Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г.
о предотвращении преждевременного оставления школы*(1)
(2013/C165 E/02)
Европейский парламент,
- принимая во внимание Статью 165 Договора о функционировании Европейского Союза,
- принимая во внимание Статью 14 Хартии Европейского союза об основных правах,
- принимая во внимание Конвенцию ООН по правам ребенка, в частности Статьи 23, 28 и 29 указанной Конвенции,
- принимая во внимание Решение 1720/2006/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 15 ноября 2006 г., утверждающее программу действий в области образования на протяжении всей жизни*(2),
- принимая во внимание Сообщение Европейской Комиссии о справедливости и эффективности в европейских системах образования и обучения (COM(2006)0481),
- принимая во внимание Сообщение Европейской Комиссии под названием "Молодежь в движении: инициатива по реализации потенциала молодых людей для достижения умелого, устойчивого и всеобъемлющего роста в Европейском Союзе" (COM(2010)0477),
- принимая во внимание Информационное сообщение Европейской Комиссии под названием "Предотвращение преждевременного оставления школы: ключевой вклад в Европейскую Программу Действий 2020" (COM(2011)0018),
- принимая во внимание предложение Европейской Комиссии для Рекомендации Совета ЕС по мерам борьбы с преждевременным оставлением школы (COM(2011)0019),
- принимая во внимание Сообщение Европейской Комиссии под названием "Образование детей младшего возраста и забота: предоставление всем нашим детям лучшего старта для завтрашнего мира" (COM(2011)0066),
- принимая во внимание Сообщение Европейской Комиссии под названием "Рамочное соглашение ЕС для национальных стратегий интеграции цыган до 2020 г." (COM(2011)0173),
- принимая во внимание Заключения Совета ЕС и представителей правительств государств-членов ЕС, встречающихся в рамках Совета ЕС от 21 ноября 2008 г., по подготовке молодежи к 21-му веку: программа для европейского сотрудничества в школах*(3),
- принимая во внимание Заключения Совета ЕС от 12 мая 2009 г. по стратегическим рамкам Европейского сотрудничества в области образования и обучения ("ET 2020")*(4),
- принимая во внимание Заключения Совета ЕС от 26 ноября 2009 г. по образованию детей с миграционной основой*(5),
- принимая во внимание заключения Совета ЕС от 11 мая 2010 г. по социальным аспектам образования и обучения*(6),
- принимая во внимание его резолюцию от 1 февраля 2007 г. по дискриминации в области образования в отношении молодых женщин и девочек*(7),
- принимая во внимание его резолюцию от 16 января 2008 г. под названием "На пути к созданию стратегии ЕС по правам ребенка"*(8),
- принимая во внимание его резолюцию от 23 сентября 2008 г. по улучшению качества педагогического образования*(9),
- принимая во внимание его резолюцию от 18 мая 2010 г. по ключевым компетенциям для меняющегося мира: имплементация образования и рабочей программы обучения 2010*(10),
- принимая во внимание его резолюцию от 18 мая 2010 г. по стратегии ЕС для молодежи - инвестирование и расширение прав и возможностей*(11),
- принимая во внимание его резолюцию от 9 марта 2011 г. на стратегию ЕС по цыганской интеграции*(12),
- принимая во внимание его резолюцию от 12 мая 2011 г. по ранним годам обучения в Европейском Союзе*(13),
- принимая во внимание Правило 48 его Регламента,
- принимая во внимание отчет Комитета по культуре и образованию и заключение Комитета Труда и Социального развития (A7-0363/2011),
A. молодые люди, если они в полной мере участвуют в жизни общества и достигают самореализации как личности и граждане, должны обладать широким спектром знаний и навыков, необходимых для их интеллектуального и социального развития, в том числе способность эффективно общаться, работать в команде, решать проблемы и критически оценивать информацию,
B. исходя из того, что для молодежи образование способствует развитию таких ценностей, как развитие личности, лучшая социальная интеграция и большее чувство ответственности и инициативы,
C. исходя из того, что уровни преждевременного оставления школы (ESL) отличаются в разных государствах-членах ЕС, а также между городами и регионами и между социально-экономическими категориями их жителей и находятся под влиянием целого ряда сложных факторов,
D. исходя из того, что одной из пяти ведущих целей Европы 2020 является сокращение доли преждевременно отставивших школу учеников до менее чем 10% и увеличение доли молодого поколения со степенью или дипломом или эквивалентным уровнем образования по меньшей мере до 40%,
E. исходя из того, что цель в 10% была согласована государствами-членами ЕС в 2003 г., но только семи из них удалось достичь этого показателя, и исходя из того, что в 2009 г. средний уровень ESL составил 14,4%,
F. исходя из того, что несмотря на стабильное снижение уровня ESL в последнее десятилетие, большинство государств-членов ЕС до сих пор имеют фрагментарный и недостаточно скоординированный подход к предотвращению указанной проблемы,
G. исходя из того, что 24,1% всех подростков в государствах-членах ЕС, достигших возраста 15 лет, показывают низкий уровень грамотности в чтении литературы,
