Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Предупреждения в отношении отказа во въезде или пребывании
(Статья 24 Регламента по SIS II)
Введение
Обмен информацией о гражданах третьей страны, в отношении которых было выдано предупреждение, согласно Статье 24 Регламента по SIS II позволяет государствам-членам ЕС принимать решения в случае прошения на въезд или выдачи визы. Если человек уже находится на территории государства-члена ЕС, его национальные органы могут принимать соответствующие меры для выдачи разрешений на жительство, виз долгосрочного пребывания или высылки. В этом разделе ссылки на визы касаются виз долгосрочного пребывания, если не указано иное (например, повторная въездная виза).
Осуществление информационных процедур, установленных согласно Статье 5(4) Шенгенского кодекса о границах и процедур консультаций, установленных согласно Статье 25 Шенгенской Конвенции, входит в компетенцию органов, ответственных за пограничный контроль и выдающих разрешения на жительство или визы. В принципе Бюро Sirene должны принимать участие в указанных процедурах только для того, чтобы передавать дополнительную информацию, непосредственно связанную с предупреждениями (например, уведомление о совпадении, идентификации личности), или чтобы удалять предупреждения.
Однако Бюро Sirene могут принимать участие в передаче дополнительной информации, необходимой для высылки гражданина третьей страны или для отказа ему во въезде; они также могут участвовать в передаче любой дополнительной информации, появившейся в результате указанных действий.
Директива 2004/38/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(41) не применяется в Швейцарии. Вследствие этого в случае обнаружения совпадения в отношении гражданина третьей страны, который пользуется правом на свободное передвижение, необходимо провести обычные консультации между Швейцарией, выдающим предупреждение государством-членом ЕС и любым другим государством-членом ЕС, которое может располагать существенной информацией о праве гражданина третьей страны на свободу передвижения.
4.1. Ввод предупреждения
В соответствии со Статьей 25 Регламента по SIS II специальные правила распространяются на граждан третьей страны, пользующихся правом на свободное передвижение в значении Директивы 2004/38/ЕС. Бюро Sirene по мере возможности должно предоставить любую информацию, использованную для установления того, было ли введено предупреждение об отказе во въезде или пребывании в отношении лица, пользующегося правом на свободное передвижение*(42). В исключительном случае при вводе предупреждения в отношении гражданина третьей страны, пользующегося правом на свободное передвижение, Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС должно на основе информации, предоставленной органом, который ввел в систему предупреждение, направить форму М всем другим государствам-членам ЕС (см. Раздел 4.6. и 4.7.).
В дополнение к этому Статья 26 Регламента по SIS II предусматривает, что с учетом определенных условий должны также вводиться предупреждения, касающиеся граждан третьей страны, в отношении которых приняты ограничительные меры, предназначенные для недопущения въезда или проезда через территорию государств-членов ЕС, принятые в соответствии со Статьей 29 Договора о Европейском Союзе*(43). Предупреждения должны вводиться компетентным органом государства-члена ЕС, который председательствует в Совете ЕС в момент принятия мер. Если указанное государство-член ЕС не имеет доступа к SIS II или к предупреждениям, то согласно Статье 24 Регламента по SIS II данная обязанность должна быть возложена на государство-член ЕС, которое будет председательствовать следующим и имеет доступ к SIS II или предупреждениям согласно Статье 24 Регламента по SIS II.
Государства-члены ЕС должны установить необходимые процедуры для ввода, обновления и удаления таких предупреждений.
4.3. Незаконно использованные идентификационные данные
Общая процедура указана в Разделе 2.11.1.
Проблемы могут возникнуть, если гражданин третьей страны, в отношении которого выдано предупреждение об отказе во въезде или пребывании, незаконно использует идентификационные данные гражданина Европейского Союза для того, чтобы попытаться въехать в страну. Если обнаружена такая ситуация, компетентные органы в государствах-членах ЕС могут быть поставлены в известность о надлежащем использовании функции SIS II в отношении незаконно использованных идентификационных данных. Предупреждения в отношении отказа во въезде не выдаются при установлении личности граждан Европейского Союза.
