Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение I
Меры безопасности, упомянутые в Статье 3
1. Основания для принятия решения относительно мер безопасности
1.1 Параметры безопасности
1.1.1 Меры безопасности, применяемые в отношении туннеля, основываются на систематическом анализе всех аспектов системы, объединяющей инфраструктуру, правила эксплуатации, пользователей и транспортные средства.
1.1.2 Необходимо учитывать следующие параметры:
- число рукавов;
- число полос движения;
- геометрия пересечений;
- вертикальные и горизонтальные пересечения;
- тип конструкции;
- направления движения (одно/двустороннее);
- плотность движения в каждом рукаве (включая распределение по времени);
- риск образования заторов (ежедневный/сезонный);
- оценочное время для служб экстренного реагирования;
- наличие и доля от общего потока грузовых фур;
- наличие, доля от общего потока и тип автомобилей с опасными грузами;
- характеристики подъездных дорог;
- ширина полос;
- скоростные требования;
- географические и метеорологические условия.
1.1.3 Если вышеупомянутые параметры туннеля имеют особые характеристики, должен быть проведен анализ рисков в соответствии со Статьей 13 для определения необходимости принятия дополнительных мер по безопасности и/или использования дополнительного оборудования для обеспечения высокого уровня безопасности туннеля. При проведении указанного анализа рисков необходимо учитывать возможные дорожно-транспортные происшествия, которые явным образом оказывают негативное влияние на безопасность пользователей дорогами в туннеле и которые могут произойти на этапе эксплуатации, а также характер и масштабы их возможных последствий.
1.2 Минимальные требования
1.2.1 Меры по безопасности, перечисленные в следующих параграфах, являются минимально обязательными для обеспечения минимального уровня безопасности во всех туннелях, которые подпадают под действие настоящей Директивы. Могут допускаться ограниченные отклонения от настоящих требований при условии успешного соблюдения указанной далее процедуры.
Государство-член ЕС или административный орган направляет в Европейскую Комиссию следующую информацию:
- предполагаемое (-ые) ограниченное (-ые) отступление (-я);
- причины, делающие абсолютно необходимыми предполагаемые ограниченные отступления;
- альтернативные (или усиленные) меры по снижению рисков, которые будут использоваться для обеспечения по крайней мере эквивалентного уровня безопасности, включая обоснование в форме анализа релевантных рисков.
Европейская Комиссия передает любой запрос о разрешении ограниченных отступлений государствам-членам ЕС как можно скорее, но в любом случае не позднее одного месяца после получения.
Если в течение трех месяцев после получения ни Европейская Комиссия, ни какое-либо государство-член ЕС не выступят с возражениями, ограниченное отступление считается предоставленным, о чем Европейская Комиссия уведомляет все государства-члены ЕС соответственно. В случае наличия возражений Европейская Комиссия выступает с предложением в соответствии с процедурой, упомянутой в Статье 17(2). В случае принятия отрицательного решения, ограниченное отступление не предоставляется.
1.2.2 В целях обеспечения единого интерфейса туннелей, на которые распространяется настоящая Директива, не допускается ограниченное отступление от требований следующих параграфов в отношении проектирования объектов безопасности, имеющихся в распоряжении пользователей туннелями (пункты аварийного оборудования, дорожные знаки, площадки для стоянки автомобилей, аварийные выходы, ретрансляторы при необходимости).
1.3 Интенсивность движения
1.3.1 В настоящем Приложении под термином "интенсивность движения" понимается среднее количество автомобилей, проезжающее по каждой полосе туннеля ежедневно в течение года. Для расчета интенсивности движения каждый автомобиль считается одной единицей.
1.3.2 Если количество грузовых фур весом более 3,5 тонн превышает 15% от среднего количества автомобилей, проезжающих по туннелю ежедневно в течение года, либо среднее сезонное дневное количество автомобилей в туннеле значительно превышает среднегодовое, необходимо оценивать связанный с указанными факторами дополнительный риск и принимать его в расчет путем увеличения показателя интенсивности движения в туннеле для целей следующих параграфов.