H. исходя из того, что чтение является основным инструментом для всех молодежи, необходимым для достижения прогресса в любом школьном предмете и интеграции в сфере труда, понимания и анализа информации, корректного общения и участия в культурной деятельности, а также исходя из того, что, учитывая вышеизложенное, должны быть приняты конкретные меры для устранения недостатков навыков чтения,
I. исходя из того, что ESL имеет серьезные последствия для социальной сплоченности ЕС, а не только для экономического роста, базовых европейских навыков и социальной стабильности, так как разрушает перспективы карьерного роста, здоровья и благополучия молодежи, низкий уровень образования также является ключевой причиной бедности и негативных последствий для здоровья,
J. исходя из того, что ESL является одним из основных факторов, способствующих безработице, бедности и социальной изоляции,
Характеристики ESL
1. подчеркивает, что основы будущего образовательного пути и благополучия ребенка закладываются в первые годы детства и могут помочь привить идею непрерывного образования, а также что раннее детство является тем временем, когда восприимчивость, изучение языка и способность к формированию социальных контактов - атрибуты, которые будут необходимы в обществе будущего, - следует поощрять, чтобы облегчить интеграцию ребенка в школе и в обществе с самого раннего возраста и тем самым победить ESL; вновь обращается с призывом, содержащимся в его резолюции о ранних годах обучения в ЕС, к развитию европейской структуры для дошкольного образования и услуг по уходу начиная с такого раннего возраста, насколько это возможно, в частности, путем развития бесплатных общественных яслей и детских дошкольных учреждений;
2. отмечает, что ESL особенно заметно среди детей из бедных и неблагополучных семей и детей из семей мигрантов и часто связано с бедностью и социальной изоляцией;
3. предлагает оказать языковую поддержку для учеников из семей мигрантов;
4. подчеркивает в этой связи, что необходимо принять меры для включения детей цыган и детей, не имеющих удостоверяющих личность документов, посещать школу;
5. отмечает, что среди детей цыган 20% не ходят в школу вообще и 30% преждевременно оставивших школу; подчеркивает, что, хотя ESL чаще встречается среди мальчиков, чем девочек, традиционные цыганские общины представляют собой особый случай в этом, в связи с обычаем ранних браков ESL чаще встречается у молодых девушек и происходит в более раннем возрасте (около 12 - 13 лет), чем у мальчиков (около 14 - 15 лет); указывает, что в случае традиционных цыганских общин существует необходимость в дополнительных конструктивных мерах по преодолению ESL, которое является результатом таких вредных традиций и обычаев;
6. отмечает, что неэффективная политика по созданию баланса между трудовой деятельностью и личной жизнью увеличивает распространенность ESL и неуспеваемость в учебе в целом и что есть необходимость активизировать усилия по улучшению такой политики;
7. отмечает существование преемственности поколений, то есть сильной тенденции для детей тех, кто преждевременно оставил школу, самим стать преждевременно оставившими школу; подчеркивает, что семейная структура оказывает существенное влияние на способности детей и их мотивации к успеху в школе;
8. отмечает, что в отношении дошкольного воспитания роль семьи и близких отношений между детьми и родителями в течение первых лет жизни имеют жизненно важное значение для обеспечения надлежащей интеграции в школе;
9. предупреждает о влиянии специфических трудностей обучения и связанных с ними проблем, которые повышают риск оставления школы детьми;
10. призывает государства-члены ЕС проводить факультативные и внешкольные мероприятия для учащихся с трудностями в обучении, чтобы дать им возможность развивать ключевые навыки, несомненно, необходимые на рынке труда;
11. указывает, что ESL может иметь отрицательное влияние на доступ к высококачественному непрерывному образованию;
12. обращает внимание в связи с этим на исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) OECD*(14), которые свидетельствуют о том, что учащиеся образовательных систем с меньшей степенью вертикальной и горизонтальной дифференциации с меньшей вероятностью останутся на второй год или будут исключены; подчеркивает, ОЭСР обнаружила, что студенты из социально неблагополучных семей больше всего подвержены тому, чтобы остаться на второй учебный год или быть исключенными из школы;
13. основные выводы OECD заключаются в том, что ранний отбор учеников для различных образовательных путей увеличивает социально-экономическое неравенство с точки зрения возможностей для получения образования без осуществления каких-либо улучшений в средних показателях в рассматриваемых образовательных системах;
14. обращает внимание в связи с этим на выводы OECD о том, что сравнительные показатели школьных систем в исследованиях Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) подвержены негативному влиянию практики перемещения учеников из одной школы в другую в связи с плохими результатами, поведенческими проблемами или специфическими трудностями в обучении, а также распределением учеников по всем предметам на основе способностей;