4.5. Обмен информацией при выдаче разрешений на жительство или при выдаче виз
Необходимо применять следующую процедуру:
(a) без ущерба действию специальной процедуры по обмену информацией, которая осуществляется в соответствии со Статьей 25 Шенгенской конвенции; а также без ущерба действию Раздела 4.8, в котором рассматривается обмен информации после обнаружения совпадения в отношении гражданина третьей страны, который пользуется правом на свободное передвижение (в этом случае обязательной является консультация Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС), исполняющее государство-член ЕС может проинформировать выдающее государство-член ЕС о том, что в ходе выполнения процедуры выдачи разрешения на жительство или визы было найдено совпадение по предупреждению в отношении отказа во въезде. При необходимости выдающее предупреждение государство-член ЕС может проинформировать другие государства-члены ЕС посредством формы М;
(b) при соответствующих запросах в соответствии с национальным законодательством Бюро Sirene заинтересованных государств-членов ЕС могут оказать содействие в передаче необходимой информации компетентным органам, ответственным за выдачу виз и разрешений на жительство.
Специальные процедуры, предусмотренные Статьей 25 Шенгенской конвенции
Процедура в соответствии со Статьей 25(1) Шенгенской конвенции
Если при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на жительство или визы государство-член ЕС обнаруживает, что в отношении соответствующего заявителя другим государством-членом ЕС выдано предупреждение об отказе во въезде или пребывании, оно должно обратиться за консультацией к выдающему предупреждение государству-члену ЕС через Бюро Sirene. Государство-член ЕС, рассматривающее вопрос о выдаче визы или разрешения на жительство, должно посредством формы N проинформировать выдающее предупреждение государство-член ЕС о решении выдавать или не выдавать визу или разрешение на жительство. Если государство-член ЕС решает выдать визу или разрешение на жительство, предупреждение необходимо удалить. При этом человек может быть занесен в национальный список предупреждений об отказе во въезде в выдающем предупреждение государстве-члене ЕС.
Процедура в соответствии со Статьей 25(2) Шенгенской конвенции
Если государство-член ЕС, которое ввело в систему предупреждение об отказе во въезде или пребывании, обнаруживает, что лицо, в отношении которого выдано предупреждение, получило визу или разрешение на жительство, оно должно инициировать процедуру проведения консультации с государством-членом ЕС, которое выдало визу или разрешение на жительство, через Бюро Sirene. Государство-член ЕС, выдавшее визу или разрешение на жительство, посредством формы О информирует выдающее предупреждение государство-член ЕС о решении аннулировать или не аннулировать разрешение на жительство или визу. Если указанное государство-член ЕС решает оставить в силе разрешение на жительство или визу, предупреждение необходимо удалить. При этом человек может быть занесен в национальный список предупреждений об отказе во въезде в государстве-члене ЕС.
Необходимо провести консультацию через Бюро Sirene посредством формы О, если государство-член ЕС, которое выдало разрешение на жительство или визу, обнаруживает, что в SIS II введено предупреждение об отказе во въезде или пребывании в отношении указанного лица*(44).
Если третье государство-член ЕС (т.е. оно не является ни государством, выдавшим разрешение на жительство/визу, ни государством, выдавшим предупреждение) обнаруживает, что в систему введено предупреждение в отношении гражданина третьей страны, который имеет разрешение на жительство или визу от одного из государств-членов ЕС, оно должно уведомить и государство-член ЕС, выдавшее разрешение на жительство/визу, и выдающее предупреждение государство-член ЕС через Бюро Sirene посредством формы H.