2. Показатели инфраструктуры
2.1 Количество рукавов и полос в туннеле
2.1.1 Основными критериями при принятии решения о строительстве туннеля с одним или двумя рукавами являются предполагаемая интенсивность движения и безопасность, при этом учитываются такие факторы, как процент грузовых фур, угол наклона, длина.
2.1.2 В любом случае, если в отношении туннелей на стадии проектирования прогноз на 15 лет показывает, что интенсивность движения будет превышать 10000 автомобилей в день на каждую полосу, должен быть построен туннель в двумя рукавами с односторонним движением в каждом на момент превышения указанного показателя.
2.1.3 За исключением аварийной полосы внутри и снаружи туннеля должно быть одинаковое количество полос. Любое изменение количества полос должно происходить на достаточном расстоянии от въезда в туннель; это расстояние должно быть не менее расстояния, которое автомобиль проезжает на максимальной допустимой скорости за 10 секунд. Если географические условия делают невозможным соблюдение указанного требования, необходимо принимать дополнительные меры для повышения безопасности.
2.2 Геометрия туннеля
2.2.1 Необходимо уделять особое внимание соображениям безопасности при проектировании геометрии пересечений, горизонтального и вертикального соединений туннеля и подъездных дорог к нему, поскольку указанные показатели оказывают большое влияние на вероятность и серьезность дорожно-транспортных происшествий.
2.2.2 Запрещается строить новые туннели с горизонтальным уровнем наклона более 5%, если только возможность принятия иного решения не исключается географическими условиями.
2.2.3 В туннелях с уровнем наклона более 3% необходимо принятие дополнительных и/или усиленных мер для повышения безопасности на основании анализа рисков.
2.2.4 Если в туннеле, где разрешен проезд грузовых фур, ширина правой полосы составляет менее 3,5 метров, необходимо принятие дополнительных и/или усиленных мер для повышения безопасности на основании анализа рисков.
2.3 Маршруты эвакуации и аварийные выходы
2.3.1 В новых туннелях, в которых отсутствует аварийная полоса, необходимо сооружение аварийных пешеходных дорожек либо на уровне дороги, либо выше, для использования пользователями туннеля в случае поломки или аварии. Настоящее положение не применяется, если конструкторские особенности туннеля исключают его выполнение либо делают необходимым непропорционально большие затраты, если движение в туннеле одностороннее и туннель оборудован системой постоянного наблюдения и перекрытия полос для движения.
2.3.2 В находящихся в эксплуатации туннелях, в которых отсутствуют аварийная полоса и аварийная пешеходная дорожка, необходимо принятие дополнительных и/или усиленных мер для обеспечения безопасности.
2.3.3 Аварийные выходы позволяют пользователям туннеля покинуть туннель без автомобилей и добраться до безопасного места в случае аварии или пожара, а также представителям аварийных служб попасть в туннель пешком. Примерами таких аварийных выходов являются:
- выходы из туннеля непосредственно наружу;
- проходы между рукавами туннеля;
- выходы на аварийную галерею;
- укрытия с собственным эвакуационным выходом, отдельным от рукавов туннеля.
2.3.4 Укрытия без эвакуационного выхода наружу строить запрещается.
2.3.5 Аварийные выходы строятся в том случае, если анализ соответствующих рисков, в том числе скорости и масштаба распространения дыма в местных условиях, показал, что вентиляция и иные меры безопасности недостаточны для обеспечения безопасности пользователей дорогами.
2.3.6 В любом случае в новых туннелях строится аварийный выход, если интенсивность движения превышает 2000 автомобилей на полосу.
2.3.7 В находящихся в эксплуатации туннелях длиной более 1000 метров и с интенсивностью движения более 2000 автомобилей на полосу необходимо провести оценку целесообразности и эффективности создания новых аварийных выходов.