15. отмечает в этой связи, что по данным OECD ученики, неблагополучные в социальном и экономическом планах, часто оказываются во вдвойне неблагоприятном положении, потому что посещают школы, находящиеся под влиянием различных видов социально-экономических неблагоприятных факторов, в которых остается все меньше и меньше высококвалифицированных преподавателей;
Необходимость персонализированного подхода
16. утверждает, что равенство возможностей и выбор в сфере образования, а также доступ к качественному образованию для представителей всех социальных, этнических и религиозных групп, независимо от пола или инвалидности, имеют жизненно важное значение для создания более справедливого, равного и открытого общества, которое является динамичным, инновационным и сплоченным; подчеркивает роль, которую играют государственные услуги в этой области;
17. Утверждает, что школьное образование является одним из лучших способов дать всем равные шансы на успех и возможность приобрести знания и навыки, которые позволят им интегрироваться в мир труда, тем самым нарушая преемственность поколений; призывает к образовательной поддержке на предложение лучше координировать и сделать более доступным образование, а также к продлению предоставления социальных услуг и поддержки семьи;
18. Призывает к персональному и всестороннему подходу в образовании начиная с раннего школьного образования и ухода, который включает в себя адресную поддержку лиц, подвергающихся риску ESL, если это необходимо, особенно для детей и молодежи, страдающих от инвалидности;
19. призывает активизировать усилия, которые должны быть сделаны, чтобы такой индивидуальный подход приносил конкретные преимущества ученикам, страдающим от трудностей обучения, вызванных, например, дислексией, диспраксией, дискалькулией, дефицитом внимания или гиперактивностью;
20. отмечает, что проблемы, приводящие к ESL, часто имеют свои корни за пределами школы, и они должны быть выявлены и устранены;
21. предлагает средним и профессиональным школам проводить консультации персонала отдельно от преподавательского состава таким образом, чтобы ученики с проблемами могли говорить о них в условиях конфиденциальности; подчеркивает, что персонал, предоставляющий консультации, должен иметь соответствующую подготовку и с этой целью иметь условия для непрерывного обучения конкретным навыкам;
22. призывает к быстрому реагированию на возникающие трудности в обучении и предполагает ввести в действие эффективные механизмы раннего предупреждения и последующие процедуры для предотвращения усугубления проблем; указывает, что для того, чтобы добиться этого, многосторонние связи и тесное сотрудничество между школами, родителями и руководителями местных сообществ имеют решающее значение, равно как и поддержка локальных сетей с привлечением при необходимости школьных посредников;
23. считает, что должны быть предложены услуги консультирования родителей в связи с влиянием, которое оказывает семья на образовательное и социальное развитие учащихся;
24. подчеркивает, что частой причиной неудач у детей и молодежи являются школьные программы, плохо приспособленные к потребностям жизни детей и их социально обусловленным интересам; отмечает, что чрезмерно жесткая и единообразная система образования затрудняет индивидуализацию работы школы и связывание образования с повседневными потребностями;
25. выступает за лучшую профориентацию и высококачественную схему трудового опыта, а также культурные и образовательные визиты и обмены, организованные школой, в том числе воздействие предпринимательства, для того, чтобы развенчать миф о мире труда, обеспечивая тем самым возможность студентам сделать осознанный выбор в карьере; подчеркивает, что консультанты по профориентации должны получать соответствующее и постоянное обучение, чтобы они могли активно взаимодействовать с учениками, которые потенциально подвержены преждевременному оставлению школы;
26. признает необходимость четкой политики интеграции учащихся-сенсорных инвалидов в обычных школах и призывает государства-члены ЕС отказаться от политики, основанной на отдельном специальном образовании;
27. вновь заявляет о принципиальной роли некоммерческого сектора в содействии социальной интеграции и призывает государства-члены ЕС шире использовать Европейскую волонтерскую службу как фактор личного, образовательного и профессионального развития;
28. рекомендует установить схему наставничества в школах, чтобы оказать на учеников влияние со стороны бывших учеников, в частности, для того, чтобы обменяться мнениями по возможным вариантам обучения и карьеры;
29. признает, что повторение учебного года может оставить "клеймо" низкой успеваемости и не всегда приводит к улучшению результатов; подчеркивает, что ограничение повторения учебного года в государствах-членах ЕС, где оно широко практикуется, и замена его индивидуальной гибкой поддержкой является более эффективным способом предотвращения ESL;
30. указывает на то, что информационно-коммуникационные технологии (ICT) могут произвести положительный эффект под структурированными условиями обучения и могут способствовать мотивации и обучению; предполагает государствам-членам ЕС поощрять и расширять доступ учащихся к ICT с первых лет в школе и создать обучающие программы для учителей;
