В Минэкономразвития России рассмотрено обращение относительно сохранения системы государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 43, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) установлено, что с 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями Закона о кадастре, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.
Таким образом, с 1 января 2013 г. для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, в том числе его инвентаризация и паспортизация (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям), который проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Госстрой (пункт 5.2.15 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 670).
Госстроем порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен и в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Порядок учета жилищного фонда), которое не полностью соответствует действующему федеральному законодательству, так как издано до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005 г.) и Закона о кадастре (с 1 марта 2008 г.).
В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 предусмотрено, что основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 не установлены цели осуществления технического учета и технической инвентаризации жилищного фонда, объем информации, подлежащей учету, механизмы, обеспечивающие накопление и актуализацию учетных сведений.
Учитывая изложенное, Порядок учета жилищного фонда, по мнению Минэкономразвития России, применяется в части, не противоречащей действующему законодательству, в связи с чем, требуется принятие Госстроем нового порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе для целей, указанных в обращении депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края. При этом, Госстроем в настоящее время готовится соответствующий приказ.
Также сообщаем, что продление срока действия переходного периода применения норм Закона о кадастре, установленного частью 1 статьи 43 Закона о кадастре, а также продление срока действия актов в сфере технического учета в отсутствие комплексных изменений в законодательстве не может решить проблему актуализации данных об объектах жилого фонда для целей государственного учета жилищного фонда, в том числе для выявления и учета ветхого и аварийного жилья.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 546 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" признаны утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" и от 10 сентября 2004 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства".
Относительно формирования налогооблагаемой базы объектов недвижимости сообщаем следующее.
Налогообложение объектов недвижимости, собственниками которых являются физические лица, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1). Налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Законом N 2003-1 установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость недвижимого имущества.
При этом в целях введения местного налога на недвижимость, базой для расчета которого предполагается использовать кадастровую стоимость зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства (далее - ОКС), на территории всех субъектов Российской Федерации проведены работы по определению кадастровой стоимости ОКС, в том числе на основании сведений, переданных органами технической инвентаризации субъектов Российской Федерации в государственный кадастр недвижимости.
В дополнение сообщаем, что Минфином России совместно с Минэкономразвития России дорабатываются поправки Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты" в части введения налога на недвижимость, базой для расчета которого предполагается использовать кадастровую стоимость объектов недвижимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу сохранения системы государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капстроительства пояснено следующее.
Согласно Закону о кадастре недвижимости с 1 января 2013 г. производится государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Техинвентаризация недвижимости для целей кадастрового учета с указанной даты не предусмотрена.
Вместе с тем Жилищный кодекс РФ предполагает госучет жилищного фонда, включающий его инвентаризацию и паспортизацию. Порядок такого учета должен установить Госстрой (соответствующий приказ находится в стадии подготовки). До его издания применяется порядок, утвержденный Правительством РФ еще в 1997 г., но в части, не противоречащей действующему законодательству.
По мнению Минэкономразвития России, само по себе продление срока действия актов в сфере технического учета не может решить проблему актуализации данных об объектах жилого фонда для целей государственного учета жилищного фонда, включая выявление и учет ветхого и аварийного жилья. Для этого нужны комплексные изменения в законодательстве.
По вопросу налогообложения недвижимости сообщается следующее. В настоящее время недвижимость, принадлежащая физлицам, облагается налогом на имущество исходя из ее суммарной инвентаризационной стоимости. Однако планируется ввести местный налог на недвижимость, базой для расчета которого будет ее кадастровая стоимость (готовятся соответствующие законодательные поправки). Для этого на территории всех регионов проведены работы по определению кадастровой стоимости объектов капстроительства, в том числе на основании сведений, переданных органами техинвентаризации субъектов Федерации в государственный кадастр недвижимости.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 3 июля 2013 г. N 13551-ПК/Д23и "О сохранения системы государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства"
Текст письма опубликован в Информационном бюллетене "Нормирование в строительстве и ЖКХ", 2014 г., N 1