Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки А.В. Палхаевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка А.В. Палхаева, уволенная по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя), оспаривает конституционность следующих положений Трудового кодекса Российской Федерации:
части третьей статьи 81, согласно которой увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой данной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья; при этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности;
части первой статьи 179, закрепляющей, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией;
части первой статьи 180, обязывающей работодателя при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 данного Кодекса.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы не соответствуют статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, приданному им судами общей юрисдикции при рассмотрении ее иска о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда, не обязывают работодателя предлагать увольняемому по сокращению штата работнику фактически существующие должности, не получившие формального закрепления в штатном расписании, а также позволяют не предоставлять работнику преимущественное право на оставление на работе в случае, когда подлежащие сокращению должности не являются тождественными.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.В. Палхаевой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Часть третья статьи 81 и часть первая статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников, позволяют работнику, подлежащему увольнению, заблаговременно узнать о предстоящем увольнении, продолжить трудовую деятельность у работодателя, с которым он состоит в трудовых отношениях, либо с момента предупреждения об увольнении начать поиск подходящей работы, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для последующего трудоустройства.
Таким образом, эти нормы носят гарантийный характер и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы.
Часть первая статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации также относится к числу норм, регламентирующих порядок увольнения в связи с сокращением штата работников, определяя основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе. Установив в качестве таких критериев производительность труда и квалификацию работника, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты работникам, имеющим более высокие результаты труда и лучшие профессиональные качества, так и из интереса работодателя в продолжении трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками. Правильность применения работодателем указанных критериев при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников может быть проверена по заявлению работника в судебном порядке.
Следовательно, часть первая статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системном единстве с другими нормами Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе с положениями его статей 81 и 180, также не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан.
Проверка же законности и обоснованности увольнения заявительницы, включая оценку того, имелось ли у нее преимущественное право на оставление на работе и исполнил ли работодатель надлежащим образом обязанность по предложению ей вакантных должностей, относится к компетенции судов общей юрисдикции и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Палхаевой Александры Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривался ряд норм, касающихся увольнения работников по сокращению численности или штата.
При таком увольнении преимущественное право на оставление на работе предоставляется лицам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
По мнению заявителя, данные положения неконституционны.
На практике они не обязывают работодателя предлагать увольняемому по сокращению штата лицу те должности, которые фактически имеются, но формально не закреплены в штатном расписании.
Также данные положения позволяют не предоставлять преимущественное право остаться на работе в случае, когда подлежащие сокращению должности не являются тождественными.
КС РФ отклонил такие доводы и разъяснил следующее.
Оспариваемые нормы определяют основанное на объективных критериях правило отбора лиц для оставления на работе.
Установив в качестве таких критериев производительность труда и квалификацию работника, законодатель исходил из необходимости предоставить дополнительные меры защиты лицам, имеющим более высокие результаты и лучшие профессиональные качества.
Также учитывался и интерес работодателя в продолжении трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими обязанности лицами.
При этом правильность применения работодателем указанных критериев при проведении мероприятий по сокращению численности или штата может быть проверена по заявлению лица в судебном порядке.
С учетом этого подобное правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. N 1540-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Палхаевой Александры Владимировны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 81, частью первой статьи 179 и частью первой статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был