Если в результате проведения процедуры, предусмотренной в соответствии со Статьей 25 Шенгенской конвенции, происходит удаление предупреждения об отказе во въезде или пребывании, Бюро Sirene с учетом их национального законодательства должны по запросу оказать соответствующую поддержку.
Специальные процедуры, предусмотренные Статьей 5(4)(а) и (с) Шенгенского кодекса о границах
4.5.1. Процедура, предусмотренная в случаях, подпадающих под действие Статьи 5(4)(а)
В соответствии со Статьей 5(4)(а) Шенгенского кодекса о границах гражданин третьей страны, в отношении которого выдано предупреждение об отказе во въезде или пребывании и который в то же самое время имеет разрешение на жительство, визу долгосрочного пребывания или повторную въездную визу, выданную одним из государств-членов ЕС, может въехать в транзитных целях в государство-член ЕС, которое выдало разрешение на жительство или повторную въездную визу, при пересечении границы третьего государства-члена ЕС. Во въезде может быть отказано, если указанное государство-член ЕС выдало национальное предупреждение об отказе во въезде. В обоих случаях по запросу компетентного органа Бюро Sirene государства-члена ЕС, на территорию которого лицо стремится въехать, должно отправить Бюро Sirene двух заинтересованных государств-членов ЕС сообщение (форма Н, если транзит разрешен/форма G, если во въезде отказано), и проинформировать их о несоответствии и предложить проконсультироваться друг с другом или для того, чтобы удалить предупреждение в SIS II, или чтобы аннулировать разрешение на жительство или визу. Оно также может потребовать проинформировать его о результате всех консультаций.
Если гражданин третьей страны пытается въехать на территорию государства-члена ЕС, которое ввело в SIS II предупреждение, указанное государство может отказать ей/ему во въезде. Однако по запросу компетентного органа Бюро Sirene указанного государства-члена ЕС должно проконсультироваться с Бюро Sirene государства-члена ЕС, которое выдало разрешение на жительство или визу, для того, чтобы компетентный орган смог определить наличие достаточных оснований для аннулирования разрешения на жительство/визы. Государство-член ЕС, выдавшее визу или разрешение на жительство, посредством формы О информирует выдающее предупреждение государство-член ЕС о решении, аннулировать или не аннулировать разрешение на жительство или визу. Если указанное государство-член ЕС решает оставить в силе разрешение на жительство или визу, предупреждение необходимо удалить. При этом человек может быть занесен в национальный список предупреждений об отказе во въезде в государстве-члене ЕС.
Если лицо пытается въехать на территорию государства-члена ЕС, выдавшего разрешение на жительство или визу, ему/ей могут разрешить въехать на территорию, но Бюро Sirene указанного государства-члена ЕС по запросу компетентного органа должно проконсультироваться с Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС для того, чтобы соответствующий компетентный орган мог решить аннулировать разрешение на жительство/визу или удалить предупреждение. Государство-член ЕС, выдавшее разрешение на жительство или визу, посредством формы О информирует выдающее предупреждение государство-член ЕС о решении аннулировать или нет разрешение на жительство или визу. Если государство-член ЕС решает оставить в силе разрешение на жительство или визу, предупреждение необходимо удалить. При этом лицо может быть занесено в национальный список предупреждений об отказе во въезде в государстве-члене ЕС.
4.5.2. Процедура, предусмотренная в случаях, подпадающих под действие Статьи 5(4)(с)
В соответствии со Статьей 5(4)(с) государство-член ЕС может отступить от принципа, когда лицу, в отношении которого выдается предупреждение об отказе во въезде, отказано во въезде по гуманитарным соображениям, по соображениям национального интереса или из-за международных обязательств. По запросу компетентного органа Бюро Sirene государства-члена ЕС, разрешившего въезд, должно проинформировать Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС об указанной ситуации посредством формы Н.
