Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 октября 2013 г. N 03-07-08/44890
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении осуществляемой российскими организациями деятельности, связанной с выполнением строительно-монтажных работ на территории иностранных государств, не являющихся членами Таможенного союза, и сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 и подпункта 1 пункта 1.1 данной статьи Кодекса место реализации работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), определяется по месту нахождения недвижимого имущества, в отношении которого выполняются работы (оказываются услуги). При этом к таким работам (услугам) относятся, в частности, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы.
Таким образом, местом реализации строительно-монтажных работ, выполняемых на территории иностранных государств, не являющихся членами Таможенного союза, российскими организациями как подрядчиками, так и субподрядчиками, независимо от наличия или отсутствия филиалов этих организаций на территориях указанных иностранных государств, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие работы налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
В случае осуществления российскими организациями строительно-монтажных работ на территории государств - членов Таможенного союза, место их реализации следует определять на основании положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года. Согласно данным положениям местом реализации вышеуказанных работ территория Российской Федерации также не признается и эти работы не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых российской организацией-генподрядчиком российской организации-субподрядчику, то поскольку в письме отсутствует информация о конкретных видах услуг, осуществляемых в рамках договорных обязательств между этими организациями, подготовить ответ по данному вопросу не представляется возможным.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.