Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя С.П. Маврина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.Л. Геращенко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было отказано в удовлетворении исковых требований ряда граждан, в том числе гражданина И.Л. Геращенко, о признании отсутствующим у ответчика права аренды земельного участка и о признании договора аренды данного земельного участка незаключенным. При этом суд пришел к выводу, что выделенный истцами (в счет своих земельных долей) земельный участок, являющийся предметом спора, расположен в границах земельного участка, ранее переданного указанными лицами ответчику на основании договора аренды.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И.Л. Геращенко оспаривает конституционность примененных судами в деле с его участием следующих положений Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": статьи 2, согласно которой государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац первый пункта 1), и статьи 22.2, устанавливающей, что одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки (пункт 5).
По мнению заявителя, произвольное применение данных норм в его деле привело к нарушению его прав, гарантированных статьями 15 (часть 2), 18, 35 и 36 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития. Государственная регистрация не затрагивает содержания гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации прав владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях (Постановление от 26 мая 2011 года N 10-П, определения от 5 июля 2001 года N 132-О и N 154-О, от 20 ноября 2008 года N 1052-О-О и от 29 сентября 2011 года N 1315-О-О). Таким образом, положение абзаца первого пункта 1 статьи 2 само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Положение пункта 5 статьи 22.2 о государственной регистрации ограничений (обременений) прав на образуемые земельные участки одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на данные земельные участки направлено на защиту прав лиц, не являющихся собственниками земельных участков, законные интересы которых подлежат охране наряду с правами собственников земельных участков. Следовательно, данное законоположение также не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Проверка же правильности применения оспариваемых законоположений в конкретном деле с учетом фактических обстоятельств, к чему, по существу, сводятся требования заявителя, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Геращенко Игоря Леонидовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя |
С.П. Маврин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся госрегистрации прав на землю.
Одновременно с госрегистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые участки аналогичная процедура проводится и в отношении ограничений (обременений) прав на такую землю.
По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку они приводят к нарушению прав на практике.
Отклоняя такие доводы, КС РФ подчеркнул следующее.
Законодатель закрепил необходимость госрегистрации прав на недвижимость.
Тем самым со стороны государства признан публично-правовой интерес в установлении принадлежности недвижимости конкретному лицу.
Этим обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.
Госрегистрация не затрагивает содержания гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Поэтому такая регистрация не может рассматриваться как произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина.
Оспариваемые нормы об одновременной госрегистрации ограничений (обременений) прав на образуемые участки направлены на защиту прав лиц, не являющихся собственниками земли, интересы которых также подлежат охране.
Следовательно, данные нормы не могут расцениваться как нарушающее конституционные права.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 1563-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Геращенко Игоря Леонидовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 статьи 2 и пунктом 5 статьи 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)