2.3.8 В туннелях с аварийными выходами расстояние между аварийными выходами не должно превышать 500 метров.
2.3.9 Необходимо использовать соответствующие средства, например, двери, для предотвращения распространения дыма и повышения температуры в аварийных проходах, к которым ведут аварийные выходы, чтобы пользователя туннеля могли безопасно выбраться наружу, а аварийные службы попасть в туннель.
2.4 Доступ для экстренных служб
2.4.1 В туннелях с двумя рукавами, расположенными на одном уровне или примерно на одном уровне, необходимо построить проходы между рукавами для использования экстренными службами на расстоянии по крайней мере каждые 1500 метров.
2.4.2 Когда это возможно с учетом географических условий, между входами в туннель с двумя или более рукавами обустраивается разделительная (резервная) полоса. Эта мера позволит экстренным службам получать немедленный доступ к каждому из рукавов туннеля.
2.5 Площадки для стоянки автомобилей
2.5.1 В новых туннелях с двусторонним движением длиной более 1500 метров и интенсивностью движения более 2000 автомобилей на полосу необходимо обустройство площадок для стоянки автомобилей на расстоянии не более 1000 метров друг от друга, если в туннеле не оборудована аварийная полоса.
2.5.2 В отношении находящихся в эксплуатации туннелей с двусторонним движением длиной более 1500 метров и интенсивностью движения более 2000 автомобилей на полосу, в которых не оборудована аварийная полоса, необходимо провести оценку целесообразности и эффективности обустройства площадок для стоянки автомобилей.
2.5.3 Если конструкторские особенности туннеля не позволяют выполнение указанного требования либо если для его выполнения необходимы непропорционально большие затраты, обустройство площадок для стоянки автомобилей не будет считаться обязательным, если общая ширина поверхности дороги в туннеле, доступной для автомобилей, без учета возвышений и обычных полос движения равна как минимум ширине одной обычной полосы движения.
2.5.4 Площадки для стоянки автомобилей должны иметь пункт аварийного оборудования.
2.6 Дренажная система
2.6.1 В случаях когда в туннеле разрешается провоз опасных грузов, должна быть обустроена дренажная система для легковоспламеняющихся и токсичных жидкостей в виде надлежащим образом сконструированных канализационных отводов либо других конструкций в контуре туннеля. Кроме того, необходимо сконструировать и поддерживать дренажную систему для предотвращения распространения огня и воспламеняющихся и токсичных жидкостей по рукавам туннеля и между рукавами туннеля.
2.6.2 Если в находящихся в эксплуатации туннелях выполнение указанного требования невозможно либо для его выполнения необходимы непропорционально большие затраты, этот факт должен приниматься в расчет при решении вопроса о допустимости перевозок опасных грузов в туннеле на основании анализа соответствующих рисков.
2.7 Огнеупорность конструкции туннеля
Если частичное разрушение основной конструкции какого-либо туннеля будет иметь катастрофические последствия, например, в подводных туннелях, или когда это может привести к разрушению важных сооружений поблизости, такая конструкция должна быть в достаточной мере огнестойкой.
2.8 Освещение
2.8.1 Необходимо обеспечить нормальное освещение для достижения нормальной видимости днем и ночью для водителей на въезде и выезде, а также внутри туннеля.
2.8.2 Необходимо создание системы аварийного освещения для обеспечения минимальной видимости, чтобы пользователи туннеля могли покинуть туннель на своих автомобилях в случае прекращения подачи электроэнергии.
2.8.3 Необходимо создание системы освещения на случай эвакуации, например, размещение сигнальных фонарей на высоте не более 1,5 метров для указания направления эвакуации пешком для пользователей туннелем в случае чрезвычайного происшествия.
2.9 Вентиляция
2.9.1 При проектировании, строительстве и эксплуатации системы вентиляции необходимо учитывать следующее:
- контроль над загрязняющими веществами, выбрасываемыми автомобилями, в условиях нормальной и максимальной интенсивности движения;
- контроль над загрязняющими веществами, выбрасываемыми автомобилями при остановке движения в случае инцидента или дорожно-транспортного происшествия;
- контроль над температурой и задымленностью в случае пожара.
