Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Надежность эксплуатации технических средств и программного обеспечения
Общие положения
4.1. Организационная структура эксплуатации систем и средств КИП и А, телемеханизации, вычислительной техники и программного обеспечения 1 должны обеспечивать надежную эксплуатацию программно-технических комплексов, сопровождение и развитие их программного обеспечения на местах эксплуатации;
------------------------------
1 Далее для краткости обозначаем "технических средств и программного обеспечения".
------------------------------
4.2. Эксплуатацию программно-технических комплексов и развитие их программного обеспечения осуществляет оперативно-эксплуатационный персонал и персонал АСУ.
За надежность эксплуатации вычислительных средств и программного обеспечения несет ответственность персонал АСУ, за надежность эксплуатации технических средств контроля, защиты и автоматического управления - служба КИП и А, а за надежность эксплуатации технических средств телемеханизации - служба телемеханизации и связи.
4.3. Применение контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации и телемеханизации на объектах газотранспортных предприятий и вычислительной техники должно осуществляться в соответствии с "Основными положениями по комплексной автоматизации газотранспортных предприятий".
4.4. Под надежной эксплуатацией технических средств и программного обеспечения понимают комплекс мероприятий, осуществляемых в процессе эксплуатации для поддержания работоспособности и рабочих характеристик оборудования в заданных пределах в течение установленного срока эксплуатации.
4.5. Комплекс мероприятий по надежной эксплуатации технических средств и программного обеспечения включает в себя:
обслуживание технических средств и программного обеспечения;
обеспечение полным комплектом нормативно-технической, методической и эксплуатационной документации и своевременным внесением в нее коррекций;
наличие полного комплекта ЗИП, правильность его размещения, пополнения и использования;
наличие квалифицированного обслуживающего персонала;
возможность осуществления всех видов ремонтов;
проведение работ по анализу состояния технических средств и программного обеспечения с целью их совершенствования, подтверждения заданных значений надежностных характеристик и совершенствования системы обеспечения надежности эксплуатации.
Обслуживание технических средств
4.6. Обслуживание технических средств - это комплекс работ, выполняемый на них, который позволяет поддерживать работоспособность технических средств, эффективность их применения и надежностные характеристики в заданных пределах в течение всего периода эксплуатации.
4.7. Технические средства обслуживают периодически, между плановыми ремонтами для предупреждения отказов (плановое ТО) и устранения отказов и неисправностей, возникших в процессе основной работы (внеплановые ТО).
4.8. К обслуживанию технических средств относят оперативное обслуживание, регламентированные ремонты, текущий ремонт.
4.9. Оперативное обслуживание технических средств - это технические осмотры и технические проверки, осуществляемые постоянно дежурящим оперативно-эксплуатационным персоналом без нарушения технического процесса производства. Персонал должен иметь достаточную подготовку, так как необходимо, чтобы он понимал поступающую информацию и эффективно реагировал на нее.
4.10. Оперативное обслуживание технических средств заключается в постоянном надзоре за их работой путем наблюдения за показаниями контрольно-измерительных приборов, сигнализации, системы технического диагностирования и в систематическом выполнении операций, предусмотренных эксплуатационной документацией по обеспечению нормального функционирования оборудования. Оперативное обслуживание технических средств может проводиться во время их работы и при остановке.
4.11. Технические осмотры необходимы для определения состояния устройств по внешним признакам, выявления отклонений от технической документации и правил безопасности, уточнения объема работ, которые надо выполнить при очередном плановом обслуживании или ремонте.
4.12. Технические проверки необходимы для контроля технических характеристик, определяющих работоспособность средств, своевременного обнаружения и устранения неисправностей, предупреждения аварийных ситуаций и отказов. В состав технических проверок можно включать небольшие объемы подстроечных и наладочных работ, не требующих демонтажа аппаратуры, а также чистку устройств.
4.13. При выявлении отклонений от эксплуатационной документации или нарушений в работе средств дежурный оперативный персонал обязан правильно оценить повреждение, выполнить объем восстановительных работ, при возможности перейти на другой вид управления и далее действовать в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
4.14. Результаты оперативного обслуживания технических средств, выявленные отклонения и неисправности, а также принятые меры должны быть зафиксированы в оперативных документах установленной формы. Это необходимо для получения достоверной информации о фактическом уровне работоспособности и надежности средств, эффективности систем в целом.