4.6. Общие правила в отношении процедур, указанных в Разделе 4.5
(а) Бюро Sirene государства-члена ЕС, которое выдало или намерено выдать или оставить в силе разрешение на жительство или визу долгосрочного пребывания, во время процедуры консультации отправляет только одну форму N или форму О для информирования государства-члена ЕС, которое выдало или планирует выдать предупреждение об отказе во въезде, об окончательном решении о выдаче, оставлении в силе или аннулировании разрешения на жительство или визы.
(b) Процедура консультации проводится либо как процедура для целей Статьи 25(1) Шенгенской конвенции, либо как процедура для целей Статьи 25(2) Шенгенской конвенции.
(с) При отправлении форм M, G или H в контексте процедуры консультации, они помечаются ключевым словом "процедура консультации". (форма М: поле 083; форма G: поле 086; форма Н: поле 083).
4.7. Обмен информацией при обнаружении совпадения и при отказе во въезде или выдворении из Шенгенской зоны
Без ущерба действию специальных процедур по обмену информацией, который осуществляется в соответствии со Статьей 5(4)(а) и (с) Шенгенского кодекса о границах; без ущерба действию Раздела 4.8 в отношении обмена информацией при обнаружении совпадения по гражданину третьей страны, который пользуется правом свободного передвижения (в этом случае обязательной является консультация выдающего предупреждение государства-члена ЕС через его Бюро Sirene), государство-член ЕС может запросить информацию о любых совпадениях по предупреждениям об отказе во въезде или пребывании, которые оно ввело в систему.
Бюро Sirene государств-членов ЕС, которые ввели предупреждения об отказе во въезде, необязательно информируются о любых совпадениях как само собой разумеющееся, но они могут быть проинформированы в исключительных обстоятельствах. В любом случае в зависимости от принятой меры могут быть отправлены форма G или форма Н, если требуется дополнительная информация. Форма G всегда направляется, если обнаружено совпадение по человеку, пользующемуся правом свободного передвижения.
Несмотря на положения предыдущего параграфа, как указано в Разделе 10, все Бюро Sirene должны вести статистику по совпадениям по всем иностранным предупреждениям на их территории.
Необходимо применять следующую процедуру:
(a) государство-член ЕС может запросить информацию о любых совпадениях по выданным им предупреждениям об отказе во въезде или пребывании. Любое государство-член ЕС, желающее воспользоваться данной возможностью, должно в письменной форме запросить об этом другие государства-члены ЕС;
(b) исполняющее государство-член ЕС может проявить инициативу и проинформировать выдающее предупреждение государство-член ЕС о том, что по предупреждению найдено совпадение и что гражданину третьей страны не был разрешен въезд или он был выслан с Шенгенской территории;
(c) при принятии мер на основании совпадения Бюро Sirene исполняющего государства-члена ЕС отправляет форму G в Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС; форма G также отправляется в случае совпадения, если для применения мер требуется дополнительная информация.
(d) При получении от выдающего предупреждение государства-члена ЕС информации, указанной в пункте (с):
(i) при принятии мер исполняющее государство-член ЕС уведомляет Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС посредством формы М (а не другой формы G в отношении этого же совпадения),
(ii) если меры не применены, исполняющее государство-член ЕС уведомляет Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС посредством формы H, или
(iii) если требуется дальнейшая консультация, то она проводится посредством формы М,
(iv) в процедуре консультации окончательный обмен формами осуществляется посредством формы N или O.
(e) если на своей территории государство-член ЕС обнаруживает гражданина третьей страны, в отношении которого было выдано предупреждение, Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС по запросу направляет требуемую информацию для того, чтобы вернуть соответствующего гражданина. В зависимости от требований исполняющего государства-члена ЕС указанная информация, предоставленная в форме М, должна содержать:
- вид и причину решения;
- наименование органа, выдающего решение;
- дату решения;
- дату уведомления (дата, когда решение вручено);
- дату вступления в силу;
- дату окончания срока действия решения или срок действия;
- информацию о том, осуждено ли лицо, и вид наказания.
