа и недостатки, обнаруженные при ликвидации пожара);
- оценка действий персонала объекта и объектового пожарного подразделения при тушении пожара;
- ответственность персонала, допустившего нарушения требований нормативных документов, явившиеся причиной возникновения и развития пожара;
- ответственность должностных лиц за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей);
- причины (непосредственные и основные) пожара, при необходимости подтвержденные заключением (актом) специалистов (экспертов);
- сведения о пострадавших на пожаре и материальном ущербе от пожара;
- противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом;
- подлежащие выполнению и рекомендуемые организационные и технические мероприятия (корректирующие меры) по предупреждения возникновения аналогичных пожаров и повышению пожарной безопасности объекта.
3.8. Данные о пострадавших при пожаре приводятся на основании сведений соответствующих медицинских учреждений и акта расследования несчастного случая.
3.9. Материальный ущерб от пожара (прямой и косвенный), подтверждается справкой, подписанной руководителем и главным бухгалтером объекта.
Определение материального ущерба от пожара осуществляется на основании документов бухгалтерской отчетности. В материальный ущерб от пожара включаются убытки, нанесенные недвижимости основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам, а также сумма стоимости недоотпуска продукции в результате простоя цеха, технологической установки и т.п.
3.10. Результаты расследования пожара оформляются актом расследования пожара (приложение 7.2), который может включаться в состав приложений к "Отчету о расследовании нарушения в работе объекта при расследовании пожара" по п. 3.2.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложение 4.2
3.11. Акт расследования пожара направляется в ОАО "Газпром" (Фирму "Газобезопасность") не позднее 5 дней после окончания расследования.
4. Учет и отчетность по пожарам
4.1. Учету на объекте, предприятии и в ОАО "Газпром" подлежат все пожары, происшедшие на объектах, независимо от ущерба, последствий и характера нарушения, связанного с пожаром.
4.2. Материалы расследования пожаров хранятся на объекте в течение всего срока его эксплуатации, а в ОАО "Газпром" (Фирме "Газобезопасность") в течение пяти лет.
4.3. В службах объекта, предприятия (общества), ОАО "Газпром" (Фирма "Газобезопасность") должен быть журнал учета пожаров (допускается вести его с помощью технических средств), в котором отражаются:
- место и время пожара;
- обстоятельства (кратко) и причины пожара;
- количество пострадавших и материальный ущерб от пожара;
- категория нарушения в работе технологической установки (оборудования), связанного с пожаром;
- номер, дата акта расследования пожара, ф.и.о. и должность председателя комиссии.
4.4. Ежегодно не позднее 15 января руководство предприятия (объекта) представляет в Фирму "Газобезопасность" отчет о происшедших за год пожарах по прилагаемой форме (приложение 4.3).
Отчет должен быть согласован с местными органами пожарного надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.