4.15. Регламентированные ремонты проводит обслуживающий персонал газотранспортных предприятий или ремонтный персонал ремонтно-технических баз периодически (в плановом порядке) на работоспособных технических средствах для поддержания надежности устройств за счет предотвращения отказов путем выявления и устранения предотказовых состояний отдельных элементов и узлов устройств. Специалисты должны быть хорошо знакомы с данным оборудованием и иметь необходимые средства для проведения регламентированных ремонтов.
4.16. Регламентированные ремонты - это конкретный повторяющийся объем работ, выполняемый на каждом техническом средстве в соответствии с требованиями нормативно-технической, методической документаций и настоящих Правил, и дополнительный объем работ по гарантированному предупреждению возможности возникновения отказов в межрегламентный период.
4.17. Для проведения более глубокого анализа возможных изменений технического состояния средств за межрегламентный период, определения достаточности и полноты принятых мер по восстановлению отказавших съемных отдельных деталей, узлов и полноты проведения диагностики при устранении неисправностей перед проведением регламентированных ремонтов проводят анализ результатов оперативного обслуживания технических средств. Основные документы, используемые при проведении анализа, - записи в оперативных документах и оперативных журналах учета.
4.18. После проведения анализа выполняют дополнительный объем работ, способствующий предупреждению возможных отказов в межрегламентный период. Его необходимо включать в программу работ по проведению регламентированных ремонтов.
4.19. Регламентированные ремонты планируют на основании расчетных параметров технического обслуживания. При этом учитывают возможность совмещения режима обслуживания отдельных устройств и технического оборудования.
4.20. Основные параметры технического обслуживания - периодичность и продолжительность.
4.21. Параметры технического обслуживания приводятся в проектной и эксплуатационной документации. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ 2.601-68, ГОСТ 2.114-70 и ГОСТ 24.701-83.
4.22. Регламентированные ремонты проводят по планам-графикам, разработанным на определенный период эксплуатации и утвержденным главным инженером предприятия (график ППР).
4.23. В плане-графике регламентированных ремонтов должно предусматриваться проведение:
ежедневных циклических (после определенного числа часов) работ на эксплуатируемых устройствах;
циклических (после определенного числа часов) работ с остановкой оборудования;
циклических работ на устройствах, находящихся в резерве;
регламентированных ремонтов (в летнее время один раз в году) с остановкой оборудования не менее чем на 48 ч для перевода устройств на осенне-зимний режим работы.
4.24. Перед плановой остановкой устройств для выполнения регламентированного ремонта службам АСУ, КИП и А необходимо составить план работ с указанием объема работ, ответственных исполнителей, трудовых и материальных затрат. Этот план работ утверждает главный инженер предприятия. Руководитель работ должен уточнить объем выполняемых работ, провести инструктаж исполнителей, проверить наличие материалов, инструмента и не позднее чем за 3 сут получить разрешение на плановое выключение устройств.
4.25. Проведению регламентированных ремонтов на СИ должна предшествовать проверка сроков действия аттестации испытательного оборудования и средств измерений, используемых при проведении указанных работ.
4.26. Текущий ремонт - это объем ремонтно-восстановительных работ, определяемый по результатам проведения оперативного технического обслуживания и эксплуатации технических средств.
Текущий ремонт проводят с целью ликвидации возникших неисправностей и отказов в технических средствах и гарантированного обеспечения их работоспособности в межрегламентный период. Он, как правило, включает в себя замену отдельных узлов из ЗИП. Такой ремонт осуществляет обслуживающий персонал предприятия. При его проведении заменяют отказавшие элементы и узлы, используя для этой цели обменный или аварийный фонд ЗИП.
4.27. Поиск и устранение неисправностей, объем контрольных проверок после восстановления должны осуществляться в соответствии с инструкцией по поиску и устранению неисправностей. В сложных случаях к поиску и устранению неисправностей должен привлекаться обслуживающий персонал объединений, монтажно-наладочных управлений и заводов - изготовителей технических средств.
4.28. Работы, выполняемые при техническом обслуживании устройств подразделяют на две группы: проводимые на обесточенных (выключенных) устройствах и проводимые под током (на включенных устройствах).
4.29. К основным работам, проводимым на обесточенных устройствах, относят:
отключение и частичную разборку аппаратуры;
осмотр состояния монтажа, электрических контактов, паек, маркировки и ликвидацию нарушений;
осмотр состояния креплений, уплотнений, резьбовых, фланцевых и других соединений и устранение нарушений;
удаление пыли, ржавчины, влаги и других агрессивных образований;
восстановление нарушенных предохранительных покрытий;
замену или добавление всех видов смазки;
чистку фильтров, замену или восстановление влагопоглотителей;
проверку переключателей, приборов, контактов, кнопок и устранение нарушений путем ремонта или замены;
проверку переменных резисторов, реле, потенциометров и других электрических и электромеханических элементов и ликвидацию нарушений.
