Резолюция Европейского парламента А3-0422/93 от 18 января 1994 г.
о положении и организации нотариата в двенадцати государствах-членах Сообщества*
Европейский парламент,
- Принимая во внимание предложение о рассмотрении резолюции, предложенное г-ном Лукасом Пиресом и другими, о положении нотариусов и мероприятиях по осуществлению ими своих профессиональных обязанностей в 12 государствах-членах Сообщества (В3-0673/90),
- Принимая во внимание Статью 45 своего Регламента,
- Принимая во внимание отчет Комитета по правовым вопросам и правам граждан (А3-0422/93),
А. Принимая во внимание положения Договора о ЕС о праве открыть частную практику, в частности, Статью 52 и следующие, целью которых является обеспечение права граждан государств-членов Сообщества на выбор и осуществление деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей,
В. Напоминая о том, что в соответствии с унифицированными решениями Суда Европейских сообществ** положения Статьи 52 устанавливают "обязательство достичь определенного результата, исполнение которого должно осуществляться в упрощенном порядке путем реализации программы поэтапных мер", но не в зависимости от ее реализации***, и представляют собой, таким образом, непосредственно применимые правовые нормы Сообщества;
С. Принимая во внимание, что приведение в исполнение правил Сообщества о праве свободного осуществления экономической деятельности и завершения создания внутреннего рынка имеет значение для деятельности нотариусов, компетенция которых включает в себя положения о консультативной деятельности и деятельности по удостоверению подлинности документов, являющиеся неразрывно связанными;
D. Осознавая, что одной из особенностей нотариальной деятельности является частичное делегирование нотариусам государственной власти в целях осуществления, в частности, государственных услуг по составлению, удостоверению и легализации договоров и придания им исполнительной в принудительном порядке и доказательственной силы, а также осуществления предварительных и независимых консультаций заинтересованным сторонам в целях уменьшения нагрузки на суды;
1. Отмечает, что завершение создания внутреннего рынка и, в частности, имплементация положений Договора о ЕС, касающихся свободного осуществления экономической деятельности и свободы предоставления услуг, повышает мобильность субъектов права и ускоряет обмен документами, соглашениями и договорами и вследствие этого влечет за собой существенное усиление нотариальной деятельности во всех государствах-членах Сообщества в рамках единого рынка;
2. Отмечает в этой связи, что нотариальная деятельность становится более значительной на уровне Сообщества и считает особенно целесообразным изучить и дать развернутую оценку организации нотариальной деятельности, предлагает обратить внимание на то, что подобного рода исследование позволит определить основополагающие принципы, на которых основывается деятельность нотариусов, а также специфические особенности указанной деятельности; оценка указанных особенностей явилась бы актуальной при определении необходимости применения к нотариальной деятельности положений Договора о ЕС о праве осуществления экономической деятельности и свободе предоставления услуг в части недискриминации по признаку национальной принадлежности;
3. Указывает, что, несмотря на то, что деятельность нотариуса организована по-разному в каждом из 12 государств-членов Сообщества, а также на территории некоторых государств-членов ЕС, в ее основе лежит ряд основных общих характеристик, наиболее важными из которых являются: частичное делегирование нотариусу государственных полномочий для осуществления публичных функций в отношении подлинности договоров и доказательств; независимая государственно-публичная деятельность, осуществляемая в рамках свободной профессии (за исключением Португалии, одной из земель Германии и, в частности, системы, функционирующей в Соединенном Королевстве), но находящаяся под контролем государства или утвержденного законодательством органа, уполномоченного государственными органами власти в части соблюдения требований, регулирующих нотариальные действия, регламентированные расценки на услуги, вводимые в интересах клиентов, оценку деятельности или организации указанной деятельности; предупредительная функция в отношении судопроизводства посредством устранения или сокращения риска урегулирования спора в судебном порядке; беспристрастная консультативная функция;
4. Считает, что делегирование государством части своих полномочий как особенность, характерная при осуществлении нотариальной деятельности, представляет собой достаточное основание для применения к указанной деятельности Статьи 55 Договора о ЕС, в соответствии с которой положения о свободе осуществления экономической деятельности и свободе предоставления услуг не применяются к деятельности, которая связана, даже в редких случаях, с осуществлением государственных полномочий".
5. В связи с этим полагает, несмотря на ограничительное толкование, применяемое к исключениям, предусмотренным Статьей 55 Договора, что существование положений Договора о ЕС о свободе осуществления экономической деятельности и свободе предоставления услуг не дает необходимых юридических оснований для гармонизации правил Сообщества, регулирующих организацию нотариальной деятельности;
6. Настоятельно призывает Европейскую Комиссию, которая в целом несет ответственность за выдвижение указанной инициативы, государства-члены ЕС и нотариальные организации провести друг с другом консультации в целях проведения необходимых реформ, которые, с одной стороны, приведут к сближению на европейском уровне некоторых аспектов организации и осуществления нотариальной деятельности и, с другой стороны, - к применению отраслевого подхода к правилам осуществления указанной деятельности в той мере, которая оправдана развитием единого внутреннего рынка; инициировать осуществление мер по исключению для граждан Европейского Союза без ущерба действию других условий, которые могут вводиться каждым государством для вступления в должность, требований о национальной принадлежности для тех, кто планирует приступить к деятельности нотариуса, и внесению соответствующих предложений, дополняющих Брюссельскую конвенцию от 27 сентября 1968 г. по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров положениями, которые учитывают специфические особенности трансграничного движения нотариальных актов;
7. Призывает Европейскую Комиссию и государства-члены ЕС использовать правовые инструменты, предусмотренные Договором о ЕС для обеспечения без лишних формальностей взаимного признания нотариальных актов, в частности, Статью 220, и привести согласно принципу субординации исключения на основании публичного порядка, предусмотренные Статьей 55 Договора, в соответствие с общим принципом равенства в обращении, предусмотренным Статьей 6 Договора;
8. Поручает своему Председателю передать настоящую резолюцию в Европейскую Комиссию, Совету ЕС и правительствам государств-членов Сообщества.
_____________________________
* Resolution А3-0422/93 of the European Parliament of 18 January 1994 on the state and organization of the profession of notary in the twelve Member States of the Community. Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N C 44, 14.02.94, стр. 36.
** См., в частности, решение Reyners от 21 июня 1974 г., Дело 2/74[1974] ECR, стр. 631 и далее, решение Klopp от 12 июля 1984 г., Дело 107/83 [1984] ECR, стр. 2971 и далее, и решение Thijssen от 13 июля 1993 г., Дело С-42/92, стр. 4.
*** См. решение Klopp, op. cit.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция Европейского парламента А3-0422/93 от 18 января 1994 г. о положении и организации нотариата в двенадцати государствах-членах Сообщества
Переводчик - Сидорова Н.А.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Резолюции на английском языке опубликован в Официальном Журнале N C 44, 14.02.94, стр. 36.