2.9.2 Механическая система вентиляции должна быть установлена во всех туннелях длиной более 1000 метров и интенсивностью движения более 2000 автомобилей на полосу.
2.9.3 В туннелях с двусторонним и/или плотным односторонним движением использование продольной системы вентиляции допустимо только в случае, когда анализ рисков, проведенный в соответствии со Статьей 13, показал, что это приемлемо и/или приняты дополнительные меры безопасности, например, достаточное управление движением, сокращение расстояния между аварийными выходами, обустройство дымососов через определенные промежутки.
2.9.4 Поперечная или полупоперечная система вентиляции должна использоваться в туннелях, в которых необходима механическая вентиляция и не допускается использование продольной системы в соответствии с пунктом 2.9.3. Такая система должна обеспечивать очистку туннеля от дыма в случае пожара.
2.9.5 В туннелях с двусторонним движением, интенсивностью движения более 2000 автомобилей на полосу, длиной более 3000 метров, для которых имеется центр управления и в которых создана поперечная и/или полупоперечная система вентиляции, должны приниматься следующие минимальные меры в отношении вентиляции:
- должны быть установлены воздушные и дымовые вытяжки, которыми можно управлять по отдельности или группами;
- поперечная скорость воздушных потоков должна постоянно контролироваться для внесения необходимых корректировок в работу вентиляционной системы (вытяжек, вентиляторов и т.д.).
2.10 Пункты аварийного оборудования
2.10.1 Пункты аварийного оборудования необходимы для предоставления различного оборудования на случай чрезвычайной ситуации, в частности, аварийных телефонов и огнетушителей, но не рассчитаны на защиту пользователей туннелем от воздействия огня.
2.10.2 Пункт аварийного оборудования может представлять собой закрепленный на стене туннеля ящик или, что более предпочтительно, углубление в стене. Он должен быть оборудован по крайней мере телефоном и двумя огнетушителями.
2.10.3 Пункты аварийного оборудования должны быть обустроены на входе и выходе туннеля, а также внутри туннеля на расстоянии, не превышающем в новых туннелях 150 метров, а в находящихся в эксплуатации туннелях - 250 метров.
2.11 Обеспечение водой
Все туннели должны быть обеспечены водой. Пожарные гидранты должны быть размещены у входа и выхода, а также внутри туннеля на расстоянии, не превышающем 250 метров. Если снабжение водой невозможно, необходимо обеспечить наличие достаточного количества воды другим способом.
2.12 Дорожные знаки
Все объекты безопасности, находящиеся в распоряжении пользователей туннелем, должны быть маркированы специальными дорожными знаками. Знаки и обозначения для использования в туннелях приведены в Приложении III.
2.13 Центр управления
2.13.1 Обустройство центра управления необходимо для всех туннелей длиной более 3000 метров и интенсивностью движения более 2000 автомобилей на полосу.
2.13.2 Наблюдение за несколькими туннелями может осуществляться из одного центра управления.
2.14 Системы мониторинга
2.14.1 Системы видеонаблюдения и автоматического обнаружения дорожных инцидентов (например, при остановке автомобилей) и/или возгораний должны устанавливаться во всех туннелях, для которых имеется центр управления.
2.14.2 Автоматическая система обнаружения возгораний должна устанавливаться во всех туннелях, для которых нет центра управления и в которых работа механической системы вентиляции на случай задымления отличается от работы автоматической системы вентиляции, обеспечивающей контроль за загрязняющими веществами.
2.15 Оборудование для перекрытия туннеля
2.15.1 Во всех туннелях длиной более 1000 метров на въездах устанавливаются светофоры, чтобы туннель можно было перекрыть в случае чрезвычайной ситуации. Для обеспечения исполнения распоряжений можно использовать дополнительные меры, например, дорожные знаки со сменной информацией или шлагбаумы.