4.30. К основным работам, проводимым на включенных устройствах, относят:
измерение основных параметров устройств, сравнение полученных значений с паспортными данными;
установку номинальных значений параметров путем регулировки или настройки;
измерение режимов работы электрорадиоэлементов, сравнение полученных результатов с картами режимов и устранение отклонений;
проверку измерительных приборов и других контрольно-измерительных средств;
осмотр линий связи и измерение (контроль) их параметров;
проведение тест-контроля;
поиск и замену неисправных элементов устройства, влияющих на качество наладки, настройки, регулировки;
контроль за работой источников питания, установку при необходимости номинальных значений питающих напряжений;
контроль за работоспособностью системы в целом по всем функциям и каналам.
Основные работы проводят специалисты, хорошо знакомые с оборудованием и обеспеченные техническими средствами и инструментом для проведения ремонтных работ.
4.31. Сложившаяся в газотранспортных организациях и на предприятиях система обслуживания технических средств предусматривает три уровня их технического обслуживания и два уровня ремонта:
первый - оперативное обслуживание технических средств силами оперативно-эксплуатационного персонала с использованием стандартных материалов из оперативного запаса и смазочных материалов;
второй - текущий ремонт технических средств силами эксплуатационного персонала предприятия с использованием стандартных материалов из оперативного запаса, функциональных узлов и смазочных материалов;
третий - регламентированный ремонт технических средств силами эксплуатационного и ремонтного персонала предприятий и объединений с привлечением специалистов монтажно-наладочных управлений и заводов-изготовителей; ремонтно-технических баз;
четвертый - средний ремонт технических средств, выполняемый специализированными предприятиями или заводами-изготовителями (его выполняют работники, имеющие специальную квалификацию по технике ремонта функциональных узлов);
пятый - капитальный ремонт технических средств, выполняемый на специализированных заводах или заводах-изготовителях квалифицированными специалистами.
Обслуживание программных изделий
4.32. Программное изделие - законченный продукт промышленного производства, включающий в себя программное обеспечение и носитель данных. Оно является конечным продуктом алгоритмизации и программирования конкретной задачи.
4.33. Эксплуатационная надежность программного изделия зависит от надежности функционирования программного обеспечения и носителя данных.
4.34. Обслуживание программных изделий - это комплекс работ, позволяющий поддерживать их работоспособность и параметры надежностных характеристик в заданных пределах в течение всего периода эксплуатации при определенной совокупности исходных данных и включающий техническое обслуживание носителей данных программного обеспечения; оперативный контроль за надежным функционированием; проведение работ по сохранению и совершенствованию программного обеспечения.
4.35. В большинстве случаев носители программного обеспечения (магнитные ленты, диски, барабаны, перфокарты, перфоленты и т.д.) при соблюдении условий их хранения и сбережения обладают достаточно высокой надежностью. Записи на них могут храниться длительное время без разрушения, поэтому при соблюдении условий хранения и сбережения фактор разрушения и старения носителей данных не оказывает существенного влияния на надежность программного изделия.
4.36. Техническое обслуживание носителей программного обеспечения заключается в соблюдении условий их хранения и сбережения в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, предохранении их от ударов, попадания пыли, влаги, воздействия других факторов.
4.37. Техническое обслуживание носителей программного обеспечения осуществляет обслуживающий персонал АСУ.
4.38. Эксплуатационная надежность функционирования программного обеспечения зависит от многих факторов: особенностей внешних абонентов - источников информации и пользователей результатами исполнения программ; искажения исходных данных или их отклонения от значений, использовавшихся при тестировании и отладке программного обеспечения; ошибок в программах.
4.39. Оперативный контроль за надежностным функционированием программного обеспечения проводят на трех этапах: в нерабочем режиме путем обработки информации при выполнении ТО; при подготовке к включению в нормальный рабочий режим функционирования; в процессе решения основных функциональных задач системы при нормальном рабочем режиме.
4.40. На первом этапе прекращается решение функциональных задач. Их включают только для выполнения специальных контрольных операций. На этом этапе анализируют данные о зарегистрированных искажениях информации и вычислительного процесса, накопленных при рабочем функционировании, устанавливают причины искажений и принимают меры по их устранению.