Если лицо, в отношении которого было вынесено предупреждение, остановлено на границе, должны соблюдаться процедуры, установленные в Шенгенском кодексе о границах, и процедуры, установленные выдающим предупреждение государством-членом ЕС.
Может возникнуть острая необходимость в дополнительной информации, полученной в результате обмена через Бюро Sirene в особых случаях для достоверного установления личности человека.
4.8. Обмен информацией при обнаружении совпадения по гражданину третьей страны, который пользуется правом свободного передвижения
В отношении гражданина третьей страны, который пользуется правом свободного передвижения в значении Директивы 2004/38/ЕС, должны применяться специальные правила*(45).
Если обнаружено совпадение по гражданину третьей страны, который пользуется правом свободного передвижения в значении Директивы 2004/38/ЕС, должны применяться специальные правила (но обратите внимание на введение к Разделу 4 о позиции Швейцарии). Необходимо применять следующую процедуру:
(a) по запросу компетентного органа Бюро Sirene исполняющего государства-члена ЕС должно незамедлительно связаться с Бюро Sirene выдающего государства-члена ЕС посредством формы G для получения информации, необходимой для немедленного принятия мер;
(b) после получения запроса о предоставлении информации Бюро Sirene выдающего государства-члена ЕС незамедлительно должно начать сбор необходимой информации и максимально быстро передать ее в Бюро Sirene исполняющего государства-члена ЕС;
(c) Бюро Sirene выдающего государства-члена ЕС должно выяснить у компетентного органа, может ли предупреждение храниться в соответствии с Директивой 2004/38/ЕС в случае, если указанной информации недостаточно. Если компетентный орган принимает решение о хранении предупреждения, Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС должно проинформировать об этом все другие Бюро Sirene посредством формы М;
(d) через свое Бюро Sirene исполняющее государство-член ЕС должно проинформировать Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС о том, были ли выполнены необходимые меры (посредством формы М) или нет (посредством формы Н)*(46).
4.9. Обмен информацией в случае, если при отсутствии совпадения государство-член ЕС обнаруживает предупреждение об отказе во въезде в отношении гражданина третьей страны, который пользуется правом свободного передвижения
В случае если при отсутствии совпадения государство-член ЕС обнаруживает предупреждение об отказе во въезде в отношении гражданина третьей страны, который пользуется правом свободного передвижения, Бюро Sirene указанного государства-члена ЕС должно по запросу компетентного органа проинформировать об этом посредством формы М Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС.
Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС должно выяснить у компетентного органа, может ли предупреждение храниться в соответствии с Директивой 2004/38/ЕС в случае, если указанной информации недостаточно. Если компетентный орган принимает решение о хранении предупреждения, Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС должно проинформировать об этом все другие Бюро Sirene посредством формы М.
4.10. Удаление предупреждений об отказе во въезде или пребывании
Без ущерба действию специальных процедур, предусмотренных Статьей 25 Шенгенской конвенции и Статьей 5(4)(а) и (с) Шенгенского кодекса о границах, предупреждения об отказе во въезде или пребывании граждан третьей страны должны быть удалены:
(а) по истечении срока действия предупреждения;
(b) на основании решения компетентного органа выдающего предупреждение государства-члена ЕС;
(с) по истечении срока действия отказа во въезде, если компетентный орган выдающего предупреждение государства-члена ЕС установил срок действия своего решения; или
(d) после получения гражданства одного из государств-членов ЕС. Если смена гражданства привлекает внимание Бюро Sirene государства-члена ЕС, которое не выдавало предупреждение, оно должно проконсультироваться с Бюро Sirene выдающего предупреждение государства-члена ЕС и при необходимости отправить форму J в соответствии с процедурой внесения поправок и удаления данных, оказавшихся недостоверными в плане юридического или фактического содержания (см. Раздел 2.7).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.