Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 сентября 2012 г. N 03-05-05-01/56
Вопрос: Наша организация получила государственную помощь, в виде субсидий на возмещение части (уже понесенных) затрат на уплату процентов по кредитам банков, полученных на финансирование расходов капитального характера, а также на возмещение части стоимости строительно-монтажных работ, включая стоимость оборудования, выполненных для возведения основных производственных фондов, включая объекты внутризаводской инфраструктуры.
Как отражается в бухгалтерском учете и отчетности организацией государственная помощь, полученная организацией в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов и на возмещение части стоимости строительно-монтажных работ, выполненных для возведения производственных объектов, в том числе внутризаводской инфраструктуры?
Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи" определено, что государственные субсидии, относящиеся к активам, представляются в отчете о финансовом положении либо путем отражения субсидии в качестве отложенного дохода (доходов будущих периодов), либо путем ее вычитания при определении балансовой стоимости актива. Может ли организация применять способ, закрепленный в международном стандарте, и признавать затраты на уплату процентов по кредитам, а также на возмещение части стоимости строительно-монтажных работ единовременно путем вычитания их при определении балансовой стоимости?
Не нарушит ли применение такого способа (с учетом разъяснений Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01) отражения государственных субсидий на порядок определения налоговой базы согласно ст. 375 НК РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел письмо об отражении в бухгалтерском учете государственных субсидий, предоставленных на возмещение части затрат на уплату процентов и стоимости строительно-монтажных работ для возведения строительных объектов и внутризаводской инфраструктуры и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со статьей 375 Кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, определено, что актив принимается в состав основных средств по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (пункты 26, 27 ПБУ 6/01).
Что касается государственных субсидий, то правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества), установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92-н.
В отношении признания затрат на уплату процентов по полученным кредитам и на возмещение строительно-монтажных работ в случае предоставления субсидии на возмещение части соответствующих затрат, которые были получены на приобретение, сооружение и (или) изготовление инвестиционного актива, обращаем внимание на Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 год (письмо Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01).
Согласно вышеназванным рекомендациям в случае предоставления лицу субсидии соответствующие затраты включаются в стоимость инвестиционного актива в сумме за минусом полученной субсидии.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.