В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669 и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", утвержденным приказом ФСТ России от 04.06.2012 г. N 372-д (зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2012 г., регистрационный N 24635), рассмотрев заявление о рассмотрении спора между ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "Северо-Кавказская ППК") и Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (вх. N ФСТ-3259-29 от 12.02.2013 г.), а также представленные сторонами дополнительные материалы, установлено следующее.
Региональная тарифная комиссия Ставропольского края постановлением от 20.12.2012 г. N 69 "Об установлении тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края" установила с 01 января 2013 г. тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края в размере 13 рублей 30 копеек за зону при экономически обоснованном тарифе на указанные перевозки 15 рублей 75 копеек за зону.
По мнению ОАО "Северо-Кавказская ППК" при установлении тарифа Региональной тарифной комиссией Ставропольского края необоснованно снижены собственные затраты ОАО "Северо-Кавказская ППК", связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ставропольского края.
ОАО "Северо-Кавказская ППК" считает, что величина себестоимости перевозок определена некорректно на основании Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 г. N 235-т/1 (далее - Методика). Так собственные расходы в целом по ОАО "Северо-Кавказская ППК" занижены на 139,9 млн рублей, в том числе по элементам затрат: фонд оплаты труда на 33,7 млн рублей; единый социальный налог на 7,3 млн рублей; материалы на 1,9 млн рублей; прочие материальные затраты на 89,0 млн рублей; прочие расходы на 8,9 млн рублей.
ОАО "Северо-Кавказская ППК", согласно дополнению от 12.04.2013 г. N 60СД к заявлению о досудебном рассмотрении спора от 07.02.2013 г. N 53СД, просит:
- признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении размера экономически обоснованного тарифа, расходы по заявленным для рассмотрения спора статьям затрат и величину недополученного по независящим от ОАО "Северо-Кавказская ППК" причинам дохода от осуществления регулируемой деятельности в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в размере 46 297,69 тыс. руб.;
- признать экономически обоснованный тариф в размере 17,72 руб. с 1 августа 2012 года.
В части требования ОАО "Северо-Кавказская ППК" "признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении размера экономически обоснованного тарифа, расходы по заявленным для рассмотрения спора статьям затрат и величину недополученного по независящим от ОАО "Северо-Кавказская ППК" причинам дохода от осуществления регулируемой деятельности в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в размере 46 297,69 тыс. руб.".
ФСТ России отмечает, что ОАО "Северо-Кавказская ППК" некорректно составлено требование в части неправомерного неучета Региональной тарифной комиссией Ставропольского края собственных расходов ОАО "Северо-Кавказская ППК" в сумме 46 297,69 тыс. руб. при расчете экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края на 2013 год.
Фактически объем спора, в части учета собственных расходов ОАО "Северо-Кавказская ППК" при расчете экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ставропольского края на 2013 год, составляет 41 365,98 тыс. руб.
В соответствии с п. 23.5. Методики оценка ожидаемых расходов в текущем периоде (по году) и прогноз расходов компании пригородных пассажирских перевозок на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на период регулирования в целом и по субъектам Российской Федерации, которые расположены в зоне обслуживания данной компании пригородных пассажирских перевозок, выполняется по группам статей затрат (укрупненным статьям) и элементам затрат с учетом ожидаемых в текущем периоде и прогнозных на период регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий (индексов роста тарифов на электрическую энергию), индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, доведенных на текущий период и период регулирования в соответствии с пунктами 9, 11 и 12 настоящей Методики, ожидаемых в текущем периоде и прогнозных на период регулирования индексов изменения объемов работы компании пригородных пассажирских перевозок по показателям, приведенным в приложении 9.
ФСТ России отмечает, что при оценке экономически обоснованных расходов ОАО "Северо-Кавказская ППК" при установлении тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края на 2013 год Региональная тарифная комиссия Ставропольского края определила собственные расходы ОАО "Северо-Кавказская ППК" с нарушением требований, установленных п. 23.5 Методики.
С учетом собственных расходов ОАО "Северо-Кавказская ППК", утвержденных Региональной тарифной комиссии Ставропольского края на 2012 год, индексов инфляции (индекс потребительских цен - 107,1%, индекс роста цен производителей промышленной продукции (без продукции топливно-энергетического комплекса) - 104,9%), а также изменения объемов работы (количество отправленных пассажиров - согласно приложению 9 к Методике) экономически обоснованные собственные расходы ОАО "Северо-Кавказская ППК" на 2013 год составляют 68 141,63 тыс. руб., в том числе:
- Фонд оплаты труда - 17 121,68 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные экономически обоснованные расходы в размере 2 268,9 тыс. руб.);
- Отчисления на социальные нужды (Единый социальный налог) - 5 170,75 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные экономически обоснованные расходы в размере 685,21 тыс. руб.);
- Основные материалы - 2 312,84 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные экономически обоснованные расходы в размере 264,41 тыс. руб.);
- Прочие материальные затраты - 14 595,04 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные экономически обоснованные расходы в размере 1 694,56 тыс. руб.);
- Амортизация - 1 474,45 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные экономически обоснованные расходы в размере 67,03 тыс. руб.);
- Прочие расходы - 27 466,87 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные экономически обоснованные расходы в размере 3 140,1 тыс. руб.).