31. отмечает, что социальное и финансовое давление на малообеспеченные семьи может заставить учеников преждевременно оставить школу, чтобы выйти на рынок труда и дополнить семейные ресурсы; призывает государства-члены ЕС рассмотреть вопрос о введении системы проверки нуждаемости в финансовой поддержке для тех, кто нуждается в ней, для борьбы с этой проблемой; призывает государства-члены ЕС оказать финансовую поддержку для родителей, которые уделяют время воспитанию малолетних детей, дают им свою любовь и обеспечивают пользу для общества в будущем, инвестируя в человеческий капитал, значение которого часто недооценивается;
32. предлагает, чтобы были приняты другие перераспределительные меры, такие как предоставление бесплатного питания в школах, школьных учебников и основного спортивного инвентаря, чтобы уменьшить воздействие социального неравенства и в то же время бороться с рисками появления "клейма", с которыми сталкиваются такие ученики;
33. указывает, что должна быть предложена дополнительная поддержка для лиц с ограниченными возможностями, для того чтобы снизить риск преждевременного оставления школы и обеспечить получение ими соответствующей квалификации;
34. подчеркивает решающее значение государственной системы образования самого высокого качества, где обучение является бесплатным и доступным для всех и осуществляется в безопасной и благоприятной окружающей среде;
35. призывает к особым усилиям, которые должны быть приложены для предотвращения и пресечения издевательств и насилия в школе;
36. напоминает о важности увеличения числа учащихся, оканчивающих первую часть среднего образования, тем самым, способствуя достижению основной компетентности;
Совместная ответственность
37. подчеркивает, что существует много субъектов, которые могут принять меры для предотвращения преждевременного оставления школы детьми; отмечает, что к ним относятся не только родители и все те, кто участвует в образовательном процессе, но и государственные органы на национальном и местном уровнях, и призывает к более тесному сотрудничеству между всеми указанными субъектами совместно с местными органами здравоохранения и социального обеспечения; отмечает, что "объединенный" подход может быть эффективным в помощи рассматриваемым лицам для преодоления множества барьеров на пути достижений в области образования и трудоустройства; в связи с этим подчеркивает важность студенческих грантов, которые позволяют детям из неблагополучных семей воспользоваться теми же возможностями, что и другие дети;
38. призывает государства-члены ЕС принять меры по противодействию стереотипам людей из наименее благополучной социально-культурной среды, которые исправят их на ранней стадии в форме коротких курсов профессионального обучения, несмотря на школьную успеваемость их детей;
39. предлагает, чтобы стратегии ESL являлись отправной точкой анализа основных причин ESL, охватывающего различные группы учащихся, школ, регионов и муниципальных образований, которые будут осуществляться под руководством соответствующих органов власти на местном и региональном уровнях;
40. подчеркивает необходимость укрепления особых отношений между родителями и детьми, так как это является жизненно важным для детского развития, будущей стабильности и их постепенного развития в школе; подчеркивает, что уход за малолетними детьми представляет собой дополнительные преимущества для общества и позволяет сократить расходы, связанные с преступностью среди несовершеннолетних, преступностью, депрессией и другими проблемами, связанными с потерей стабильности, которые приводят к уходу детей из школы;
41. подчеркивает, что молодежь, включая самих преждевременно оставивших школу, должны быть вовлечены в дискуссию о разработке и реализации политики ESL и программ; отмечает, что активное участие студентов, например, посредством студенческих советов, может мотивировать их путем повышения их чувства "включенности" в дебаты, происходящие вокруг вопроса об их собственных академических успехах;
42. подчеркивает необходимость детального изучения эффективности существующих национальных стратегий в качестве возможного источника информации для обмена опытом и передовой практикой между государствами-членами ЕС;
43. предлагает, чтобы государства-члены ЕС обязали родителей быть ответственными за образование своих детей до тех пор, пока последние не достигнут своего 18-летия, таким образом продлевая обязательное школьное обучение на два года с 16-летия ребенка до его или ее 18-летия или до конца среднего образования;
44. признает, что планирование мероприятий, проводимых в государствах-членах ЕС различными субъектами, может быть затруднено, но должно поощряться с целью обмена передовым опытом; подчеркивает необходимость улучшения общеевропейской координации между различными указанными услугами, а также улучшения координации деятельности внутри государств-членов ЕС между национальными, региональными и местными органами власти;
45. призывает Европейскую Комиссию и государства-члены ЕС создавать и развивать политику, которая сделает возможным раннее выявление лиц, которые наиболее вероятно будут подвержены ESL;
46. отмечает, что целевое положение высококачественного дошкольного образования и ухода высококвалифицированными специалистами приводит к сокращению ESL;
