Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "УралИнфраИнвест" (далее - Заявитель) на действия Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска (далее - Заказчик), Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ по строительству и реконструкции объектов УДС г. Челябинска (номер извещения 0169300000113004316) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно объединивших в один лот выполнение работ по четырем объектам улично-дорожной сети города Челябинск, что ограничивает число участников размещения заказа, в связи с необходимостью наличия у участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства со стоимостью по одному договору более 500 000 000 рублей.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 07.10.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 964 029 311 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 28.10.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ЗАО "Южуралавтобан" с предложением о цене контракта 1 954 209 164,44 рублей.
Документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно положениям документации об Аукционе, предметом контракта является выполнение подрядных работ по строительству и реконструкции четырех объектов улично-дорожной сети, а именно: строительство автодороги по ул. Зальцмана (ул.Ферганская) от ул. 1-я Эльтонская до проспекта Давыдова (Чуриловский проспект), строительство автодороги по проспекту Давыдова (ул. Чоппа) от ул. Хохрякова до ул. Линейная, реконструкция ул. Салавата Юлаева от ул. Братьев Кашириных до ул. Академика Макеева, строительство автодороги в пос. Чурилово, в том числе пр. Ленина от ул. Героев Танкограда до ул. Линейная, ул. Линейная, ул. Самохина.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объединение в один лот четырех объектов улично-дорожной сети города Челябинска обусловлено, в том числе сводом правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в соответствии с которым улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частью 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 10.1 Информационной карты документации об Аукционе установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства. При этом в соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации стоимость строительства не должна превышать стоимость исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Следовательно, участники размещения заказа должны обладать свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей.
Таким образом, Заказчиком установлено требование о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что объединение в один лот выполнения работ по нескольким объектам улично-дорожной сети города Челябинска ограничивает число участников размещения заказа.
Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
На заседании Комиссии установлено, что в составе документации об Аукционе содержатся сметы по видам работ, предусмотренным проектной документацией.
При этом представитель Заказчика, Уполномоченного органа представил сведения, согласно которым указанные сметы составлены в базисных ценах на январь 2000 года и текущих ценах на январь 2011 года. При этом начальная цена контракта расчитана с учетом прогнозного индекса инфляции на нормативный период строительства до 4 квартала 2014 года.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в локальных сметах, размещенных на Официальном сайте, в том числе, в локальной смете 6К на обустройство, локальной смете 6-6К на обустройство по объекту "строительство автодороги в пос. Чурилово" указано, что сметы составлены в текущих ценах 2012 года, 2013 года.
На заседании Комиссии представитель Заказчика, Уполномоченного органа сообщил, что в сметах учтены текущие цены на 2011 год. При этом представитель Заказчика, Уполномоченного органа пояснил, что в локальных сметах, в том числе, в локальной смете 6К на обустройство, локальной смете 6-6К на обустройство по объекту "строительство автодороги в пос. Чурилово" допущены технические ошибки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом обоснование начальной (максимальной) цены контакта, нарушают часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не влияет на результаты размещения заказа.
3. Частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что при заключении и исполнении государственного контракта изменение условий контракта, указанных в части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
Согласно части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме.
Пунктом 3.2 Проекта контракта установлено, что в случае сокращения ранее выделенных бюджетных ассигнований на текущий год, стороны в соответствии со статьей 767 Гражданского кодекса РФ должны согласовать новые сроки выполнения работ и, если необходимо, другие условия контракта путем заключения дополнительного соглашения к нему.
Таким образом, установление в проекте контракта возможности изменения условий контракта, в том числе в части изменения сроков выполнения работ нарушает часть 5 статьи 9 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 29.08.2013, 10.09.2013,
11.10.2013 Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте размещены разъяснения положений документации об Аукционе. При этом на Официальном сайте отсутствуют предметы соответствующих запросов на разъяснение положений документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не указавшего предметы запросов о разъяснении положений документации об Аукционе, нарушают часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "УралИнфраИнвест" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 5 статьи 9, части 2 статьи 19.1, части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов по делу от 29.10.2013 N К-1866/13, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 29.10.2013 по делу N К-1866/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для административного расследования не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 октября 2013 г. N К-1874/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был