При обнаружении программных ошибок в эталонном носителе в специальном журнале указывают условия их проявления. Об этом сообщают разработчикам для централизованного устранения каждой ошибки. После проверки правильности внесения изменений в эталонные носители их вводят во все копии.
4.41. На втором этапе перед переходом на нормальный рабочий режим за ограниченное время проводят необходимый минимум проверок надежности функционирования программ. Для обеспечения достоверности проведения проверок соответствующими инструкциями заранее определяется перечень типовых эталонных контрольных задач и последовательность их выполнения. При выявлении отклонений в пределах отведенного времени выполняют восстановительные работы.
Корректировка программ и данных для устранения обнаруженных ошибок на втором этапе недопустимы.
4.42. На третьем этапе в процессе решения основных функциональных задач проводят достаточно глубокий оперативный контроль программного обеспечения и максимально быстрое автоматизированное восстановление его при любых искажениях вычислительного процесса или исходных данных. На этом этапе контролируют состояние и изменение данных в памяти ЭВМ; состояние и сохранность программ в памяти ЭВМ; динамику процесса исполнения программ, сохранение связей и взаимодействия между компонентами программного обеспечения при рабочем функционировании.
4.43. Для возможности квалификации кратковременного отказа как сбоя, не влияющего на характеристики надежности программного обеспечения, на третьем этапе необходимо оперативно обнаруживать аномалии вычислительного процесса или искажения данных, вырабатывать решения по их ликвидации и реализовывать подготовленные решения, к числу которых относят игнорирование искажений вследствие слабого их влияния на выходной результат; повторение решения задач; исключение сообщения из обработки вследствие его искажения; перестройку режима работы программного обеспечения; переход на резервную ЭВМ и т.д.
4.44. Оперативный контроль за надежным функционированием программного обеспечения осуществляет персонал АСУ газотранспортных объединений. Результаты контроля и принятые решения заносят в оперативные документы, предусмотренные эксплуатационной документацией, для последующего анализа и принятия мер.
4.45. После сдачи в эксплуатацию комплект программного обеспечения может тиражироваться и эксплуатироваться в течение 20 лет. За этот период расширяются условия использования программного обеспечения, изменяются характеристики исходных данных, требующие совершенствования и внесения изменений. Возможны искажения программ во время их хранения и эксплуатации. Эти факторы способны в значительной мере изменить достигнутые показатели надежности программного обеспечения.
4.46. Для сохранения показателей надежности программного обеспечения в течение всего жизненного цикла необходимо принимать меры по исключению физического разрушения программного обеспечения и документации эталонных программ.
4.47. В эксплуатирующих организациях должно быть организовано дублирование программного обеспечения и регулярный контроль за сохранностью носителей программного обеспечения и информации, регистрация и накопление всех изменений.
Указанные мероприятия позволяют восстановить эталонные программы в аварийных ситуациях не только на базе копий, но и с использованием нескольких предысторий.
4.48. Для сохранения показателей надежности программного обеспечения в процессе его совершенствования необходимо четко регламентировать передачу программного обеспечения пользователям. Необходимые изменения должны накапливаться и вводиться в программное обеспечение группами.
4.49. Вносимые изменения подразделяют на эталонные и пользовательские.
4.50. Эталонные изменения развивают, дорабатывают и модернизируют разработчики программного обеспечения или специалисты, выделенные для сопровождения и развития программного обеспечения в производственных объединениях. Разработчики программного обеспечения имеют откорректированную документацию, полностью соответствующую виду программного обеспечения, и точный перечень всех изменений.
После внесения изменений программу подвергают тщательной проверке (особенно места, куда входят изменения). Как правило, после внесения изменений весь комплект программного обеспечения подвергают общей проверке.
После проверок эталонные программы или изменения к ним тиражируют и направляют пользователям.
4.51. Пользовательские изменения формируют из эталонных в соответствии с эксплуатационной документацией.
Корректность внесения изменений должна обеспечиваться методиками проверки и правилами подготовки контрольных тестов.
Категорически запрещается самостоятельное "улучшение" программного обеспечения пользователями, выходящее за пределы, разрешенные инструкциями для пользователей о внесении изменений.