47. призывает государства-члены ЕС вкладывать средства в обучение учителей и квалифицированного персонала для дошкольного и обязательного образования, а также регулярно пересматривать и обновлять образовательные системы и программы для непрерывного развития квалификации учителей; подчеркивает важность вхождения детей в школьную среду в раннем возрасте и предполагает принять на работу в школы ассистентов учителей для работы с трудными учениками и помощи учителям в их работе, а также вспомогательный персонал для оказания помощи детям с ограниченными возможностями в их учебе в стандартных учебных заведениях или в тех, которые предусмотрены для их ограниченных возможностей;
48. подчеркивает фундаментальную важность дополнительного коррективного обучения в помощи учащимся с трудностями в обучении, а также стимулирования и поддержки учащихся, которые чувствуют себя униженными и брошены своими школами и семьями; настоятельно призывает государства-члены ЕС инвестировать в обучение и социальную помощь родителям, которые решают остаться дома и присматривать за малолетними детьми;
49. напоминает государствам-членам ЕС об их обязанности представить национальные планы действий и призывает Европейскую Комиссию представить обзор, анализ и оценку этих планов действий в Европейский парламент в течение одного года;
50. подчеркивает, что позитивные отношения между учителями и учениками имеют жизненно важное значение в вовлечении молодежи в процесс обучения, в связи с чем призывает государства-члены ЕС инвестировать в соответствующую подготовку учителей, чтобы гарантировать, что они обладают навыками, необходимыми для взаимодействия и мотивирования своих учеников;
51. призывает педагогические учебные заведения разработать программы непрерывного развития навыков учителей, включая работу с учащимися "группы риска", которые имеют высокий показатель прогулов и отсутствия мотивации к обучению, в педагогическую, психологическую и методическую деятельность, а также сделать более доступными методические пособия для учителей и родителей;
52. указывает на необходимость использовать образовательную терапию взаимодействия в целях устранения причин и симптомов трудностей в обучении детей с помощью образовательных и обучающих ресурсов, для того чтобы устранить образовательные неудачи и их последствия;
53. признает, что учителя нуждаются в социальных навыках и времени, необходимом для признания и поддержки различных стилей обучения, а также в свободе и пространстве, чтобы применять различные методы преподавания и обучения, соответствующие ученикам;
54. отмечает, что ученики должны как можно раньше узнать о диапазоне вариантов карьеры, открытом для них, и предполагает, что школы и университеты должны налаживать партнерские отношения с местными органами власти, организациями и объединениями, чтобы позволить учащимся встретиться с профессионалами из различных областей, а также узнать больше о предпринимательской деятельности;
55. подчеркивает важность соответствующего размера класса и группы, а также стимулирующей и всеохватывающей среды обучения для молодежи;
56. указывает далее на то, что частая замена учителей в классе, использование двухсменной школьной системы и плохого расписания занятий также оказывают негативное влияние на способность учащихся к эффективному обучению и способствуют негативному отношению к обязательному школьному обучению;
Различные подходы к обучению
57. признает всеобщее право на непрерывное образование, которое включает формальное и неформальное и неофициальное обучение;
58. призывает государства-члены ЕС и региональные правительства, обладающие полномочиями в сфере образования, признать и подтвердить знания, приобретенные неформальным и неофициальным путем, облегчая тем самым возвращение людей к системе образования;
59. признает пользу спорта, культурных мероприятий, волонтерства и активной гражданской позиции в обеспечении форума для неформального и непрерывного образования;
60. подчеркивает важность разнообразия образовательных путей для школьников, объединения общей и профессиональной подготовки и убежден, что именно продуманное сочетание этих двух видов подготовки, основанное на возрасте и сильных сторонах учащегося, сможет предоставить им лучший шанс на безопасную высококачественную работу; выделяет в этом отношении важность поощрения мостов между системой образования и сферой труда, а также между системами подготовки кадров; далее обращает внимание на важность возможностей выучить второй европейский язык для того, чтобы облегчить мобильность молодежи и мотивировать молодых людей развивать интересы и перспективы за пределами их собственной узкой окружающей среды;
61. подчеркивает дополнительный вклад инициатив и программ, предназначенных для родителей, которые позволяют им принять непрерывный подход для улучшения их образования и, таким образом, укрепления преподавания и обучения на дому со своими детьми;
62. призывает к обновлению школьных ресурсов для использования потенциальных преимуществ цифровых методов обучения, а также к привлечению внимания к такой квалификации, как языковая подготовка или компьютерная грамотность, которые необходимы для работы завтрашнего дня;
