Приказ Министерства просвещения РСФСР от 2 июня 1986 г. N 140
"О Положении об учебно-опытном участке общеобразовательной школы"
Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2011 г. N 2816 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 19.03.86. N 69 "О Типовом положении об учебно-опытном участке общеобразовательной школы" для совершенствования обучения и воспитания, трудовой подготовки учащихся приказываю:
1. Утвердить республиканское "Положение об учебно-опытном участке общеобразовательной школы".
2. Министрам просвещения АССР, заведующим отделами народного образования крайисполкомов, облисполкомов, начальникам главных управлений народного образования Мосгорисполкома, Мособлисполкома, Ленгорисполкома довести "Положение об учебно-опытном участке общеобразовательной школы" до педагогических коллективов общеобразовательных школ, школ-интернатов всех типов и обеспечить его выполнение с 1 сентября 1986 года.
Министр |
Г.П. Веселов |
Положение об учебно-опытном участке общеобразовательной школы
(утв. приказом Министерства просвещения РСФСР от 2 июня 1986 г. N 140)
Назначение учебно-опытного участка, его структура
1. Учебно-опытный участок создается в начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школах, школах-интернатах всех типов для проведения в I-XI классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии; организации общественно полезного, производительного труда; внеклассной юннатской, опытнической и природоохранительной работы; воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству; обеспечения тесной связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом, воспитания коммунистического отношения к труду.
2. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР отведение земельных участков школам для учебных целей производится на основании решения исполнительного комитета Совета народных депутатов.
3. На учебно-опытном участке школ организуются отделы: полевых культур, овощных культур, плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, коллекционный, зоолого-животноводческий, начальных классов. В состав участка входят защищенный грунт, "зеленый класс", подсобное помещение, географическая площадка. На учебно-опытном участке могут создаваться и другие отделы: производственный, дендрологический. Площадь участка определяется руководством школы с учетом местных условий и количества учащихся, привлекаемых к работе.
4. Отдел начальных классов неполных средних и средних школ (учебно-опытный участок начальных школ) состоит из делянок, на которых учащиеся I-IV классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению и природоведению.
5. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севоооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодников, питомника. В дендрологическом отделе создается коллекция древесных и кустарниковых растений. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения. В коллекционном отделе возделываются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений, распространенные лекарственные, медоносные растения, новые для данной местности культуры. Рекомендуется выращивать также разнообразные виды растений, необходимых при изучении курса общей биологии (для демонстрации явлений изменчивости и наследственности, искусственного и естественного отбора, относительной приспособленности, многообразия видов и др.).
6. В зоолого-животноводческом отделе в зависимости от местных условий могут быть крольчатник, птичник, пасека, т.д. В состав отдела входит уголок живой природы.
7. В производственном отделе выращиваются овощи, картофель, фрукты и ягоды для школьной столовой. Защищенный грунт создается для выращивания овощных и цветочно-декоративных растений, рассады, размножения плодово-ягодных и декоративных растений. Он состоит из теплиц, парников, рассадников.
8. "Зеленый класс" предназначается для занятий, он оснащен учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием.
9. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями названий.
Для хранения семенного и посадочного материала, выращенной продукции на территории земельного участка школы создается хранилище.
10. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утвержденными Министерством просвещения СССР, и Списком новых учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для I-IV классов общеобразовательной школы, утвержденным коллегией Министерства просвещения РСФСР 10 января 1985 года (протокол N 1).
11. Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) или искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.
12. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания учащихся в школьной столовой.
13. Учебно-опытный участок городской школы, в которой трудовое обучение учащихся V-VII классов не предусматривает сельскохозяйственные работы, может иметь следующие отделы: начальных классов, коллекционный, цветочно-декоративный, дендрологический, а также защищенный грунт, "зеленый класс".
Содержание и организация работы учащихся на учебно-опытном участке
14. Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание растений и животных, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. В сельских школах, в которых организованы ученические производственные бригады, тематика наблюдений и опытов должна учитывать направления научно-исследовательской, опытнической работы УПБ.
Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются звенья.
15. Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения природоведения, биологии. На участке организуются общественно полезный, производительный труд, трудовая практика школьников, внеклассная юннатская, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда учащихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, утвержденного приказом Министерства просвещения СССР от 11 мая 1985 года N 81, Правил по технике безопасности при работе по биологии в общеобразовательных школах Министерства просвещения СССР (инструктивное письмо от 26 марта 1981 года N 235-123/12).
16. Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В него целесообразно включить такие разделы:
планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, полей севооборотов, их площадь, распределение территории участка между классами, звеньями, кружками, группами продленного дня);
содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, выращиваемых животных; тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями, кружками; список изготавливаемых учебно-наглядных пособий; календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, расписание учебных, кружковых занятий, график работы учащихся в процессе общественно полезного, производительного труда, в т.ч. в период летних каникул);
руководство работой учащихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за отделами участка, график их работы в период летних каникул);
материальное обеспечение работы на участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах, кормах для животных и пр.).
17. Ежегодно, в начале учебного года, подводятся итоги работы на участке, организуется выставка, проводится Праздник урожая.
18. Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство работой на нем. Он вместе с педагогическим работником школы, ответственным за организацию общественно полезного, производительного труда, трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивает: расстановку учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, лаборантов для руководства работой учащихся; развитие материальной базы учебно-опытного участка; привлечение базового и других предприятий, общественных организаций, родителей к участию в организации работы на участке.
19. Непосредственное руководство работой на участке (включая летнее время) осуществляет заведующий учебно-опытным участком, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей биологии. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевными и посадочными материалами, кормами, оборудованием и инвентарем; инструктирует учителей, воспитателей, лаборантов, привлекаемых к работе на участке; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности.
Имущественно-материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком. Он ведет учет этих ценностей в установленном порядке.
Учителям за заведование учебно-опытным участком производится дополнительная оплата в соответствии с п. 69 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94.
В начальной школе непосредственное руководство работой на учебно-опытном участке осуществляет директор школы.
20. Заместитель (помощник) директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, кормами для животных, водой для полива растений. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на учебно-опытном участке, охрану участка.
21. Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.
22. Урожай, продукция, полученные с учебно-опытного участка, используются школой в соответствии с действующим в республике законодательством. Доходы и расходы, связанные с работой учащихся по выращиванию растений и разведению животных на учебно-опытном участке, планируются и учитываются по сметам специальных (внебюджетных) средств.
23. Школа освобождается от обязательных поставок государству сельскохозяйственных продуктов с учебно-опытного участка, а также налога с оборота (постановление Совета Министров СССР от 16 февраля 1952 года N 869 "О мерах по улучшению преподавания биологии в семилетних и средних школах и работы на пришкольных учебно-опытных участках).
24. В соответствии с Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы базовое предприятие оказывает школе содействие в укреплении материальной базы учебно-опытного участка, организации его работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства просвещения РСФСР от 2 июня 1986 г. N 140 "О Положении об учебно-опытном участке общеобразовательной школы"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2011 г. N 2816 настоящий приказ признан утратившим силу