2.15.2 В туннелях длиной более 3000 метров, для которых имеется центр управления и интенсивность движения в которых превышает 2000 автомобилей на полосу, рекомендуется размещение оборудования для остановки движения не реже чем каждые 1000 метров. Такое оборудование состоит из светофоров, а также при необходимости дополнительных объектов, например, громкоговорителей, дорожных знаков со сменной информацией или шлагбаумов.
2.16 Системы оповещения
2.16.1 Системы радиоретрансляции для использования экстренными службами устанавливаются в туннелях длиной более 1000 метров и интенсивностью движения более 2000 автомобилей на полосу.
2.16.2 При наличии центра управления туннелем должна иметься возможность прервать ретрансляцию радиоканалов, предназначенных для пользователей туннелем (при их наличии) для передачи экстренных сообщений.
2.16.3 Укрытия и другие объекты, в которых при эвакуации пользователи туннеля должны находиться какое-то время, прежде чем покинуть туннель, должны быть оборудованы громкоговорителями для предоставления пользователям информации.
2.17 Подача электроэнергии и электрические схемы
2.17.1 Все туннели должны быть оборудованы системами аварийной подачи электроэнергии, способной обеспечить функционирование аварийного оборудования, необходимого для эвакуации, до тех пор, пока все пользователи не покинут туннель.
2.17.2 Электрические схемы, схемы управления должны быть спроектированы таким образом, чтобы в случае местного сбоя, например, пожара, незатронутые части системы могли продолжать функционирование.
2.18 Огнестойкость оборудования
Уровень огнестойкости всего оборудования туннелей определяется исходя из имеющихся технических возможностей с целью поддержания необходимого аварийного функционирования в случае пожара.
2.19 Таблица, содержащая обзор минимальных требований безопасности
В приведенной ниже таблице содержится краткая информация о минимальных требованиях, изложенных в предыдущих параграфах. Минимальные требования являются требованиями, изложенными в действующей версии настоящего Приложения.
Краткий обзор минимальных требований
|
|
|
Интенсивность движения |
Интенсивность движения |
Дополнительные условия для обязательного исполнения требования либо комментарии |
|||
|
500 - 1000 м |
|
500 - 1000 м |
1000 - 3000 м |
|
|
||
Меры в отношении структуры |
Два рукава или более |
|
|
|
|
|
Обязательно, если 15-летний прогноз дает основания полагать, что интенсивность движения > 10000 автомобилей на полосу |
|
Угол наклона |
* |
* |
* |
* |
* |
Обязательно, если не исключается географическими условиями |
||
Аварийные пешеходные дорожки |
* |
* |
* |
* |
* |
Обязательно, если нет резервной полосы, если только не соблюдаются условия пункта 2.3.1 В находящихся в эксплуатации туннелях, в которых нет ни аварийной полосы, ни аварийной пешеходной дорожки, принимаются дополнительные/ |
||
Аварийные выходы как минимум каждые 500 м |
|
|
* |
* |
* |
Обустройство аварийных выходов в находящихся в эксплуатации туннелях - оценивается для каждого случая. |
||
Пересечения для аварийных служб как минимум каждые 1500 м |
|
|
|
|
|
Обязательно в туннелях с двумя рукавами длиной более 1500 м. |
||
Резервная полоса между въездами в туннель |
|
|
|
|
|
Обязательно между въездами в туннель с двумя или несколькими рукавами, если возможно в конкретных географических условиях. |
||
Площадки для стоянки автомобилей как минимум каждые 1000 м |
|
|
|
|
|
Обязательно в новых туннелях с двусторонним движением длиной более 1500 м без аварийной полосы. В находящихся в эксплуатации туннелях длиной более 1500 м: по результатам анализа. Для новых и для находящихся в эксплуатации туннелей: в зависимости от свободной пригодной для использования ширины дорожной |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.