4.52. В течение жизненного цикла программного обеспечения необходимо учитывать изменения и сохранять технические средства, с помощью которых были внесены все изменения программного обеспечения, или принимать специальные меры, обеспечивающие проверку и корректировку ранних изменений на технологических средствах.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.35. Результаты корректировки программного обеспечения с указанием исходных данных отражают в формулярах или паспортах на программное обеспечение и заверяют подписью начальника подразделения, вносящего изменения.
4.54. Для сопровождения и развития программного обеспечения в процессе эксплуатации необходимо иметь в структуре подразделений АСУ группы специалистов по следующим направлениям сопровождения и развития: баз данных; программного обеспечения автоматизированного банка данных; сети ЭВМ; математического обеспечения режимно-технологических задач; а также сопровождения, развития и разработки планово-учетных задач и технологического сопровождения.
Обеспечение документацией
4.55. Для организации эксплуатации оборудования, обеспечения учета и контроля параметров работы, сбора и анализа технико-экономических показателей и показателей эксплуатационной надежности в объединениях и на предприятиях должен быть единый комплект документации, соответствующий утвержденным типовым формам и включающий в себя комплекты нормативно-технической и методической; технической; исполнительной документации; комплект должностных и производственных документов.
4.56. Обеспечение предприятий нормативно-технической и методической документациями и их корректировку осуществляют через территориальные органы Комитета СССР по стандартам полномочные представители отделов научно-технической информации организаций путем оформления и реализации заявок.
4.57. Отраслевой нормативно-технической и методической документацией предприятия обеспечивают через головные и базовые отраслевые организации по стандартизации. Назначение головных и базовых отраслевых организаций по стандартизации и закрепленных за ними организаций (предприятий) осуществляется приказами Мингазпрома.
4.58. Объем технической документации, порядок ее поставки приведены в настоящих Правилах.
4.59. Объем исполнительской документации на вводимые в эксплуатацию комплексы технических средств определяется требованиями СНиП.
4.60. На эксплуатируемых объектах должна быть следующая документация: развернутый план-график технического обслуживания и ремонта имеющегося парка технических средств; сводный график ремонта технических средств; журнал изменений и модернизации технических средств; эксплуатационные паспорта на средства измерений; графики государственной и ведомственной поверок средств измерений; протоколы поверок средств измерений и плановых поверок технических средств.
4.61. При выполнении ремонтных работ всех видов необходимо оформлять следующие документы: дефектный акт на ремонт; техническое задание на ремонт; перечень технических мероприятий, подлежащих внедрению при проведении ремонта; акты приемки устройства из ремонта и наладки.
4.62. Основные первичные формы учета - журнал учета наработок, неисправностей и отказов; журнал учета технического обслуживания и ремонта.
4.63. На основании требований настоящих Правил (с учетом других документов), типовых инструкций и норм разрабатывают должностные и производственные инструкции, в том числе инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности.
4.64. Перечень разрабатываемых инструкций и схем утверждает главный инженер предприятия. В нем устанавливается порядок утверждения инструкций, место их нахождения и сроки корректировки. Инструкции и схемы, как правило, пересматривают не реже одного раза в 3 года. Изменения, связанные с обеспечением безаварийного проведения работ, вносят в инструкции незамедлительно.
4.65. Контроль и ответственность за качественное и своевременное ведение учетной и отчетно-технической документации согласно должностным инструкциям возлагают на обслуживающий персонал.
4.66. В процессе эксплуатации во все виды документации должны своевременно вноситься изменения. Возле них ставится подпись ответственного лица (с указанием должности) и дата внесения изменений.
Обеспечение запасными частями, инструментом и принадлежностями
4.67. Поддержание надежности эксплуатации технических средств и сокращение времени, затрачиваемого на аварийно-восстановительный ремонт, возможно при наличии неснижаемых запасов ЗИП.
4.68. ЗИП - это совокупность предметов, придаваемых определенному техническому или программному изделию или состоящих на снабжении для его ремонтов и технических обслуживаний.
4.69. Номенклатура, нормативы, места и условия хранения, порядок использования и возобновления неснижаемого запаса и ЗИП определяются эксплуатационной документацией и утвержденными нормативными документами (методиками, инструкциями, нормами), составленными с учетом назначения изделий, способов и условий их эксплуатации и ряда других факторов.
4.70. Различают ЗИП одиночный, групповой и ремонтный. В соответствии с требованиями ГОСТ 2.601-68, ГОСТ 18322-78, ГОСТ 24.701-83, ГОСТ 26205-84, ГОСТ 21552-84Е с каждым комплектом технических средств разрабатывают ЗИП.
