Решение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2013 г. N АКПИ13-655
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 декабря 2013 г. N АПЛ13-524 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.
при секретаре Степанищеве А.В.
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Милова Ю.В. об оспаривании в части границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива, установленных постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 г. N 458 (приложение N 1), установил:
постановлением Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 г. N 11 курортная зона Владивостока на побережье Амурского залива включена в перечень курортов РСФСР, имеющих республиканское значение. 11 октября 1983 г. Совет Министров РСФСР принял постановление N 458 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива (далее - Постановление), в приложении N 1 к которому установил границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива. Раздел I к Постановлению содержит описание границы указанного округа санитарной охраны курортной зоны, раздел II закрепляет границы I зоны округа (зона строгого режима), раздел III устанавливает границы II зоны округа (зона ограничений), раздел IV определяет, что границы III зоны округа (зона наблюдений) совпадают с границами округа санитарной охраны курортной зоны.
Милов Ю.В., арендующий земельный участок, расположенный во II зоне округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива (зона ограничений), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Постановления недействующим в части установления границ округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока. В заявлении указано, что разделы I и III приложения N 1 к Постановлению противоречат нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и неправомерно ограничивают право заявителя на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему жилой дом.
В судебном заседании представитель заявителя Ильин А.Е. поддержал заявление и просил о его удовлетворении по изложенным в нем доводам.
Представители Правительства Российской Федерации Андре А.А., Адилов В.Б., Прокопьев А.Ю. и Тябликова Н.Г. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что Постановление в оспариваемой части действующему законодательству не противоречит и прав Милова Ю.В. не нарушает.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит заявление Милова Ю.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (абзац четвертый); округом санитарной (горно-санитарной) охраны является особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района) (абзац десятый).
Согласно пунктам 1-3 статьи 16 названного Федерального закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Аналогичные нормы, направленные на установление режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, содержатся и в других федеральных законах.
Так, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" относит лечебно-оздоровительные местности и курорты к особо охраняемым природным территориям, а статья 32 данного Федерального закона предусматривает, что в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Статья 96 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет, что в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 данного Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Из приведенных выше законоположений видно, что они предусматривают установление Правительством Российской Федерации границ и режима округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, в связи с чем оспариваемое Постановление, определяющее границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива, не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации, регулирующим использование земельных участков, отнесенных к особо охраняемым природным территориям.
Следует также учитывать, что в силу пункта 2 приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение) являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
Довод заявителя о несоответствии Постановления нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации ошибочен. Часть 2 статьи 36 названного Кодекса предусматривает, что градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков, должны устанавливаться в том числе с учетом требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Согласно пункту 4 статьи 1 данного Кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в силу части 3 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон (зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты). Таким образом, зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива не устанавливают зонирование территории Владивостокского городского округа в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, как полагает заявитель, а являются зонами с особыми условиями использования территорий. Правовой режим земельных участков, расположенных на территории указанных зон, характеризуется наличием ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
Утверждение заявителя о том, что Постановление неправомерно ограничивает его право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему жилой дом, несостоятельно, поскольку абзацем вторым пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также предусматривает, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Милову Ю.В. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2013 г. N АКПИ13-655
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 декабря 2013 г. N АПЛ13-524 настоящее решение оставлено без изменения