63. призывает государства-члены ЕС учитывать требования рынка труда и принять меры по повышению статуса профессиональной квалификации, а также укреплять сотрудничество между профессионально-техническими учреждениями и предприятиями таким образом, чтобы первые рассматривались как целесообразный вариант для студентов любых способностей;
64. подчеркивает, что принцип "умения учиться"*(15) должен быть в центре всех школьных программ; отмечает, что активные методы обучения имеют решающее значение для вовлечения большего числа молодежи в процесс обучения и стимулирования их расширять свои знания, а также рекомендует включение новых технологических приложений, таких как те, которые предлагает Интернет вещей*(16), с целью повышения мотивации и результата;
65. подчеркивает важность развития и поддержки деятельности за пределами системы образования; считает, что доступ для всех к внеклассной деятельности, будь то спортивные, культурные мероприятия или просто проведение досуга, может уменьшить число прогулов и ESL и очень важен для развития детей;
66. подчеркивает, что в рамках школы должны осуществляться внеклассные мероприятия, так как это помогает создать "положительный" образ школьной среде; признает, что, если ученики получают больше стимулов, чтобы пойти в школу, это является способом предотвращения ESL;
67. признает роль молодежных организаций в профилактике ESL, предлагая неформальное образование, которое дает молодежи важные навыки, развивает чувство ответственности и повышает самооценку;
68. признает, что во всех государствах-членах ЕС адекватного уровня грамотности и умения считать редко достигают все школьники, что способствует ESL; подчеркивает, что государства-члены ЕС должны в срочном порядке поставить цели, обеспечивающие гарантии того, что все учащиеся окончат начальную школу с умением читать, писать и считать на соответствующем уровне для их возраста; кроме того, считает, что государства-члены ЕС должны также установить схемы грамотности и арифметические схемы, чтобы позволить ученикам, которые пропустили эти важные навыки во время их формального образования, наверстать упущенные знания настолько быстро, насколько это возможно;
Решения о втором шансе
69. призывает государства-члены ЕС найти пути реинтеграции преждевременно оставивших школу в школьную систему путем реализации соответствующих программ, таких как школы "второго шанса", которые обеспечивают подходящую среду обучения, позволяющую молодежи вновь обрести уверенность в себе и в своей способности учиться;
70. отмечает, что для того чтобы гарантировать обращение таких мер реинтеграции к наиболее нуждающимся, должны быть приняты соответствующие меры для определения и мониторинга обеспокоенности учащихся, повышения осведомленности и оценки результатов;
71. подчеркивает, что самые высокие показатели реинтеграции достигаются программами, направленными на индивидуальные потребности учеников, преждевременно оставивших школу; призывает образовательные учреждения к уважению потребностей и прав отдельных лиц при разработке программ для них;
72. подчеркивает необходимость организации деятельности на местном уровне, чтобы поощрять людей возвращаться в школу и распространять позитивную среду для людей, которые преждевременно оставили школу и намерены вернуться в нее;
73. отмечает, что всего несколько оценок было осуществлено различными мерами реинтеграции в государствах-членах ЕС; призывает, следовательно, государства-члены ЕС к контролю и оценке своих программ реинтеграции и установлению целевых показателей для улучшения ситуации;
74. подчеркивает необходимость проанализировать феномен повторения учебного года и его влияния на уровень ESL, отмечая важность индивидуальных программ для отдельных учеников;
75. настоятельно призывает государства-члены ЕС к созданию еще большего количества школ "второго шанса", укреплению содержания их учебных программ и их материально-технического оснащения, а также повышения потенциала доступного профессорско-преподавательского состава, учитывая, что эти школы являются важным инструментом для реинтеграции лиц, которые пропустили обучение в учреждениях системы формального образования;
Система образования и занятости
76. отмечает, что снижение ESL до не более чем 10%, что соответствует основной цели ЕС-2020, будет оказывать влияние на снижение безработицы среди молодежи и повышение уровня занятости, так как в настоящее время 52% выпускников школ являются безработными и в соответствии с академическими оценками число рабочих мест для низкоквалифицированной или неквалифицированной рабочей силы в ближайшие годы уменьшится еще больше; отмечает, что снижение уровня ESL лишь на 1% может увеличить число потенциальных квалифицированных сотрудников на 500 000;
77. считает, что ESL обуславливает упущенные возможности для молодых людей и потерю социального и экономического потенциала для ЕС в целом; подчеркивает тот факт, что в дополнение к воздействию существующих демографических изменений европейские страны не могут позволить себе такую огромную трату талантов, и подчеркивает, что эту тенденцию следует рассматривать на фоне рынка труда и уровня конкурентоспособности ЕС, который будет, как правило, в пользу обладателей квалификаций высшего образования; отмечает, что повышение уровня образования, таким образом, поможет переломить эту тенденцию тем, что более высокие уровни квалификации будут предназначены для "разумного роста" и что предотвращение одного из основных факторов риска, связанного с безработицей и бедностью, проложит путь к "всеобъемлющему росту";