В процессе разработки устанавливают состав принятых видов ЗИП (номенклатура, число предметов); порядок поставки их изготовителям; схему обеспечения видами ЗИП; правила пользования ими (эксплуатация ЗИП).
4.71. Одиночный ЗИП постоянен. Его состав зафиксирован относительно одного определенного изделия и предназначен для обеспечения его текущих ремонтов и технических обслуживаний, осуществляемых эксплуатационным персоналом. Одиночный ЗИП, как правило, размещают в непосредственной близости от изделия. Вместе с ним одиночный ЗИП составляет комплект.
4.72. Одиночный ЗИП поставляют и транспортируют вместе с изделием. Его расходует оперативно-диспетчерский и эксплуатационный персонал.
4.73. Групповой ЗИП также постоянен. Состав его зафиксирован относительно установленной группы изделий. Такой ЗИП предназначен для обеспечения текущих ремонтов и технических обслуживаний силами эксплуатационного или ремонтного персонала, пополнения комплектов одиночных ЗИП изделий установленной группы, замены деталей или узлов, имеющих меньший технический ресурс, или внеплановой замены деталей (узлов) из-за отказов.
4.74. Групповой ЗИП размещают в месте установки группы однотипных изделий. Его расходует эксплуатационный и ремонтный персонал.
4.75. Ремонтный ЗИП постоянен. Состав его зависит от числа средних ремонтов изделий одного или нескольких типов.
4.76. Ремонтный ЗИП поступает в ремонтные организации. Он предназначен для обеспечения средних ремонтов изделий, пополнения одиночных и групповых ЗИП.
4.77. Восполнение одиночных и групповых ЗИП осуществляют заводы-изготовители технических средств по заявкам эксплуатирующих организаций. Перечень заводов-изготовителей ЗИП приведен в технических условиях и формулярах на технические средства.
4.78. Заводы-изготовители обязаны планировать выпуск необходимого количества ЗИП в течение всего периода эксплуатации технических средств в соответствии с установленными лимитами.
4.79. Одиночные и групповые ЗИП запрещается использовать при проведении монтажных и пусконаладочных работ. В этот период завод-изготовитель по договору поставляет монтажной или наладочной организации монтажный ЗИП.
4.80. Порядок использования ЗИП и обращения с ним определяется эксплуатационной документацией и инструкциями, утвержденными главным инженером предприятия.
4.81. Списание ЗИП осуществляют по актам, утвержденным главным инженером предприятия.
Ремонт и списание технических средств
4.82. Для обеспечения надежного функционирования технические средства подвергают средним и капитальным ремонтам. Порядок сдачи технических средств в ремонт и получения их из ремонта определяется эксплуатационной документацией на эти средства.
4.83. Средний ремонт предусматривает:
восстановление ресурса узлов, срок службы которых меньше периода между двумя последовательно проводимыми капитальными ремонтами;
замену или ремонт быстроизнашивающихся деталей и узлов;
проверку состояния всех составных частей технических средств, замену или восстановление при необходимости отказавших узлов и деталей, их регулировку и отладку;
капитальный ремонт отдельных составных частей с меньшим межремонтным сроком;
сохранение вторичных эталонов.
4.84. Капитальный ремонт предусматривает восстановление исправности технических средств и обеспечение надежности их работы в межремонтный период за счет разборки, подробного осмотра, проверки параметров средств измерений, проведения испытаний, регулировки, устранения обнаруженных дефектов.
4.85. При проведении капитальных ремонтов необходимо выполнять требования директивных указаний и мероприятия, направленные на увеличение срока непрерывной работы оборудования, улучшение его технико-экономических показателей. При необходимости в процессе капитального ремонта следует проводить работы по модернизации отдельных узлов с учетом опыта эксплуатации.
4.86. Периодичность среднего и капитального ремонтов устанавливают в соответствии со сроками эксплуатации или наработки технических средств, приведенными в эксплуатационной документации.
4.87. Планы-графики ремонтов технических средств составляются производственными объединениями, согласовываются с ремонтной организацией и утверждаются Мингазпромом.
4.88. Ремонт вспомогательных средств и механизмов проводят одновременно с ремонтом основного агрегата. При наличии резерва вспомогательных средств и механизмов допускается их ремонт без вывода в ремонт основного агрегата.
