Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2013 г. N 74-АПГ13-31
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Калининой Л.A. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2013 года, которым удовлетворено частично его заявление о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-3 N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими части 1 статьи 3, части 7 статьи 37, части 4 статьи 44, частей 11-15 статьи 44, частей 9 и 15 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-3 N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия).
Заявление прокурора мотивировано тем, что содержание основных терминов и понятий, указанных в части 1 статьи 3 оспариваемого Закона Республики Саха (Якутия), изменено в сравнении с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; часть 7 статьи 37 оспариваемого Закона Республики Саха (Якутия) допускает отказ негосударственных, общероссийских государственных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий в предоставлении эфирного времени и печатной площади в целях агитации независимо от периодичности их выхода, тогда как в силу части 7 статьи 50 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ допускается отказ в предоставлении эфирного времени и печатной площади негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, редакциями государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю.
Часть 4 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия), по утверждению прокурора, принята с превышением полномочий законодательного органа республики, поскольку часть 3 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" право устанавливать полномочия представителя по финансовым вопросам органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставляет.
Части 11-15 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) определяющие порядок открытия специального счёта фонда голосования по отзыву и расходования финансовых средств фонда, по мнению прокурора, установлена с превышением компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не согласуется с частью 12 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которой данное полномочие отнесено к компетенции соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Часть 9 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) не предусматривает направление сведений о поступлении и расходовании средств специальных счетов по требованию инициативной группы по проведению голосования по отзыву; обязанность предоставления сведений возложена на филиал СБ РФ, тем самым вступая в противоречие с частью 7 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которой кредитная организация, открывшая специальный избирательный счёт, специальный счёт фонда референдума, по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счёте данного кандидата, избирательного объединения, специальном счёте референдума инициативной группы по проведению референдума.
Часть 15 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия), по мнению прокурора, вступает в противоречие с пунктом 11 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ, в силу которого после дня голосования кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счёте, специальном счёте фонда референдума, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, фонды референдума, пропорционально вложенным средствам.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Неустроев Н.Н. возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2013 года заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено частично.
Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими часть 1 статьи 3 в части слов "если иное не предусмотрено настоящим Законом", часть 7 статьи 37, часть 9 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-3 N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
Заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими частей 4, 11-15 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-3 N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)" оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда первой инстанции отменить в той части, в которой ему отказано в удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Основаниями для отмены в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает убедительными доводы апелляционного представления об отмене решения в той части, в которой ему отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 11-15 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-3 N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)", изложенных в следующей редакции:
"Статья 44. Порядок создания фондов голосования по отзыву
11. Специальный счет фонда голосования по отзыву открывается на основании документа, выданного Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) уполномоченному представителю по финансовым вопросам инициативной группы, иной группы участников голосования по отзыву.
12. Незамедлительно по предъявлении документов, предусмотренных настоящим Законом и оформленных в установленном настоящим Законом порядке, филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан открыть инициативной группе, иной группе участников голосования по отзыву специальный счет для формирования фонда голосования по отзыву. Плата за услуги банка по открытию специального счета, зачислению средств и проведению операций по специальному счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, проценты банком не уплачиваются. Все денежные средства зачисляются на специальный счет в валюте Российской Федерации. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы, иной группы участников голосования по отзыву в трехдневный срок информирует Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) о реквизитах соответствующего специального счета.
13. Все финансовые операции по специальному счету, за исключением возврата в фонд голосования по отзыву неизрасходованных средств и зачисления на указанный счет средств, перечисленных до дня голосования, прекращаются в день голосования.
14. На основании ходатайства уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы, иной группы участников голосования по отзыву Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) может продлить срок проведения финансовых операций по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до даты прекращения (приостановления) финансовых операций по специальному счету.
15. Специальный счет фонда голосования по отзыву закрывается уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы, иной группы участников голосования по отзыву до дня представления итогового финансового отчета".
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд в этой части решения исходил из того, что поскольку порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счёта не урегулирован федеральным законом, то законодатель субъекта Российской Федерации не лишён был возможности установить оспариваемое правовое регулирование.
С таким выводом согласиться нельзя, поскольку в силу прямого указания федерального законодателя, содержащегося в части 12 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов является прерогативой соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации, а не законодателя субъекта Российской Федерации. При этом порядок и формы учёта о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств также отнесено к компетенции соответствующей избирательной комиссии.
Что же касается доводов прокурора о признании недействующей части 4 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-3 N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)", их Судебная коллегия полагает не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с названным положением Закона Республики Саха (Якутия) уполномоченный представитель по финансовым вопросам открывает и закрывает специальный счет фонда голосования по отзыву, распоряжается средствами фонда голосования по отзыву, ведет учет указанных средств, осуществляет контроль за их поступлением и расходованием, а также иные полномочия. Уполномоченный представитель имеет право подписи на платежных (расчетных) документах.
Суд в этой части решения разумно исходил из того, что установление правомочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам не тождественно порядку открытия, ведения и закрытия указанных счетов и касается правового статуса уполномоченного представителя по финансовым вопросам, в связи с чем его установление в законе субъекта Российской Федерации нельзя рассматривать как вторжение в компетенцию избирательной комиссии.
Кроме того, согласно статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-3 N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)" отзыв Главы Республики Саха (Якутия) проводится не только в соответствии с региональным законодательством, но и прежде всего в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проанализировав оспариваемое положение с нормами федерального законодательства, устанавливающими требования, предъявляемые к уполномоченному представителю по финансовым вопросам, приходит к выводу о том, что правовой статус уполномоченного представителя по финансовым вопросам по сравнению с тем, как это регламентировано федеральным законодателем, не изменён, напротив, оспариваемое положение по своей сути является воспроизведением, во всяком случае, части 3 статьи 49 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", и поэтому у суда нет оснований для признания оспариваемой нормы недействующей.
Других доводов, влекущих отмену решения суда первой инстанции, в апелляционном представлении не приводится.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2013 года в той части, в которой заместителю прокурора Республики Саха (Якутия) отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 11-15 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-3 N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)", отменить, приняв в этой части новое решение, которым заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 11-15 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-3 N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)" удовлетворить, признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу настоящего решения части 11-15 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-3 N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)".
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2013 года в той части, в которой заместителю прокурора Республики Саха (Якутия) отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 4 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1152-3 N 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)", оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2013 г. N 74-АПГ13-31
Текст определения официально опубликован не был