78. подчеркивает связь между ESL и безработицей среди молодежи; отмечает, что более половины учеников, преждевременно оставивших школу в ЕС, были безработными в 2009 г. и что ESL может привести к чрезмерной зависимости от ненадежных рабочих мест, а также может усугубить проблему структурной безработицы в широких слоях населения;
79. отмечает, что преждевременно оставившие школу менее вероятно будут принимать активное участие в социально-экономическом предпринимательстве, что имеет негативные последствия для экономики и общества;
80. подчеркивает важность борьбы с ESL, не в последнюю очередь в связи с демографическими тенденциями в ЕС;
81. отмечает, что долгосрочные экономические и социальные последствия ESL создают значительный риск бедности и что борьба против ESL является способом предотвращения социальной изоляции среди молодежи; таким образом, считает сокращение числа преждевременно оставивших школу одной из ключевых мер в достижении цели, в рамках стратегий на национальном и на европейском уровнях, по подъему по крайней мере 20 миллионов человек из риска бедности и настоятельно призывает государства-члены ЕС не уменьшать установленный возраст окончания школы;
82. призывает работодателей, если это возможно, стимулировать молодых работников, которые не получили высшего среднего образования и квалификации, стать квалифицированными работниками, вводя во внутреннюю политика предприятия возможность сотрудникам совмещать учебу с работой; отмечает в этой связи, необходимость содействовать участию обучающихся в программе "Leonardo da Vinci";
83. призывает, таким образом, государства-члены ЕС как можно быстрее разработать политику с целью создания новых рабочих мест на основе новых навыков;
84. подчеркивает необходимость адаптации систем образования в соответствии с требованиями рынка труда; отмечает, что будущем в ситуации, когда станет редкостью работа в течение всей жизни человека в одном секторе, учащиеся должны приобрести широкий спектр способностей, таких как творчество, творческое мышление, общие навыки и способности быстро адаптироваться и гибко реагировать на изменяющиеся условия и требования;
85. настоятельно призывает государства-члены ЕС, при содействии Европейской Комиссии, действовать эффективно в фиксировании явления NEET (Not in Education, Employment or Training)*(17) и его предотвращении;
86. предлагает расширить рамки для принятия компанией стажеров параллельно с продолжением школьного образования;
87. подчеркивает, что государства-члены ЕС должны совершенствовать свои системы образования и профессионального обучения для того, чтобы найти наилучшее сочетание потребностей личности с потребностями рынка труда, включая предотвращение проблем с основными навыками (умение читать и считать), продвижение профессионального образования и обучения и принятие мер для облегчения перехода от образования на рынок труда;
88. констатирует, что мальчики чаще преждевременно оставляют школу и существует риск создания более низкого класса молодых безработных мужчин практически без образования и низким шансом стать частью рынка труда и общества в целом; настоятельно призывает государства-члены ЕС обратить особое внимание на мальчиков, которые испытывают трудности адаптации к школьной среде, и не снижать обязательный возраст окончания школы;
89. принимая во внимание, что случаи кратковременного и небезопасного трудоустройства происходят чаще среди лиц с низким уровнем образования, призывает Европейскую Комиссию обеспечить гарантии того, что усилия с целью позволить преждевременно оставившим школу вернуться на рынок труда всегда идут рука об руку с дополнительными программами обучения с целью повышения перспектив их будущего трудоустройства;
90. указывает на то, что инвестиции в переподготовку и модернизацию профессионального обучения необходимы для того, чтобы помочь преждевременно оставившим школу интегрироваться на рынке труда;
91. подчеркивает необходимость повышения квалификации, представленной в профессионально-техническом обучении и более эффективно соответствующей специализациям, предложенным с учетом требований рынка труда, так как связь образования и трудоустройства является неотъемлемой частью предотвращения ESL;
92. считает, что для борьбы с ESL политика в области образования должна быть связана с политикой, направленной на содействие восстановлению экономики и, следовательно, на создание постоянных рабочих мест, а также предотвращение любого выпадения из образовательного процесса, кратковременного и небезопасного трудоустройства и ускорения "утечки мозгов";
93. рекомендует, чтобы обучение NITC (новые информационные и коммуникационные технологии), а также на языке технологий начиналось в раннем возрасте, учитывая, что они являются, в частности, полезными средствами связи, которые молодежь имеет возможность быстро освоить;
Политика ЕС