4.89. До вывода технических средств в капитальный или средний ремонт необходимо:
составить ведомости объема работ и смету, уточняемые после вскрытия и осмотра оборудования;
провести экспресс-испытания оборудования для получения данных, используемых для анализа работы и состояния отдельных элементов;
составить график ремонта и проект организации ремонтных работ;
подготовить необходимую ремонтную документацию, технические задания и бюллетени на работы по модернизации оборудования;
заготовить согласно ведомостям объема работ требуемые материалы и ЗИП;
укомплектовать и испытать инструмент, приспособления, подъемные механизмы;
выполнить противопожарные мероприятия и мероприятия по технике безопасности;
укомплектовать штат и проинструктировать ремонтный персонал.
4.90. Организация ремонтных работ должна проводиться на основе централизованной системы, обеспечивающей комплексную механизацию и индустриальные методы ремонта. При этом заводы-изготовители выпускают ЗИП, нестандартные детали и инструмент; территориально-производственные центральные ремонтные базы осуществляют капитальный ремонт, восстановление узлов и деталей, а региональные ремонтно-механические мастерские - ремонт узлов и регламентные работы агрегатных узлов, средств КИП и А.
4.91. Капитальный ремонт специализированных средств планируют и проводят по мере необходимости. Объем ремонта специализированных средств устанавливают по их фактическому состоянию на основании результатов технических осмотров и систематического контроля функционирования, а также анализа отказов и неисправностей.
4.92. Вновь вводимые в эксплуатацию после капитального ремонта специализированные средства автоматизации необходимо подвергать специальным испытаниям по разработанным поставщиком схемам и программам.
4.93. Выполнение ремонтных работ должно отражаться в специальных документах в соответствии с требованиями п. 34.78 "Правил эксплуатации магистральных газопроводов".
4.94. Непригодность технических средств или экономическую нецелесообразность их дальнейшей эксплуатации определяют по одному из следующих признаков: выработка установленного технического ресурса; израсходование состава ЗИП и материалов, невозможность дальнейшего их восстановления и пополнения; экономическая нецелесообразность дальнейшего использования; фактические значения основных надежностных характеристик не укладываются в установленные пределы; изменение значений параметров больше допустимых; значительное увеличение трудоемкости восстановления и эксплуатации.
4.95. Конкретный признак, по которому определяют дальнейшую нецелесообразность эксплуатации технических средств, указывают в технических условиях или формулярах на эти изделия.
4.96. Первичные документы, подтверждающие непригодность технических средств к дальнейшей эксплуатации, - формуляр и журнал учета работы технических средств.
4.97. Документы, необходимые для списания технических средств, подготавливает комиссия, назначаемая главным инженером предприятия.
4.98. Окончательно акт на списание технических средств утверждает руководство Мингазпрома.
Требования к обслуживающему персоналу
4.99. Обеспечение надежной эксплуатации технических средств требует специальной подготовки и квалификации обслуживающего персонала.
4.100. Обслуживающий (оперативно-эксплуатационный) персонал обеспечивает управление технологическим объектом по выполнению производственной программы и поддержанию технических средств в исправном состоянии.
4.101. Оперативный персонал осуществляет управление производственным процессом для обеспечения бесперебойного снабжения народного хозяйства и населения газом в объемах, предусмотренных планом, и контроль за состоянием технических средств.
4.102. Эксплуатационный персонал решает задачи по надежной эксплуатации технических средств за счет соблюдения правил технической эксплуатации, проведения технических обслуживаний и восстановительных работ.
4.103. Эксплуатационный персонал должен включать в свой состав работников, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, и лиц, занимающихся сопровождением и развитием технологических задач АСУ и программного обеспечения.
4.104. Ремонтный персонал ремонтирует и восстанавливает отказавшие технические средства на предприятиях или ремонтных технических базах.
4.105. Необходимое количество обслуживающего и ремонтного персонала рассчитывают исходя из типа и количества оборудования, сменности работы, объема и сложности выполняемых работ. Оно должно соответствовать требованиям действующих в отрасли нормативно-технических документов. Необходимое число специалистов по техническому обслуживанию средств, сопровождению и развитию программного обеспечения приведен в рабочей документации проектов и эксплуатационной документации на технические средства.
4.106. Квалификация и уровень подготовки обслуживающего персонала должны соответствовать требованиям гл. 1 настоящих Правил.
