Решение Верховного Суда РФ от 18 октября 2013 г. N ВКГПИ13-46
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N АПЛ13-557 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Жудро К.С. при секретаре Петровой М.С.
с участием заявителя Канчукова С.А., его представителя Проходцева О.В., представителей Минобороны России Елиной Н.В. и Стручковой Е.А., представляющих по распоряжению Президента Российской Федерации его интересы в данном деле, и военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры Гаврилова А.В., рассмотрев гражданское дело по заявлению Канчукова Сергея Алексеевича об оспаривании Указа Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 550 в части увольнения заявителя с военной службы, установил:
Бывший штаба военного округа, состоявший в распоряжении командира ... бригады управления ... общевойсковой армии ... Канчуков С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать незаконным Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 550 в части его увольнения с военной службы и обязать Президента Российской Федерации отменить данный ненормативный правовой акт в части, его касающейся.
Своё требование заявитель мотивирует тем, что в нарушение пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он без его согласия уволен с военной службы без предварительного обеспечения жилым помещением для постоянного проживания. В настоящее время он с семьёй обеспечен служебным жилым помещением по последнему месту военной службы в г. ... Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 13 июня 2013 г. восстановлено его право на получение жилого помещения по избранному месту жительства в г. ...
В судебном заседании Канчуков С.А. и его представитель поддержали заявленные требования, пояснив, что закон гарантирует заявителю право оставаться на военной службы вплоть до обеспечения жилым помещением в избранном постоянном месте жительства. Несмотря на то, что он настаивал на реализации этого права, Президент Российской Федерации принял незаконное, по их мнению, решение о его увольнении до предоставления полагающегося ему жилья. Основанием к изданию данного Указа послужили поступившие из Минобороны России недостоверные сведения о том, что Канчуков С.А. надлежащим образом обеспечен жильём.
Представляющие интересы Президента Российской Федерации Елина Н.В. и Стручкова Е.А. не признали требования Канчукова С.А. и пояснили, что решение об увольнении заявителя с военной службы принято Президентом Российской Федерации в пределах его полномочий, с надлежащим соблюдением процедуры и прав военнослужащего. Поскольку Канчуков С.А. в г. _ обеспечен служебным жилым помещением общей площадью, превышающей учётную норму, и состоит в очереди нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, препятствий для его увольнения с военной службы не имелось. Указание в представлении к увольнению заявителя с военной службы об обеспеченности его жилым помещением подразумевало, что таковым он обеспечен по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон и заключение прокурора Гаврилова А.В., полагавшего необходимым оставить заявление Канчукова С.А. без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 50 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 того же Федерального закона военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Пунктом 1 статьи 49 того же Федерального закона предельный возраст пребывания на военной службе для генерал-майора установлен 55 лет.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 550 Канчуков С.A. уволен с военной службы.
Изданным во исполнение данного Указа приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 418 определено, что ... Канчуков С.А. ... года рождения, уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Общая продолжительность военной службы Канчукова С.А. составляет 36 лет 7 месяцев.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства.
Аналогичная правовая норма содержится и в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. При этом в данном пункте уточнено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствие закону приведенной части пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30, в котором отмечено, что норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилого помещения, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жильё по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения таковым по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. Следовательно, препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту военной службы, не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.
В упомянутом выше приказе Министра обороны Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 418 указано, что Канчуков С.А. обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Решением Думы городского округа "Город Чита" от 10 ноября 2005 г. N 185 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для семьи, состоящей из 2 человек и более, составляет 14 кв. метров общей площади жилого помещения на 1 человека.
Из объяснений Канчукова С.А. усматривается, что в г. _ ему предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 92 кв. метра, в котором он проживает вдвоём с сыном. То есть они обеспечены жильём с превышением учётной нормы.
Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 13 июня 2013 г. установлено, что в связи с прохождением военной службы Канчукову С.А. на состав семьи 4 человека была предоставлена служебная квартира по адресу: г. ... В настоящее время в этой квартире проживают заявитель с сыном. Его жена и дочь зарегистрированы и проживают в г. ... в квартире, принадлежащей жене.
Этим же судебным решением на директора Департамента жилищного обеспечения Минобороны России возложена обязанность отменить ранее принятое им решение об отказе Канчукову С.А. и членам его семьи в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях до договору социального найма в г. Москве и восстановить заявителя и его сына на этом учёте с 7 апреля 2010 г.
Из представленной представителями Президента Российской Федерации копии решения Департамента жилищного обеспечения Минобороны России от 15 июля 2013 г. N 001055 следует, что во исполнение судебного решения ... Канчуков С.А. с сыном принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. ... с 7 апреля 2010 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. По смыслу пункта 5 данного нормативного правового акта жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключённый с военнослужащим, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания. То есть такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему с семьёй жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.
Из изложенного следует, что к моменту издания Президентом Российской Федерации Указа от 7 июня 2013 г. N 550 Канчуков С.А. имел общую продолжительность военной службы более 10 лет, достиг предельного возраста пребывания на военной службе, вместе с членом семьи - сыном был обеспечен по месту дислокации воинской части служебным жилым помещением надлежащей площадью, из которого не может быть выселен до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания. Право заявителя на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства подтверждено в судебном порядке. Это право в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" может быть им реализовано без каких-либо ограничений и после увольнения с военной службы.
Таким образом, Президент Российской Федерации обладал полномочиями и имел основания для увольнения Канчукова С.А. с военной службы, и поэтому принятое им решение не повлекло нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления следует отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 и частью 4 статьи 258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Канчукова С.А. об оспаривании Указа Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 550 в части увольнения заявителя с военной службы отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
К.С. Жудро |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 18 октября 2013 г. N ВКГПИ13-46
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N АПЛ13-557 настоящее решение оставлено без изменения