94. приветствует предложение Европейской Комиссии для рекомендации Совета ЕС по политике уменьшения ESL, в которой предлагается рамочная программа для комплексной политики в этой области, дается анализ основных причин ESL на национальном и местном уровнях в каждом государстве-члене ЕС, оценка эффективности существующих мер и интеграции профилактики, вмешательства и компенсационных мер по борьбе с этим явлением;
95. считает, что при соблюдении принципа субсидиарности европейская рамочная программа для всесторонней стратегии по предотвращению ESL может служить полезным руководством для государств-членов ЕС в определении правильного подхода к модернизации существующей политики и развитию их программ национальных реформ;
96. предупреждает, что возможные сокращения государственных расходов в секторе образования в связи с экономическим кризисом и бюджетная политика жесткой экономии, проводимые в государствах-членах ЕС, будут иметь неблагоприятные последствия в том, что они будут и далее расширять число преждевременно оставивших школу в ЕС;
97. подчеркивает, что вкладывание большее количество денежных средств в борьбу с ESL может иметь долгосрочный эффект предотвращения приобщения молодежи к зависимости от социального обеспечения;
98. выступает, в контексте бюджета ЕС 2012, за предлагаемый "Пилотный проект по делам молодежи" с целью обеспечения гарантий для интеграции молодых людей и, в частности, преждевременно оставивших школу, на рынок труда;
99. выступает за целенаправленное, эффективное и согласованное использование Структурных Фондов, особенно Европейского Социального Фонда, с целью полной имплементации Молодежных стратегий, в частности, для учеников, преждевременно оставивших школу, для того, чтобы содействовать социальной вовлеченности в рамках конкретных программ в каждом государстве-члене ЕС, обеспечить высококачественное образование для всех и предотвратить ESL и прогулы;
100. отмечает, что природа проблемы ESL варьируется в зависимости от страны, а также от региона и что в связи с этим нет единого уравнительного решения этой проблемы;
101. приветствует и одобряет планы, объявленные Советом ЕС, в отношении социального "отображения" учеников, преждевременно оставивших школу, через компиляцию данных из всех государств-членов ЕС; призывает Европейскую Комиссию поддержать указанную инициативу;
102. призывает государства-члены ЕС проводить углубленный анализ проблемы ESL с должным учетом требований защиты данных с целью выявления коренных причин на национальном, региональном и местном уровнях;
103. отмечает, однако, что для того чтобы проанализировать фундаментальные причины ESL, необходимы всеобъемлющие, последовательные и согласованные данные из государств-членов ЕС;
104. призывает увеличить фонды и повысить доступность ЕС Программы непрерывного образования, которая повышает мобильность учеников и учителей, усиливает обмен передовым опытом и способствует улучшению методов преподавания и обучения; призывает к более эффективному использованию финансирования, предоставленного структурными фондами ЕС для принятия мер по предотвращению непосещения школы;
105. подчеркивает важность ЕС Программы непрерывного образования и ее четырех подпрограмм: "Comenius", "Erasmus", "Leonardo da Vinci" и "Grundtvig", где "Comenius", в частности, играет ключевую роль в борьбе с проблемой ESL;
106. призывает Европейскую Комиссию содействовать распространению информации о программе действий "Comenius" по индивидуальной мобильности учеников, которая может способствовать сокращению ESL;
* *
107. Поручает своему Председателю передать настоящую резолюцию Совету ЕС, Европейской Комиссии, а также правительствам и парламентам государств-членов ЕС.
_____________________________
*(1) European Parliament resolution of 1 December 2011 on tackling early school leaving (2011/2088(INI)) (2013/C 165 E/02). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N C 165 E, 11.6.2013, стр. 7.
*(2) ОЖ N L 327, 24.11.2006, стр. 45.
*(3) ОЖ N C 319, 13.12.2008, стр. 20.
*(4) OЖ N C 119, 28.5.2009, стр. 2.
*(5) OЖ N C 301, 11.12.2009, стр. 5.
*(6) OЖ N C 135, 26.5.2010, стр. 2.
*(7) OЖ N C 250 E, 25.10.2007, стр. 102.
*(8) OЖ N C 41 E, 19.2.2009, стр. 24.
*(9) OЖ N C 8 E, 14.1.2010, стр. 12.
*(10) OЖ N C 161 E, 31.5.2011, стр. 8.
*(11) OЖ N C 161 E, 31.5.2011, стр. 21.
*(12) Тексты приняты, P7_TA(2011)0092.
*(13) Тексты приняты, P7_TA(2011)0231.
*(14) От англ. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) - Организация экономического сотрудничества и развития - прим. перев.
*(15) Формирование установок и выработка навыков учения - прим. перев.
*(16) Термин был предложен в 1999 г. Кевином Эштоном. Интернет вещей - это объединение в сеть физических объектов ("вещей"), оснащенных встроенными технологиями (датчиками, метками) для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Сокращенно - IoT - прим. перев.
*(17) Термин, означающий молодого человека, который находится вне образования, трудовой деятельности или профессионального обучения - прим. перев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. о предотвращении преждевременного оставления школы
Переводчик - Васильева С.А.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Резолюции на английском языке опубликован в Официальном Журнале N C 165 E, 11.6.2013, стр. 7.