Совершенствование эксплуатационной надежности технических средств и программных изделий
4.107. В организациях и на предприятиях газовой промышленности должны вестись постоянные работы по выявлению и реализации резервов повышения эксплуатационной надежности средств КИП и А, телемеханизации, вычислительной техники и программных изделий. К этим работам относят:
учет отказов и неисправностей, заполнение первичных форм учета информации;
сбор и обработку статистической информации и надежности;
определение закономерностей и причин возникновения отказов, выявление узлов и деталей, ограничивающих надежность конечных изделий;
определение и оценку фактических показателей надежности изделий;
установление влияния климатических условий и режимов эксплуатации на надежность изделий;
оптимизацию норм расхода запасных частей;
разработку и внедрение мероприятий по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта;
определение эффективности конструктивных доработок и мероприятий, направленных на повышение надежности изделий до оптимального уровня;
подготовку предложений по совершенствованию технического оснащения и эксплуатационной документации по техническому обслуживанию.
4.108. Организации и предприятия, эксплуатирующие технические средства и программные изделия, должны вести учет всех отказов, ошибок и неисправностей, условий и причин их возникновения, а также учет технического обслуживания и ремонтов устройств.
4.109. Основные первичные формы учета - журнал учета наработок, неисправностей и отказов; журнал учета технического обслуживания и текущих ремонтов.
4.110. Требования к содержанию и заполнению первичных форм учета и носителей информации о надежности должны определяться должностными инструкциями, утвержденными главным инженером предприятия и соответствовать требованиям ГОСТ 16468-79, ГОСТ 17526-72, ГОСТ 19490-74, ГОСТ 20307-74.
Перечисленные государственные стандарты образуют целостную систему и позволяют на единой методологической основе проводить работу по сбору и обработке информации о надежности, получать сопоставимые результаты, обеспечивающие объективность оценок.
4.111. В качестве основных показателей работы технологического оборудования используют комплексные и дополнительные показатели надежности.
К комплексным показателям относят коэффициенты готовности, технического использования, оперативной готовности, среднюю наработку на отказ, среднее время восстановления изделия; к дополнительным - среднее время простоя при плановом техническом обслуживании, среднем или капитальном ремонте; среднее или максимальное время простоя при внеплановом аварийном ремонте; среднее и максимальное время работы ГПА с начала эксплуатации.
4.112. Основные показатели работы технологического оборудования определяются и учитываются в соответствии с утвержденной нормативно-технической документацией.
4.113. По истечении года службы КИП и А, телемеханики и связи анализируют полученные данные, рассчитывают надежностные характеристики средств и систем, разрабатывают предложения по совершенствованию систем и правил их эксплуатации.
4.114. Результаты обработки информации и предложения доводят:
до организаций-разработчиков - для разработки планов-мероприятий по устранению недостатков и повышения надежности, установления в эксплуатационной документации реальных сроков проведения технического обслуживания, средних и капитальных ремонтов, реального технического ресурса и объективных признаков замены; уточнения состава ЗИП и сроков его пополнения; использования опыта эксплуатации при разработке новых и модернизации эксплуатирующихся систем; оказания помощи ремонтным организациям в разработке ремонтной документации, определении объема ремонта и замены элементов и узлов;
до предприятий-изготовителей - с целью разработки планов-мероприятий по совершенствованию технологических процессов, позволяющих исключить отказы систем во время эксплуатации по производственным причинам: планирования сроков хранения технологической оснастки по изготовлению узлов систем, снятых с производства, но еще эксплуатирующихся на предприятиях; планирования изготовления ЗИП по своевременному восстановлению эксплуатирующего оборудования;
до эксплуатирующих организаций - с целью планирования сроков и объемов проведения регламентных работ и технического обслуживания, номенклатуры и числа деталей, элементов, узлов и приборов ЗИП, необходимых для поддержания в исправном состоянии эксплуатирующихся средств, и сроков их поставок при заключении договоров с заводами-изготовителями; средних и капитальных ремонтов с доведением проектов планов до ремонтных организаций, а также обобщения опыта эксплуатации, принятия мер по исключению ошибок, допущенных эксплуатирующим персоналом, и разработке мер по совершенствованию эксплуатации и технического обслуживания, проведению качественного текущего ремонта;
до ремонтных организаций - для планирования средних и капитальных ремонтов, изготовления ЗИП, материально-технического обеспечения ремонтов и представления заявок на запасные части; уточнения номенклатуры и объемов работ по замене элементов и узлов при проведении средних и капитальных ремонтов; разработки ремонтной и технологической документации.
4.115. При действии в отрасли системы по учету и анализу отказов и неисправностей информацию необходимо представлять в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, входящих в эту систему.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.