Общая сумма экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Ставропольском крае на 2013 год, подлежащих дополнительному учету при расчете и установлении для ОАО "Северо-Кавказская ППК" цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, составляет 8 120,21 тыс. руб.
В части требования ОАО "Северо-Кавказская ППК" "признать экономически обоснованный тариф в размере 17,72 руб. с 1 августа 2012 года".
В связи с тем, что ОАО "Северо-Кавказская ППК" по настоящему спору оспаривается только часть затрат, учитываемых при расчете экономически обоснованного тарифа, а именно по статьям "Фонд оплаты труда", "Отчисления на социальные нужды", "Основные материалы", "Прочие материальные затраты", "Амортизация", "Прочие расходы", то есть не все статьи затрат ОАО "Северо-Кавказская ППК" на 2013 год (ОАО "Северо-Кавказская ППК" не оспариваются расходы по договорам с ОАО "РЖД", которые составляют 83,78% в общем объеме установленных экономически обоснованных затрат), ФСТ России считает необходимым отказать в удовлетворении требований в части определения величины экономически обоснованного тарифа на 2013 год.
Действующими законодательными и нормативно-правовыми актами в области регулирования тарифов в сфере железнодорожных перевозок (Федеральным законом от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 г. N 1322-р, приказом ФСТ России от 28.09.2010 г. N 235-т/1 "Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации") не установлен порядок распространения тарифов на период до момента их установления.
Также, ФСТ России отмечает, что ОАО "Северо-Кавказская ППК" обратилось в адрес Региональной тарифной комиссии Ставропольского края с заявлением (исх. N 1180 от 13.08.2012 г.) о расчете экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2013 год. Таким образом, утвержденный экономически обоснованный тариф на 2013 год не может быть распространен на период с 01.08.2012 г. по 31.12.2012 г.
В связи с тем, что Региональная тарифная комиссия Ставропольского края при установлении тарифов не нарушила положения действующих законодательных и нормативных правовых актов требования ОАО "Северо-Кавказская ППК" о распространении действия тарифов с 01.08.2012 г. удовлетворению не подлежат.
Учитывая результаты анализа материалов по существу спора, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 31 октября 2013 г. N ДС-74), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования, указанные в заявлении ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" о рассмотрении спора с Региональной тарифной комиссией Ставропольского края.
2. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете экономически обоснованных затрат ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" на 2013 год и установлении тарифов на оказываемые последней услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении расходы на территории Ставропольского края по статьям затрат:
- Фонд оплаты труда - 17 121,68 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные Региональной тарифной комиссией Ставропольского края экономически обоснованные расходы в размере 2 268,9 тыс. руб.);
- Отчисления на социальные нужды (Единый социальный налог) - 5 170,75 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные Региональной тарифной комиссией Ставропольского края экономически обоснованные расходы в размере 685,21 тыс. руб.);
- Основные материалы - 2 312,84 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные Региональной тарифной комиссией Ставропольского края экономически обоснованные расходы в размере 264,41 тыс. руб.);
- Прочие материальные затраты - 14 595,04 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные Региональной тарифной комиссией Ставропольского края экономически обоснованные расходы в размере 1 694,56 тыс. руб.);
- Амортизация - 1 474,45 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные Региональной тарифной комиссией Ставропольского края экономически обоснованные расходы в размере 67,03 тыс. руб.);
- Прочие расходы - 27 466,87 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные Региональной тарифной комиссией Ставропольского края экономически обоснованные расходы в размере 3 140,1 тыс. руб.).
Общая сумма подлежащих дополнительному учету неправомерно неучтенных Региональной тарифной комиссией Ставропольского края экономически обоснованных расходов составляет 8 120,21 тыс. руб.
3. Органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок в установленном порядке принять решение о приведении решений Региональной тарифной комиссии Ставропольского края об установлении цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок в части решений об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении для ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" на 2013 год, в соответствие с законодательством и настоящим приказом, при этом дополнительно учесть экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 2 настоящего приказа, совокупным размером 8 120,21 тыс. руб.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок, на которых принимались вышеуказанные решения.
5. В остальной части требований, указанных в заявлении ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания", отказать в удовлетворении.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 31 октября 2013 г. N 1351-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" о рассмотрении спора с Региональной тарифной комиссией Ставропольского края"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 29 ноября 2013 г. N 44